Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Главная
Лаборатории
Новости
Сообщества
Библиотека
Авторские сайты
Форумы
Конкурсы
О нас. Ориентация на сайте
Статьи и учебные материалы
Книги и брошюры
Курсы
Конференции
Сообщества как педагогические направления
Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей
Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step
Вальдорфская педагогика
Вероятностное образование
Дидактика Зайцева
КСО
Методики Кушнира
«Новое образование»
Педагогика Амонашвили
Педагогика Монтессори
Пост- коммунарство
Ролевое моделирование
Система Шулешко
Скаутская методика
Шаталов и ...
Школа диалога культур
Школа Толстого
Клуб Бабушкиной
Корчаковское сообщество
Педагогика поддержки
Семейное образование
Семейные клубы
Система Леонгард
Красивая школа
Макаренковские чтения
Эврика
Список форумов
Новости от Агентства
Новые материалы сайта
Новости педагогических сообществ
Архив новостей
Написать новость
Дети-читатели
Учитесь со Scratch!
АРТ-ИГРА…
"БЭММс"
Детский сад со всех сторон
Детский сад. Управление
Школа без домашних заданий
Социо-игровая педагогика
О проекте
Ориентация на сайте
Как работать на сайте
О проекте
Замысел сайта
О структуре сайта
Другие проекты Агентства образовательного сотрудничества
О нас
Свяжитесь с нами
Путеводители по книгам, курсам, конференциям
В первый раз на сайте?
Как работать на сайте
Проблемы с регистрацией
Что такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться?
Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль
Зарегистрироваться
Инструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа»
Лаборатория «Начальная школа»
Лаборатория «Пятый класс»
Лаборатория «Подростковая педагогика»
Лаборатория «Галерея художественных методик»
Лаборатория старшего дошкольного возраста
Send by email
Email address
*
Title
*
Content
*
Жуков И. Школа и два пути развития В буре и натиске грозного железного времени, среди вопросов первостепенной важности приходится нам перестраивать школу: из учреждения затхлого, бюрократического, опекаемого, нам предстоит сделать ее более свободной и демократической. В чем состояла сущность старой школы? Ответ один: в ее рационалистических, образовательных по преимуществу заданиях. Вопросы воспитания не играли в ней существенной роли. Многопредметная, сжатая в тиски выполнения программы, она даже при добром желании не могла по недостатку времени уделять воспитанию сколько-нибудь значительного внимания. Засилью образовательных задач школы должен быть положен решительный предел! С особенной силой и настойчивостью должны быть выдвинуты и проведены в жизнь воспитательные задачи школы. Спросим: что делает современная школа для того, чтобы развить в школьной молодежи характер, крепкую волю, настойчивость? Ответ один: почти ничего. Характер наших детей складывается под влиянием внешкольных, совершенно случайных условий жизни. Что делала и делает школа для того, чтобы развить в молодежи чувство мужества, находчивости, ловкости, наблюдательности? Ничего: все это, как и развитие органов чувств, является делом внешних случайностей. И наконец, что делает школа, чтобы вызвать в молодежи чувство долга и чести и создать привычки активного альтруизма? У школы для этого не было времени. Если иногда она и касалась этих вопросов, то делала это попутно в связи с каким-нибудь учебным материалом, а главное, подходила к разрешению этих вопросов рационалистически, а не практически, создавала альтруистическое миросозерцание, но не создавала альтруистических волевых навыков. Старая школа создавала иногда людей - энциклопедически образованных, но, к сожалению, совершенно неприспособленных к жизни, людей без определенно выраженной воли, настойчивости характера. Не этой ли школой была создана наша интеллигенция, лучшая в мире, в смысле идейной настроенности, но, вероятно, худшая в смысле активного творчества, упорства и проведения своих идей и идеалов в жизнь? Не граждан, а обывателей воспитывала старая школа. Не школой в лучшем случае была она, а только лишь "копилкой знаний". :В чем же должна заключаться реорганизация школы? Какие пути ведут к этому? Ответ на эти вопросы даст англосаксонская школа в Старом и Новом свете, выпускающая уже не одно поколение граждан с ярко выраженным характером, настойчивых и энергичных строителей жизни. На этот же путь вступили школы и в других странах мира. На этот же путь следует встать и русской школе, отказавшись предварительно от рационалистической гипертрофии и введя в школу элементы воспитания воли и чувств. Что же это за путь? Чем он отличается от того пути, по которому шла русская школа? Прежде чем ответить на этот вопрос, отклонимся немного в сторону. Никто не станет отрицать, что одною из основных особенностей детского возраста является подражание. В более яркой форме это выражено в детях дошкольного возраста: все их игры, будут ли это игры в куклы у девочек или разнообразные игры у мальчиков - все эти игры носят характер подражания взрослым. Современное воспитание детей до-школьного возраста старается использовать игры, эти неистребимые потребности детской души, придав им планомерный педагогический характер. Что касается детей школьного возраста, то у них эти инстинкты и потребности души находятся по большей части в потенциальном состоянии или проявляются в ограниченных размерах, так как школа, с одной стороны, игнорировала их, с другой стороны, благодаря обилию образовательного материала, у детей почти не оставалось времени для их удовлетворения: утром и днем - уроки, а вечером - подготовка к ним. Американская и английская школа поняла, какое огромное воспитательное значение имеют игры детей, и придала этим играм организованный характер, разгрузив предварительно школу от всего того ненужного балласта, который имеется в школьных программах. Замечательно, что на первых же порах этим организованным играм был придан грандиозный размер; в круговорот каждой воспитывающей игры были вовлечены десятки и даже сотни тысяч детей школьного возраста, а в одном случае эта игра приобрела даже международный характер. От обычного типа игр эти воспитывающие игры отличаются тем, что они носят не случайный и кратковременный, а длительный и даже постоянный характер. В них игра приобрела серьезный характер, сливаясь с самой жизнью. Наметилось 2 основных типа этой грандиозной воспитывающей игры. К первому из них принадлежат игры, в основе которых лежит подражание взрослым, современникам, гражданам. К этому типу игр принадлежат школьные республики И всякого рода детские клубы. Целью школьных республик является практическое ознакомление школьной молодежи с тем государственным строем, в котором им потом придется жить. Школьный кабинет министров и другие выборные должности развивают в молодежи чувство ответственности за других и за то дело, которому они служат, развивают ораторские и организаторские способности, столь необходимые в свободных демократических странах. Школьное Министерство труда, располагающее различного рода мастерскими и огородными плантациями, делает все возможное, чтобы целесообразно использовать труд юных граждан школьной республики. Министерство юстиции внедряет в сознание юных граждан правовые нормы и отношения. Интересно, что важнейшие законопроекты, подлежащие обсуждению в Конгрессе Штатов, одновременно обсуждаются также и в школьных собраниях и, таким образом, уже на школьной скамье юные республиканцы всесторонне знакомятся с теми законами, под покровительством которых им потом придется жить и работать. Кроме того, таким путем они приучаются активно относиться к государственной жизни своей родины. Школьное Министерство народного просвещения оказывает содействие кружкам самообразования. Министерство физического здоровья устраивает всякого рода спортивные состязания, гимнастические игры и т.д. В более скромных размерах эти подражательные потребности юной души используются многоразличными "детскими клубами", "домами юношества" и "союзами молодежи". Как мы уже сказали, этот тип воспитывающих организаций основан на подражании взрослым в их общественной деятельности. Организации второго типа возникали в Англии. Они так же основаны на подражательных свойствах юной души, но не на подражании взрослым и гражданам вообще, а на подражании излюбленным героям юношеских книг или, вернее, определенному типу этих героев. Юная душа в возрасте от 12 лет полна идеалистических, романтических порывов. Она жаждет подвига, сопряженного с опасностью для жизни, будет ли это спасение на воде или еще где-нибудь. Ее влечет неотвратимо скитальческая жизнь в условиях первобытной природы, полная поэзии лунных ночей лагерная жизнь в лесу или на берегу полноводной реки, треск вечернего костра и замирающие голоса ночи. И вот в Англии, чтобы использовать эти неиссякаемые родники вечно юного романтизма, облагородить их и слить в один мощный поток, была создана грандиозная международная воспитывающая игра "в скауты", "в юные разведчики". Не военные разведчики, как это иногда понимается у нас людьми мало осведомленными, а в "разведчики" в смысле пионеров культуры, разведчиков доброго дела. юных рыцарей, разведывающих на всех дорогах жизни, где бы им помочь тем, кто нуждается в их помощи. Практическая подготовка к этим возможностям, изучение ремесел, полезных людям, особого рода скаутские игры в лесу и в поле, развивающие находчивость, наблюдательность, силу воли и чувство личной ответственности, летом - лагерная жизнь. Возникнув в Англии, где отцом этой воспитывающей игры был Баден Пауэль, автор переведенной на все культурные языки книги "Бой-скауты", это рыцарское движение молодежи охватило решительно все страны культурного мира. В одной только Англии в настоящее время насчитывается уже около миллиона скаутов, десятки и сотни тысяч их в других странах мира. Любопытно, что скауты всего мира составляют единое Рыцарское Братство, имеющее одни и те же законы и обычаи во всех странах. Никогда еще международная солидарность молодежи всего мира не принимала таких грандиозных размеров, как в этом своеобразном движении молодежи, в этой игре, полной захватывающего интереса. Во всех культурных странах это движение на первых порах было принято под покровительство выдающихся государственных и общественных деятелей, вошедших в Центральные комитеты Патронажа. В Соединенных Штатах на каждом билете скаута значатся подписи 3-х президентов: Рузвельта, Тавта, Вильсона, входящих в высший Совещательный Комитет организации. Какая это живая и красноречивая связь между юным гражданином и его Великой демократической Родиной. К этому же типу организаций принадлежат в Англии так называемая "Бригада мальчиков", Христианские Союзы Молодежи, но их деятельность протекает в более ограниченных рамках и носит несколько специальный характер. Как в том, так и в другом типе воспитывающих игр - самовоспитание и самодеятельность являются основным принципом, а грандиозность игры и ее серьезность являются могучими стимулами воспитательного характера. Заканчивая настоящую статью, снова повторим: скучная для учащихся рационалистичная школа наша должна быть заново перестроена! В широко открытые двери ее должны войти самодеятельность и самовоспитание молодежи, а не те бедные попытки воспитания, которые делались рационалистической школой с такими ничтожными результатами. Публикуется по изданию "Игра и детское движение. И.Н.Жуков - в помощь организаторам детского движения и педагогам". Сборник. Сост. Руденко И.В. Москва, НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992 г. ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОКЕНТИЯ НИКОЛАЕВИЧА ЖУКОВА 5 октября 1875 г. - родился в семье управляющего Горно-Зерентуйским рудником (Забайкалье) 1895-1902 - учеба на филологическом факультете Петербургского университета. С 1901 г. - работа в Петербургском коммерческом училище учителем географии и воспитателем. Создание бытовых скульптур. Занятия в скульптурном классе Академии художеств. 1912 г. - отъезд в Париж, учеба в студии скульптора Бурделя. 1914 г. - Работа в коммерческих училищах Петербурга, скульптурная деятельность. Секретарь общества "Русский скаут". 26-30 декабря 1915 г. участие в I съезде по скаутизму в России. 1916 г. - выход книги "Русский скаутизм". Редактирование журнала "Петроградский скаут". 1917 г. - приезд в Читу. Работа в Высшем начальном училище учителем географии. Создание скаутских отрядов в Чите, выпуск журнала "Забайкальский скаут". Цикл статей о воспитательной системе "скаутинг". Широкая переписка с организаторами детских объединений. 1922 г. - фантастический проект создания при Наркомпросе штатной должности "Робинзона Крузо". Окончательный переезд в Москву. Участие в подготовительных совещаниях Наркомпроса по созданию детской организации, работа учителем географии в школах Бауманского района столицы. 23 марта 1923 г. - утвержден членом Главквартиры юных пионеров. Присвоено звание "Старшего пионера республики". 1931 г. - уход на пенсию. 1936-1937 гг. - переписка с Роменом Ролланом. Ноябрь 1940 г. - работа над проектом "Положения о детской коммунистической организации". 1941 г. - Эвакуация в г.Губаху (Пермская область). Июнь 1942 г. - возвращение в Москву. 5 ноября 1948 г. - умер. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. (составлено Руденко И.В.) далее... http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/126
Зарегистрироваться
|
Инструкция по регистрации
©
Агентство образовательного сотрудничества
Не вошли?