О СТРУКТУРЕ САЙТА
Пояснения к рубрикации книг и статей
Объединяющая тема сетевых исследовательских лабораторий - варианты создания «Школы для всех», реализованные на практике в нашей стране за последние два десятилетия. Наш сайт не только представляет итоги работы сетевых лабораторий, но и сам служит своеобразной "стартовой площадкой" для налаживания деятельности исследовательских коллективов.
Собирание опыта успешного обучения всех детей в общеобразовательных школах, представление различных моделей его - такова первая сторона работы сайта.
Сопоставление, взаимное усиление, развитие педагогических идей и решений, адаптация их к многообразию жизненных ситуаций - вторая сторона его задач, которая будет набирать силу постепенно.
На наш взгляд, наиболее значимые успехи в организации школьного дела возникали, с одной стороны, как результат выдающихся личных усилий исследователей, а с другой - как итог взаимного обогащения, переплетения серьёзных педагогических традиций. Это сочетание отражено в структуре сайта: здесь на равных звучат акценты и на индивидуальном "авторстве" тех или иных подходов, и на "голосах традиций", поддерживаемых педагогическими сообществами.
С такой "системой координат" нашего сайта связано расположение материалов в виде своеобразной "жанровой" системы.
Обзорно эти жанры можно представить в таком виде:
Более «систем-ный» взгляд
|
|
Более «ситуа-тивный» взгляд |
||||
|
|
БИБЛИОТЕКА КНИГ
|
|
|
||
|
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ |
|
БИБЛИОТЕКА СТАТЕЙ |
|
||
|
|
|
|
|
||
КОНФЕРЕНЦИИ |
|
ЛАБОРАТОРИИ |
|
Конкурсы |
||
|
|
|
|
|
||
|
МАСТЕРСКИЕ |
|
Форумы |
|
||
|
|
Страницы сообществ |
|
|
||
Ориентация по «ЛЮДЯМ» |
Библиотека книг
Главное содержание книг нашего сайта - представление целостных подходов к организации жизни детей в той или иной сфере, в том или ином возрасте, в ключе тех или иных педагогических традиций.
Каждая из книг предлагает принципиально новый взгляд на вещи, качественно новый ход, позволивший перейти от привычной практики разобщения детей на отличников и неудачников к образованию для всех. В то же время, в большинстве книг этот общий разговор переплетён с разработкой практических шагов в работе учителя, с рассказом о подробностях жизни детей - всех тех деталей, в которых как в капле воды отражается целое.
За каждой из этих книг, как правило, стоят многолетние поиски и жизненные усилия педагога-исследователя, каждая из них выражает традиции определённых педагогических направлений.
Некоторые из предложенных книг не носят методического характера - но в них читатель найдёт особенно существенные описания современного мира детства, или же мира современной культуры, связанной с детством.
Задача статьи на нашем сайте (в отличие от книги) - не столько развернуть образ обустройства школьного дела, сколько обозначить или заострить проблему, предложить гипотезу решения, обсудить отдельную грань некоего большого "сюжета", выступить в защиту чего-либо ценного в краткой полемике.
В связи с этим, конечно, выбор статей носит более случайный характер, чем подбор книг - но нам хотелось бы (при всей произвольности выбора), отразить стиль мысли и движение идей, характер забот и дискуссий в разных областях педагогической жизни, в разных традициях и сообществах.
Пояснения к рубрикации книг и статей
Книги и статьи на нашем сайте классифицированы по нескольким направлениям:
- По рубрикам;
- По педагогическим сообществам;
- По лабораториям (и, в связи с этим, косвенно - по возрастам).
В свою очередь, ориентация по рубрикам предполагает три плана основных ориентиров:
- "культуросообразные" - связанные с традиционными "предметными областями" образования (но, разумеется, с акцентом не на "содержании" предмета, а на принципиально новых педагогических и методических выводах из его сущности);
- "общедидактические" - представляющие опыты и модели организации жизни и образования детей в целом;
- "социокультурные" - обсуждающие возможности, принципы, варианты привязки этих общедидактических и предметно-методических моделей к конкретным жизненным ситуациям: местным обстоятельствам и традициям, конкретным детям и взрослым, разным временам и разным поколениям.
На наш взгляд, важнейшие идеи и открытия в школьном деле редко передаются формально, просто как технические изобретения. Почти всегда их возникновение и распространение связано со становлением, развитием, преображением педагогических традиций. Педагогические сообщества - "основной механизм" и сохранения, и обновления таких традиций.
Создание путеводителя по тем педагогическим сообществам, которые привержены принципам "школы для всех" - одна из основных задач нашего сайта. На страничках сообществ даны краткие сведения о них, представлены аннотации сайтов, где можно познакомиться с жизнью сообществ подробнее, обозначены связанные с данным сообществом материалы, которые вы найдёте на нашем сайте.
В перспективе мы надеемся, что новости и объявления от педагогических сообществ станут на нашем сайте постоянным разделом.
Учебные курсы нашего сайта предлагают читателям не усвоение новой информации - а возможность, с одной стороны, определить свою профессиональную позицию, с другой - попробовать действовать несколько по-другому, начать осваивать новые привычки и умения в своей работе, настраиваться на новые ожидания от детей.
К большинству учебных курсов нашего сайта можно подойти по крайней мере на трёх уровнях:
1 уровень. Познакомившись с содержанием курса (как с "текстом учебника") определить свою собственную позицию, в чём-то утвердиться, что-то отвергнуть в привычной практике, увидеть новые перспективы, заинтересоваться новыми возможностями. Мы полагаем, что независимо от внешних изменений, само по себе достаточно глубокое и честное размышление учителя над своей работой с детьми является одной из качественных форм повышения квалификации.
2 уровень. Выполняя предлагаемые в курсе задания, освоить на практике тот или иной методический "блок" (раздел учебного курса), примерить на себя систему новых умений на определённом локальном участке работы.
3 уровень. Начать осваивать новый подход в целом, найти возможность на длительный срок включиться в профессиональный диалог коллег, в практику очно-заочного обучения. По сути - это этап перехода из обучения в логике учебного курса в деятельность авторской педагогической мастерской.
В этом смысле развёрнутый учебный курс может включать в себя значительное число разделов, "малых курсов" - отдельных учебных модулей (таковы, например, курс Вячеслава Букатова или Елены Яновицкой).
Некоторые из представленных курсов могут быть ориентированы только на один уровень освоения: так, например, курс Татьяны Калининой и Ольги Ивановой выглядит как преимущественно ориентированный на первый уровень, а курс Сергея Реутского - преимущественно на второй. Однако, и эти учебные курсы в перспективе могут быть развёрнуты в гораздо более обширные и многоуровневые системы повышения квалификации (в чём легко убедиться, познакомившись с книгами тех же авторов на нашем сайте).
Ещё одна особенность наших курсов - установка на их естественное расширение за счёт работы самих слушателей - за счёт возникших вопросов учителей-практиков и ответов на них, новых комментариев, новых моделей, неожиданных учительских находок и т.д.
Авторская мастерская - форма обсуждения педагогами осваиваемого ими нового подхода к делу в диалоге между собой и с автором-разработчиком. Каждая мастерская в большей или меньшей мере тоже приобретает черты сетевой лаборатории, где стыкуются между собой:
- взаимное обучение новому подходу,
- ведение исследовательской работы, развивающее этот подход
- становление будущих методистов
- становление локального учительского сообщества, закрепление в нём новых педагогических традиций.
Так мастерская, с одной стороны, стыкуется с жанром учебного курса, а с другой - плавно переходит в профессиональное сообщество.
Общая направленность наших научно-практических конференций - собирание разрозненного опыта для воссоздания целостной картины. В одних случаях - это попытка последователей уходящих от нас великих педагогов реконструировать в своих обсуждениях их замыслы, в других - попытка суммировать и сопоставить разные подходы к одной проблеме.
Отдельные доклады в сборнике могут напоминать проблемную статью, а в совокупности (как мы надеемся) такие доклады могут собраться в книгу-сборник, которая поможет увидеть картину в целом и высветить ответы на ключевые вопросы.
С другой стороны, каждая тема наших конференций - потенциальная тема для научно-практических разработок исследовательских коллективов.
Наши форумы - и аналоги, и антиподы конференций. На них могут подыматься столь же важные вопросы, но здесь не требуется та взвешенная, ответственная позиция, которая предполагается за каждым докладом на конференции. Зато здесь есть место для высказываний более ситуативных, эмоциональных, навеянных свежими впечатлениями... Не столько понятийная целостность, сколько богатство эмоциональной палитры взгляда на предмет обсуждения может послужить итогом работы форума.
Каждый педагог в ходе своей работы сталкивается с необходимостью регулярно решать большие или маленькие педагогические задачи. Для их разрешения требуется, с одной стороны, подход творческий, а с другой стороны – опыт решения схожих задач.
Конкурсы педагогических ситуаций - это своего рода сборники методических арабесок, с решениями и без, от зарисовок ключевых проблемных задач до анекдотов, от парадоксов учительской жизни до парадоксов в расхождении детского и взрослого взгляда на вещи.
Организаторы сайта намерены по итогам каждого года определять победителей в каждом конкурсе.
Первоначальный состав сетевых исследовательских лабораторий складывался из людей, каждому из которых есть что предложить читателям-учителям уже сейчас. Но каков будет результат их взаимодействия между собой, результат сотрудничества с подключающимися к их диалогу исследователями, педагогами, родителями - заранее предугадать невозможно. Но мы надеемся, что они помогут сделать российской школе сколько-то ощутимый шаг от бюрократической школы неизвестно для кого - к нормальной человеческой школе для всех.