Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Сообщества :: Сообщества как педагогические направления

Вероятностное образование


«В вероятностном образовании принцип творческой неопределённости, принцип вероятностной размытости будущего принимается как фундаментальная культурная ценность. Это образование строится как цепь не запланированных заранее образовательных событий. Само содержание образования не развивается по заранее составленному плану, а нарастает по принципу «снежного кома» со всё более высокой творческой непредсказуемостью результатов» – в таком духе представляет сущность своего педагогического направления Александр Михайлович Лобок.
 
В начале девяностых годов молодой философ и вузовский преподаватель Александр Михайлович Лобок добился разрешения взять класс, чтобы вести его без планов и программ, часто без разделения уроков по предметам, и вообще осуществлять образование, в котором фундаментальной ценностью служит «принцип творческой неопределённости, принцип вероятностной размытости будущего».
На его стороне была революционная эпоха – и, главное, что большинство достававшихся ему шестилеток и семилеток выглядели детьми проблемными, и отдавали их с удовольствием. Через год-другой убедились, что всё обошлось: с детьми в результате вроде бы ничего страшного не происходит, а, пожалуй, даже наоборот.
А между тем, дети научались читать, не изучая букв, у них сам собой как-то становился почерк, а первыми написанными словами были сложные стихотворные строки, ими же и сочинённые…
Постепенно слава эксперимента росла, репутация упрочилась – и со временем Лаборатория вероятностного образования получила в своё распоряжение подобие маленькой школы на два класса: в отдельном очаровательном помещении из полудюжины комнат. Здесь работают нескольких постоянных и нескольких приходящих учителей, а сама школка напоминает и атмосферой, и внешним обликом маленький театр, в силу обстоятельств совмещённый с выставочным залом и полузаброшенной, но аккуратной районной библиотекой средней величины.
Здесь торжествует бравада идеи «педагогического черновика» как единственно правильной среды обучения и детей, и учителей. Отсутствует не то что проектирования будущих результатов, но даже краткосрочное планирования на часы и минуты.
То, что в педагогическом мире воспринималось как случайное, обрывочное ситуативное, заслонённое следованием за методиками, программами и приёмами – здесь вдруг предстаёт как целостное и приоритетное. А как раз планы и приёмы сжимаются здесь до опорных точек, низведены до случайных смысловых обрывков – от них отступают немедленно, как только возникает первый повод и потребность отступить.
 
Эксперимент с «вероятностным образованием» вряд ли доказывает, что правильно обходиться без программ и методик – но он показывает, что в принципе возможно обходиться и без них. И демонстрирует, как при этом можно «выезжать» не на приёмах – а на способности создавать насыщенную образовательную среду, умении слышать инициативы детей, доверять их и своей интуиции, подхватывать ситуации, позволяющие двигаться не вдоль, а вглубь.
Характерна и своеобразная оценка Александра Михайловича: что его эксперимент ценен не как ещё одна модель организации обучения – а, прежде всего, как площадка для педагогического образования – на примере которой учителя могли бы приобретать уверенность в своём праве принимать решения «здесь и сейчас».

Полезные ссылки:

http://www.lvolab.msk.ru/index.htm  -  авторский сайт Лаборатории Вероятностного образования.

Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright©Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Конференции по теме

Посмотрите также материалы конференции на эту тему

Курсы по теме

Хотите узнать больше по этой теме? У нас работают дистанционные курсы.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?