В.Вершинин: ОБРАЗ ЖИЗНИ, ДЕМОГРАФИЯ И СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Конференция: Сельское образование: альтернативы реструктуризации
Подзаголовок: #0 Социокультурный контекст образования
Автор: zrokhline
Дата: 2008/4/11
Уважаемые коллеги!
Редакция журнала "Народное образование" в качестве участия в
интернет-конференции "Сельское образование: альтернативы реструктуризации"
представляет ряд публикаций видных отечественных педагогов,
высказавших существенные, на наш взгляд, соображения по данной
проблеме.
ОБ АВТОРЕ:
Владислав Вершинин, заведующий научно-исследовательской лабораторией развития инновационных процессов в образовательных учреждениях Ульяновского института повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация: Уважаемые коллеги!
Редакция журнала "Народное образование" в качестве участия в
интернет-конференции "Сельское образование: альтернативы реструктуризации"
представляет ряд публикаций видных отечественных педагогов,
высказавших существенные, на наш взгляд, соображения по данной
проблеме.
ОБ АВТОРЕ:
Владислав Вершинин, заведующий научно-исследовательской лабораторией развития инновационных процессов в образовательных учреждениях Ульяновского института повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук, доцент
Мальтус, малодетная семья, бытие и сознание
Одно из условий стабильного существования любой сложной системы — наличие в ней взаимоотрицающих крайностей (единство и борьба противоположностей). Село и город, сельский и городской образ жизни издавна представляют собой образец такого единства. Борьба особенно наглядно видна на репродуктивном поле общества. Похоже, что Мальтус зря беспокоился по поводу грядущего перенаселения планеты. Человечество как-то незаметно, между эпидемиями, войнами, экспериментами с оружием массового уничтожения нашло-таки более гуманное средство, как себя подсократить. Это средство — урбанизация и городской образ жизни.
Процесс урбанизации породил малодетную семью, не пригодную для решения проблемы воспроизводства работоспособного населения на требующемся городу уровне. Как в прошлом, так и сегодня, эта потребность удовлетворяется преимущественно за счёт притока сельского населения, традиционно поддерживающего рождаемость на более высоком уровне. Причём процесс такой миграции уже перешагнул границы государств и принял глобальный характер. Жизненное пространство наиболее урбанизированных стран, постоянно и в нарастающей степени разрежаемое городским образом жизни, заполняется мигрантами из государств с преобладанием сельского населения и высокой рождаемостью.
В нашей стране избыточное сельское население давно уже перетекло в города и рабочие посёлки. Мы являемся свидетелями миграции уже не избыточного, а необходимого, даже остаточного, собственно сельского населения. Баланс между селом и городом грубо нарушен. Следствие наступившего господства одной крайности — резкий спад рождаемости в стране в целом, вырождение села, утрата сельского образа жизни как национального достояния и нравственной ценности. В результате происходит вторичное разрежение жизненных пространств России, исторически и без того не густо заселённых. А удовлетворение потребностей государства (читай — города) в новых и новых рабочих руках посредством межгосударственной миграции несёт с собой накапливающуюся взрывную энергию новых и новых межнациональных напряжений, религиозных, языковых и иных культурных столкновений и противоречий.
Можно, конечно, удовлетвориться привычной формулой: «Бытие определяет сознание» и философски отнестись ко всему происходящему как к исторической неиздоя сельской школы дальше так называемой реструктуризации не пошли, и не в учреждениях академической педагогики, а в глубинке, в самой сельской школе.
Посягательство на постулат
В Октябрьской средней школе (Чердаклинский район Ульяновской области) поставили под сомнение общепринятое положение о последовательности становления жизненной ориентации личности. (См. пособие «Выбор профессии», рекомендованное Министерством образования для массового использования.) Согласно этому положению жизненное самоопределение личности осуществляется в процессе выбора профессии. Выбор при этом мыслится в трёх логически последовательных шагах. Сначала школьник должен осознать явление общественного разделения труда и определить своё вероятное место в нём. Вторым шагом должно быть осмысление им производственного разделения труда и — соответствующий выбор. В качестве заключительного шага подразумевается знакомство с профессиональным разделением труда и дальше идёт подготовка подростка к соответствующему выбору. (Заметим кстати, что именно в этой логике выстроена структура пред-профильной подготовки и профильного обучения, внедряемых нынешним Министерством науки и образования РФ.)
Однако при таком подходе вне поля зрения педагогов остаётся спонтанная социальная ориентация подрастающего поколения, которая фактически предшествует самоопределению профессиональному, опережая при этом любые направленные педагогические воздействия.
Рождаясь на свет, каждое новое поколение попадает в конкретные природные и культурно-исторические условия. Успешное приспособление к ним является обязательным условием дальнейшего выживания. Это приспособление (вхождение человеческого детёныша в культуру или цивилизацию) определяется спонтанными и направленными воздействиями социальной среды (старших поколений) и накапливаемым со временем собственным опытом личности.
Педагогика имеет довольно серьёзные наработки в сфере теории, организации и методического обеспечения профессионального самоопределения личности. Предпрофильная подготовка, профильное обучение, профессиональная ориентация, профессиональное обучение отражены в целом ряде исследований, экспериментов, в массе публикаций, нормативных предписаний и инструкций. Что же касается процесса социального самоопределения, то социалистической педагогикой он воспринимался не как результат образовательно-воспитательных воздействий, а как факт классовой принадлежности, подлежащий полному исчезновению в коммунистическом обществе. Поэтому из социалистической педагогики социальная ориентация выпала, а в поле зрения постсоциалистической пока ещё не попала.
Но раз процесс или явление существуют, значит, должна найтись и потенциальная возможность управления ими, влияния на их ход и результаты. Следовательно, и в отношении социального самоопределения такое управление возможно и нужно попытаться его выстроить. В том числе и средствами педагогики.
Поле поиска
Сельская школа является естественной частью практической педагогики и сферой образовательной деятельности. В этом качестве она имеет возможность усиливать или ослаблять эффект спонтанно формирующегося опыта ребёнка, влиять на ход и результаты сознательных и стихийных воздействий семьи и других малых социумов и групп общения, направленно формировать собственные воздействия.
Сам ребёнок условиями рождения жёстко вписан в жизнь окружающих его социумов и потому просто не может не осваивать соответствующую культуру, ценностные установки и ориентации. Однако в принципе он обладает свободой выбора и с какого-то возраста, некоторого уровня развития может этой возможностью воспользоваться. И это тоже может стать точкой приложения педагогических воздействий.
Как известно, основы человеческого общежития ребёнок некритически усваивает в самом раннем детстве способом импринтинга — стихийного запечатления. Это в особенности касается усвоения им такого сложного социального явления, как образ жизни родителей и их отношения к своему образу жизни (позитивного или негативного).
Подрастая, ребёнок входит в соответствующую социокультурную группу (страт), усваивает или отрицает её ценности и установки. В случае отрицания возникает ориентация на некую эталонную группу, чьи ценности оказываются более привлекательными и значимыми. По мере становления личности и возникновения основ для критического восприятия ребёнком (подростком, юношей) явлений окружающей жизни происходит ориентация на способ существования внутри группы принадлежности. Что же касается профессии, то она выступает как одна из частных, вторичных характеристик способа существования. (Вспомним, к примеру, типичную установку: «В любой вуз, лишь бы в вуз!»)
При таком подходе (назовём его социократическим) каждый из этапов жизненного выбора личности получает иной смысл:
1.Некритическое восприятие ребёнком образа жизни своей семьи в раннем детстве.
2.Относительно осознанное восприятие системы ценностей и отношений социокультурной группы в последующие годы жизни.
3.Сознательная (критическая, избирательная) ориентация по отношению к способу существования внутри предпочитаемого образа жизни, группы присутствия или же эталонной группы.
Таким образом, обращение к социальным аспектам самоопределения оказывается весьма продуктивным и даёт возможность выйти на новое понимание процесса жизненного выбора личности, на новое осмысление соответствующих возможностей и задач сельской школы в социокультурном контексте образования.
В попытках соединить прошлый опыт профессиональной ориентации и нынешнее видение проблемы мы пришли к выводу, что задачи сельской школы определяются социальным заказом на построение учебно-воспитательного процесса, ослабляющего (или преодолевающего) тенденцию к миграции молодёжи из села в город, ориентирующего на традиционные ценности сельского образа жизни, на понимание и активную реализацию его современных условий и возможностей для самореализации выпускников школы в условиях меняющегося села.
Возникло также понимание, что адекватные такому социальному заказу возможности школы могут быть найдены и задействованы, если следовать логике социального самоопределения. В такой логике чётко выстраивается следующая структура дидактических воздействий: 1) педагогическая коррекция результатов стихийной (спонтанной) ориентации учащихся на какой-либо образ жизни; 2) педагогическое влияние на социокультурную группу (группу присутствия и/или эталонную группу); 3) педагогическое обеспечение выбора способа существования внутри группы присутствия и/или эталонной группы.
Но чтобы подступиться к реализации названных возможностей конкретно в Октябрьской средней школе, предварительно нам потребовалось:
создать инструментальную концепцию педагогического обеспечения формирования устойчивого интереса учащихся к сельскому образу жизни;
в учебные дисциплины базисного учебного плана, регионального и школьного компонентов образования внести специфическое содержание, раскрывающее для учащихся сельский образ жизни, причём в лучших исторических традициях и перспективах современности;
разработать и внедрить в практику воспитательной работы адекватные воспитательные технологии, обеспечив культурный, эмоциональный опыт позитивного переживания учащимися элементов сельского образа жизни, опыт активного отстаивания и пропаганды положительных явлений, сторон и элементов сельского образа жизни; дополнить традиционные формы профессиональной ориентации учащихся системой работы по социальной ориентации;
• соединить общее образование с качественным дополнительным образованием, отвечающим требованиям меняющегося способа ведения сельского хозяйства.
Концепция поиска
На основе найденных подходов, достигнутого понимания социального заказа, общего представления педагогов-экспериментаторов о конечных результатах шаг за шагом вырисовывались «Концепция педагогического обеспечения ориентации учащихся на сельский образ жизни» и программа деятельности, призванная перестроить структуру и содержание образовательного и воспитательного процесса таким образом, чтобы направленно формировать у выпускников мотивацию к самореализации в условиях меняющегося села.
Тенденцию миграции молодёжи из села в город предполагалось ослабить за счёт педагогически организованной переориентации на исторические, нравственные, экологические ценности сельского образа жизни. В сложной социальной структуре современного села необходимо было выделить некие успешные группы (или хотя бы яркие личности), которые можно было бы использовать в качестве притягательных образцов (эталонные группы). Учителям и учащимся предстояло по-новому увидеть и оценить преимущества сельского образа жизни в процессе изучения учебных дисциплин и в системе воспитательной работы. Всё это необходимо было соединить с качественным дополнительным образованием (профессиональным, допрофессиональным, общеразвивающим), отвечающим требованиям меняющегося способа ведения сельского хозяйства.
Программа педагогического обеспечения ориентации учащихся на сельский образ жизни — на взгляд её авторов — обладала системным подходом, так как охватывала элементы образовательной деятельности учителей и учащихся, внеклассную работу, работу в социуме; имела оригинальную социальную направленность, задаваемую реальным социальным заказом; обладала сквозным характером действий по отношению к возрасту детей; единством теории и практики; фронтальным характером педагогических воздействий; личностной ориентированностью по отношению кучащимся.
Педагогическое обеспечение включало в себя работу со всеми прямыми и косвенными участниками процесса социализации и прямого педагогического процесса:
окружающим широким социумом (жителями села, администрацией, учреждениями культуры, представителями других образовательных учреждений, предпринимателями и другими работодателями);
с малым социумом (характерными группами семей, группами непосредственного присутствия, с родителями, педагогами и учащимися).
Согласно замыслу в содержательном отношении педагогическое обеспечение в себя включало:
посильное и направленное формирование в каждой из вышеназванных социальных групп позитивных установок по отношению к сельскому образу жизни ценностных установок, адекватных меняющимся условиям жизни;
отбор и систематизацию информации о сельском образе жизни (в исторических материалах, краеведческой работе, через направленный подбор литературных источников и т.п.);
направленность детских интересов на историю родного села, исторические корни своей семьи, исторические и трудовые традиции односельчан и родственников;
эмоциональный опыт позитивного сопричастия детей к трудовой жизни села, семьи, школы; личный вклад детей в обустройство и украшение жилища, улицы, села;
формирование специфических трудовых навыков, отвечающих потребностям сельского образа жизни; демонстрацию трудовых достижений детей на приусадебных участках, в трудовых объединениях и т.п.;
эмоциональное восприятие сельской специфики через личностное проживание сценических образов, художественную самодеятельность, личное участие в тематических выставках изобразительного искусства;
единство усваиваемой информации, собственного позитивного опыта ребёнка и сопутствующего заинтересованного оценочного отношения окружающих.
В педагогическом коллективе была организована работа по отбору и систематизации исторической и учебно-литературной информации о ценностях сельского образа жизни, по подбору задач и упражнений, специфической наглядности, материалов для исторических и трудовых олимпиад, конкурсов и т.п. Усовершенствовались и приспосабливались к новым условиям элементы опыта работы в окружающем социуме, которые были накоплены школой в советский период. (Выступления школьников с художественной самодеятельностью перед трудовыми коллективами, беседы педагогов с родителями по месту работы, совместные трудовые операции, зоны действия детских объединений на селе, на своей улице и т.п.)
Школа развернула работу по составлению детьми (при самом активном участии всех старших родственников) истории семей. Практиковались творческие тематические сочинения, конкурсы рисунков, стихов и рассказов о селе и односельчанах, местных обычаях и традициях.
Коллективом была разработана адекватная поставленным задачам концепция воспитательной работы. В её структуре возникли комплексно-целевые программы «Сельский год», «Детская организация «Мы — земляки», «Возрождение» (программа совместных действий с немецкой диаспорой) и др.
Критерии и результаты
Приступая к решению задач социальной ориентации учащихся на сельский образ жизни, необходимо было определиться в показателях и инструментарии измерений, позволяющих судить об эффективности проведённой работы. Предполагалось, что в ходе направленного педагогического воздействия должны происходить изменения в ценностных ориентациях, предпочтениях, интересах и профессиональной направленности личности. Были сформулированы и требования к критериям ориентированности учащихся на сельский образ жизни: они должны позволять получение количественных и качественных данных, отражающих степень привлекательности сельского образа жизни для учащихся, а также динамику этих показателей по мере осуществления педагогических воздействий.
Из всего многообразия потребностей личности были выделены две фундаментальные, взаимосвязанные между собой. Это потребность быть личностью (персонализация) и потребность самореализации. Если потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи, то потребность самореализации проявляется в стремлении реализовать свой личностный потенциал (задатки, способности). Скажем больше: подлинной сутью хорошего образования должно являться освоение путей, посредством которых человек может стать тем, кем он способен стать, то есть самореализоваться.
В качестве показателей социальной ориентации были взяты предпочтения и отношения (учащихся, их родителей, других жителей села, педагогов) к сельскому образу жизни и содержание ценностных ориентации. Для выявления этих показателей использовались типовые психодиагностические методы. Так, анкетирование родителей и учащихся позволяло судить о предпочтениях. Интегрированный показатель «Отношение к сельскому образу жизни» измерялся с помощью модифицированной методики «семантического дифференциала», позволяющей выявить эмоционально-личностное отношение к сельскому образу жизни и проследить его динамику в рамках любой выборки.
Эффективным критерием отношения школьника к сельскому образу жизни является содержание ценностных ориентации. Результаты тестирования (использовался модифицированный тест осмысленности жизни А.Д. Леонтьева) характеризуют наличие — отсутствие в жизни школьника целей в будущем, которые придают его жизни осмысленность, направленность, временную перспективу и привязанность этих целей к селу, а также позволяет добиться этих целей, проживая в сельской местности. В результате анализа тестирования мы сделали выводы о процессе самореализации личности в условиях села и фактического принятия в той или иной степени сельского образа жизни.
Срез предпочтений показал, что из 476 опрошенных учащихся 5— 11 -х классов только чуть более половины (55%) предпочитают в будущем жить в сельской местности. Каждый четвёртый связывал своё будущее с переездом в город, а каждый пятый — с выездом за пределы страны. Причём только 34% учащихся сельского лицея хотели получить специальность, связанную с сельским хозяйством.
Предпочтения родителей распределились иначе: из 358 опрошенных родителей 66,2% предпочли, чтобы их ребёнок в будущем проживал в сельской местности; 20% выбрали городи 13,8% хотели бы, чтобы их ребёнок жил за границей. Профессию, связанную с сельским хозяйством, предпочли для ребёнка 51% родителей. Остальные ориентируют своих детей на всё что угодно, только не на то, что свяжет их жизнь с селом. Перспектива потери для села примерно половины выпускников школы прослеживалась довольно чётко. Причём, как показывает жизнь, — наиболее хорошо подготовленных и активных.
Модификдци я содержания образования
Идея привнесения в содержание учебных предметов материала, близкого сельским жителям, и возможность создания авторских спецкурсов и факультативов были восприняты в педагогическом коллективе неоднозначно. Интересно, что первыми начали такого рода работу педагоги из числа самых опытных и представители самых молодых. Более полное представление о полученных результатах даёт серия брошюр, подготовленных педагогами школы под руководством научно-исследовательской лаборатории Ульяновского ИПК ПРО (Ориентация учащихся на сельский образ жизни: Методические материалы в помощь педагогам сельских школ. Выпуск 1, 2, 3, 4. Ульяновск — пос. Октябрьский, 2003).
Несколько примеров из этой работы О.С. Синицина переориентировала практически все темы курса ОБЖ на сельскую местность, причём применительно к местным условиям (материалы отрецензированы на кафедре физической культуры и ОБЖ Ульяновского ИПК ПРО старшим преподавателем В.В. Плеховым). В результате темы безопасной жизнедеятельности обернулись для учащихся остро актуальными проблемами: «Город как источник опасности», «Экологические ситуации локального характера», «Криминальные ситуации в селе и в городе», «Рыбная ловля, охота и собирательство» и т.п. Введённые преподавателем контрольные тесты, оригинальные кроссворды и обобщающие схемы оживили преподавание. Сам предмет после введения в него примеров и проблем реальной сельской жизни стал привлекательнее и лучше осмысливался учащимися.
Работа К.В. Брокерт «Деревенская проза» (программа факультатива для
6-го класса и методические рекомендации к программе; рецензент — старший научный сотрудник Ульяновского ИПК ПРО В.Н. Янушевский) отличается характерной позицией автора: «Село вообще и сельская школа в частности испытывают огромные трудности материального и морального плана, — пишет автор в «Пояснительной записке», — поэтому тяжело говорить с детьми о преимуществах сельского образа жизни. Но, по нашему твёрдому убеждению, именно в селе, в большей степени, чем где-либо, сохранились национальные духовные начала». Интересно и другое высказывание: «Литература о деревне — воплощение многовековой мудрости, народной нравственности, утверждение всесильного могущества природы, воспевание человечности. ...Нынешний сельский житель — преемник культурных, духовно-нравственных традиций крестьянской цивилизации».
В содержание этого факультатива вошли такие трогающие душу ребёнка произведения, как «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет» В. Астафьева, «Уроки французского» В. Распутина, «Рассказы» Б. Ефимова, стихи «Зимним вечером на сеновале», «К северному краю» И. Бродского и др.
Методическое пособие «Агроэкология» (9-й класс), разработанное И.Н. Капустиной, предполагает знакомство учащихся с интегрированным курсом биологии, географии и экологии. О его значимости для формирования мировоззрения сельского жителя говорит уже выбор тем для занятий: «Природно-ресурсный потенциал сельского хозяйства», «Сельскохозяйственные экосистемы», «Экологические проблемы химизации», «Проблемы орошения и иссушения почв», «Биогенное загрязнение вод в условиях интенсификации аграрного производства», «Функционирование агросистем в условиях техногенеза» и т.д. (пособие отрецензировано старшим научным сотрудником кафедры естествознания Ульяновского ИПК ПРО Е.В. Храмовой).
В «Пояснительной записке» к авторскому пособию «Дидактические материалы по зоологии» (7-й класс) И.Н. Прохоров пишет: «Вмешательство человека в жизнь экосистем ставит в конце концов под угрозу существование самого человека. Каждый оканчивающий школу образованный человек должен это знать. Именно биологические знания составляют основу формирования гуманного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, к природе». Такая преамбула не оставляет читателей равнодушными.
Учителя математики предприняли попытку составить сборник задач профильного содержания по арифметике и алгебре. Инновационные материалы проверялись и дорабатывались в ходе практического применения и по замечаниям рецензентов. Их авторы знакомили педагогов района и области со своим опытом на открытых занятиях, семинарах, научно-практических конференциях...
Вместо заключения
Замысел и ход эксперимента в определённой мере уже освещались авторами на страницах периодических изданий, получили одобрительные отклики педагогической общественности. Научно-методическое обоснование проделанной работы можно найти, например, в публикации: Вершинин В.Н., Малахова Н.Н., Скворцов В.Л. Педагогическое обеспечение ориентации учащихся на сельский образ жизни // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: новые технологии и качество обучения. Ульяновск: ИПКПРО, 2002.
К сожалению, предложенный нами социокультурный подход, как мы считаем, один из самых актуальных экспериментов в рамках целевой программы поисково-исследовательской работы Ульяновской области, был остановлен буквально на взлёте, когда общие замыслы стали облекаться в конкретные формы, материалы и результаты, подобные приведённым выше.
Мотивы свёртывания эксперимента однозначно определить довольно трудно. Можно лишь высказать предположение, что наиболее глубинной причиной остановки инновационного поиска стал... сам инновационный поиск. Экспериментальная работа требовала от членов коллектива большого дополнительного напряжения. По ходу работы происходила смена признанных лидеров и выдвижение новых. Как всегда, новизну встречало не только признание, но и естественное сопротивление. На беду это сопротивление приняло не характер продуктивных внутренних дискуссий, а форму жалоб на самые различные действия администрации. Последовательная смена трёх директоров школы накопленную частью коллектива фрустрацию не сняла и поток жалоб не остановила.
Однако выстраданные авторами Октябрьского сельского лицея наработки, материалы и личный инновационный опыт так или иначе используются ими в педагогической практике. Эксперимент неплохо поработал и продолжает работать на престиж этой школы. С этими материалами педагоги области знакомятся в медиатеке Ульяновского ИПКПРО. По следам эксперимента ведёт консультирование наша научно-исследовательская лаборатория развития инновационных процессов.
Автор с чувством искренней благодарности подчёркивает, что прямыми соавторами эксперимента и настоящей статьи являются бывшие руководители лицея, учителя высшей категории В.А. Скворцова и Н.Н. Малахова, а также все педагоги школы, активно участвовавшие в эксперименте и хранящие его дух и замысел сегодня.
Если среди читателей статьи наймутся желающие продолжить эксперимент по созданию специфической системы сельского образования, способствующего восстановлению ценности сельского образа жизни, ослабляющего тенденцию к миграции молодёжи из села в город, мы можем предоставить в их распоряжение все упомянутые в статье материалы наработанные в рамках областной целевой программы опытно-экспериментальной работы Ульяновской области, провести соответствующие консультации.
Конференции V1
URL: http://setilab2.ru/modules/conference/view.article.php/c4/83