НЕПОДВИЖНАЯ ЧАСТЬ ВРЕМЕНИ или художественное развитие ребенка в процессе изобразительной деятельности
Семинар Татьяны Вениаминовны Калининой для учителей начальных школ, воспитателей детских садов педагогов художественных школ и студентов педагогических специальностей
состоится в Санкт-Петербурге I ступень 20-21 июня, II ступень 22-25 июня.
Запись по телефону (812) 444 38 62
Подробнее о семинаре
Маленькие дети рисуют все, а в школе, особенно в старших классах, уже только один – два человека. Более того, интерес к искусству, как правило, утрачивается, а способность понимать произведения искусство не приобретается. Не в том ли проблема, что обучение рисованию опирается на освоение приемов создания «правильного» изображения, причем правильного с точки зрения взрослых? А понимание произведений искусства начинается с объяснений идеи автора? Но что если вхождение в мир искусства начинать с другого: с обнаружения не изобразительности, а выразительности рисунка, способности воплощать собственные переживания, с развития восприятия ребенка? Тогда в обучении удаётся не подавлять детское доверие своим чувствам, своей руке, своему видению, своим возможностям, а опираться на них. Семинар Т.В. Калининой посвящен проблеме определения путей органичного приобщения ребёнка к изобразительной деятельности. На нём будут рассмотрены психологические основы изобразительной деятельности ребенка, раскрыты её особенности в соотнесении историческим ходом развития изобразительного искусства и с профессиональным художественным творчеством. Семинар включает в себя цикл практических занятий с различными художественными материалами. В процессе этих занятий осмысляются особенности языка изобразительного искусства, закономерности создания выразительной формы и специфика художественного восприятия. На занятиях будет рассмотрен авторский метод освоения ребенком языка изобразительного искусства – метод комбинаторных игр, а также технологии развития художественного восприятия детей, реализуемые в программах «Альбом с кляксами» (для младших школьников) и «Неподвижная часть времени» (для подростков и старшеклассников).
Программа семинара.
I ступень, 12 часов. 1.Рождение графического образа – феномен детского творчества: детский рисунок как не искусство - этапы развития детского рисунка - изобразительная деятельность ребенка как способ развития его сознания - кризис изобразительной деятельности ребенка
2. История искусства как смена способов восприятия - история мирового искусства и детский рисунок - создание изображений ребенком и профессиональное художественное творчество - роль педагога в художественном развитии ребенка - диагностика психического развития ребенка по его рисункам
3. Язык изобразительного искусства: его изобразительные и выразительные возможности - выразительные возможности темных и светлых цветов, масштаба, гибких и ломаных линий (аппликация) «Красная шапочка» - выразительные возможности ритма подобных элементов (аппликация) «Волшебное дерево» - выразительные возможности ритма цвета (фломастеры) «Осенний лес»
4. Гарантии нечаянного успеха - игры с ритмической организацией формы - методика освоения языка изобразительного искусства в процессе игровой деятельности - особенности игровых занятий с элементами языка изобразительного искусства - программа «Альбом с кляксами. Основы языка» (структура, методика)
II (V) ступень, 24 часа (для тех, кто участвовал в первой ступени в этом году или ранее)
1. Художественное восприятие как многоуровневый диалог
- диалоги Я – Я другой, Я – Автор, Автор – Культура, Я – Культура, Культура прошлого – современная Культура - методика занятий по программе «Неподвижная часть времени» (на примере темы «мифы народов мира») 2. Организация диалога на языке искусства - тема вечности в искусстве Египта: упр «колонна – волшебный цветок солнца», (флоастеры А-4), «Втягивающее пространство» (гуашь, цв. Кар) Композиция «Путешествие по полям Дуату» (цв. картон, гуашь) - ритмы современности: композиция «Проспекты современного города», (цв. картон А-3, черный маркер, черный фломастер, гуашь) 3. Освоение языка через творение языка - «Корабль викингов» (бел. бумага, фломастер) - «Собор-Рыцарь» (ст. журналы, цв. Картон) - «Химеры улыбаются» (гуашь, черн. Картон) - «Восточный город – мираж» (масл. пастель, гуашь) - «Небосвод» (цв картон, гуашь, гелевые ручки металик)
- - - -
|