Ребёнка, молодого человека, взрослого в сель¬ской местности нужно учить иному, иначе, чем в городе. Нужна образовательная система ресурсно обеспечивающая культуротворческую деятельность на земле. Потребуется преодолеть межведомственные барьеры, установить взаимодействие с учреждениями и предприятиями других отраслей
Аннотация: Ребёнка, молодого человека, взрослого в сель¬ской местности нужно учить иному, иначе, чем в городе. Нужна образовательная система ресурсно обеспечивающая культуротворческую деятельность на земле. Потребуется преодолеть межведомственные барьеры, установить взаимодействие с учреждениями и предприятиями других отраслей
Доклад 10.
Халюта З., Булгакова Е., Фёдорова В.
Школа и местное сообщество на селе. Опыт Нововаршавки
Если в малых деревнях закрываются детские сады, школы, клубы и библиотеки, население лишается всякой культурной, образовательной и социально-педагогической поддержки. Формальная, непродуманная, без учёта местных условий «реструктуризация сети сельских школ» и особенно - «нормативно-подушевое финансирование» часто ведут к тому, что сельская школа закрывается, а поскольку школа - культурный центр села, село умирает. Тем ценнее опыт тех муниципалитетов, где реструктуризацию ведут грамотно, осторожно, проверяя каждый шаг. Здесь, как в медицине, главный принцип: «Не навреди!».
Одинаковых школ, как известно, не бывает. В зависимости от условий каждая из ниш решает свои задачи. Естественно, что и критерии оценки деятельности каждой школы должны учитывать эти условия. На фоне сложившейся в селе социально-экономичен кой ситуации весьма банальным выглядит сегодня подход к оценке эффективности школы по итоговым показателям «по овладению учащимися основными умениями и навыками» или проценту успешно сдавших экзамены выпускников.
Безусловно, одним из главных условий хорошей сельской школы остаётся качество знаний учащихся и их успехи при продолжении учёбы, но часто это превращается в самоцель, достижение которой навсегда отвращает успешного в учёбе ученика от деревенского образа жизни и даёт окончившим школу молодым людям возможность вырваться из непрестижной сельской реальности и, окончив вуз, остаться в городе, где больше шансов иметь стабильную работу с заработной платой, обеспечивающей достойную жизнь, и в полной мере можно удовлетворить свои потребности в медицинских, образовательных, бытовых и других услугах.
«Ну и пусть едут - не за границу же, это ведь тоже Россия», - скажут многие и будут отчасти правы. Да, сегодня многие сельские школы могут гордиться, что в их стенах учились именитые люди области, России, успешные и самодостаточные. Но сколько их в сравнении с теми неустроенными, переселившимися в город или остающимися в селе и не знающими, куда себя деть?
И что происходит с селом, с самой школой в результате такого «государственного» подхода?
Выходит, что вся образовательная система муниципалитета работает в основном на тех немногих, кто пополняй интеллектуальную элиту региона или России в целом? А как же тогда с теми, кто остаётся верен своим корням, кто выбрал деревню для жительства: как школа сегодня учит их решать нелёгкие проблемы сельской жизни, какие нравственные ценности прививает? И как вообще насчёт ответственности, гражданской зрелости выпускников, любви к малой Родине, о которых много говорят и много написано в программных документах по модернизации, но, как только дело доходит до оценки качества деятельности школы, всё сводится к пресловутым тестам, одинаковым для всех школ?
Радует, что о компетентностном подходе теперь много говорят и пишут, но, к великому сожалению, большинство педагогов до сих пор имеют смутное представление о том, как формировать компетентность при существующих образовательных стандартах и ЕГЭ, который предусматривает лишь проверку качества знаний, умений и навыков учащихся в конкретной образовательной области, а не уровень овладения ключевыми компетентностями, которые тоже должен формировать учитель средствами своего предмета.
«Мне программу нужно выполнять, детей к ЕГЭ готовить, а вы отвлекаете со своими компетентностями» - эту фразу часто износят учителя-предметники и в данной ситуации, возможно, они правы: экзамены по предмету - это неотвратимая реальность, которая в школьной практике встречается довольно часто, но не всегда может быть востребована жизнью. Нельзя забывать, что уровень овладения ключевыми компетентностями - тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить...
Педагоги школ Нововаршавского района изучали социально-педагогическую ситуацию в своих поселениях. Итоги работы были подведены на семинаре-совещании директоров школ и глав сельских администраций. Участники семинара пытались понять, что можно сделать на уровне муниципалитета для системы образования и поселения в целом. Удалось выявить общие условия и тенденции, характерные для деятельности всех образовательных учреждений, не учитывая которые, можно не сохранить школу, а значит - не сохранить село.
В районе (из 27 608 человек) молодёжь до 30 лет составляет 5 378 человек. Пенсионеров - 4 290. Такая картина по муниципалитету в целом, и по отдельным поселениям.
Есть поселения, в которых детей дошкольного и школьного возраста уже менее 15%, а число людей пенсионного и предпенсионного возраста значительно превышает число людей активного возраста. Очевидны тенденции к старению села (к сожалению, такое же положение в сельских поселениях в нашей стране почти везде). Лишённые государственной поддержки и необходимой информации, сельские жители испытывают чувство заброшенности и безнадёжности. Особенно тяжело переживают они за будущее своих детей, молодых людей, наиболее успешные из которых вырываются в город, оставляя родителей доживать свой век в неперспективной деревне.
Образовательный уровень населения
Из деревни люди более образованные в большинстве своём уезжали всегда: чтобы заниматься тяжёлым крестьянским трудом, институтов заканчивать было не нужно; для получения хороших урожаев достаточно было приложить физические усилия, подкрепив их жизненным опытом и хозяйской смекалкой, да ещё чтобы погодные условия и другие стихийные бедствия не подводили...
Одно время хорошим стимулом к успешной учёбе была фраза-угроза, которую часто повторяли родители (а порой и некоторые учителя) своим нерадивым к учению детям: «Будешь плохо учиться, останешься в деревне быкам хвосты крутить (другой вариант: коров доить)...»
В 40-е, 50-е годы большинство сельских выпускников, оканчивающих среднюю школу, стремились поступить (и поступали) в высшие учебные заведения. Единицы из них затем возвращались в село квалифицированными специалистами, и это всех вполне устраивало, так как административный аппарат был небольшой, и селу в первую очередь требовались рабочие кадры: механизаторы, животноводы, полеводы, строители. В шестидесятые-восьмидесятые годы даже движения появились: «Всем классом на ферму!», «Из школьного класса - в рабочий класс», «Окончим школу - останемся дома - нужна наша помощь колхозу родному»...
Сельская интеллигенция была представлена в лучшем случае 8-10 главными специалистами сельского хозяйства и 10-12 учителями средней школы с высшим образованием. На отделениях же хозяйств на всю деревню с высшим образованием были один-два человека, а то и вовсе никого.
Сельская жизнь текла размеренно и относительно спокойно. Экономика развивалась планово, люди свято верили, что «система социалистического хозяйствования самая справедливая в мире», и жили, уверенные в завтрашнем дне, строя коммунистическое будущее...
Экономический хаос, начавшийся в стране, поставил деревню на грань выживания. И выжили те, кто благодаря своему интеллектуальному потенциалу (в первую очередь!) в сложнейших условиях экономической, политической и социальной разбалансированности сумел грамотно оценить ситуацию и найти механизмы не только её стабилизации, но и значительных позитивных изменений.
Сегодня мы понимаем, что никто за нас наши местные проблемы решать не будет. Согласно Уставу муниципального образования «Нововаршавский район» органам местного самоуправления муниципалитета и отдельных поселений (на его территории), передаются широкие государственные полномочия в решении вопросов местного значения, которые осуществляются за счёт субвенций из средств соответствующих бюджетов. Кроме того, они «вправе принимать решение об использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае, если это использование ведёт к увеличению социальной защищённости населения, либо к улучшению качества предоставляемых услуг» (ст. 4, п. 3 Устава).
Устав предполагает широкое участие населения в местном самоуправлении: в местных референдумах, муниципальных выборах, правотворческих инициативных группах граждан, публичных слушаниях, собраниях, конференциях, опросах... Но их эффективность напрямую зависит от образовательного уровня (в том числе от функциональной грамотности) населения: от того, насколько граждане компетентны в социальных, экономических, правовых, экологических и других вопросах, от того, каковы их жизненные ценности и приоритеты и насколько они готовы принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Поэтому лозунг «Качество образования - это качество нашей жизни» приобретает ещё более конкретное содержание и смысл. И если верны слова о том, что мощь и силу государства во многом определяет система образования (причём проблемы образования - это проблемы общества), то эту же формулу можно перенести и на систему образования отдельного муниципалитета и даже конкретного поселения: как учим - так и живём, чему учим - то и получаем...
Более того, изучая проблемы сельской школы, мы пришли к выводу: для полноценной жизни и успешной работы в селе местным жителям мало обычного школьного и даже вузовского образования. Ребёнка, молодого человека, взрослого в сельской местности нужно учить иному, иначе, чем в городе. Нужна целостная образовательная система на селе, направленная не только на выравнивание образовательных возможностей сельских и городских жителей, на разрешение наиболее острых социально-образовательных проблем сельского социума. Это должна быть система, ресурсно обеспечивающая культуротворческую деятельность на земле. Поэтому в связи с особенностями стоящих перед школой задачнеобходимо преодолеть межведомственные барьеры, установить взаимодействие с учреждениями и предприятиями других отраслей.
Трудовая занятость населения
В том, что только труд (физический, интеллектуальный, творческий) - основа нашего благополучия, не сомневается никто. Сложная социально-экономическая ситуация на территории поселений муниципалитета, с одной стороны, требует более основательной подготовки подрастающего поколения к успешной жизни и труду в сельской местности; с другой стороны - предлагает немал примеров из реальной жизни, когда люди активного возраста (иногда целые семьи) не работают годами. Они потеряли работу ещё в период острого кризиса в аграрном секторе, когда разорились многие сельхозтоваропроизводители, а когда ситуация стала несколько стабилизироваться, не смогли устроиться на работу.
Некоторые из них пополнили категорию населения, которая нигде не работает, живёт, перебиваясь случайными заработками (кому огород вскопать, кому дрова наколоть и т.п.) и на дивиденды с земли, полученной в личное пользование при разделе земли и сданной в аренду расторопному местному фермеру.
Естественно, что в связи с обнищанием и утратой привычки ежедневно трудиться падает общая культура этой части населения.
Сельчане, не занятые в производственной или какой-либо другой сфере деятельности, трудятся на личном подворье, занимаются подсобным хозяйством, поставляя на местный рынок излишки мяса, молока, яиц и другой продукции.
Это настоящие крестьяне, трудолюбивые, хозяйственные, ни на кого, кроме себя, не надеющиеся, всё просчитывающие и взвешивающие и поэтому получающие неплохую прибыль. Есть на селе и так называемый теневой бизнес, нигде не зарегистрированный и укрывающийся от налогов.
Несмотря на некоторые положительные тенденции в социально-экономической ситуации на селе, данные о трудовой занятости населения на территории поселений оптимизма не вызывают, так как значительная часть жителей села работы не имеет. При этом надо учесть, что число зарегистрированных безработных явно не совпадает с реальным положением дел на местах...
Понимая значительную роль внешней среды, в которой живут сегодняшние сельские школьники и которая также является частью содержания их «образовывания» вне школьного пространства, мы считаем, что сельская школа обязана делать всё для созидательного преобразования этой среды, чтобы её воздействие не было губительным, чтобы провозглашаемые в стенах школы ценности имели множество подтверждающих их примеров в реальной жизни села.
Поэтому сельская школа должна разворачивать свою образовательную деятельность в социуме, оказывать социально-педагогические услуги различным категориям сельского населения, инициировать создание сельских сообществ для совместного решения наиболее острых социально-культурных проблем деревни. Кроме неё, этого не сделает никто...
Есть ещё одна статистика, которая также особого оптимизма не вызывает: резкое сокращение рождаемости, вызванное снижением уровня жизни людей, отразилось и на системе образования. В последние десять лет уменьшается число учащихся во всех поселениях Нововаршавского муниципального образования. Эта тенденция, вероятно, будет сохраняться и в дальнейшем.
Число учеников в школах района к 2012 году в сравнении с 2005 сократится более чем на 1000 человек. Село явно стареет, и если эта тенденция будет сохраняться в ближайшие 15-20 лет, последствия для многих поселений могут принять необратимый характер: брошенные производственные сооружения, пустующие дома, никому не нужные школы и детские сады, заросшие сорняком некогда цветущие поля и сады... и доживающие на фоне этой безрадостной картины остаток своей жизни старики. Так и происходит на отдельных территориях, даже название поэтическое придумали - «трагедия умирающих деревень»...
Возрастной состав педагогов в муниципальных школах
Сегодня самая многочисленная по возрастному составу группа педагогов - от 40 до 50 лет (35%). Пятую часть всего педагогического коллектива района составляют люди предпенсионного возраста - от 50 лет и старше. В эти две группы входят опытные профессионалы, и это прекрасно... Но другая сторона медали менее радужная: число молодых педагогов в возрасте до 30 лет составляет всего 15%, что, в сравнении с работающими ветеранами педагогического труда, меньше почти в 4 раза! Без особого труда можно понять, что такое соотношение не обеспечит стабильную кадровую ситуацию в образовании, тем более, что за последние пять лет в неё пришли считанные единицы молодых специалистов. Даже с учётом существенного сокращения числа учащихся (за семь лет на четверть) при уходе на пенсию педагогов, достигших пенсионного возраста, число работающих учителей уменьшится на треть, что будет явно недостаточным. Приведённые цифры свидетельствуют о непопулярности профессии педагога среди молодёжи, психологической и профессиональной неготовности выпускников педвузов к работе в сельской местности - с одной стороны, и с другой стороны - несерьёзном отношении местной власти к вопросам повышения престижа и социального статуса педагогов.
Роль системы муниципального образования в развитии поселений
Смысл качества образования и система его оценивания стали особенно актуальными для сельской образовательной среды в связи с введением Федерального закона о новых принципах организации местного самоуправления на территории сельских администраций.
Развитие муниципальных поселений предполагает изменение укладности жизни села: новые экономические отношения, востребованность новых для села компетентностей, появление социальных новаций.
Эти изменения невозможны без развития муниципальной системы образования. Новая поселенческая структура будет успешной только при новом социальном статусе сельской школы - как культурно-образовательного центра села. Социальная активность детей и родителей, их способность интегрироваться в сферу новых отношений (производственных, культурных, экономических) потребует нового содержания образования, а следовательно, и новой системы оценки качества образования.
Особенности образовательной среды Нововаршавского района таковы:
• непрерывная профессиональная система на территории села: училище - колледж - университет;
• музейная сеть сельских школ (десять музеев действующих и два в стадии становления);
• инновационная система образования: на территории района действует одна федеральная экспериментальная площадка (Нововаршавская гимназия), одна областная (Славянский образовательный центр), четыре муниципальные экспериментальные площадки (Большегривская, Ермаковская, Победовская, Черлакская средние общеобразовательные школы);
• лаборатория сельских школ на базе Нововаршавской гимназии;
• новое содержание образования, новая воспитательная система, ориентированные на сельский образ жизни, на формирование нового сельского уклада (учебные программы, планы, курсы, учебно-методические пособия, учебники); широко используемые возможности для проявления инициативы родителей; участие в учебно-социальном проектировании и реализации проектов школьников, родителей, сельчан.
Благодаря (а может быть, по причине) десятилетиями сложившейся практике оценивания эффективности деятельности любого общеобразовательного учреждения, в том числе и на территории нашего муниципального образования, большинство школ ориентируются на выпускные экзамены и на высокий процент выпускников, преодолевших этот рубеж. Чтобы иметь более высокие показатели, некоторые педагогические коллективы идут на жёсткий отбор в старшие классы, гордятся и считают свою миссию выполненной, если достигнуты сравнительно высокие результаты на выпускных экзаменах. Однако далеко не всегда школьная шкала успеваемости наших выпускников совпадает с их жизненной шкалой успешности. Ещё реже этот «высокий» результат положительно влияет на качество жизни на территории поселения.
Возникает закономерный вопрос: в чём инвестиционная привлекательность для органов местного самоуправления деятельности таких школ? Что конкретно будут иметь поселения от выполнения образовательных программ школ, если их лучшие выпускники, которые могли бы улучшить качество жизни, из села уезжают?
Не отвергая традиционных приоритетов в оценке деятельности школ, таких как качество знаний, умений и навыков учащихся по конкретным образовательным областям, условия для их саморазвития и самосовершенствования, социальное и физического здоровья, мы считаем, одним из главных показателей хорошев сельской школы должны быть результаты её деятельности по укоренению выпускников в сельском образе жизни. При этом она должна идти в ногу со временем, учиться в ней должно быть интересно, а по уровню знаний сельские школьники не должны уступать городским. Поэтому государство, региональная власть, органы местного самоуправления должны понимать, что инвестировать в образование сельских детей - это значит вкладывать в тех, кто завтра будет трудиться в сельском хозяйстве, кто, как не раз бывало в нашей истории, даст новый импульс к подъёму и процветанию страны.
В связи с этим весьма полезно вспомнить об огромном значении трудового движения школьников, которое там же должно стать частью хорошей сельской школы. Это прекрасная разносторонняя деятельность: овладев ею, сельские школьники учатся трудиться, управлять, заниматься научной работой, исследовать, проектировать, строить отношения в коллективе. Именно в разнообразной практической деятельности они приобретают реальный багаж, называемый ключевыми компетентностями, от объёма которого и будет зависеть их дальнейшая судьба, судьба поселения. Кто-то из них свяжет свою карьеру с работой на благо региона, России в целом, и мы по праву всегда гордимся такими выпускниками...
В сельской школе должны быть созданы условия для включения школьников в систему трудовых и экономически отношений взрослых, для культивирования менталитета созидателя, а не потребителя, патриота своей земли, а не Ивана, не помнящего родства...
Исходя из этого, об эффективности деятельности образовательных учреждений на территории поселения можно судить по таким показателям:
- уровень образования населения на территории муниципального образования (старше 15 лет);
- самодостаточность и востребованность образовательной системы района (получение образования);
- рациональное использование учебных площадей;
- уровень научного потенциала образовательной среды района; расходы на одного ребёнка (региональное и муниципальное финансирование);
- развитость и эффективность сферы образовательных услуг;
- обеспечение обязательности основного общего образования; обеспечение сохранения здоровья детей;
- учебно-методическое и научно-методическое обеспечение качественного образования;
- организация информационно-аналитической деятельности; безопасность жизнедеятельности районе;
- занятость населения общественно-полезным трудом и способность чётко реагировать на социально-экономические вменения;
- способность обеспечить культурно-образовательную среду проживания (библиотеки, Интернет, художественная самодеятельность, благоустройство поселений, музеи...).
Образование и местное самоуправление
2006 год - год начала реализации федерального закона, основанного на новых принципах организации местного самоуправления. Меняется нормативно-правовое обеспечение функционирования региональных и муниципальных систем образования, определены компетенции «сфере образования на уровне сельских поселений, муниципальных районов и городских округов, а также на уровне субъектов Федерации.
Определены границы ответственности за вопросы, которые призваны решать сами поселения в сфере образования. На самом деле все они сводятся к одному - содействию. На полтора десятка последних лет школу оставили один на один с огромным набором проблем, которые ей никогда не решить без поддержки местного сообщества. Уже давно нет строки расходов в сельских администрациях на образование; распавшиеся системы взаимодействия школ с хозяйствующими субъектами напрямую зависят от того, как работает хозяйство: а если оно банкрот, а если само концы с концами не сводит, а если руководство ставит для себя цели, никак не ориентированные на нужды местной сельской школы?
Сельские школы, претендующие на статус школы как культурно-образовательного центра села, на этом переходном этапе разграничения ответственности должны быть очень заинтересованы в том, чтобы не поступиться тем, что было ценного наработано в образовательной стратегии сельской школы для качественных изменений в сельском укладе на основе консолидации всех позитивных сил местного сообщества.
Если культура призвана стать (по закону) организующей силой, так как её функции переданы на поселенческий уровень (библиотечное обслуживание, сохранение объектов культурного наследия, массовый отдых населения...), то какие функции для своего поселения должна выполнять сельская школа?
Зная реальное состояние дел в поселениях: чем живут селяне, где трудятся, какие планы для своих детей строят - можно с уверенностью сказать, что процесс самоорганизации жизнедеятельности местного сообщества очень сложен и длителен, так как бывшее сообщество сельских жителей в большинстве своём уже давно разобщено грузом социально-экономических проблем последних 15 лет. Оптимизировать эти процессы могут люди, которые уверены в том, что перемены к лучшему возможны, и знают, как их осуществить. Но таких людей среди стареющего населения в сёлах нет. (Мы говорим о тысячах поселений, где есть типичные основные общие школы с небольшим контингентом детей, а значит, и с небольшим количеством трудоспособного населения.)
И всё же роль образования, как системы, на данном этапе очень весома, если рассматривать его как процесс, который непосредственно связан с реальными жизненными изменениями. Закон об организации местного самоуправления и недавно принятые уставы муниципальных образований ставят образовательные задачи, решение которых позволит местному сообществу на деле увидеть качественные изменения жизни поселений.
Как муниципальная образовательная территория, где уже в течение семи лет успешно развивается федеральный эксперимент по проблеме «Сельская школа как культурно-образовательный центр», мы предложили своим школам разработать образовательную программу поселений и далее приводим рекомендации, как это можно сделать.
Образовательная программа поселения - рекомендации разработчикам
Образовательная программа поселения (ОПП) - это программа новой, выходящей за пределы школы образовательной деятельности, ориентированной на выработку новых образовательных целей и задач и развитие нового образовательного пространства. Она представляет собой некую рамку, с помощью которой поддерживается эта деятельность, обеспечивается её продуктивность и конструктивность.
Основание и принципы построения образовательной программы поселения.
• Принцип деятельностности, предполагающий разработку ОПП с учётом трёх позиций:
— образовательная программа поселения должна быть деятельностной по своему происхождению. Это означает, что она должна стать механизмом разрешения противоречий, возникающих в результате деятельности школы и имеющих экономико-социальную направленность;
— образовательная программа поселения должна быть деятельностной по способу реализации, что предполагает соорганизацию и интеграцию всех, кто проживает на территории поселения и заинтересован в его развитии;
— образовательная программа поселения должна быть деятельностной по достигнутым результатам, что предусматривает улучшение социально-экономических показателей в развитии поселения.
• Принцип осмысления оснований новой образовательной деятельности, который предполагает постановку перед разработчиками вопросов: насколько эта деятельность нова? Насколько она содержательна по своей новизне? Какие она формирует отношения между субъектами? Какие новые способы и средства используются для её реализации? По каким критериям будет оцениваться эта деятельность?
• Принцип ценностных ориентиров как условие эффективной реализации образовательной программы поселения. Он предусматривает смену ценностных оснований деятельности. Приоритетными ценностями становятся: свобода самоопределения растущего человека, его гражданское и нравственное становление, овладение ключевыми компетентностями, позволяющими действовать в меняющихся условиях современного мира.
• Принцип рефлексивного анализа и мониторинга, предусматривающий наличие критериев, по которым устанавливается соответствие достигаемых результатов целям и задачам образовательной программы, способам и средствам их достижения, перспективам развития поселения. На основе этого принципа отслеживаются те неожиданные эффекты и новые проблемы, которые возникают при реализации программы.
Примерные критерии реализации программы могут быть следующими:
— возникновение новых видов деятельности;
— становление новых образовательных потребностей граждан;
— изменение социальной позиции педагога;
— наличие перспективы развития поселения;
— появление новых механизмов управления программой;
— использование новых источников финансирования ОПП и т.д.
• Принцип исследования и проектирования, основополагающий при разработке ОПП, так как предполагаемая деятельность - это новое явление, требующее от разработчиков критического!
мышления для пошагового выстраивания своих действий.
• Принцип создания новой нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов образовательного пространства поселения.
• Принцип создания новых экономических механизмов для реализации ОПП, предусматривающий договорные отношения с родителями, хозяйствующий ми субъектами, представителями бизнеса, власти и т.д.
Структура образовательной программы
• Анализ социокультурной ситуации на территории поселения: выявление противоречий между качеством жизни на территории поселения и целями школы: определение проблематики.
• Концепция построения программы включает её цели и задачи; формулирование ведущих идей, положенных в основу программы; выбор ценностных ориентиров; определение основных принципов построения программы.
• Определение содержания программы: представление о реальных образовательных эффектах в результате реализации программы; выбор способа и средств реализации программы; предложение образовательных результатов; разработка модели нового уклада жизни школы, села; разработка прочих действий.
Возможные направления новой образовательной деятельности
Создание единого образовательного пространства, объединяющего учебную внеучебную деятельность, ориентация а событийность школьно-сельской жизни.
Организация различных форм сетевого взаимодействия образовательных проектов как инновационно-образовательного метапространства (образовательные программы, ориентированные а социально значимую деятельность; образовательные программы, связанные музейной деятельностью, образовательные программы, направленные на создание культурно-образовательных центров и т.д.)
Развитие физического, нравственного, психологического здоровья жителей на территории поселения. Создание безопасной среды проживания на территории поселения.
Построение коммуникативных отношений между субъектами образовательного пространства поселений. Построение эффективных коммуникативных средств как пространства развития личности.
Организация внешкольного образовательного пространства с выходом образовательной деятельности в социум.
Культурологическая и этнографическая направленность (культура как способ мироощущения, как созидательное отношение к жизни).
Управление новыми образовательными процессами.
Такой подход к консолидации усилий работников образования на муниципальном уровне позволяет выстроить стратегические линии развития поселенческих школ и местного сообщества.
Муниципальная целевая образовательная программа «Дети Нововаршавского района»
Программа «Дети Нововаршавского района» разработана в соответствии с Программой социально-экономического развития района на 2006-2008 гг.
В районе проживает 5 500 детей до 18 лет. В образовательных учреждениях учатся 4 135 учащихся и 784 детей дошкольного возраста. Очевидна необходимость взвешенной профориентационной работы среди школьников при заинтересованном участии их родителей, руководителей хозяйств, учреждений и организаций, кадровых служб района, глав сельских администраций, так как с переходом на новые формы организации жизнедеятельности местного сообщества (Федеральный закон № 131) кадровая ситуация в поселении будет определять условия его выживания, стабилизации и развития.
Реализация программы позволит консолидировать все возможные ресурсы и усилия (финансовые, моральные, кадровые, управленческие) для развития сельских детей.
Программа ориентирована на воспитание у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешно реализовываться в обществе, в семье, адаптироваться на рынке труда; сохранение и развитие общественной системы дополнительного образования; создание условий для совершенствования информационной сельской среды; поддержку инновационной и экспериментальной деятельности в образовании, направленной на становление, сохранение и развитие сельского образа жизни.
Технико-экономическое обоснование Программы
Программа «Дети Нововаршавского района» включает подпрограммы «Здоровый образ жизни», «Информационный мир сельского ребёнка», «Трудный подросток», «Общественно-полезная занятость детей и их родителей», образовательные программы поселений «Уклад школы - уклад села», «Занятость общественно-полезным трудом», «Одарённые дети», «Опекаемые дети, дети-инвалиды», «Муниципальная инновационная школа», «Безопасная школа» и т.д.
Создаётся информационная поддержка реализуемой поэтапно программы, что позволит включать в воспитательное взаимодействие все слои сельского населения. Средства на реализацию программы одновременно становятся инвестицией в завтрашний день наших поселений.
Объём и источники финансирования Программы
Реализация мероприятий программы осуществляется за счёт средств муниципального бюджета, областного, спонсорских и благотворительных средств. Общий объём финансирования в 2006-2008 годах составляет 54172,9 тыс. рублей. (в том числе за счёт средств муниципального бюджета 32 636,9; за счёт средств областного бюджета 12 200; за счёт спонсорских и благотворительных средств 9 343 тыс. руб.)
Заказчик и соисполнители программы
Заказчик программы - администрация муниципального образования «Нововаршавский район».
Исполнитель: Комитет по образованию и связям с профессиональной школой.
Соисполнители: Комитет по молодёжной политике, центральная районная больница, районный отдел внутренних дел, социальный отдел, центр занятости населения.
Прогнозируемые результаты, реализации Программы
Осуществление комплексных мер, предусмотренных муниципальной образовательной Программой, позволяет:
• создать эффективно действующую систему муниципального образования в районе;
• улучшить качество жизни детей поселений, обеспечив:
— безопасные условия проживания;
— расширенную сеть образовательных услуг;
— возможности для самореализации в проектной, исследовательской, творческой, спортивной деятельности;
— устойчивые привычки к здоровому образу жизни;
— расширенные контакты со сверстниками района и области, с учёными областного центра;
— единое муниципальное информационно-образовательное пространство;
— укоренение позитивных направлений в развитии уклада сельской жизни (культура труда, быта, досуга);
• обеспечить инвестиционную привлекательность муниципальной образовательной системы, в том числе поселенческих образовательных систем;
• повысить ответственность родителей и детей за укрепление своего здоровья;
• сократить количество противоправных поступков среди несовершеннолетних;
• стабилизировать обстановку в районе по межведомственному взаимодействию в работе с опекаемыми семьями, предотвратить рост количества детей, попадающих в трудную жизненную ситуацию.
Основным социально-образовательным результатом реализации Программы станет гражданская ответственность наших детей и молодёжи за судьбу малой родины, своих родных и близких, жизнеспособность, уверенность в завтрашнем дне.