Содержание второго раздела
2.1. Предисловие. Специфика режиссёрских параметров педагогической деятельности
Обнаруживать борьбу интересов, мотивов, целей, намерений на уроке и понимать её типологию учителю будут помогать параметры, с помощью которых в режиссёрском искусстве «измеряют» и воспроизводят любое общение между людьми.
2.2. Измерение первое: степень инициативности. Наступательно-оборонительная педагогика и педагогика доверия
2.3. Мозаика инициативности в работе учеников и учителя
Учителя, стоящие на позициях педагогики доверия и сотрудничества, осуществляют свои цели по преимуществу в сложном наступлении, предоставляя инициативу детям в достаточно широких границах, и распоряжаются лишь при её распределении. Причём тенденция слышать детей у них проявляется яснее, чем желание произносить заготовленное объяснение нового материала или какие-нибудь очередные нравоучения.
2.4. Измерение второе: предмет взаимодействия. Дело и позиция
2.5. Повседневная работа учителя в деловых и позиционных характеристиках
Планирование того, что дети должны усвоить, запомнить, выполнить, просто-таки провоцирует взрослого на позиционную борьбу. Он становится беспомощным перед основным содержанием своей профессии. Микроклимат занятия: либо мажорно-деловой, либо пассивно-терпеливый, либо истерически-взвинченный, либо хлопотливо-беспомощный может быть или закреплён, или преодолён, или исправлен по параметру «дело - позиция»
2.6. Измерение третье: представления об общности интересов. Дружественность и враждебность
2.7. Режиссура дружественного настроя на занятии
Совпадение интересов детей и взрослого не может быть полным и постоянным. Совпадение возникает локально, но, повторяясь, оно формирует у детей устойчивое представление о дружественности старшего. Такое представление о дружественности не ущемляет самостоятельности целей и интересов ребенка.
2.8. Измерение четвёртое: представления о соотношении сил. Профессиональная сила и слабость учителя
2.9. Противоречивость темпа и ритма на уроке
Вера в то, что я не делаю детям ничего вредного, а с другой – моя компетентность, мои знания о том, как это полезное для них дело организовать и обеспечить, чтобы они делали его с удовольствием, лежат в основе нормальной (красивой) педагогической уверенности и силы. В отличие от этой нормальной уверенности существуют в педагогике и ненормальности: некрасивая самоуверенность, злая настойчивость и целеустремленность.
2.10 Измерение пятое: парадоксы информативной направленности обучения. Добывать или выдавать?
2.11. Учитель как герой нашего времени
Ребёнок для всякого взрослого – тайна, единственная в своем роде, как и любой из ваших коллег в педагогическом коллективе. Если вы согласитесь признать тайну в каждом из тех, кого вы собираетесь учить или воспитывать, то вам легко будет осуществлять свою педагогическую деятельность как добывание информации и от, и про детей.