Когда-то идеи новой педагогики были выдвинуты Рудольфом Штайнером вместе с целым рядом практических направлений, вытекавших из его антропософских воззрений.
Резкие критические высказывания, звучащие в адрес вальдорфцев, почти всегда обращены не к оценке методов или результатов их работы, а к их антропософской основе.
Нужно ли рассматривать вальдорфскую педагогику только в связи с антропософскими основаниями – или же вполне достаточно общепедагогических? Нужно ли принимать вальдорфскую систему от начала до конца, чтобы обращение к ней было продуктивным, или это импульс, обращённый ко всем, способный обогатить многих, вовсе не собирающихся обращаться к работам Штайнера?
По этому поводу и сами деятели вальдорфского движения придерживаются очень разных взглядов.
Но ключевые принципы вальдорфской педагогики: уважение к таинственности жизни, внимание к народным традициям и переплетение с ними школьной практики, активное включение родителей в детскую и школьную жизнь, живое коллегиальное обсуждение и совместное решение всех насущных педагогических и организационных вопросов – эти и многие другие идеи и практические решения «вальдорфцев» делают их голос по особенному значимым в диалоге о том, какой может быть «школа для всех».
Полезные ссылки: