Конференции V1

Гальцева Н. Первые знаки понимания

Конференция: Ровесническое образование после Е.Е. Шулешко
Автор: Egor
Дата: 2007/5/23
…Он умел ответить так, что неожиданно у тебя самой появлялись свои варианты решений.

Наталья Владимировна Гальцева -
учительница начальных классов школы №124 г. Красноярска;
одна из наиболее знаменитых сегодня учителей-«шулешкинцев»
Аннотация: …Он умел ответить так, что неожиданно у тебя самой появлялись свои варианты решений.

Наталья Владимировна Гальцева -
учительница начальных классов школы №124 г. Красноярска;
одна из наиболее знаменитых сегодня учителей-«шулешкинцев»

Размышление 3.

 

…весна 1989 года

 

Мой очередной набор будущих первоклассников ничем не обещал быть отличным от предыдущего: девочки и мальчики; организованные и «сами по себе»; весёлые и зануды… Всё как у всех. Да и моя серая палитра деятельности «не ожидала» ярких красок.

Директор школы, действуя в рамках преемственности, отправляет меня на «всего лишь одно занятие в детский сад. Для «галочки», Наташа!»

Совсем не проникнутая идеей чего-то особенного, исполнительно пришла.

Не помню самого содержания занятия, но ощущения действенной картины взаимопонимания не могу забыть. Столько одновременно! двигающихся детей на маленькой! территории, в то же время что-то произносящих попарно друг другу! …

В памяти ищу аналог всему увиденному, услышанному… «Хор. Смотрю на поющего, слышу соло»; «Муравьи. Строят сообща дом».

Мысли «побежали», обгоняя друг друга с завидным постоянством после заочного знакомства с Евгением Евгеньевичем.

…Как они умудряются достичь законченности общего дела?... На чьём счету успех?… Есть ли вообще название тому, что я видела?... А главное: смогу ли я работать как прежде!

  

…лето этого же года. Дивногорск

 

Про двухнедельные авторские курсы я узнала опять от Людмилы Ивановны.

Терзающие меня размышления: «Первым теплоходом в 6 утра я должна покидать шестилетнего сына. Муж это точно не одобрит. Из садика забирать будет тоже он. Ужин - он. Сказки на ночь - он. … Ужас! В конце концов, утешает хотя бы то, что не он работает учителем. Совещались бурно, но недолго, и я решила победить в неравном бою!»

…Стандартный класс. Прислушиваюсь к педагогическому гомону - ощущается многоопытность коллег разных городов страны. Я, как и большинство, в ожидании…

Входит Шулешко. Голос спокойный, ровный. Говорит час. Два. Без назиданий. Не совсем про педагогику. Делает продолжительные и не очень продолжительные паузы. Задаёт странные вопросы, лишь вскользь напоминающие про математику в нашей повседневной жизни. Сидящие впереди начинают довольно серьёзно волновать не только себя: он имеет отношение к учительству? Если да, то чему учит? И учит ли вообще?

Он улыбается… Скорее для того, чтобы обнаружить и поддержать хоть в ком-то из присутствующих искру жизнепонимания вообще. Опять паузы. Чего-то он ждёт…

Идёт четвёртый непростой день. День переворота собственного понимания. Многие, споря, отстаивая иную точку зрения на учебный процесс, считая, что во главу угла должен ставиться учёт ЗУНов, охрипли. Евгений Евгеньевич не спорил, а лишь предлагал иное отношение не сколько к самому уроку, сколько к учебным ситуациям. 

Слегка усталый, но полный участия взгляд я обнаружила, когда робко стала задавать ему волнующие меня вопросы. С ним было очень легко общаться. А главное, он умел ответить так, что неожиданно у тебя самой появлялись варианты. Обсуждаем. Улыбается…

Вряд ли смогу подобрать точные слова, чтобы описать те ощущения, когда уже вечером, собираясь домой, из рук Евгения Евгеньевича получаю его бесценные рукописи. До утра.

«И к больному ребёнку я подойду тоже. Рукописи пересмотреть смогу все. А уж сделать пометы тем более» .

….

«Очевидные и правдоподобные вещи из собственной жизни говорит этот человек, которой живёт каждый из нас, будь то ребёнок или взрослый. А вещи-то простые и сложные в одночасье!... Он всего лишь намекает на то, каким словом мы должны это назвать… Что кроется за этими полутайнами? Я хочу это узнать! Я уже это делаю!


Следующие два года жизни потекли с множеством проб, поиском удачных решений, с нечастой удовлетворённостью собственной деятельностью. Но! Именно общение с детьми, и не теми, что «как у всех», а «позволяющими» мне обнаруживать особые секреты учительского языка, на котором они согласны вести учебные переговоры, продвигало моё иное восприятие на процесс обучения вообще.

В минутах радости и часах затруднения в приШКОЛЬНОЙ атмосфере «освоения особого стиля преподавания» был институт. Активными участниками учебного процесса желали быть Галина Александровна Погодина, Надежда Георгиевна Соломянник. Вместе приоткрывали «завесы тайны». Частые совместные встречи позволяли это делать с большим пониманием. Чем больше становилось понятно, тем чаще возникали вопросы.

 

Думающий вслух:

 

«Какой вариант решения проблемы в этом случае?...

Пауза на вдохе:

Конечно же собственный,

нестандартный,

а главное - «не вредящий!»…

 

Мои размышления. «Мир урока. Какой он? Что может быть в школе скучнее урока?! Вещательная иногда ещё и монотонная речь учителя не особо располагает учащихся к обдумыванию, если не сказать хуже - к полному отсутствию такового. Урок... в чём его смысл? Чей он, учительский или ученический? Что есть начало урока? Должен ли он иметь «конец»? 40 ли минут он имеет право длиться? Только ли дети должны чему-то на уроке научиться? Какова роль каждого в учебном процессе? … Дети не имеют права чувствовать себя глупыми, что они про ... совершенно ничего не знают, тем более на уроке. Значит надо преподнести новое так, чтобы у них возникло ощущение, что они сами это обнаружили.»

 

…май 1991 года

 

За «пониманием» в Москву (с 1 июня по 17 июля) меня в очередной раз не отпустил муж. Институту об этом я сообщила заранее. С билетами в стране тоже была напряжёнка - бронировались за месяц.

«Сколько вопросов!!! И задам их не я!!! А если кто и спросит, как я об этом узнаю?..»

 

 …31 мая г.Красноярск, моя квартира

 

Чемодан был собран не прилюдно накануне. Нелегкий вечерний разговор закончился как всегда, не успев начаться:

- Ты хоть понимаешь, что у сына температура 40! А ещё ты не понимаешь, что из Москвы, это не с соседней улицы прибежать, если срочно ты будешь нужна Саше!

- Я также понимаю, что в этом случае рядом с сыном остаётся сильный!

 

аэропорт «Емельяново». в ночь на 1 июня

 

В те давние времена покупка авиабилета на Москву в день отправления - эфемерная мечта. На борьбу за то, чтобы она сбылась, я и встала с 8 вечера к кассе. Не отлучалась ни на минуту, держалась крепко. Если учесть, что таких как я, было человек 50, и, напоминали они не контур очереди, а лишь уставшую, изредка подающую признаки жизни массу, то желание быть осчастливленной росло с каждым часом.

 

4 часа утра. Кассир:

 

- Билет до Москвы имеется лишь один (обращаясь ко мне), вы его заслужили, так как вы единственная стойкая женщина из очереди.

 

ЖуковскиЙ, пригород Москвы

 

Отчётливо помнятся холодные дождливые дни двухнедельного пребывания. Приходилось кутаться. Учёба начиналась с самого утра и длилась глубоко за полночь. С нами работала удивительная от природы лаборатория: Е.Е.Шулешко, В.М.Букатов, Е.П.Ершова, Т.В.Тарунтаева, Л.И.Филякина. И серость погоды отодвигалась на второй план.

Тёплые встречи с ними - это всегда праздник. Пребывание в одном пространстве - конструктивный диалог на практике. Слово их - приглашение к ежесекундному созидательному действу «без опаски», и проживанию в «при МУДРОСТИ».

 

Мы все, без деления на директоров, учителей, воспитателей, заново учились:

- слушать и слышать;

- вспоминать собственные «первые шаги» овладения письмом и совсем даже не быстрым чтением;

- чувствовать и сопереживать;

- обнаруживать в себе и других новые возможности;

- договариваться друг с другом и держать условия договора.

Вся наша команда «курсантов» не боялась допускать ошибки - понимая: именно на них учится уже не одно поколение. И не мы первые их изобрели.

 

«Евгений Евгеньевич не меняется. Такой же мягкий и участливый. Умело ведёт диалог: не заканчивая его, лишь побуждая к нему вернуться. И не раз. Те же паузы. На понимание. Та же открытая улыбка…»

«Оказывается, владеть не только словом важно! И даже паузой можно!»

 

…с тех пор минуло 16 лет

 

«Маленький человечек со своим характером, манерой и культурой поведения, умением как-то заявить о своём существовании и не подозревает об удивительных особенностях своего внутреннего содержания, доселе не открытом ещё самим собой. Раскрыть и дать возможность продемонстрировать себя в образе «действующего лица», обогатить или же скорректировать некоторые проявления индивидуальности призваны другие. Ровесники».

- Это язык жизни моих учеников, которому научили меня Вы, Евгений Евгеньевич! Память о Вас живёт!

 

Конференции V1
URL: http://setilab2.ru/modules/conference/view.article.php/c5/31