Отказ от рассмотрения сельского образования
Исследование тех вариантов развития сельской школы,
«Лучшая тысяча» сельских школ страны демонстрирует сегодня удивительные варианты того, как важнейшие противоречия образования оборачиваются его новыми возможностями. Как могут не подавлять, а обуславливать друг друга: реализация чрезвычайно смелых (пусть внешне негромких) новаций – и опора на традиции местных укладов жизни, ориентация на подключение к перспективам современной жизни – и ответственность за своё село, общественное участие в делах школы – и решение школой проблем сообщества, обучение детей – и образования взрослых, трудовые навыки и академические знания…
«Верхушка» сельскошкольного образования сегодня может служить социокультурной лабораторией для всего образования страны
Если же говорить об основной массе сельских школ – то очевидна их потребность в проработанных вариантах, алгоритмах, моделях преобразований.
Недавняя попытка реструктуризации сети сельских школ по единой формуле «автобус-интернет-интернат» продемонстрировала свою несостоятельность, во многом гибельность для села; но она ещё более ярко высветила необходимость серьёзной проработки разнообразных моделей реорганизации сельского образования. Однако, эти модели, во-первых, должны обладать механизмами адаптации к местным реальностям, а во-вторых, находить и удерживать оптимальное равновесие между организационной, педагогической, экономической, правовой, культурной целесообразностью.
Список участников
Бугаев Николай Иннокентьевич, кандидат филологических наук, руководитель АНО "ОбрАз" (г. Якутск)
Завьялова Ирина Феликсовна, зам.редактора газеты "Сельская школа со всех сторон" (г. Санкт-Петербург)
Калашников Владимир Юрьевич, гл.специалист министерства образования Ростовской области (г. Ростов-на-Дону)
Петров Николай Михайлович, директор школы-интерната (Псковская область)
Цирульников Анатолий Маркович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва) – руководитель лаборатории