Конференция: Ровесническое образование после Е.Е. Шулешко
Аннотация: Наталья Николаевна Данилова - воспитательница детского сада «Ладушки»,
г. Лыткарино, Московская область
Размышление 11.
Наталья Николаевна Данилова, воспитатель в старшей группе:
До нового года работали в рядах с именами: ребёнок, как и в средней группе, выбирал свой цвет, говорил, на какой строке и в каком ряду писать его имя. Перепечатала я эти имена. Мы с ними играли в игру «знатоки». Дети задавали вопросы, допустим такие: «Какое имя написано в третьей строке зелёным цветом?»
Сегодня делаем то же самое, только чуточку усложнили задачу. У меня есть таблица, где рукописным шрифтом были написаны фамилии, имена, отчества и даты рождения детей. Однажды, после нового года, я повесила её во время сна детей на стену. Детям ничего не говорила. Встали они, кто-то подбежал, посмотрел: «Тут только даты, и всё». Потом нашлись ребятки, кто заметил: «Ой, тут написано что-то о нас». Знаете, когда дети начинают работать по этой таблице, где «о них написано», они становятся как-то дружнее. Если там каждый выбирал свой цвет, своё, то тут он подошёл, хочет себя найти, а не может, и кто-то ему помог, а он о другом нашёл. И конечно развитие памяти, внимания.
Очень им нравится друг другу (компаниям) задавать вопросы по таблице. И каждая компания кому-то каждый раз доверяет спрашивать, и отвечать. Очень нравится, что у них коллектив появляется.
- Как они считали?
Когда я только принесла таблицы («поле ищи»), я повесила их, и ничего не объясняла. Ребята сами их рассматривали, искали то, что им знакомо. Спрашиваю: «Как вы думаете, на что это похоже?» «На дома. Потому что алфавит это дом, где живут все наши буквы. Это тоже как дом, только один с левой, а другой с правой стороны». Про стороны мы договаривались: лево по отношению к нам или к картине? Нашли середину картины. Они договорились, что по отношению к картине: от середины картины считать левую и правую стороны. И дальше мы с ними уточняли: что все печатные буквы живут на первом и на четвёртом этаже, а рукописные буквы - второй и третий этаж.
Мы затрагиваем сейчас рукописные буквы. Но мы работаем с таблицей только месяц, и про рукописные буквы дети ещё сомневаются, поэтому берут только печатные, которые живут на 1 и 4 этаже. Этажи мы считаем снизу, это Алёша предложил: «Дом ведь когда строят - не с верхнего этажа начинают!»
Парамонова Лариса Алексеевна, директор Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца:
Вот такой принципиальный вопрос. Есть дети активные, а есть тихие, которые может быть не хуже понимают, но не спешат участвовать. Как вы в таком случае поступаете на следующем занятии: включаете их больше, обращаете ли их внимание специально, или какую-то индивидуальную работу проводите? Или ждёте, пока они «дозреют»?
Н.Н.Данилова:
В основном стараемся обратить к другу: «Попробуй сказать своему другу о том, что ты не понял. Может быть, друг тебя поймёт». Они даже стараются много раз разбираться вместе, выясняют, друг другу подсказывают. И я на занятии могу задать всем вопрос так же, как задал он, теми же словами. И мы сообща с детьми пытаемся прийти к правильному решению. Не говорим: «У тебя неправильно».
Л.А.Парамонова:
Я спрашиваю потому, что объяснительная речь - это ведь особый тип речи. Чтобы объяснить, надо же понять, почему, - и это требует много терпения. Нам, взрослым, обычно гораздо легче показать, сделать за другого, а не объяснить всё: как начинать, чем закончить, всю процедуру.
Это, конечно, замечательное дело, когда дети имеют возможность объяснять, то есть ещё больше осмысливать свои действия. Как вы это наблюдаете, и как вам удаётся всё-таки обратить их к другу? Вы знаете, что этот друг объяснит, или же покажет «как надо»?
Н.Н.Данилова:
Они знают, что я подойду и спрошу: «Что он тебе сказал? а почему? а ты как думаешь?». А стоит взрослому обратить так внимание, как сразу собирается куча детей, и все высказывают своё мнение. И кто-нибудь обязательно скажет правильно. А я могу так, невзначай, обратить на это внимание. И получается, что я им ничего не навязываю, а всё они делают сами, и помогают друг другу. Поэтому всё чаще они стараются обращаться к друзьям.
Самсонова Елена Георгиевна:
Первое, что меня порадовало: за то время, пока я вас не видела, у вас здорово изменилась речь. Настолько высокий уровень! Никаких оценок, никаких нравоучений, никаких объяснений, а организуется расчленение ситуации где по пространству, где по образу - вы этим владеете замечательно! И подводка того, кто разбирается и не может чего-то сейчас понять - в ту сторону, куда надо. Это меня очень порадовало.
А собственно по занятию: видно было очень чётко, чем взрослые занимаются, и чем занимаются дети. Вы режиссировали всё, а дети жили своей жизнью. Причём дети жили естественно, так как и всегда, в настоящем. Кто-то выпадал, снова включался, у кого-то что-то не получалось, я имею в виду в отношениях. Ну так эти отношения не заканчиваются, есть продолжение. Они же от себя идут.
И, наверное, не случайны пятёрки и тройки: детишки ещё маленькие, и впятером им ещё сложно, отношения приятия и неприятия сглаживаются. А в тройках всё более чётко, и если я тебя не приемлю, то это сразу видно, в том числе и взрослым. Взрослые сразу видят, что можно сделать: либо дать им поддержку, либо «оставить им такую судьбу», либо «сыграть в судьбу», поставив в дружеские отношения.
Вы очень хорошо оказываете детям разные поддержки. И в смысле интеллектуальном, куда «завести» в области, где сейчас работаем, и в смысле взаимоотношений. Ваше упование на готовность делать для других - это, мне кажется, инструмент хороший. И я увидела, как хорошо в разное время занятия, ситуации напоминать им вопросом: «А ты где? готовы?», и таким образом возвращать их обратно в ситуацию.
Вы специально, Наталья Николаевна, такую трудную работу им дали?
- Да, хотела посмотреть, готовы они к этому, или не готовы.
Это действительно очень трудно. Туда - посмотреть цифру, донести её до места, да тут ещё писать. В этой группе при мне первый раз раскрылось, что достаточно много пишут не слева направо, а справа налево. Я вопрос себе поставила: а почему так? У вас много леворуких?
- Двое.
Не так много. Но получается, что они первое число ставят справа, направление счёта другое.
Почему заметно, что это нормальная педагогика? - они перед нами, перед взрослыми, свободно раскрывают своё нутро, что у них в голове делается, - и видно, где работать, в чём нам им помочь.
Шулешко всегда «шнурует», всегда в любой таблице держит смысловую диагональ. А в диагонали ребёнку сложно разобраться - то есть разобраться вербально, осознать. У вас сегодня хорошо получилось удерживать их в пространстве, и заставлять их видеть себя в этом пространстве: и видеть, и слышать, и ощущать, и пользоваться там инструментами. Они настолько хорошо уже себя чувствуют в пространстве трёхмерном, что не путаются уже на плоскости.
Они работали с алфавитом, они работали с листом, они работали в строке, они работали с числами, они работали с цифрами, они выстраивали ряд, они соотносили цифры и буквы, и последний момент: настолько хорошо они в представлении идут, старшая группа - а работают как 1-2 класс. Я хочу сказать, что они это чувствуют. Они не знают, а чувствуют, и могут это выговаривать и обговаривать. Они себя распределяют, дети. И то, что один цифру не донёс, другой значок не там написал - это всё дело наживное.
Мы видели сегодня, как дети работают. И как они обучаются, и как они обучают. Картинки были замечательные. А здесь, вот с этим «котом», имя которого зашифровывали, и слухи проявились. Мы подхватили момент, который всегда присутствует у детей. Что они живут в чём-то, для них значимом, и это держится. И если это не выражается в такой работе содержательной, которую хочет им навязать взрослый, то всё равно как-то проявляется. А слово «слухи» Евгений Евгеньевич любил.
Любовь Фёдоровна Нагорная, воспитатель, логопед, методист, автор книги «Жизнь детей и решение проблем логопедии»:
Ребёнок не решился сегодня что-то узнать новое, или кого-то попросить помочь ему. А может не решиться и завтра, и послезавтра. Это объясняется тем, что каждый сам для себя решает, когда он хочет про это узнать. Если он захочет про это узнать, то однажды подойдёт к Петьке: «Слушай, а вот это я не могу, у меня это не получается…». И этот Петька - не знаю, где от счастья будет, что ему доверили, этот Петька ещё выше будет расти. А Колька, который подходил, со временем разнюхает другого, а сможет ли он помочь…
Поэтому Наталья Николаевна вела себя настолько тактично сегодня, настолько по-шулешкински, настолько грамотно (как бы сказал Е.Е.) по отношению к организации детей в их деятельности. И тот спор, который возникал внутри у них, те недоразумения - это и есть те детские проблемы, которые ими бывают решены. И состояние детей сегодня было настолько естественно, настолько реально, что, конечно, они смогут максимально реализовать те возможности, которые им здесь даны.
Татьяна Владимировна Тарунтаева:
То, что вы сегодня показали - это было очень здорово. А какое трудное дети зашифровали слово «СЫР»: это ведь были цифры 19, 29 и 18! И хорошо понимали, где им надо найти вот эту, нужную подсказку.
Важно, что тут был кусочек их жизни, которая пришлась на этот день, на четверг, 1 марта.