В основе нашего эксперимента лежит положение о том, что субъектом гарантий конституционного права граждан на образование выступает не отдельная сельская школа, а система образования района. Такое смещение акцента позволяет развязать чрезвычайно сложную проблему качества обучения в сельской местности и учета индивидуальных особенностей и интересов детей.
Основные причины, препятствующие дифференциации учебного процесса в сельской школе известны: недостаток педагогов соответствующей квалификации, слабая материальная база и ограниченность ресурсов. В каждой отдельной школе эти причины становятся непреодолимы. Но изменив подход к решению проблемы, ее оказывается вполне возможно решить в масштабе образовательной системы района.
С этой целью с сентября 2002 года в Ставищенском районе была создана районная очнозаочная разнопрофильная школа. Она выступает как образовательный модуль, обеспечивающий дополнительное углубленное изучение учебных дисциплин в основной школе.
Открытию школы предшествовал серьезный анализ образовательных запросов учеников сельских школ и их родителей. В результате было создано 47 межшкольных факультативов для учеников 7-9 классов сельских школ по 15 учебным дисциплинам.
Рабочий учебный план очно-заочной школы включил 140 часов еженедельно. Занятия посещают 465 учеников, что составляет примерно 30% детей этого возраста. Руководителями факультативов приглашены лучшие преподаватели района.
Благодаря освоению проектно-модульной системы организации образования, небольшой сельский район получил в свое распоряжение систему общего образования, которую мог себе позволить только достаточно большой город.
Итак, очно-заочная школа представляет собой совокупность межшкольных факультативов и курсов по выбору, организованных на базе тех общеобразовательных школ района, которые имеют достаточную материальную базу, высококвалифицированных специалистов и, как правило, старшую профильную школу.
Для создания межшкольных факультативов и курсов по выбору используются часы вариативной части рабочих учебных планов общеобразовательных школ района по просьбе их педагогических советов.
Объем учебного плана очно-заочной школы, перечень учебных предметов, персональный состав руководителей межшкольных факультативов и курсов по выбору определяется отделом образования и оформляется соответствующим приказом.
Сеть межшкольных факультативов и курсов по выбору создается на основе анализа образовательных запросов учеников и их родителей, предложений педагогов и образовательных учреждений. Ежегодно к 15 сентября обобщенную информацию об этом подает в отдел образования Центр социально-педагогической диагностики и мониторинга.
Учеба в заочной форме (самостоятельное выполнение заданий) занимает меньшую часть времени обучения в ОЗШ. Больше 50% учебного времени дети занимаются в очной форме (занятия в группах и индивидуальные консультации).
Продолжительность групповых занятий - 45 минут. В один день может проводиться до трех занятий. Групповые занятия, как правило, проводятся в выходные дни или во время каникул.
Обучение ведется по авторским программам, проходящим экспертизу в районном методическом кабинете.
Кроме учебных занятий широко практикуется проведение конкурсов, олимпиад, выставок, семинаров, ученических конференций.
Учеников зачисляют в очно-заочную школу на основе устного или письменного заявления родителей. После этого составляют списки групп того или иного межшкольного факультатива.
Перед зачислением учеников проводятся тестирования, собеседования и иная дополнительная работа с целью изучения их мотивации к обучению и возможностей учиться в той или иной группе. На основе полученной информации ребятам рекомендуют образовательные учреждения и факультативы, которые могут наиболее полно удовлетворить их запросы.
Хотя общее руководство очно-заочной школой - прерогатива отдела образования, непосредственное управление осуществляет совет очно-заочной школы, в состав которого входят делегированные педагогическими советами представители образовательных заведений, где действуют межшкольные факультативы и курсы по выбору. Работу совета школы координирует ее глава, которого назначает отдел образования.
Решения совета очно-заочной школы (в пределах его компетенции) обязательны для выполнения всеми участниками образовательного процесса и оформляются приказом отдела образования.
При райметодкабинете создается районное методическое объединение руководителей межшкольных факультативов и курсов по выбору, действующее на основе собственного плана работы.
Финансирование очно-заочной школы осуществляется как за счет бюджетных средств, выделенных на содержание образования района, так и внебюджетных. Для организации работы используется имеющаяся материальная база учебных заведений и иных учреждений по их согласию. По желанию родителей могут создаваться платные межшкольные факультативы и курсы по выбору.
Cложившиеся возможности районного методического кабинета ограничены нормами функционирования в стабильных образовательных системах, которые не меняются во времени.
Отказавшись от жестких управленческих схем с заранее установленными нормативами финансирования, нам нужно было разработать такую управленческую технологию, которая бы естественно соединяла в себе черты как целевого, ситуационного, так и системного подходов; обеспечивала выполнение не только постоянных традиционных задач, но и эффективно решала новые возникающие проблемы.
Такими чертами обладает проектно-модульный подход к управлению образовательными системами, который отрабатывается в нашем районе.
Суть его в следующем. Для постоянных задач обеспечения районного образования создаются функциональные модули - а для решения целостных проблем, возникающих перед системой в целом, реализуются специальные целевые проекты, ограниченные во времени.
Функциональный модуль выступает частью или структурным подразделением общей системы, обеспечивающей выполнение определенной работы или нескольких видов работ.
Каждый комплекс предполагает свое кадровое, информационно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение; в его структуре обязательно существует нормативно-организационный комплекс. Нормативно-правовая база находит свое отражение в положении о данном модуле и организационно обеспечивается приказами, распоряжениями, расписанием работы.
В нашем районе роль функциональных модулей стали выполнять четыре центра:
- центр социально-педагогической и психологической диагностики и мониторинга;
- центр логопедической помощи;
- методический центр;
- информационный центр.
Необходимость создания таких центров обусловлена, в том числе, ограниченностью ресурсной базы в сельских районах. Во-первых, трудно считать рациональным содержание в каждой сельской школе социолога, логопеда, психолога. Лучше обладать консультативным и координационным центрами, которые смогут на высоком уровне предоставлять нужные сегодня школам услуги (иногда и за определенную плату). С развитием информационных компьютерных сетей будут развиваться сервисные службы в образовании. Но уже сегодня возможно, например, воплощать этот подход через систему факсимильной связи; это достаточно выгодно в пределах одного района.
Во-вторых, содержание центров как отдельных учреждений требует значительных затрат. Планируется, что центры районного методкабинета, при необходимости, на собственной базе будут создавать дополнительные службы, смогут исполнять и иные функции. Например, центр социально-педагогической диагностики и мониторинга может развертывать в последние месяцы учебного года службу тестирования с целью независимой оценки знаний учеников, и выдавать желающим выпускникам школ соответствующие сертификаты (которые, по согласованию, могут учитываться высшими учебными заведениями). Для развития центров целесообразно использовать и бюджетные, и внебюджетные средства. Итак:
Центр социально-педагогической и психологической диагностики и мониторинга организует психологическую помощь детям, консультирует педагогов и родителей, выявляет психолого-педагогические условия и возможности эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Центр разрабатывает, апробирует и осваивает новые образовательные технологии и системы, поддерживает перспективный педагогический опыт. И в тесной связи с этими переменами в практике совершенствует управление учебными заведениями и организацию методической работы.
Центр логопедической помощи организует логопедическую помощь детям, изучает условия обучения, консультирует педагогов и родителей.
Методический центр (состоящий из секторов дошкольного, общего среднего и внешкольного образования) изучает состояние методической работы, осуществляет научнометодическое консультирование и координацию деятельности методических кабинетов в образовательных учреждениях. Он организует деятельность научных обществ учащихся; готовит и проводит олимпиады, ученические конференции, турниры и праздники. Координирует работу районных методических объединений, творческих и рабочих групп, школ педагогического мастерства; совместно с областным институтом последипломного образования, высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями создает условия для профессионального совершенствования работников образования.
Информационный центр обеспечивает информацией и методическими материалами учреждения образования; создает картотеки, банки педагогической информации; выпускает информационно-методические вестники и учебно-методические сборники.
Для решения актуальных проблем методического обеспечения образовательной системы района при районном методическом кабинете создаются творческие группы, которые разрабатывают и реализуют целевые проекты и программы. В состав таких групп входят методисты, педагоги, ученые, представители общественности.
В нашем понимании целевой проект - это совокупность взаимосвязанных подходов, направленных на преобразование определенного объекта из существующего состояния к желательному в течение четко обозначенного периода времени. Каждый проект имеет собственный жизненный цикл - от постановки проблемы до оценки его результатов и завершения проекта в целом.
Для его осуществления обычно необходимы кооперация нескольких функциональных модулей и привлечение внешних сил. Проекты разрабатываются с учетом ограниченности ресурсов. Только четкое представление о необходимых и доступных объемах людских, материальных и финансовых ресурсов делает проект конкретным, реалистичным. Без этого он превращается лишь в привычный жанр деклараций о намерениях.
Наконец, каждый проект - в прямую противоположность функциональным модулям - неповторим. Он решает свою особенную острую проблему, а не типовую. Он настолько индивидуален, что не предполагает своего тиражирования в других условиях.
В общем виде формальная структура целевого проекта может описываться примерно так:
Название проекта
Участники проекта
Продолжительность проекта
Цель и задания проекта
1. Смысловая часть
1.1.Обоснование проблемы, выбора подходов, согласованности с другими проектами и т.п.
1.2. Особенность содержания, форм и методов деятельности.
1.3. Система мониторинга.
2. Обеспечение проекта
2.1. Нормативно-правовое обеспечение.
2.2. Кадровое обеспечение (команда проекта)
2.3. Организационное обеспечение.
2.4. Материально-техническая база.
2.5. Бюджет проекта.
2.6. Информационное обеспечение (реклама).
3. Детальный план воплощения проекта, конкретные этапы и действия.