На уроке в Салминской сельской школе дети раскрыли замечательный смысл слова "улица" - место "у лица дома". На сельской "школьной улице" Карелии 208 школ, 102 из них - средние, 81 - малокомплектная, 30 из них имеют всего одну-две учительницы, 34 - расположены в безработных деревнях и поневоле носят статус деревнеобразующих предприятий.
Что дороже: содержать маленькую школу или ввести сеть школьных автобусов? Проселочные дороги, погодные условия, квалификация водителей, дороговизна бензина, тех. обслуживание и очень большие расстояния не дадут экономии средств. А вот что дадут - большой вопрос, который может вырасти в огромную проблему.
На последнем педагогическом сельском сходе было предложено создать ассоциацию сельских школ, которые хотят перемен. Таких школ-"звездочек" у нас на селе - 97. Педагоги, директора совхозов, управляющие деревень волновались: "Главное, чтобы не было больше школьных кладбищ", ведь такое уже случалось в Карелии. Несколько лет назад было закрыто 210 сельских школ - они так и стоят: где покосившиеся, с забитыми окнами, где-то уже пепелища. В такой деревне не слышно детского гомона, там нет будущего.
Когда мы рассматриваем проблемы сельской школы отдельно от проблем деревни - мы делаем серьезную ошибку. Нам важно заниматься возрождением деревни всем миром, образованием всех деревенских жителей, дети и учителя могут быть преподавателями для малообразованных родителей.
Проблемы у деревни комплексные, они касаются прежде всего отсутствия экономики, управляемости, финансовой поддержки, физического и нравственного здоровья; необразованности оставшегося взрослого населения (более сильные бросили деревню), потери культуры и традиций, отсутствия цветов, песен, гордой кружевной изгороди возле дома. Отсутствия интереса к жизни, жизни ребенка, жизни растений, жизни стариков. Держат деревню только учителя и ученики, так как они не безработные.
Стремление нашего карельского министерства образования - чтобы в каждом населенном пункте, где есть дети, был и детский сад, и школа (возможно, где-то только начальная или школа-сад), может появиться система домашних учителей или воспитателей.
Первая задача - создать систему признания сельских школ. Обратить взор на каждую, осмыслить судьбу, перспективу каждой. Закрывать школу или не закрывать - должна решать не только власть, но и народ. При этом, если принимает решение сход, это означает, что он берет на себя и часть ответственности. Моделей обустройства школьного дела на селе может быть несколько, и чем больше и разнообразнее подходы, тем живучесть села крепче.
Полноценно оснастить сегодня все школы на селе современными и качественными кадрами, оборудованием невозможно. Есть предложение организовать систему так называемых "магнитных" сельских школ. "Магнитная" - то есть притягивающая к себе малокомплектные и малочисленные школочки своими возможностями, щедростью, неравнодушием. "Магнитная" школа - это центр образовательной волости, учебно-методическая лаборатория.
В этой школе организованы сельские фонды взаимопомощи. По нашим подсчетам, таких "магнитных" школ в республике будет более 60-ти, к этим школам министерство подберет столько же городских (продвинутых) школ из малых городов республики, таких как Кондопога, Костомукша, Сортавала, Сегежа, Кемь, Питкяранта; эти городские школы должны состояться как открытые институты, развивающие среды для учителей, детей сельских "магнитных" школ.
Образ "магнитной" школы, так характеризуется директорами сельских школ: притягательная, направляющая, перспективная, деятельная, щедрая, крепко стоящая на земле, удобно расположенная, заинтересованная в развитии окружающих ее школ, волостная методическая библиотека, центр взаимодействия педагогов, школа дополнительного образования деревенского детства, информационный центр с доступом в Интернет, центр медицинского обслуживания детей волости, центр одаренных детей волости, сердце образовательной волости, зеркало…
В каждом районе предполагается иметь Центральную школу под патронажем главы местного самоуправления. Эта школа выбирается местной администрацией среди самых мощных и в материально-техническом плане, и по кадровому составу. Центральная школа - межволостной образовательный центр с районной школьной библиотекой, районным информационным центром, медико-психолого-педагогической службой, районным попечительским советом и фондом развития районного образования. Социальными партнерами такой школы будут школы Петрозаводска и Москвы (с Москвой имеется серьезный договор о сотрудничестве), факультеты университета. Все это и многое другое позволит нам создать систему "дополнительного питания" сельской школы, объединить лучшие силы и ресурсы. Будем просить все офисы, которые расположены на селе, допускать лучших учеников к компьютерам, учить их компьютерной грамоте.
Как в кружеве каждый узелок и стежка имеют свой особый смысл, свою особую роль и место (в отличие от унифицированности всех узлов в рыболовной сети), так и в системе управления образованием каждое звено должно быть наделено своей собственной неповторимой миссией, своей конкретной функцией. В такой системе красота примиряет принципы предельной эмоциональности (т.е. максимальной энергичности) и предельной целесообразности (т.е. максимальной прагматичности и рациональности).
К такому пониманию вещей мы пришли не сразу. Сначала мы заключили в "рыболовную сеть" уравнительных отношений все больное в образовании, в надежде помочь ему стать здоровым. Этот путь оказался крайне затратным и малоэффективным.
Затем стали пристально разглядывать тоненькие паутинки инноваций, и за счет опережающего присвоения статусов и званий поддерживали ту структуру, которая называла себя экспериментальной. И так от "рыболовной сети" нас бросило к "запутанной паутинке", и вероятно, мы могли бы долго ходить там по кругу.
Затем мы сделали паузу - и поняли, что социальная политика - это, прежде всего, не помощь нуждающимся, а инвестиции в будущее; поняли, что образование уже не отрасль, а скорее форма общественной практики. Мы стали задумываться над понятием Со=держание.
Ведь всякое со=держание определяется, с одной стороны, некоторой предметностью (тем, что держат), а с другой - своей ориентацией на субъектов, совместно держащих эту предметность и совместно действующих относительно нее (тем, как держат). Так "рыболовная сеть" и "запутанная паутина" стали превращаться в "кружевное полотно", где узелки - образовательные учреждения, получившие общественное признание, в том числе школы-"звездочки". А ячейки этого полотна заполнены образовательными учреждениями, соседствующими со "звездочками", но при этом имеющие свое зерно, свой статус, свою идею.
Можно согласиться с одним из великих, что образовательный уклад школы - то, как она устроена, как управляется, как к ней относится общество, - это и есть со=держание образования.
Кружевное полотно - это не просто модель взаимосвязи и взаимоподдержки, источник и соучастия и сотрудничества, но, кроме того, и инструмент экономических отношений, способ изменения отношения людей к школе, детскому саду, к образованию вообще.
Вокруг "кружевного полотна" мы попытаемся создать плотное окружение социального партнерства. Есть идея: всем вместе - министерствам культуры, здравоохранения, сельского хозяйства, экономики, Петрозаводскому университету, институтам повышения квалификации организовать Открытый крестьянский университет для всех желающих жителей села по всему спектру образовательных возможностей.
Учитель, директор могут стать режиссерами и молодежных процессов, и жизнеутверждающих событий в деревне. Мы будем искать деньги, чтобы профинансировать дополнительную деятельность нашего педагога.
Народные чтения, народные дома, изба-читальня, восстановление быта, сельские сходы - в этом я вижу роль нашей государственной школы. Нам нужна школа народного календаря, агро-культурная, школа агро-образовательного сервиса, консалтинга. Нужен выпускник, получивший полное фермерское образование.
Школа может стать центром гражданской активности на селе, если в ее стенах будут обсуждаться вопросы изменения сельской жизни. Велика вероятность того, что именно в школе насущные проблемы села будут решаться успешно. Ведь сейчас на дискотеку в деревне модно приходить нетрезвым, а вот на школьный вечер до сих пор приходят прилично одетыми и с ясным взором.
Убеждена, что Школа не будет одинокой на селе, не будет усиливаться ее замкнутость, если директор разглядит тех самых деревенских "стариков", которые снискали авторитет своей житейской мудростью и безупречностью. Мы планируем в этом году провести педагогический сход крепких крестьянских домов. Районным управлениям образованием очень важно знать этих людей в лицо, так как опыт показывает, что к авторитетным людям прислушивается сельский сход, утихает и соглашается с их советами деревенское общество, и, возможно, семья, в которой растут дети.
В который раз задаю себе вопросы: "Что нужно сельской школе для ее благополучия?" Возможно - добрая, красивая, работящая деревня. Что нужно деревне от школы? Может быть, уважаемый учитель, небрезгливо относящийся к деревенскому укладу, доброе отношение к ребенку, уважение к родному языку - русскому, карельскому, вепсскому - как к образу жизни, совместная работа с семьей, маленькая теплая школа…
2003г.