Конференции V1

М. Гурьянова Pезервы модернизации сельской малочисленной школы

Конференция: Сельское образование: альтернативы реструктуризации
Автор: zrokhline
Дата: 2008/4/11
Уважаемые коллеги!
Редакция журнала "Народное образование" в качестве участия в
интернет-конференции "Сельское образование: альтернативы реструктуризации"
представляет ряд публикаций видных отечественных педагогов,
высказавших существенные, на наш взгляд, соображения по данной
проблеме.

ОБ АВТОРЕ:
Марина Гурьянова,главный научный сотрудник Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО, доктор педагогических наук
Аннотация: Уважаемые коллеги!
Редакция журнала "Народное образование" в качестве участия в
интернет-конференции "Сельское образование: альтернативы реструктуризации"
представляет ряд публикаций видных отечественных педагогов,
высказавших существенные, на наш взгляд, соображения по данной
проблеме.

ОБ АВТОРЕ:
Марина Гурьянова,главный научный сотрудник Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО, доктор педагогических наук

В силу этих и других причин сельская школа — самый сложный объект преобразова-, „ ,,„..
рактерное как для развитых, так и для развивающихся стран. К. примеру, в США наме­тилась устойчивая обратная тенденция к разукрупнению школ, увеличению числа ма­лочисленных средних. Многие американские исследователи отмечают, что такие шко­лы рассматриваются как положительная тенденция -в образовании США. Опыт Англии, Франции, Польши, Болгарии, Африки свидетельствует о настойчивых поисках учёными и практиками путей решения проблем сельских малочисленных школ.
Закономерно возникает вопрос: насколько правомерно в России преобладание такого подхода к реструктуризации сети общеобразовательных учреждений села, как укрупнение школ? Ведь есть и иная точка зрения: приоритет в образовательной политике должен быть отдан сохранению и развитию малочисленных школ, поиску путей повышения эффективности их работы. Встаёт вопрос: как модер­низировать при этом сельскую малочисленную школу, как повысить качество образо­вания сельской детворы?
Малочисленные сельские школы России — постоянная категория в российском образовании, порождённая географическими особенностями страны, территориальной разобщённостью и отдалённостью многих поселений. В последние годы сельских мало­численных школ становится всё меньше. Но как чисто российское явление такая школа сохранится и будет существовать долго. Такова наша действительность, таковы особен­ности страны, непонимание которых всегда приводило к разрушительным последствиям. Малочисленная сельская школа России — уникальный социально-педагогичес­кий феномен. В ней учитель не просто работает, он живёт жизнью детей, воспринима­ет свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, брать­ев, сестёр, положение ребёнка вне школы, помогет ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоро­вья детей этот фактор носит характер социальной защиты детей. Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные шко­лы. Обучение и воспитание сельских детей во многом носят общинный характер, при­общают учеников к этическим ценностям и нормам крестьянской морали. В отдалённых деревнях России обучение прибли­жено к месту жительства детей, школа давно стала для многих ребят местом психологического комфорта, общения, досуга, приобщения к труду, искусству, спорту. Здесь ребёнок имеет гораздо больше шансов оказаться в атмосфере любви и заботы, человеческого внимания к его нуждам, проблемам и интересам.
Не будем забывать, что сельская малочисленная школа во многом нацио­нальна. Самобытность уклада школьной жизни, связь обучения и воспитания с народными традициями, народной куль­турой — важнейшие составляющие про­цесса формирования национального са­мосознания, национальной самоидентич­ности. Ученик малочисленной школы живёт в особом, близком и родном жиз­ненном пространстве, выпадание из ко­торого для него — сильнейший стресс. Вот почему адаптация ребёнка к новой школе в другом селе, райцентре вовсе не надуманная, а серьёзная социально-пси­хологическая проблема. В 80-е годы про­шлого века те ребята, что приезжали из своих деревень учиться в большую шко­лу, почувствовали, что, их воспринимают как «чужих», «приезжих». Это сохраня­ется и сегодня.
Сосуществование в едином прост­ранстве малочисленных школ с разным потенциалом развития позволяет сделать вывод о том, что в условиях рынка неизбе­жен селективный подход в образовании: максимальной поддержки заслуживают школы с инициативно-деятельностным потенциалом, обладающие энергией сози­дания. Отправной точкой в решении судь­бы малочисленной школы должны стать профессионализм, творческое состояние коллектива, его способность преодолевать трудности, работать в режиме развития.
Если у малочисленной сельской школы есть сильный лидер, работоспо­собный и сплочённый коллектив, то, несмотря на многие трудности, она может эффективно работать и мо­дернизироваться. Такой должна быть доминанта в определении её судьбы.
В 80-х годах прошлого века курс правительства на сохранение и возрож­дение малочисленных школ был вызван потребностями сельскохозяйственного производства в кадрах — механизаторах, доярках, полеводах. Сегодня потребность в их сохранении обусловлена необходи­мостью реанимировать социальную жизнь села. Решить эту социальную за­дачу при определённой поддержке в большинстве сельских поселений мо­жет только школа. В те годы шёл актив­ный нормотворческий процесс в отноше­нии малочисленной сельской школы. Се­годня же она стала заложницей устаревших нормативов, о пересмотре которых, похоже, и не думает главное об­разовательное ведомство страны.
Я далека от мысли о том, что у этой проблемы простое, однозначное реше­ние. Это сложнейшая проблема, включа­ющая экономические, социальные, пси­холого-педагогические аспекты. Очевид­но одно: судьба каждой малочисленной школы должна стать предметом все­стороннего анализа. В противном слу­чае решение о ликвидации той или иной школы будет непоправимой ошибкой ру­ководителя, потребует значительных фи­нансовых средств и организационно-пе­дагогических усилий по устранению его негативных последствий. В своём письме А.Ф. Юшина, теперь уже бывший дирек­тор малочисленной основной школы, пи­шет: «Местные власти закрыли Шерляг-скую школу (Троицко-Печорского района Республики Коми. — М.Г.) как-то по-скорому, боясь, чтобы не помешало что-то их желанию и стремлению. Что в ре­зультате получилось? Всех детей не уст­роили учиться. Пятеро учеников учёбу бросили. Вот уже два года находятся до­ма. Глядя на них, ещё двое ребят бросили учёбу и тоже приехали в Шерлягу. Кто выиграл в этом процессе? Кто ответит за то, что лишены будущего эти дети?»
Во многих регионах сельская мало­численная школа стала объектом внима­ния всех ветвей власти и, конечно же, в первую очередь органов управления образованием. В Калужской, Костромской, Нижегородской, Курганской, Оренбург­ской, Псковской областях, Республике Саха (Якутия) создаётся правовая база де­ятельности сельских малочисленных школ. К примеру, в Калужской области действует программа «Развитие сельской малочис­ленной школы Калужской области». Это часть областной программы развития об­разования, принятой Законодательным со­бранием, куда представлен проект област­ного закона «Малокомплектная школа как механизм формирования общественной жизни в сёлах Калужской области».
В Республике Саха (Якутия) прика­зом Министерства образования утверж­дено и зарегистрировано республикан­ским Министерством юстиции положе­ние о сельской малокомплектной школе.
В Нижегородской области под науч­ным патронажем Арзамасского государст­венного педагогического института им. А.П. Гайдара ведётся эксперимент по реа­лизации модели профильного обучения в малокомплектной сельской школе путём внутриклассной дифференциации. В Со-сновском районе ведётся эксперименталь­ная проверка модели сельского меж­школьного учебно-производственного цен­тра, действующего на базе школ района.
В Псковской области эксперимент по шести направлениям проводится под научным руководством лаборатории «Сельская школа» областного Института повышения квалификации работников об­разования. В частности, Псковский обла­стной центр развития одарённых школьни­ков руководит опытно-экспериментальной работой по созданию системы дистанцион­ного обучения учащихся сельских школ.
Модернизировать сельскую мало­численную школу — значит обновить все компоненты её деятельности, найти но­вые решения старых проблем, предло­жить свежие организованные идеи, реа­лизация которых вдохнёт силы в жизнь школы, преобразует образовательный социум малых поселений. Многолетнее научно-педагогическое сотрудничество Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО с регионами, комплексные ис­следования позволили найти и обосновать некоторые способы модернизации сельской школы.
В чём же они заключаются?
В числе причин, не позволяющих учителям достигать бо­лее высоких результатов в обучении школьников,.— слабое об­щее развитие сельских детей, рост числа учащихся с ослаб­ленным здоровьем, с задержкой психического развития.
На наш взгляд, в сельской местности в силу слабого общего развития дошкольников необходимо принимать де­тей в школу с 6,5—7 лет, по достижении ими функцио­нальной зрелости. Общеобразовательное учреждение «на­чальная школа — детский сад» целесообразно открывать на базе детского сада. В этом случае дети эффективнее адап­тируются к новому виду деятельности — учебной. В то же время не прерывается преемственность в реализации образовательных программ, организации питания детей, укреплении их здоровья, в работе с родителями. А вот если рядом с дошкольным образо­вательным учреждением расположена основная или средняя школа, то открывать на её базе общеобразовательное учрежде­ние «школа — детский сад» нерационально. Начальные классы могут числиться как в школе, так и в детском саду, исходя из штатного расписания (уточню: штатное расписание детского са­да существенно отличается при наличии трёх и четырёх групп).
Важнейший критерий эффективности учебно-воспита­тельного процесса сельской малочисленной школы — освоение программы I и II ступеней обучения детей с ослабленным здоро­вьем и незначительными отклонениями в развитии, получение ими аттестата об основном общем образовании. В последние годы в сельских малочисленных школах появилось много детей с ослабленным здоровьем, в том числе и с диагнозом «задержка психического развития». Они нуждаются в коррекционной пе­дагогике, в помощи психологов и социальных педагогов. Сель­ские малочисленные школы испытывают нехватку квалифици­рованных специалистов этого профиля, что снижает качество учебно-воспитательного процесса. Проблема требует незамед­лительного решения.
С учётом малой численности учащихся, дефицита специалистов в области коррекции поведения, здоровья учащихся целесообразно создать при муниципальных орга­нах управления образованием единую районную медико-психолого-педагогическую социальную службу, специалис­ты которой — детские психологи, дефектологи, детские врачи, социальные педагоги — работали бы системно с учащимися каждой из муниципальных школ.
Детей с ярко выраженными отклонениями в развитии, с дезадаптацией целесообразно по результатам обучения в 1-м классе обследовать на медико-педагогической комиссии. Если отклонения требуют обучения в специальной школе, то учителя либо убеждают родителей определить ребёнка в это учреждение, либо (в случае несогласия родителей) ученик продолжает посещать общеобразовательную школу и по ее окончанию получает справку.
Особенности контингента сельских малочисленных школ побуждают учителя большую часть времени на уроке уделять именно этим детям, зачастую в ущерб ра­боте с другими учениками. А чтобы эти дети освоили программу, приходится ино­гда часы вариативной части учебного плана выделять на базовые предметы (особенно в начальных классах).
Количество детей, определённых медкомиссией для обучения во вспомо­гательной школе (VIII типа), из года в год увеличивается. Родители, как правило, не желают отдавать ребён­ка в такую школу, и он продолжает посещать общеобразовательную. Ре­шение проблемы лежит в сфере совме­стного постановления Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ о переводе таких детей на индивидуальное обучение, что было бы гуманным шагом в первую очередь по отношению и к самим детям, и к другим ученикам, а также к учителям.
Для педагогически запущенных ре­бят, обучающихся в основных и средних общеобразовательных малочисленных школах, целесообразно открывать классы индивидуальной подготовки. Наполняемость их должна быть не более 10 учеников. В такой класс могут зачис­ляться учащиеся трёх различных классов (к примеру, 5—6—7-й, или 7—8—9-й, или 6—7—8-й). Все школьники занимают­ся по индивидуальным программам, исходя из способностей и фактических знаний. Программу класса учащиеся могут освоить за год или за два. Нумерацию таких клас­сов лучше дать по учащемуся старшего возраста. Такой педагогический приём положительно влияет на психологическое со­стояние школьников.
В основных и средних малочислен­ных общеобразовательных школах для учащихся, которые в силу тех или иных причин отстали от сверстников на 2—3 класса, стали переростками и обу­чаться в соответствующем их знани­ям классе ни при каких обстоятельст­вах не хотят, целесообразно ввести индивидуальное обучение на дому.
Эффективность учебно-воспитатель­ного процесса в сельской малочисленной школе во многом зависит от того, насколь­ко учебный план начальной и основной, средней школы учитывает уровень разви­тия детей, поступающих в 1 -й класс. Целе­сообразно выделить оптимальное ко­личество учебных часов для более каче­ственного усвоения учебной программы по образовательным областям: фило­логия, математика, обществознание, естествознание. Так, русский язык целе­сообразно преподавать для всех учащихся с 1 -го по 9-й класс в объёме 4—7 часов в неделю. В 10— 11-х классах средних школ выделять по 1 часу в неделю для по­вторения и обобщения знаний по русскому языку в форме индивидуальных и группо­вых консультаций. Учитывая актуальность проблемы речевого развития сельских школьников, в 1 —9-х классах раз в неделю стоит проводить специальные занятия по программе Т.А. Ладыженской «Речь и культура общения» (детская риторика). Часы выделяются за счёт вариативной ча­сти учебного плана. В 5—8-х классах целе­сообразно отводить дополнительно по 1 часу для подготовки к экзаменационному изложению с элементами сочинения (9-й класс) и экзаменационному сочине­нию (П -й класс). Такая система позволит учащимся сельской малочисленной сред­ней школы овладеть русским языком не ниже требований программы.
Малая наполняемость классов (7—14 человек) и отсутствие параллель­ных классов в основных и средних мало­численных школах актуализируют обучение детей с разными способностями в од­ном классе, углублённое изучение отдель­ных предметов по избранному профилю.
Особенность учебно-воспитательно­го процесса в сельских малочисленных школах — отсутствие возможности для внешней дифференциации обучения. По­этому его эффективность возможна с по­мощью внутренней дифференциации в рамках одного разноуровневого класса. В настоящее время большинство учителей малочисленных школ используют для этих целей индивидуальные и групповые кон­сультации. Однако на них в учебном плане почти не остаётся часов, так как из-за слабого развития сельских детей учителям приходится использовать инвариантную часть учебного плана на изучение базис­ных предметов. Один из путей преодо­ления этого недостатка — кружко­вая работа со способными учениками. Но кружок по требованиям финансо­вых органов оплачивается тогда, ког­да в нём не менее 15 ребят, а в мало-численных школах наполняемость класса значительно ниже. К тому же на практике доказано, что разновозрастные предметные кружки по математике, хи­мии, биологии и другим учебным предме­там, в отличие от предметов творческой направленности (изо, музыка, труд, физ­культура), вести сложно и неэффективно. В условиях ограниченного бюджет­ного финансирования, объективных труд­ностей малочисленных школ в организа­ции платных дополнительных услуг, в раз­вёртывании предпринимательской деятельности, при отсутствии спонсорской поддержки единственный путь повысить качество учебно-воспитательного процес­са — перейти к эффективным образо­вательным методикам обучения и вос­питания, организовывать самостоя­тельную индивидуальную и групповую работу учащихся. Однако её успешность во многом будет зависеть от учебной базы школы: пособий и книг, словарей-спра­вочников, дидактических материалов (раз­личного рода индивидуальных карточек с текстами, сюжетами, картинками; разноуровневых заданий учащимся, сигнальных карточек), без кото­рых учитель не в силах сделать урок интересным. Повысить эф­фективность урока в малочисленной школе поможет учебное оборудование: аудиовизуальные пособия, мини-типография (для начала хотя бы одна на район), компьютеры и программы к ним. Требуют пересмотра и научного обеспечения организационные формы, структура уроков в классе малой наполняемости, приёмы и средства обучения в их оптимальном сочетании.
На наш взгляд, успешному обучению существенно помогут интегрированные уроки, позволяющие ученикам глубже осо­знать целостность и гармонию окружающего мира. Это могут быть уроки музыки и природоведения (к примеру, «Осень»), му­зыки и литературы («Путешествие по литературным местам»), словесности и ботаники («Листопад»), зоологии и словесности («Птицы — певчая слава России»), изо и музыки и т.д.
Для многих сельских школьников образовательная об­ласть «Технология» и входящие в неё предметы, особенно труд, — единственная возможность адаптироваться к самостоя­тельной жизни. Сельскохозяйственный труд в поле, на при­школьном учеб но-опытном участке — это не только воз­можность удешевить завтраки и обеды в столовой, но глав­ное — научить детей работать на земле, выращивать овощи, ухаживать за садом, оформлять цветник. Без этого нет полно­ценной жизни в селе. Поэтому необходимо целевое выделе­ние средств на приобретение сельскохозяйственной тех­ники, семян, садово-огородного инвентаря и т.д.
Исходя из интересов учащихся, их семей, потребностей аг­рарной и социальной сфер в специалистах, многие сельские сред­ние малочисленные школы ратуют за сохранение и развитие профессиональной подготовки учащихся 9—11-х классов. Для её осуществления требуется лицензия, получить которую многим школам не позволяют плачевное состояние материально-технической базы, отсутствие ставки заместителя директора по трудовому обучению. Такой должности нет пока и в средних об­щеобразовательных школах. А ведь поддержание материальной базы в рабочем состоянии требует постоянной заботы, поиска за­пасных частей, деталей, инструментов, что зачастую связано с разъездами. Учитель трудового обучения не может позволить себе заниматься всем этим из-за загруженности уроками.
Эффективной организации трудовой подготовки школьни­ков по сельскохозяйственному профилю мешает неукомплекто­ванность сельскохозяйственной техникой с набором необходи­мых приспособлений, инструментами, средствами на приобре­тение горюче-смазочных материалов для трактора. Без этого нельзя получить лицензию на право осуществлять профессио­нальную подготовку. Но где всё это взять маленькой школе?
Перспективы развития учебно-воспитательного процесса в сельской малочисленной школе, а особенно в той, где более 200—250 учащихся связаны с созданием подсобного хозяйства, с производственным трудом, что всегда было осно вой воспитания, профильного обучения, профессиональной подготовки специали­стов сельскохозяйственного производст­ва, источником дополнительного финан­сирования школы, средством социальной поддержки учителей и учащихся. Суще­ствует прямая зависимость качества об­разования от наличия в школе учебно-опытного участка или подсобного хозяй­ства. Назрела острая потребность в документе федерального уровня, определяющем стратегию и такти­ку трудовой подготовка сельских школьников в рамках многоукладной экономики. Целесообразно было бы в педагогических вузах организовать подготовку специалистов — преподава­телей труда сельских школ, руководите­лей подсобных хозяйств.
Серьёзные трудности в организации учебно-воспитательного процесса испы­тывают основные сельские школы, где за­меститель директора по учебно-воспита­тельной работе получает 0,5 ставки, где нет должностей старшего вожатого, биб­лиотекаря, завхоза. Часть обязанностей этих должностных лиц на общественных началах выполняют учителя, а значитель­ную часть — директор, что ведёт к его пе­регрузке. В связи с этим мы предлагаем:
в основной малочисленной школе вве­сти полную ставку заместителя директо­ра по учебно-воспитательной работе при наличии б классов-комплектов. В сред­ней малочисленной школе ввести ставку заместителя директора по воспитатель­ной работе независимо от количества классов-комплектов;
в основных и средних малочисленных школах ввести полную ставку (18 часов) учителей музыки и изобразительного ис­кусства. Недостаточный объём их учебной нагрузки компенсировать занятиями в разновозрастных группах в системе школьно­ го дополнительного образования. Разно­возрастные творческие объединения уча­щихся (скажем, по народным промыслам, различным художественным техникам) мо­
гут иметь в своём составе молодёжь и взрослых жителей села (по их желанию);
в начальной малочисленной школе для руководства кружковой работой необходимо ввести 4 часа при наличии двух классов-комплектов и 6 часов при трёх классах-комплектах;
в средних малочисленных школах, где есть компьютерные классы (не менее 10 рабочих мест), ввести должность пре­подавателя информатики с полной став­кой (18 часов);
• целесообразно установить норматив для сельских школ всех типов (начальная, основная, средняя) в сфере внеуроч­ного времени: не менее 0,7—0,8 часа в неделю на одного ученика за счёт групп продлённого дня и разновозрастных от­рядов, а также 0,25—0,3 часа в неделю на ученика за счёт учреждений дополни­тельного образования;
• в сельских начальных, основных, сред­них (полных) школах целесообразно открывать группы продлённого дня и раз­новозрастные отряды в соотношении 0,45 групп и отрядов к одному классу-комплекту;
• в сельских школах, как правило сред­них, где учатся дети из разных сёл и дере­вень, создавать разновозрастные отряды. Соотношение между ними и группами продлённого дня может быть 1 к 0,36—0,5, в зависимости от местных условий.
Сельским школам с учётом усло­вий их функционирования необходимо предоставить право выбора продол­жительности рабочей недели. Переход на 5-дневную учебную неделю приведёт к изменению учебного плана, сокраще­нию количества часов в каждом классе. По мнению сельских учителей, это в пер­вую очередь коснётся часов производи­тельного труда. В результате возникнут трудности в организации трудовой дея­тельности, не регламентированной про­граммой. Весомый аргумент против пере­хода сельской школы на пятидневную учебную неделю — субботний рабочий день у жителей села, в связи с чем мно­гие родители предпочитают шестиднев­ную неделю.

В условиях села одна из наиболее эффективных форм повышения квали­фикации учителей малочисленных школ — создание фонда видеомате­риалов из опыта работы педагогов, владеющих эффективными методиками индивидуального, дифференцированного обучения. На видео снимаются фрагмен­ты уроков, внеурочных занятий; коммен­тарии методистов, учёных, педагогичес­ких работников. Видеоматериалы про­сматриваются учителями на методических объединениях, обсуждают­ся методические приёмы, наиболее про­дуктивные педагогические технологии бе­рутся на вооружение. Такая форма рабо­ты позволяет эффективно использовать возможности самообразования учителей, оперативно доводить до их сведения пе­дагогические технологии, разработанные для малочисленных школ.
Огромную роль в модернизации учебно-воспитательного процесса играет компьютеризация малочисленных школ. Реализация федеральной целевой про­граммы «Развитие единой образователь­ной информационной среды (2001—2005 годы)» пока малоэффектив­на, к сожалению. При осуществлении проекта «Компьютеризация сельских школ» на школу с числом учащихся ме­нее 100 человек выделялся всего один компьютер. Это означает, что в подавля­ющем большинстве основных и средних школ компьютерных классов не будет. Чтобы обеспечить равный доступ к ин­формационным ресурсам, научить каждо­го ученика информационным технологи­ям, необходимо преодолеть неравенство сельских и городских школьников, обес­печить сельские школы (хотя бы на вто­ром этапе федеральной целевой програм­мы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 го­ды») по иным нормативам. В бюджете муниципальных образований до сих пор не предусмотрены средства для исполь­зования школой Интернета.
Ни у кого не вызывает сомнений необходимость изменить статус сельских школ. Десятилетний опыт их финансирования из бюджета му­ниципальных образований показал тупиковый характер этой экономической модели, особенно для дотационных регионов России, где сельские школы стали заложниками экономических возможностей муниципалитетов. Необходимо придать шко­лам статус государственного образовательного учрежде­ния, софинансировать их за счёт средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Особо отмечу, что для сельских малочисленных школ на­мерения Правительства РФ отменить льготы за работу в сельской местности приведут к резкому ухудшению ма­териального положения сельского учителя, оттоку учитель­ских кадров в другие сферы, росту числа неспециалистов, рабо­тающих в сельских школах, и к дальнейшей деградации школ. Если Госдума РФ примет это решение, оно станет гибельным ударом по сельскому учительству. Сегодня учитель зарабатыва­ет на жизнь не столько учительским трудом, сколько продажей сельхозпродукции, даров леса. Вынужденный труд на личном подворье практически не оставляет времени на самообразова­ние, что стало одной из причин снижения качества образования, неконкурентоспособности выпускников сельских школ. Долго шли разговоры о необходимости приравнять статус учи­теля к статусу муниципального служащего, но дело так и не сдвинулось с места.
Исследования Института социально-педагогических про­блем сельской школы РАО подтвердили устойчивую тенденцию нарушения социально-экономических прав сельских учите­лей, — им до сих пор задерживают заработную плату, система­тически не выплачивают социальные льготы.
Проблемы малочисленных сельских школ — незатухаю­щая боль российского образования. Как модернизировать на­чальные школы, где менее 10 учащихся? Как реструктурировать сеть основных школ, в которых учится менее 40 детей? Средних (полных) школ, где менее 100 учащихся? В поисках ответов на эти вопросы Институт социально-педагогических проблем сель­ской школы Российской академии образования провёл «круг­лый стол» на тему «Пути модернизации сельской малочислен­ной школы России», в котором участвовали представители 23 регионов России. Они пришли к выводу о том, что, несмотря на многие трудности, будущее у сельской малочисленной школы есть. Но за него нужно бороться, искать эффективные способы модернизации малых школ.
В.М. Милюков, директор Ивановской средней школы Старооскольского района Белгородской области, считает: «Школа в селе — это когда три ступеньки, травка, прекрасный лес рядом. Если малая школа погибнет, то погибнет Россия...»
«У нас возник вопрос о закрытии школы, — рассказал А.В. Квасов, молодой директор Устьевской основной школы Со­биновского района Владимирской области. — Но когда обсужда­ли экономическую сторону вопроса, начальник отдела образования спросил: «А куда мы денем 90 детей? Экономически невыгодно организовывать их подвоз. Закрывать малочисленные школы невыгодно и с точки зрения эконо­мической», — подытожил директор.
«В Никульской начальной школе бы­ло 4 человека. Её решили закрыть, — ска­зал начальник Коломенского управления образования Московской области В.Б. Орлов. — Я экономически рассчитал: автобус не окупит себя и за 20 лет. Школу сохранили. Сегодня в ней учится одна де­вочка. Приезжали корреспонденты теле­видения, начальство, интересовались: как вы тут одного человека воспитываете? Де­вочке ведь не с кем общаться! Она вырас­тет неразвитой. И вот эта девочка попада­ет на телепередачу и всех поражает своей находчивостью, начитанностью, общитель­ностью. Какой вывод? Всё зависит от мас­терства учителя», — сказал В.Б. Орлов.
А вот ещё сведения из района одной из территорий: «Подвоз детей — опасное дело, — за последние годы здесь случи­лось несколько крупных аварий. И реши­ли с подвозом просто-напросто кончать, ибо дети погибают. Потом работают ко­миссии, выясняют, анализируют... Но всё это уже — «пустые хлопоты».
В.М. Пегушин, начальник Управле­ния образования Неклиновского района Ростовской области, сказал: «Всем дав­но понятно: если начальная школа будет закрыта, то мы вернёмся в 60-е годы, во времена Хрущёва, когда на селе за­крывались школы, Дома культуры, мед­пункты. Всё это привело к выжженной земле. Сегодня правовая сторона рест­руктуризации сети школ не продумана. Ведь в Законе РФ «Об образовании» чётко сказано, что школа не может быть закрыта без решения сельского схода, однако такие факты есть. В нашем райо­не самые разные школы. Есть, напри­мер, основная школа, где обучается 65 человек, из них 48 — турки-месхетинцы. Как её закроешь? Губернатор об­ласти Владимир Фёдорович Чуб утвер­дил программу «Дорога к школе». Было приобретено 430 автобусов. В районе 28 маршрутов. Все малочисленные шко­лы района имеют программу развития. Школы, расположенные на территории сельской администрации, мы условно назвали учебными округами. Прочные контакты между ними, в том числе и с помощью информационно-коммуни­кативных технологий, — один из путей развития образования на селе. Центр внешкольной работы открыл 20 филиа­лов на базе сельских школ. По такому же принципу строят работу спортивная и школа искусств. Такой подход помога­ет повысить качество образования сель­ской детворы».
«В Каменском районе Пензенской области много малочисленных школ: 27 средних, 14 основных, 14 начальных. Максимальное число учащихся в сред­ней — 250 человек, в основной — 70, в начальных школах — по два, три, одно­му ученику. Сегодня и у основных школ возникла проблема малой наполняемос­ти: появляются классы, в которых один ученик. Таких учеников до седьмого клас­са учат бесплатно, — рассказала дирек­тор Соболевской школы Л.Н. Макаро­ва. — В 2004/05 учебном году планиру­ется 6 классов-комплектов. А это значит, что в школе останусь я одна. Из админис­трации больше никто не положен — ни библиотекарь, ни заместитель, ни вожа­тая. А это «Школа года», лауреат Все­российского образовательного форума. Но судьба её не решена, гарантии со­хранности у школы нет»...
Л.П. Попов, управляющий делами администрации Моршанского района Тамбовской области, грустно пошутил: «Сельские малочисленные школы у нас скоро закроет министр МЧС Шойгу. МЧС, пожарные сейчас не подписывают ни один акт о приёме школ без противо­пожарной сигнализации, предлагают свои услуги по её установке. В их струк­туре есть фирмы, заинтересованные в выполнении такой работы. Это просто издевательство над руководителями ма­леньких школ, у которых нет средств на оплату столь дорогих услуг».
«В Оренбургской области, — ска­зала ЛМ. Цыганкова, заместитель на­чальника областного Управления образо­вания, — нет документов, предписываю­щих закрывать школы. Но существует ряд объективных причин, по которым школ становится всё меньше, прежде всего — начальных и основных. На селе стало проживать меньше людей. Упадок производства вызвал отток рабочей си­лы. В этих демографических условиях школа неизбежно будет вымирать. Но мы думаем о том, как эффективно учить в малочисленной школе, думаем о педа­гогически грамотной организации учеб­ного процесса, о содержании образова­ния, о подготовке кадров. Если сделаем малочисленную школу привлекательной, дети там будут учиться охотно, с радос­тью. Скажу по опыту: школа, в которой делается всё возможное для творческой работы, будет жить. Закрыть такую шко­лу не поднимется рука ни у районного, ни у областного начальника».
«Круглый стол» показал: на местах педагогические коллективы предприни­мают настойчивые попытки сохранить малочисленные школы, в частности, и та­кую, как подготовка учителей для таких школ, которые могли бы успешно рабо­тать с двумя-тремя классами.
Об этом говорила заведующая ка­федрой социальной педагогики и акмеологии Шуйского государственного педуниверситета В.Н. Тарасова. Учёные университета разработали методику диф­ференцированного обучения в классах с малой численностью школьников. Бла­годаря комплексной технологии студенты и учителя успешно осваивают методы обучения в столь сложных условиях.
И вот ещё какой важный вопрос подняли участники «круглого стола»: здания закрывшихся школ надо ос­тавлять за системой образования, чтобы в них работали кружки, клубы, секции. Были претензии и к Минобразо­вания РФ: решения по сельской школе часто принимаются без совета с педаго­гической общественностью. Двухлетний срок эксперимента по реструктуризации сети школ нереален, отработать оптимальные модели за это время нельзя, это пус­тое занятие.
Отрадно, что руководители многих регионов и муници­пальных образований неравнодушно относятся к судьбе села и сельской школы. Многие малочисленные школы сохранили традиционный сельский уклад, трудовую деятельность школьни­ков, проявляют инициативу в развитии социально-педагогичес­кой практики. Но в России, к сожалению, немало вымирающих сельских районах (это глубинные отдалённые территории), где не осталось ни одного производства, работают 2—3 детских сада на весь район, постоянные задержки заработной платы работ­никам социальной сферы стали печальной нормой жизни.
Невероятно, но факт: в новой демократической России под угрозой закрытия находятся школы, имеющие столетнюю (!) ис­торию, составляющие золотой фонд отечественной педагогики, спасающие малые поселения от деградации, духовного разру­шения. А вот ещё парадокс: армию безработных сельчан попол­няет... самоотверженная, бескорыстно трудившаяся во благо России сельская интеллигенция.
Совершенно очевидно: школы с малой наполняемостью требуют особых подходов к модернизации, нормативного обес­печения.
Резервы модернизации сельской малочисленной школы есть. Они очень просты по решению, экономически выгодны, педагогически целесообразны. Эти резервы условно можно раз­делить на две группы: внешние и внутренние. К числу внешних относятся интегративные модели образовательных учреждений. В их числе — «Начальная школа — учительский дом». Учитель обучает детей младшего школьного возраста на дому. Эта мо­дель не нова. В России в 30—50-е годы в начальных школах бы­ли квартиры учителей. Такую школу рационально открывать на один-два класса-комплекта (не более 10—15 учащихся). Эта модель уже успешно действует, к примеру, в Каменском районе Пензенской области. Научно-методическое и ресурсное обеспе­чение разработано Институтом социально-педагогических про­блем сельской школы РАО.
В Тандинском районе Республики Тыва на базе Межегейской школы создан образовательно-досуговый центр с филиа­лом профессионального училища.
Актуален для села вариант образовательно-оздоровитель­ного центра с группой детей дошкольного возраста круглосуточ­ного пребывания.
Плодотворна идея создания сельских образовательных ок­ругов, позволяющих более рационально распределять финансо­вые ресурсы среди школ округа при сохранении их территори­ального расположения. Эти и другие варианты модернизации сети малочисленной начальной, основной, средней школ видо­изменяют их состав, статус, возможности, соответствуют реали­ям сельской жизни, интересам жителей села.
Кроме внешних резервов модерни­зации малочисленной школы, есть и вну­тренние, которые пока слабо использу­ются практикой. Суть одного из них — в изменении механизма формирования классов-комплектов в школе II и III ступеней. Если начальная школа России уже в течение века работает по принципу разновозрастного состава класса-комплекта (когда один учитель одновременно ведёт занятия с учениками одного-двух и даже трёх классов), то школы II и III ступеней реализуют эту идею только при обучении таким предме­там, как изо, музыка, физкультура, труд. Однако идея создания классов-комплек­тов из малого числа учащихся среднего и старшего звена (к примеру, 5—6, 6-7-й, 8—9-й, 10—11-й классы) сегодня, как никогда, реальна и своевременна. Её реализация может распространяться на все предметы. Учитель-предметник рабо­тает с близкими по возрасту учениками одного класса-комплекта численностью до 10 человек. Для некоторых школ и да­же районов это не ново, хотя идея требу­ет и эксперимента, и создания солидной учебно-методической базы.
Второй резерв модернизации мало­численной школы — развитие школь­ного дополнительного образования с помощью заочного обучения, орга­низованного учреждениями дополни­тельного образования областного уровня. Суть новации в том, что учащие­ся сельской малочисленной школы, где не оплачиваются внеклассные занятия или оплата их очень мала, могут расши­рить свои знания за счёт выполнения за­даний, присылаемых им из центра заоч­ного обучения. Такой опыт накоплен се­годня в Костромской области.
Суть третьего резерва модерниза­ции — финансирование сельской шко­лы с учётом выполнения ею социо­культурных функций. Эта идея реали­зована в Курганской области. Здесь областная общественная аккредитациейная комиссия присваивает школе (на ос­нове её заявки), играющей значительнум роль в социальной жизни сельского на­селённого пункта, статус культурно-об­разовательного центра. Решение комис­сии даёт основание для дополнительного финансирования школы из областного I бюджета.
Есть ещё одно направление модер­низации сельской малочисленной школы — привлекать дополнительные образовательные ресурсы музейной педагогики. Речь идёт об активном использовании потенциала историко-краеведческих, художественных, Литератур­ных музеев, расположенных как в рай- I центрах, так и в областных городах. К примеру, Александровский художественный музей Владимирской области (ди­ректор — Е.Н. Усанов) разработал про­ект «В гостях у купца Первушина». Цель его — духовно-нравственное воспитание, культурно-историческое образование де­тей сельских школ района. Основу про- t екта составляет цикл занятий с детьми младшего и среднего школьного возрас­та, которые проводятся и в сельских школах, и в особняке купца Первушина. Ребята знакомятся с жизнью купечества, с культурой конца XIX — начала XX ве­ка, с детскими играми, традициями, этикетом. Музейные экспонаты, старинные игры, загадки — всё это погружает детей] в атмосферу истории России, обогащает новыми впечатлениями. Различны формы музейных занятий; посещение выставок в музее; участие в конкурсах, викторинах по краеведению, которые проводятся в сельских школах; в поисковых этнографических и краеведческих экспедициях, в мастер-классах и т.д. Словом, здесь, как нигде, нужны поиск, глубокое знание проблем и школы, и сельского социума.
Только совместные усилия науки и практики, общественности села будут содействовать успешной модернизации малочисленной школы России, её сохра­нению и развитию.
Конференции V1
URL: http://setilab2.ru/modules/conference/view.article.php/c4/87