Курс: Новый подход к литературному образованию в первых классах. Курс Татьяны Троицкой и Ольги Петуховой
Представляемый курс литературного чтения ориентирован на развитие художественного восприятия младших школьников (на материале словесного искусства). В центре внимания курса - развитие читательских позиций младших школьников, само по себе требующее и естественным образом организующее решение двух других важнейших задач - освоения навыка чтения и законов художественного языка.
Предлагаемые жанры учебной работы удивляют своим разнообразием и постепенным движением от «элементарности» до очень значительной внешней «сложности» (сложности даже для взрослого человека) – а с другой, именно такой характер заданий вызывает горячий интерес у большинства детей и успешно решаются ими.
Попробуйте умозрительно примерить на себя и своих учеников такой подход к начальному литературному образованию. Что подойдёт, что не очень?
Аннотация: Представляемый курс литературного чтения ориентирован на развитие художественного восприятия младших школьников (на материале словесного искусства). В центре внимания курса - развитие читательских позиций младших школьников, само по себе требующее и естественным образом организующее решение двух других важнейших задач - освоения навыка чтения и законов художественного языка.
Предлагаемые жанры учебной работы удивляют своим разнообразием и постепенным движением от «элементарности» до очень значительной внешней «сложности» (сложности даже для взрослого человека) – а с другой, именно такой характер заданий вызывает горячий интерес у большинства детей и успешно решаются ими.
Попробуйте умозрительно примерить на себя и своих учеников такой подход к начальному литературному образованию. Что подойдёт, что не очень?
|
Татьяна Сергеевна Троицкая –
филолог, изобретатель принципиально нового подхода к начальному литературному образованию, реализуемоого уже около двадцати лет в разных регионах страны. Организатор творческих коллективов учителей и студентов, исследующих проблемы детского восприятия художественного слова. Участник лаборатории «Текст». Преподаватель новосибирского и московского педагогических университетов. Доктор педагогических наук. |
|
Ольга Евгеньевна Петухова –
учительница начальных классов новосибирской школы, соавтор программы Т.С.Троицкой по литературному образованию младших школьников.
|
Что мы предлагаем на нашем курсе, каковы могут быть его цели для учителей-участников?
Первая возможность - просто ознакомление с необычным подходом к литературному образованию младших школьников - в целом и в деталях. Для этого наш курс представлен двумя разделами: в одном очерчивается общий обзор нашего подхода на протяжении четырёх лет обучения в начальной школе – в другом «детально», текстом конкретного учебника с комментариями, показан материал одного учебного полугодия.
Вторая возможная задача - сопоставление принципов и методических деталей такого подхода со своей привычной практикой. (На это направлены вопросы, предлагаемые читателям-слушателям курса в первом разделе).
Третья возможность (в общем-то, вытекающая из первой) - развитие собственных взглядов на ведение литературных занятий в начальной школе.
Четвёртая - использование отдельных разделов, способов организации занятий, методических ходов в своей обычной практике. Здесь нужно сделать одну оговорку.
Конечно, если на ваших уроках дети приучены выступать только в роли пассивных и молчаливых исполнителей, то отдельные вырванные «приёмы» и «материалы» вряд ли дадут ощутимый эффект и кого-то порадуют.
Но если независимо от нашего курса в вашем классе сложилась такая практика жизни и учёбы, которая опирается на поддержку детской инициативы, на содержательное общение ребят на уроке - то и отдельные «фрагменты» нашего курса вполне могут «ожить» в ваших руках и доставить удовольствие и вам, и вашим ученикам.
Наконец, пятая возможность - это намерение включиться в достаточно целостное освоение нашей программы. Для поддержки таких учителей мы надеемся в скором времени открыть своего рода «методическую мастерскую».
Структура курса и задания для обучающихся педагогов
Курс обращён к учителям начальных классов.
Курс состоит из четырёх учебных модулей, длительность обучения на каждом из которых - 18 учебных часов.
Первый учебный модуль (посвящённый литературному образованию в первом классе) представлен в готовом виде.
Второй, третий и четвёртый модули в ближайшее время будут дополнены текстами учебников, комментариями, вопросами и заданиями для участников.
В перспективе курс будет "обрастать" примерами, обсуждением конкретных ситуаций, вариантами педагогических решений и т.п.
В каждом учебном модуле мы предлагаем учителю ознакомиться, во-первых, с принципами литературного образования, во-вторых с нашими вариантами учебников и учебных материалов.
В качестве учебных заданий предлагаются вопросы для размышлений и уточнения собственной позиции, для совместных экспериментов с детьми, поиск вариантов подбора художественных текстов и методических решений.
Выполненные задания рассматриваются и комментируются авторами курса.
Полезные ссылки на сайте
Курганов C. ШЕСТИЛЕТНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКИ
Яснов М. ЛИТЕРАТУРНАЯ РАДУГА. НАШИ ДРУЗЬЯ - ПРОЗАИКИ, ПОЭТЫ, ПЕРЕВОДЧИКИ
Оглавление
О курсе
Предисловие к курсу
Предисловие-манифест. Читатели как герои урока
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 1.
1.1. Программа "линейная" и "программа-конструктор"
1.2. Литературная жизнь в первом классе. От букваря к библиотеке
1.3. ПРИЛОЖЕНИЕ: Учебник по литературному чтению для первого класса "Мы - читатели!" с комментариями для учителя
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 2.
2.1. Литературная жизнь во втором классе
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 3.
3.1. Литературная жизнь в третьем классе
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 4.
4.1. Литературная жизнь в четвёртом классе