Конференции V1

В.Вершинин: ОБРАЗ ЖИЗНИ, ДЕМОГРАФИЯ И СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Конференция: Сельское образование: альтернативы реструктуризации
Подзаголовок: #0 Социокультурный контекст образования
Автор: zrokhline
Дата: 2008/4/11
Уважаемые коллеги!
Редакция журнала "Народное образование" в качестве участия в
интернет-конференции "Сельское образование: альтернативы реструктуризации"
представляет ряд публикаций видных отечественных педагогов,
высказавших существенные, на наш взгляд, соображения по данной
проблеме.

ОБ АВТОРЕ:
Владислав Вершинин, заведующий научно-исследовательской лабораторией развития инновационных процессов в образовательных учреждениях Ульяновского института повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация: Уважаемые коллеги!
Редакция журнала "Народное образование" в качестве участия в
интернет-конференции "Сельское образование: альтернативы реструктуризации"
представляет ряд публикаций видных отечественных педагогов,
высказавших существенные, на наш взгляд, соображения по данной
проблеме.

ОБ АВТОРЕ:
Владислав Вершинин, заведующий научно-исследовательской лабораторией развития инновационных процессов в образовательных учреждениях Ульяновского института повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук, доцент

Мальтус, малодетная семья, бытие и сознание
Одно из условий стабильного существования любой сложной системы — наличие в ней взаимоотрицающих крайностей (единство и борьба противоположностей). Село и город, сельский и городской образ жизни издавна представляют собой образец тако­го единства. Борьба особенно наглядно видна на репродуктивном поле общества. Похоже, что Мальтус зря беспокоился по поводу грядущего перенаселения планеты. Человечество как-то незаметно, между эпидемиями, войнами, экспериментами с ору­жием массового уничтожения нашло-таки более гуманное средство, как себя подсо­кратить. Это средство — урбанизация и городской образ жизни.
Процесс урбанизации породил малодетную семью, не пригодную для решения проблемы воспроизводства работоспособного населения на требующемся городу уровне. Как в прошлом, так и сегодня, эта потребность удовлетворяется преимущест­венно за счёт притока сельского населения, традиционно поддерживающего рождае­мость на более высоком уровне. Причём процесс такой миграции уже перешагнул гра­ницы государств и принял глобальный характер. Жизненное пространство наиболее урбанизированных стран, постоянно и в нарастающей степени разрежаемое городским образом жизни, заполняется мигрантами из государств с преобладанием сельского на­селения и высокой рождаемостью.
В нашей стране избыточное сельское население давно уже перетекло в города и рабочие посёлки. Мы являемся свидетелями миграции уже не избыточного, а необ­ходимого, даже остаточного, собственно сельского населения. Баланс между селом и городом грубо нарушен. Следствие наступившего господства одной крайности — резкий спад рождаемости в стране в целом, вырождение села, утрата сельского образа жизни как национального достояния и нравственной ценности. В результате происхо­дит вторичное разрежение жизненных пространств России, исторически и без того не густо заселённых. А удовлетворение потребностей государства (читай — города) в но­вых и новых рабочих руках посредством межгосударственной миграции несёт с собой накапливающуюся взрывную энергию новых и новых межнациональных напряжений, религиозных, языковых и иных культурных столкновений и противоречий.
Можно, конечно, удовлетвориться привычной формулой: «Бытие определяет со­знание» и философски отнестись ко всему происходящему как к исторической неиздоя сельской школы дальше так называе­мой реструктуризации не пошли, и не в учреждениях академической педагогики, а в глубинке, в самой сельской школе.
Посягательство на постулат
В Октябрьской средней школе (Чердаклинский район Ульяновской области) по­ставили под сомнение общепринятое по­ложение о последовательности становле­ния жизненной ориентации личности. (См. пособие «Выбор профессии», рекомендо­ванное Министерством образования для массового использования.) Согласно это­му положению жизненное самоопределе­ние личности осуществляется в процессе выбора профессии. Выбор при этом мыс­лится в трёх логически последовательных шагах. Сначала школьник должен осо­знать явление общественного разделе­ния труда и определить своё вероятное ме­сто в нём. Вторым шагом должно быть ос­мысление им производственного разделения труда и — соответствующий выбор. В качестве заключительного шага подразумевается знакомство с профессио­нальным разделением труда и дальше идёт подготовка подростка к соответствующему выбору. (Заметим кстати, что именно в этой логике выстроена структура пред-профильной подготовки и профильного обучения, внедряемых нынешним Минис­терством науки и образования РФ.)
Однако при таком подходе вне поля зрения педагогов остаётся спонтанная социальная ориентация подрастающего поколения, которая фактически предше­ствует самоопределению профессиональ­ному, опережая при этом любые направ­ленные педагогические воздействия.
Рождаясь на свет, каждое новое по­коление попадает в конкретные природ­ные и культурно-исторические условия. Успешное приспособление к ним являет­ся обязательным условием дальнейшего выживания. Это приспособление (вхож­дение человеческого детёныша в культуру или цивилизацию) определяется спонтан­ными и направленными воздействиями социальной среды (старших поколений) и накапливаемым со временем собствен­ным опытом личности.
Педагогика имеет довольно серьёз­ные наработки в сфере теории, организа­ции и методического обеспечения про­фессионального самоопределения лич­ности. Предпрофильная подготовка, профильное обучение, профессиональная ориентация, профессиональное обучение отражены в целом ряде исследований, экспериментов, в массе публикаций, нор­мативных предписаний и инструкций. Что же касается процесса социального само­определения, то социалистической педагогикой он воспринимался не как результат образовательно-воспитательных воздействий, а как факт классовой принадлежности, подлежащий полному исчезновению в коммунистическом обществе. Поэтому из социалистической педагогики социальная ориентация выпала, а в поле зрения постсоциалистической пока ещё не попала.
Но раз процесс или явление существуют, значит, должна найтись и потенциальная возможность управления ими, влияния на их ход и результаты. Следовательно, и в отношении социального самоопределения такое управление возможно и нужно попытаться его выстроить. В том числе и средствами педагогики.
Поле поиска
Сельская школа является естественной частью практической педагогики и сферой образовательной деятельности. В этом ка­честве она имеет возможность усиливать или ослаблять эффект спонтанно формирующегося опыта ребёнка, влиять на ход и ре­зультаты сознательных и стихийных воздействий семьи и других малых социумов и групп общения, направленно формировать собственные воздействия.
Сам ребёнок условиями рождения жёстко вписан в жизнь окружающих его социумов и потому просто не может не осваи­вать соответствующую культуру, ценностные установки и ори­ентации. Однако в принципе он обладает свободой выбора и с какого-то возраста, некоторого уровня развития может этой возможностью воспользоваться. И это тоже может стать точкой приложения педагогических воздействий.
Как известно, основы человеческого общежития ребёнок некритически усваивает в самом раннем детстве способом импринтинга — стихийного запечатления. Это в особенности ка­сается усвоения им такого сложного социального явления, как образ жизни родителей и их отношения к своему образу жизни (позитивного или негативного).
Подрастая, ребёнок входит в соответствующую социо­культурную группу (страт), усваивает или отрицает её ценности и установки. В случае отрицания возникает ориентация на не­кую эталонную группу, чьи ценности оказываются более при­влекательными и значимыми. По мере становления личности и возникновения основ для критического восприятия ребёнком (подростком, юношей) явлений окружающей жизни происходит ориентация на способ существования внутри группы принад­лежности. Что же касается профессии, то она выступает как одна из частных, вторичных характеристик способа существо­вания. (Вспомним, к примеру, типичную установку: «В любой вуз, лишь бы в вуз!»)
При таком подходе (назовём его социократическим) каждый из этапов жизненного выбора личности получает иной смысл:
1.Некритическое восприятие ребёнком образа жизни сво­ей семьи в раннем детстве.
2.Относительно осознанное восприятие системы ценнос­тей и отношений социокультурной группы в последующие годы жизни.
3.Сознательная (критическая, избирательная) ориентация по отношению к способу существования внутри предпочитаемо­го образа жизни, группы присутствия или же эталонной группы.
Таким образом, обращение к социальным аспектам самоопре­деления оказывается весьма продуктивным и даёт возможность выйти на новое понимание процесса жизненного выбора личности, на новое осмысление соответствующих воз­можностей и задач сельской школы в соци­окультурном контексте образования.
В попытках соединить прошлый опыт профессиональной ориентации и нынешнее видение проблемы мы при­шли к выводу, что задачи сельской шко­лы определяются социальным заказом на построение учебно-воспитательного процесса, ослабляющего (или преодо­левающего) тенденцию к миграции мо­лодёжи из села в город, ориентирующе­го на традиционные ценности сельского образа жизни, на понимание и актив­ную реализацию его современных усло­вий и возможностей для самореализа­ции выпускников школы в условиях ме­няющегося села.
Возникло также понимание, что адек­ватные такому социальному заказу воз­можности школы могут быть найдены и за­действованы, если следовать логике соци­ального самоопределения. В такой логике чётко выстраивается следующая структура дидактических воздействий: 1) педагогичес­кая коррекция результатов стихийной (спонтанной) ориентации учащихся на ка­кой-либо образ жизни; 2) педагогическое влияние на социокультурную группу (груп­пу присутствия и/или эталонную группу); 3) педагогическое обеспечение выбора способа существования внутри группы присутствия и/или эталонной группы.
Но чтобы подступиться к реализа­ции названных возможностей конкретно в Октябрьской средней школе, предвари­тельно нам потребовалось:
создать инструментальную кон­цепцию педагогического обеспечения формирования устойчивого интереса уча­щихся к сельскому образу жизни;
в учебные дисциплины базисного учебного плана, регионального и школь­ного компонентов образования внести специфическое содержание, раскрываю­щее для учащихся сельский образ жизни, причём в лучших исторических традициях и перспективах современности;
разработать и внедрить в практику воспитательной работы адекватные воспитательные технологии, обеспечив культурный, эмоциональный опыт пози­тивного переживания учащимися эле­ментов сельского образа жизни, опыт ак­тивного отстаивания и пропаганды поло­жительных явлений, сторон и элементов сельского образа жизни; дополнить тра­диционные формы профессиональной ориентации учащихся системой работы по социальной ориентации;
• соединить общее образование с качественным дополнительным образо­ванием, отвечающим требованиям меня­ющегося способа ведения сельского хо­зяйства.
Концепция поиска
На основе найденных подходов, достигну­того понимания социального заказа, обще­го представления педагогов-эксперимента­торов о конечных результатах шаг за шагом вырисовывались «Концепция педагогичес­кого обеспечения ориентации учащихся на сельский образ жизни» и программа дея­тельности, призванная перестроить струк­туру и содержание образовательного и вос­питательного процесса таким образом, что­бы направленно формировать у выпускников мотивацию к самореализа­ции в условиях меняющегося села.
Тенденцию миграции молодёжи из села в город предполагалось ослабить за счёт педагогически организованной пере­ориентации на исторические, нравствен­ные, экологические ценности сельского образа жизни. В сложной социальной структуре современного села необходимо было выделить некие успешные группы (или хотя бы яркие личности), которые можно было бы использовать в качестве притягательных образцов (эталонные группы). Учителям и учащимся предстоя­ло по-новому увидеть и оценить преиму­щества сельского образа жизни в про­цессе изучения учебных дисциплин и в системе воспитательной работы. Всё это необходимо было соединить с качест­венным дополнительным образованием (профессиональным, допрофессиональным, общеразвивающим), отвечающим требованиям меняюще­гося способа ведения сельского хозяйства.
Программа педагогического обеспечения ориентации уча­щихся на сельский образ жизни — на взгляд её авторов — об­ладала системным подходом, так как охватывала элементы об­разовательной деятельности учителей и учащихся, внеклассную работу, работу в социуме; имела оригинальную социальную направленность, задаваемую реальным социальным заказом; об­ладала сквозным характером действий по отношению к возрасту детей; единством теории и практики; фронтальным характером педагогических воздействий; личностной ориентированностью по отношению кучащимся.
Педагогическое обеспечение включало в себя работу со всеми прямыми и косвенными участниками процесса социали­зации и прямого педагогического процесса:
окружающим широким социумом (жителями села, адми­нистрацией, учреждениями культуры, представителями других образовательных учреждений, предпринимателями и другими работодателями);
с малым социумом (характерными группами семей, группами непосредственного присутствия, с родителями, педа­гогами и учащимися).
Согласно замыслу в содержательном отношении педагоги­ческое обеспечение в себя включало:
посильное и направленное формирование в каждой из вышеназванных социальных групп позитивных установок по от­ношению к сельскому образу жизни ценностных установок, адекватных меняющимся условиям жизни;
отбор и систематизацию информации о сельском образе жизни (в исторических материалах, краеведческой работе, че­рез направленный подбор литературных источников и т.п.);
направленность детских интересов на историю родного села, исторические корни своей семьи, исторические и трудовые традиции односельчан и родственников;
эмоциональный опыт позитивного сопричастия детей к трудовой жизни села, семьи, школы; личный вклад детей в обустройство и украшение жилища, улицы, села;
формирование специфических трудовых навыков, отвечающих потребностям сельского образа жизни; демонстрацию трудовых достижений детей на приусадебных участках, в трудо­вых объединениях и т.п.;
эмоциональное восприятие сельской специфики через личностное проживание сценических образов, художественную самодеятельность, личное участие в тематических выставках изобразительного искусства;
единство усваиваемой информации, собственного пози­тивного опыта ребёнка и сопутствующего заинтересованного оценочного отношения окружающих.
В педагогическом коллективе была организована работа по отбору и систематизации исторической и учебно-литературной информации о ценностях сельского образа жизни, по под­бору задач и упражнений, специфической наглядности, матери­алов для исторических и трудовых олимпиад, конкурсов и т.п. Усовершенствовались и приспосабливались к новым условиям элементы опыта работы в окружающем социуме, которые были накоплены школой в советский период. (Выступления школьни­ков с художественной самодеятельностью перед трудовыми кол­лективами, беседы педагогов с родителями по месту работы, совместные трудовые операции, зоны действия детских объеди­нений на селе, на своей улице и т.п.)
Школа развернула работу по составлению детьми (при са­мом активном участии всех старших родственников) истории се­мей. Практиковались творческие тематические сочинения, кон­курсы рисунков, стихов и рассказов о селе и односельчанах, ме­стных обычаях и традициях.
Коллективом была разработана адекватная поставленным задачам концепция воспитательной работы. В её структуре воз­никли комплексно-целевые программы «Сельский год», «Дет­ская организация «Мы — земляки», «Возрождение» (програм­ма совместных действий с немецкой диаспорой) и др.
Критерии и результаты
Приступая к решению задач социальной ориентации учащихся на сельский образ жизни, необходимо было определиться в по­казателях и инструментарии измерений, позволяющих судить об эффективности проведённой работы. Предполагалось, что в хо­де направленного педагогического воздействия должны проис­ходить изменения в ценностных ориентациях, предпочтениях, интересах и профессиональной направленности личности. Были сформулированы и требования к критериям ориентированности учащихся на сельский образ жизни: они должны позволять по­лучение количественных и качественных данных, отражающих степень привлекательности сельского образа жизни для уча­щихся, а также динамику этих показателей по мере осуществле­ния педагогических воздействий.
Из всего многообразия потребностей личности были выде­лены две фундаментальные, взаимосвязанные между собой. Это потребность быть личностью (персонализация) и потребность са­мореализации. Если потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи, то потреб­ность самореализации проявляется в стремлении реализовать свой личностный потенциал (задатки, способности). Скажем больше: подлинной сутью хорошего образования должно яв­ляться освоение путей, посредством которых человек может стать тем, кем он способен стать, то есть самореализоваться.
В качестве показателей социальной ориентации были взя­ты предпочтения и отношения (учащихся, их родителей, других жителей села, педагогов) к сельскому образу жизни и содержа­ние ценностных ориентации. Для выявления этих показателей использовались типовые психодиагности­ческие методы. Так, анкетирование роди­телей и учащихся позволяло судить о предпочтениях. Интегрированный по­казатель «Отношение к сельскому обра­зу жизни» измерялся с помощью моди­фицированной методики «семантическо­го дифференциала», позволяющей выявить эмоционально-личностное отно­шение к сельскому образу жизни и про­следить его динамику в рамках любой вы­борки.
Эффективным критерием отноше­ния школьника к сельскому образу жизни является содержание ценностных ориен­тации. Результаты тестирования (исполь­зовался модифицированный тест осмыс­ленности жизни А.Д. Леонтьева) харак­теризуют наличие — отсутствие в жизни школьника целей в будущем, которые придают его жизни осмысленность, на­правленность, временную перспективу и привязанность этих целей к селу, а так­же позволяет добиться этих целей, про­живая в сельской местности. В результа­те анализа тестирования мы сделали вы­воды о процессе самореализации личности в условиях села и фактического принятия в той или иной степени сель­ского образа жизни.
Срез предпочтений показал, что из 476 опрошенных учащихся 5— 11 -х клас­сов только чуть более половины (55%) предпочитают в будущем жить в сельской местности. Каждый четвёртый связывал своё будущее с переездом в город, а каж­дый пятый — с выездом за пределы стра­ны. Причём только 34% учащихся сель­ского лицея хотели получить специаль­ность, связанную с сельским хозяйством.
Предпочтения родителей распреде­лились иначе: из 358 опрошенных роди­телей 66,2% предпочли, чтобы их ребё­нок в будущем проживал в сельской ме­стности; 20% выбрали городи 13,8% хотели бы, чтобы их ребёнок жил за гра­ницей. Профессию, связанную с сель­ским хозяйством, предпочли для ребёнка 51% родителей. Остальные ориентируют своих детей на всё что угодно, только не на то, что свяжет их жизнь с селом. Пер­спектива потери для села примерно по­ловины выпускников школы прослежи­валась довольно чётко. Причём, как по­казывает жизнь, — наиболее хорошо подготовленных и активных.
Модификдци я содержания образования
Идея привнесения в содержание учебных предметов материала, близкого сельским жителям, и возможность создания автор­ских спецкурсов и факультативов были восприняты в педагогическом коллективе неоднозначно. Интересно, что первыми начали такого рода работу педагоги из числа самых опытных и представители самых молодых. Более полное представ­ление о полученных результатах даёт се­рия брошюр, подготовленных педагогами школы под руководством научно-иссле­довательской лаборатории Ульяновского ИПК ПРО (Ориентация учащихся на сельский образ жизни: Методические ма­териалы в помощь педагогам сельских школ. Выпуск 1, 2, 3, 4. Ульяновск — пос. Октябрьский, 2003).
Несколько примеров из этой работы О.С. Синицина переориентировала прак­тически все темы курса ОБЖ на сель­скую местность, причём применительно к местным условиям (материалы отрецен­зированы на кафедре физической культу­ры и ОБЖ Ульяновского ИПК ПРО стар­шим преподавателем В.В. Плеховым). В результате темы безопасной жизнедея­тельности обернулись для учащихся остро актуальными проблемами: «Город как ис­точник опасности», «Экологические ситу­ации локального характера», «Крими­нальные ситуации в селе и в городе», «Рыбная ловля, охота и собирательство» и т.п. Введённые преподавателем кон­трольные тесты, оригинальные кроссвор­ды и обобщающие схемы оживили препо­давание. Сам предмет после введения в него примеров и проблем реальной сельской жизни стал привлекательнее и лучше осмысливался учащимися.
Работа К.В. Брокерт «Деревенская проза» (программа факультатива для
6-го класса и методические рекомендации к программе; рецен­зент — старший научный сотрудник Ульяновского ИПК ПРО В.Н. Янушевский) отличается характерной позицией автора: «Село вообще и сельская школа в частности испытывают ог­ромные трудности материального и морального плана, — пи­шет автор в «Пояснительной записке», — поэтому тяжело го­ворить с детьми о преимуществах сельского образа жизни. Но, по нашему твёрдому убеждению, именно в селе, в большей степени, чем где-либо, сохранились национальные духовные начала». Интересно и другое высказывание: «Литература о де­ревне — воплощение многовековой мудрости, народной нрав­ственности, утверждение всесильного могущества природы, воспевание человечности. ...Нынешний сельский житель — преемник культурных, духовно-нравственных традиций кресть­янской цивилизации».
В содержание этого факультатива вошли такие трогающие душу ребёнка произведения, как «Конь с розовой гривой», «Фо­тография, на которой меня нет» В. Астафьева, «Уроки француз­ского» В. Распутина, «Рассказы» Б. Ефимова, стихи «Зимним вечером на сеновале», «К северному краю» И. Бродского и др.
Методическое пособие «Агроэкология» (9-й класс), разра­ботанное И.Н. Капустиной, предполагает знакомство учащихся с интегрированным курсом биологии, географии и экологии. О его значимости для формирования мировоззрения сельского жителя говорит уже выбор тем для занятий: «Природно-ресурс­ный потенциал сельского хозяйства», «Сельскохозяйственные экосистемы», «Экологические проблемы химизации», «Пробле­мы орошения и иссушения почв», «Биогенное загрязнение вод в условиях интенсификации аграрного производства», «Функци­онирование агросистем в условиях техногенеза» и т.д. (пособие отрецензировано старшим научным сотрудником кафедры естест­вознания Ульяновского ИПК ПРО Е.В. Храмовой).
В «Пояснительной записке» к авторскому пособию «Ди­дактические материалы по зоологии» (7-й класс) И.Н. Прохо­ров пишет: «Вмешательство человека в жизнь экосистем ставит в конце концов под угрозу существование самого человека. Каждый оканчивающий школу образованный человек должен это знать. Именно биологические знания составляют основу формирования гуманного отношения человека к своему здоро­вью, здоровью окружающих, к природе». Такая преамбула не оставляет читателей равнодушными.
Учителя математики предприняли попытку составить сбор­ник задач профильного содержания по арифметике и алгебре. Инновационные материалы проверялись и дорабатывались в хо­де практического применения и по замечаниям рецензентов. Их авторы знакомили педагогов района и области со своим опытом на открытых занятиях, семинарах, научно-практических конфе­ренциях...

Вместо заключения
Замысел и ход эксперимента в опреде­лённой мере уже освещались авторами на страницах периодических изданий, по­лучили одобрительные отклики педагоги­ческой общественности. Научно-методи­ческое обоснование проделанной работы можно найти, например, в публикации: Вершинин В.Н., Малахова Н.Н., Сквор­цов В.Л. Педагогическое обеспечение ориентации учащихся на сельский образ жизни // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: новые технологии и качество обучения. Ульяновск: ИПКПРО, 2002.
К сожалению, предложенный нами социокультурный подход, как мы счита­ем, один из самых актуальных экспери­ментов в рамках целевой программы по­исково-исследовательской работы Улья­новской области, был остановлен буквально на взлёте, когда общие замыс­лы стали облекаться в конкретные фор­мы, материалы и результаты, подобные приведённым выше.
Мотивы свёртывания эксперимента однозначно определить довольно трудно. Можно лишь высказать предположение, что наиболее глубинной причиной оста­новки инновационного поиска стал... сам инновационный поиск. Экспериментальная работа требовала от членов коллек­тива большого дополнительного напря­жения. По ходу работы происходила сме­на признанных лидеров и выдвижение новых. Как всегда, новизну встречало не только признание, но и естественное со­противление. На беду это сопротивление приняло не характер продуктивных внут­ренних дискуссий, а форму жалоб на са­мые различные действия администрации. Последовательная смена трёх директоров школы накопленную частью коллектива фрустрацию не сняла и поток жалоб не остановила.
Однако выстраданные авторами Октябрьского сельского лицея наработ­ки, материалы и личный инновационный опыт так или иначе используются ими в педагогической практике. Эксперимент неплохо поработал и продолжает рабо­тать на престиж этой школы. С этими материалами педагоги области знакомят­ся в медиатеке Ульяновского ИПКПРО. По следам эксперимента ведёт консуль­тирование наша научно-исследователь­ская лаборатория развития инновацион­ных процессов.
Автор с чувством искренней благо­дарности подчёркивает, что прямыми со­авторами эксперимента и настоящей статьи являются бывшие руководители лицея, учителя высшей категории В.А. Скворцова и Н.Н. Малахова, а так­же все педагоги школы, активно участ­вовавшие в эксперименте и хранящие его дух и замысел сегодня.
Если среди читателей статьи наймут­ся желающие продолжить эксперимент по созданию специфической системы сель­ского образования, способствующего вос­становлению ценности сельского образа жизни, ослабляющего тенденцию к мигра­ции молодёжи из села в город, мы можем предоставить в их распоряжение все упо­мянутые в статье материалы наработан­ные в рамках областной целевой програм­мы опытно-экспериментальной работы Ульяновской области, провести соответст­вующие консультации.
Конференции V1
URL: http://setilab2.ru/modules/conference/view.article.php/c4/83