Изобразительное искусство давно признано в школе делом второстепенным. (Его необязательность как бы подчёркнута тем, что реальное художественное образование дают особые школы).
В первом классе рисуют все, а в десятом, может быть, только один. Остальные считают, что это им и не доступно, и не нужно. Но действительно ли даже минимум эстетического образования должен быть уделом немногих? Безуспешность преподавания изобразительного искусства в массовой школе – результат его второстепенности, или же сама второсортность – результат безуспешности?
По одной из гипотез, дело, возможно, состоит в том, что традиционная методика рисования принципиально построена на изучении изобразительных возможностей рисунка, а не выразительных. Учителя пробуют освоить те или иные приемы «как нарисовать что-то правильно» – и их преподать детям. Такой подход позволяет грамотному специалисту обучать нескольких наиболее способных и заинтересованных, но никогда не позволял научить многих. А в руках учителя-непрофессионала в деле искусства – не позволяет вовсе ничего.
Создатели современных изобразительных методик предлагают принципиально иные пути. Например, начинающиеся с обнаружения не изобразительности, а выразительности рисунка. Тогда в обучении удаётся не подавлять детское доверие своим чувствам, своей руке, своим возможностям, а опираться бы на него.
На этой основе дети открывают умение общаться средствами искусства. Они приходят к пониманию многозначности невербального языка, того, как по-разному прочитываются фразы этого языка, каков бывает эффект их воздействия на зрителя, как возможно работать по замыслу, увлекаясь его непредсказуемым развитием… Так во «второстепенном» предмете закладываться основы важнейших общеучебных умений.
При этом исследование возможностей изобразительного искусства в школе оборачивается и другой стороной: эстетикой, выразительностью самих школьных пространств; его ролью в общем ходе образования, педагогическими и техническими возможностями дизайнерских изменений от унифицированной обезличенности – к насыщенным смыслами, личностно-значимым, возвышающим душу формам организации пространства.
Основные направления работы сетевой лаборатории «Галерея художественных методик»
Список участников