Конференции V1

Л. Соколов: «Педагогическая анатомия» опыта управленческого штаба края

Конференция: Сельское образование: альтернативы реструктуризации
Автор: zrokhline
Дата: 2008/4/11
Уважаемые коллеги!
Редакция журнала "Народное образование" в качестве участия в
интернет-конференции "Сельское образование: альтернативы реструктуризации"
представляет ряд публикаций видных отечественных педагогов,
высказавших существенные, на наш взгляд, соображения по данной
проблеме.

ОБ АВТОРЕ:
Леонид Соколов, главный специалист Главного управления администрации Красноярского края
Аннотация: Уважаемые коллеги!
Редакция журнала "Народное образование" в качестве участия в
интернет-конференции "Сельское образование: альтернативы реструктуризации"
представляет ряд публикаций видных отечественных педагогов,
высказавших существенные, на наш взгляд, соображения по данной
проблеме.

ОБ АВТОРЕ:
Леонид Соколов, главный специалист Главного управления администрации Красноярского края

Особенность Красноярского края в сравнении с другими рос­сийскими регионами — разнообразие условий проживания его населения: географических (от Крайнего Севера до Алтая), эко­номических (от высокоурбанизированных промышленных по­ясов до малонаселённых таёжных районов), образа жизни (от охотничье-промыслового Севера до интенсивного земледелия Минусинской котловины), культурно-исторических (от старо­верческих и казачьих поселений до переселенческих посёлков времён «великих комсомольских строек»), перспектив развития территорий (от глубоко депрессивных лесозаготовительных центров до интенсивно развивающихся нефтегазоносных райо­нов). В условиях края «сельскими территориями» обозначается всё то многообразие способов социально-экономической жизни населения, которое находится вне зоны промышленных поясов. Таким же многообразным является и сельское образование края. С точки зрения модернизации, наш край тот регион, где могут отрабатываться и быть жизнеспособными многочислен­ные модели реструктуризации сельских школ. Думаю, что это типично и для других крупных регионов Сибири и Дальнего Востока.
В последнее десятилетие в крае шли интенсивные процес­сы изменения сети сельских образовательных учреждений — их укрупнение, сокращение малочисленных и малокомплектных школ, изменение схем финансирования и статуса школ, строи­тельство новых сельских школ. Совершенствовался подвоз де­тей. Этот процесс инициировали Главное управление образова­ния администрации края и органы местного самоуправления.
Таким образом, некий этап приведения сети сельских школ в соответствие с современными социально-экономически­ми условиями уже позади. Естественным образом этот процесс теперь продолжается.
Усилия управления образования направлены на «админис­тративную стратегию», на поддержание школьных и сельских сообществ. Педагоги и общественность осознают недостаточ­ную эффективность современного централизованного управле­ния, необходимость развития его государственно-общественно­го аспекта. На помощь приходят традиционная самостоятель­ность и активность сибирского населения, энергия общественного движения.
В крае давно наметилась тенденция добровольного, сво­бодного объединения сельских школ для консолидации различ ного рода ресурсов и совместного реше­ния организационно-хозяйственных и об­разовательных вопросов. Появились прецеденты становления «сельских об­разовательных ассоциаций» и иных форм творческих союзов. Этому во многом способствовало освоение сельскими пе­дагогическими сообществами новых практик образования — в частности, коллективных учебных занятий, индиви­дуально-ориентированной системы обу­чения, развития государственно-общест­венного и коллективного характера уп­равления — попечительское движение, ассоциации различных общественно-пе­дагогических движений, профессиональ­ные гильдии, участие представителей сельского сектора общего образования в международных и российских проектах.
Разнообразные профессиональные союзы сельских школ края ставят задачей улучшить различные аспекты жизни школьных коллективов, совершенство­вать формы, содержание и качество об­разования, повысить качество жизни сельчан путём активного включения школьных сообществ в решение проблем сельского социума; привлечь сельские сообщества к управлению школами.
По сути дела, школьные сообщест­ва объединяются для создания новых форм организации (и содержания) обще­го и дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности. При этом важно, что это делается ради достижения социально-экономического развития села.
Основные идеи объединения сель­ских школ:
преодоление ограничений классно-урочной организации общего и дополни­тельного образования;
реализация индивидуальных образова­тельных программ;
объединение и перераспределение ре­сурсов сельских школ и сообществ;
создание общей (ассоциативной) образовательной программы;
создание новой нормативно-правовой базы в системе общего образования — «Ассоциация сельских школ» (Простое товарищество).
Становление ассоциаций — это ре­ализация комплексного подхода к много­аспектной реструктуризации сельского образования.
При переходе на эксперимент в 2002—2004 учебных годах мы ставим целью создать модель ассоциации сель­ских школ на основе двух эксперимен­тальных площадок в группах школ Балахтинского и Шушенского районов, ап­робировать модель нового типа образо­вательного учреждения — «Ассоциация сельских школ» (Простое товарищест­во). При этом наряду с образователь­ными программами школьников раз­рабатывались образовательные про­граммы сельских учителей, админист­раторов образования, попечителей и даже родителей. Эксперимент требо­вал также новой нормативно-правовой базы (местного, краевого и федерального уровней), обеспечивающей успешное функционирование ассоциаций сельских школ, расчёта экономической эффектив­ности их ассоциирования в условиях под­таёжной зоны центра и юга Краснояр­ского края.
Организационную работу вели Ми­нистерство образования Российской Фе­дерации, Высшая школа экономики, учи­теля, учащиеся, попечители, родители Кожановской, Грузенской, Тюльковской, Чулымской, Якушевской школ Балахтинского района и Каптыревской, Ильичёвской, Иджинской, Казанцевской школ Шушенского района, администрации сёл, органы управления образованием и мето­дические службы Балахтинского и Шу­шенского районов, Главное управление образования администрации края, крае­вой институт повышения квалификации работников образования, краевой проект « Создание разновозрастных учебных групп в сельских малочисленных и мало­комплектных школах». Активно участво­вали в работе ассоциация сельских школ, ассоциация «Коллективный способ обу­чения», ассоциация «Индивидуально- ориентированная система обучения», ас­социация молодых педагогов края «Све­жий ветер».
Любой эксперимент, как известно, нуждается в финансировании. Гаранти­рованными его источниками стали средства краевого бюджета (центра­лизованный фонд повышения квалифи­кации педагогических кадров, краевая целевая программа «Информатизация образования: информационно-комму­никативные технологии в образова­нии», целевая программа «Стабилиза­ция и развитие образования Краснояр­ского края»); средства красноярского проекта (в рамкахмегапроекта «Раз­витие образования в России») «Созда­ние и реализация модели государст­венно-общественного управления в образовании»; средства федерально­го бюджета, предусмотренные на проведение эксперимента по реструк­туризации сельских школ.
Были у нас и негарантированные источники финансирования. Это средства местных бюджетов территорий, которые принимали участие в работе; средства фондов попечительских советов образо­вательных учреждений.
Расходовались средства на прове­дение «сессий эксперимента», образо­вание его участников, экспертизу и кон­сультирование, на исследования и раз­работки, приобретение необходимых дидактических материалов и создание собственных, усиление компьютерной оснащённости экспериментальных пло­щадок, создание и сопровождение сайта проекта и локальных сетей на экспери­ментальных площадках, оплата трафика Интернета для Балахтинской и Шушен­ской экспериментальных площадок, ко­мандировочные расходы и сессии экспе­римента.
Идея «сессий эксперимента» оказа­лась весьма плодотворной. Каждый ме­сяц в течение одной недели проводится общая сессия участников эксперимента. На ней обсуждаются организационно-уп­равленческие проблемы, ведётся консультирование участников, подвергаются экспертизе экспериментальные исследо­вания, разработки и т.д.
По итогам экспериментальных ра­бот проведены всероссийские конференции.
Красноярский проект: перспективы развития

В 2003/04 учебном году значительно усилились процессы реструктуризации территориальных систем образования и переустройства их на новых основани­ях. Это объясняется комплексом причин: значительным сокращением количества детей школьного возраста, переселением семей, длительным недофинансировани­ем образования, ветшанием основных его фондов, изменением образователь­ных потребностей и требований семей к качеству и доступности образования детей, необходимостью рационально ис­пользовать бюджетные средства и повы­шать экономическую эффективность об­разования. Сегодня с полным правом можно сказать, что уже есть прецедент улучшения сельского образования в ре­зультате деятельности эксперименталь­ных зон Балахтинского и Шушенского районов.
Главное управление образования ад­министрации края провело двухмесячный цикл зональных совещаний заместителей глав администраций, руководителей орга­нов управления образованием, директо­ров школ, родительских и попечительских советов. На них обсуждались подходы и способы переустройства сельского об­разования. Ход его, любой проект под­вергался профессионально-общественно­му аудиту. При отрицательных выводах проект перерабатывался и проходил по­вторный аудит.
Главное управление образования представило в администрацию края целе­вую программу «Поддержка хода оптими­зации и переустройства территориальных систем образования края на 2004 год».
Предполагаемая стоимость программы была определена в 63 500 000 рублей.
Инициативные группы представили ход преобразований практики сельского образования в сетевых программах. Так, в рамках Красноярского сетевого инсти­тута управления уже началось тиражиро­вание результатов проекта по комплекс­ной реструктуризации сельских школ в различных её аспектах.
Особенность красноярского проекта ещё и в том, что к совершенствованию сельского образования активно подклю­чились краевые инновационные комплек­сы. Основой объединённой их деятельно­сти стало комплексное переустройство территориальной системы образования на основе индивидуализации образова­тельных целей и программ его участни­ков. Решено ввести в состав эксперимен­тальных районов и Енисейский район — северную, удалённую и протяжённую тер­риторию.
Программа дальнейшего проведе­ния эксперимента определена на интен­сивном семинаре в июне этого года в селе Шушенском.
Модель «Балахтинское простое товарищество образовательных учреждений»

В системе образования Балахтинского района 54 образовательных учреждения, в которых обучается 3982 учащихся. Сельская школа во все времена испыты­вала недостаток ресурсов. Поэтому в сельских системах образования естест­венным путём складывалась практика об­мена разного рода ресурсами на основе простой договорённости между людьми. Развал сельскохозяйственного производ­ства привёл к стабильному недостатку всех типов ресурсов (человеческих, фи­нансовых, материальных, технических, информационных). В этих условиях стало очевидным: объединение — единствен­ный способ выжить. Но это еще не глав­ное в условиях рыночных отношений. Сельский выпускник должен быть конкурентоспособным на рынке труда, уметь строить отношения с людьми, проектиро­вать собственную жизнь. Сельский уклад, увы, традиционно не способствует фор­мированию этих качеств. Нужны специ­альные педагогические усилия, среда, чтобы их воспитать.
Два года назад в Балахтинском рай­оне создано Простое товарищество обра­зовательных учреждений. В него вошли 4 средние школы (Кожановская, Грузенская, Чулымская, Тюльковская), основ­ная (Якушевская) и профессиональное училище № 80.
Все учреждения расположены вдоль автотрассы Балахта — Ужур в радиусе 68 км, имеют определённые технологиче­ские наработки. В Кожановской средней школе в течение нескольких лет шло ос­воение проектной деятельности. Это поз­волило школе стать лидером районной системы образования. В школе сложи­лась эффективная система профессио­нального развития учителей, формирует­ся другая культура отношений между людьми, вводится практика коллективно­го управления. В Грузенской школе осва­ивается организация коллективных учеб­ных занятий, в Чулымской — индивиду­ально-ориентированное обучение. Тюльковская средняя школа отличается своим самобытным укладом, позволяю­щим детям быть успешными. Среди вы­пускников этой школы наибольшее коли­чество предпринимателей, бизнесменов, профессиональных руководителей. Отно­шения учителей с учениками строятся так, что выпускники глубоко уважают своих наставников, помнят школу, кото­рая смогла сформировать в них человече­ское, гуманистическое начало. Большин­ство сельских школ — малокомплект­ные, поэтому целесообразно было объединить их с основной школой. В объ­единение органично вошло профучилище, так как число детей, желающих получать общее образование наряду с начальным профессиональным, увеличивается.
В малокомплектных школах из-за недостатка педагогических кадров (информатика, история) не выполняется фе­деральный компонент учебного плана (Чулымская школа), не ведётся иност­ранный язык в Якушевской школе. Ма­лое число учителей и учащихся не позво­ляет организовать профильную подготов­ку старшеклассников. Система дополнительного образования не удовле­творяет интересы и потребности ребят. Закрытость сельского социума снижает коммуникативную культуру учащихся, что затрудняет адаптацию в другой среде.
Взаимодействие между образова­тельными учреждениями Простого това­рищества носит сетевой характер: каждое из них обладает своим опытом, продвига­ется по своему пути за счёт общей рабо­ты, обогащая друг друга. Иными словами, в таком взаимодействии есть и цель, и средство. Именно это и обеспечивает не только качество образования, но и не­прерывный процесс развития учрежде­ний, их ресурсов.
Простое товарищество создано на основе распоряжения главы администра­ции Балахтинского района. Отношения между образовательными учреждениями нормируются договором о совместной де­ятельности, который определяет вклад каждого образовательного учреждения в общее дело и процессы управления сов­местной деятельностью. Простое товари­щество объединило учреждения разной ведомственной подчинённости. Поэтому вопросы управления, финансовых взаи­моотношений продумывались особенно тщательно. Главный орган управления Простого товарищества — общее собра­ние его членов (проводится три раза в год), в его состав входят педагоги, уча­щиеся, управленческие команды, родите­ли, представители общественности, биз­неса, властных структур. Общее собра­ние определяет стратегические ориентиры, способы реализации Про­граммы развития. Тактическое руководст­во деятельностью осуществляет Совет управленческих команд (собирается раз в четверть). Это очень представительный орган, в его состав входят руководители законодательной и исполнительной влас­ти школ, педагоги профильной и образо­вательной школы, дополнительного обра­зования, тьюторы индивидуальных обра­зовательных программ учащихся, руководители постоянных отрядов школь­ников, попечители, родители, представи­тели общественности, выпускники, руко­водители предприятий и учреждений, предприниматели.
Совет управленческих команд несёт ответственность за решение оперативных вопросов и текущую организацию дея­тельности (собирается еженедельно). Для лучшего оперативного управления введён сменный дежурный администратор (назначается Советом управленческих команд на учебную четверть).
Все финансовые вопросы обговари­ваются, по стратегическим расходам ре­шение принимает Совет Простого това­рищества, по текущим — Совет управ­ленческих команд. Простое товарищество имеет консолидированный бюджет, в который входят:
надтарифный фонд образовательных учреждений;
местный бюджет;
родительские средства;
спонсорская помощь.
Подготовка, повышение квалифика­ции педагогических и управленческих ка­дров ведёт Университет непрерывного образования, работа которого открыта для всех желающих из других образова­тельных учреждений. Занятия в универ­ситете проводятся еженедельно.
В рамках Простого товарищества ра­ботает профильная школа. В прошлом учебном году десятиклассники имели воз­можность обучаться в естественно-мате­матическом и технологическом классах. Обучение велось по субботам на базе Кожановской средней школы и профучилища № 80. Для структурирования программ и содержания учебных предметов созданы кооперации учителей товарищества. Про­шедший учебный год показал, что при та­ком подходе достаточно трудно достичь то­го результата, который мы планировали.

Несмотря на то, что ребята профиль выбирали сами, занятия ве­лись в технологии коллективного способа обучения. Но, к сожа­лению, мы не получили продвижения в воспитании самостоятель­ности учащихся, их воли, рефлексивных навыков. При обсужде­нии пришли к выводу: без индивидуальных образовательных про­грамм получить желаемый результат невозможно. Теперь все учащиеся профильной школы составляют свои программы. Их анализ выявил профессиональные интересы, и мы организовали такие профили: естественно-научный, биохимический, физико-математический, социально-экономический, гуманитарный (в этом классе занимаются всего 3 ученика). При существующей нормативной базе удовлетворить образовательные потребности этих ребят скорей всего было бы невозможно. Наша модель поз­воляет решить эту задачу. В этом учебном году образовательный процесс в профильной школе Простого товарищества построен так: базовое ядро изучается в своей школе, профильное — об­щим погружением, также изучаются элективные курсы (их набор общий для всех учащихся).
В Простом товариществе появилась новая педагогическая позиция — тьютор индивидуальных программ учащихся. Его роль — сопровождение ученика в реализации собственной про­граммы. При этом тьютор организует взаимодействие с ребята­ми, их родителями, учителями-предметниками, управленческой командой школы. Для построения такой работы тьютор должен обладать определёнными навыками: уметь организовать эффек­тивную работу группы и пары, видеть проблемы в деятельности ученика, владеть способами их разрешения, проводить группо­вую и личностную рефлексию. К такому роду деятельности пе­дагогов не готовят ни педагогические вузы, ни система повыше­ния квалификации. Эта проблема решается в рамках школы иг-ротехнического мастерства, занятия которой проводятся еженедельно. Как и все педагоги, тьюторы имеют свою индиви­дуальную образовательную программу, которая реализуется с помощью Университета непрерывного образования и краевой системой повышения квалификации.
В школьных коллективах развилась ещё одна структура — постоянный отряд. Это дало возможность создать реальное уче­ническое самоуправление. Учащиеся профильной школы объе­динены в постоянные отряды в каждой из пяти школ. У отряда есть командир, он входит в состав Совета командиров. В период между «погружениями» постоянные отряды строят свою дея­тельность на неделю. Деятельность корректируется на сборе ежедневно, и каждый участник процесса имеет возможность влиять на неё.
Образовательный процесс в профильной школе Простого товарищества строится на основе трёхстороннего договора между школой, родителями и учащимися. В нём оговариваются условия реализации индивидуальных программ учеников.
И ещё одно новшество введено в Простом товариществе: сборы погружения. Проведено уже несколько таких сборов.

Проблемы, которые требуют решения
Школьная практика не даёт детям возможности осознать ответственность за образование, определить его место в собст­венном росте и становлении. Дети не готовы жить в школе ин­дивидуального образования. Мы не нашли эффективных способов, средств, методов мотивации? Дополнительным ограничением является такая же неготовность родителей.
Педагоги не готовы занять позицию тьютора. А как строить их деятельность? Как она может вписаться в традиционное поле деятельности школы?
Что представляют собой расписание, режим работы школы при наличии индивидуальных образовательных программ?
Каковы формы и способы промежуточной и итоговой аттес­таций?
Ответы на эти вопросы затрудняют живучесть педагогиче­ских стереотипов, природная амбициозность педагогов, отсутст­вие здоровой конкуренции между ними в рамках сельских сис­тем. Ситуация осложняется тем, что различные контролирую­щие инстанции упорно продолжают отстаивать позиции вчерашнего дня.
С нашей точки зрения, в этой ситуации есть только один выход: просто жить в рамках новой практики образования. По­степенно она станет нормой. Наш опыт показал, что прожива­ние деятельности и становится основным условием развития и людей, и самого процесса.
Простое товарищество образовательных учреждений су­ществует сегодня в рамках федерального эксперимента «Рест­руктуризация сети образовательных учреждений, расположен­ных в сельской местности». Но это путь, который видит наша муниципальная система образования для своего развития. И то, что сегодня мы имеем другие школьные сообщества, включён­ные в сетевые взаимодействия (работа районного сетевого ин­ститута), готовность других сфер включиться во взаимодейст­вие — прямое тому подтверждение. Это позволило товарище­ству выступить инициатором программирования социально-экономического развития Балахтинского района.
** *
Примерно по такому же принципу строится работа Шушенско­го Простого товарищества, хотя там есть своя специфика, свои находки и открытия. Шушенское Простое товарищество стало зоной прорыва для других сельских территорий края. Это аван­гардная открытая образовательная площадка, куда приезжают за опытом представители муниципальных систем образования Идринского, Краснотуранского, Новосёловского, Ермаковско-го, Ужарского, Каратузского, Минусинского и многих других районов и городов Красноярского края, республики Хакасии, Тывы, Таймырского автономного округа.
Красноярский край
Учебный план профильной школы Простого товарищества Балахтинского района
При организации учебных занятий в профиль­ных классах отдаётся предпочтение работе в па­рах постоянного и сменного составов, в группах. Причём переход к индивидуальной работе мо­жет осуществляться лишь после групповой или парной организационных форм, так как фрон­тальная такой возможности не предоставляет. Образование в профильных классах индивиду­альным маршрутам (1-й этап формирования ин­дивидуальной образовательной программы). Учебный план предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся (ма­тематический класс — 35 часов, технологичес­кий класс — 60 часов). Исследовательскими работами учащихся руководят преподаватели профильного класса, сопровождают их учителя-предметники.
Учебный план 10-го класса (естественно-математического)
Базисное ядро
1.Русский и литература — 3
2.Иностранный язык — 1
3.История — 3
4.Обществоведение — 1
5.Физическая культура — 3
6.География — 1
7.Технология—2
Всего 14 часов
Профильное ядро
1.Математика — 7
2.Химия — 3
3.Физика — 3
4.Биология — 3
5.Информатика—1
Всего 17 часов
Элективные курсы — 4 часа
Элементы комбинаторики
Решение системы линейных уравнений
Стереометрия
Исследовательская и проектная деятельность — 34 часа
Учебный план 10-го класса (технологического)
Базисное ядро
1.Русский и литература — 3
2.Иностранный язык — 1
3.История — 3
4.Обществоведение — 1
5.Физическая культура — 3
6.География — 1
7.Математика—4
Всего 15 часов
Профильное ядро
1.Технология — 5
2.Биология — 3
3.Физика — 3
4.Химия—3
Всего 14 часов
Элективные курсы — 3 часа
Практические занятия — 70 часов
Исследовательская и проектировочная деятельность —59 часов
Конференции V1
URL: http://setilab2.ru/modules/conference/view.article.php/c4/86