Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Сообщества :: Сообщества как педагогические направления

Скаутская методика и их наследники


Скаутская методика, открытая Бадэн-Пауэллом на рубеже двадцатого века и завезённая в Россию около 1910 года полковником Олегом Ивановичем Пантюховым, за несколько лет до революции развернулась в огромное движение. В ней мгновенно обозначились мощные внутренние течения, бесчисленные события, дискуссии и яркие противоречия во взглядах лидеров.

Полезные ссылки:

skaut-mir.hrest.info Электронный архив газеты "Скаутский мир".

По следам профессора Агапова Отчёт об исследовательской поездке международного секретаря ОРЮР Григория Казакова в Сербию и Хорватию по местам, связанным с жизнью и деятельностью М.В.Агапова-Таганского (1890-1973) – выдающегося российского и югославского педагога, ученого-психолога и деятеля скаутского движения. Ибль, 2010 г.

http://www.scoutmaster.nnov.ru/scouting/  Русский Союз Скаутов (штаб-квартира в Нижнем Новгороде). Это сайт ВНСО, Всероссийской национальной скаутской организации.

http://vons.vrn.ru/  «Воронежская общественная организация навигаторов/скаутов». Интересный живой сайт, со своими проектами и программами.

http://www.scout-tatarstan.ru/index.php?cat=v  - республиканский скаутский центр «Скауты Татарстана». Интересный живой сайт.

http://www.prav-vest.ru/  «Православный Вестник», интернет-журнал православных скаутов-разведчиков.

http://www.scout-gazeta.ru/  «СКАУТ! БУДЬ ГОТОВ!», газета о скаутах России. Официальный орган Всероссийской Национальной Скаутской Организации (ВНСО). Обновляется не очень часто.

http://www.scoutskiff.narod.ru/  -  СКИФ Плюс - скаутская организация Днепропетровска. Скаутские семинары, тренинги, походы и специализированные лагеря, история скаутского движения, и т.д.


Многие скаут-мастера демократических убеждений не без интереса всматривались в социальные катаклизмы революции. Их тянуло опробовать скаутскую методику в ином масштабе. Использовать систему работы, столь эффективно увлекающую ребят образованных сословий – как базу для создания общенародной подростковой педагогики. Они подбирали для такой трансформации и подходящие пути, и подходящие формулировки.
Например, выдающийся «скаут-мастер» И.Н.Жуков, будущий «старший пионер Российской Федерации», в своих работах революционных лет подчёркивал, что «скаут – не военный разведчик, а пионер культуры, разведчик всего хорошего, маленький друг всего мира».
Возможно, название «пионеры» и зародилось из этой его фразы.
Но перспективы грандиозного «педагогического строительства» заведомо требовали специфических компромиссов.
Пионерские отряды неизбежно должны были отказаться от скаутской этической основы: приверженности христианским ценностям, смешного для советского уха принципа «рыцарского отношении к окружающим», настроя на воспитание личной доблести и т.д.
С точки зрения методической системы вроде бы менялось не многое: но только при таких сдвигах неуместным оказывался и стержневой для скаутской методики пафос личного подросткового самосовершенствования, воспитания в себе волевых и физических способностей к признаваемым и чтимым «маленьким подвигам».
Потом вымерла практика «длительной игры» и была задвинута на задний план романтика «походно-палаточного» стиля жизни; обнаружилось, что в массовой планомерно намечаемой работе любая собственная инициатива подростков выглядела досадным и раздражающим фактором.
А по ходу того, как в тридцатые годы пионерская организация переводилась в школы, из неё выветривались последние остатки педагогической культуры. Школьная пионерия превратилась в безмерную и аморфную социальную машину по упорядочиванию «оборота» подростков и по приданию их жизни торжественно-официозного оттенка.
Реально востребованная социальная практика безличного коллективизма, единообразия и массовидности мероприятий, приоритетности для вожатых заботы о том, «как бы чего не вышло» – была всецело противоположна тому, что пытались заложить в пионерию её скаутские основатели.
Так миф о легендарном противостоянии в двадцатые годы «пионерских» и «скаутских» отрядов при вcей исторической лживости оказался методической правдой.
А «подлинно пионерскими», «пионерско-скаутскими» по духу внутри пионерской организации случались лишь отдельные феномены, возникавшие вокруг увлечённых взрослых и притягивавшихся к ним подростков. (Самым значительным было запущенное гайдаровской книжкой «тимуровское движение» сороковых годов. Оно в свою очередь вскоре было «задушено в объятиях» и превращено в традицию «тимуровского оброка», принудительно возлагавшегося в школах на учеников).
 
Вспышки отдельных феноменов «скаутской направленности» внутри советской пионерии можно было рассматривать как основное содержание её педагогической истории – до того момента, пока не возникла «Фрунзенская коммуна».
Внешне же скаутская и коммунарская методики контрастны, пожалуй, даже ещё более, чем по существу.
Скауты выстраивают опыт игровой субординации и задают стилистику военизированной чёткости и подтянутости – а в коммунарстве торжествует опыт весёлого равноправия и образ того, насколько насыщенным, значительным и разнообразным может быть «счастье мирной жизни».
Юному скауту негласно как бы предлагается тянуться за образом старшего, «мастера» – в «коммунарстве» образы идеальных человеческих отношений не воспринимаются у взрослых – а рождаются из самой подростковой среды. (И один из козырей методики обнаружился в том, что попробовавшие её на вкус подростки умудрялись без помощи взрослых внедрять её вокруг себя).
Центральную для скаутов романтику походных событий, усилий, трудных обстоятельств и пейзажных впечатлений коммунарская методика оставляет скорее фоновой для главной своей романтики: романтики человеческих отношений. Романтики трепетной и в то же время деятельной, бодро решающей практические задачи. Романтики, к которой быстро привыкают как к реальности своего микросообщества – и как к возможной норме отношений вокруг.
 
Насколько неизбежным выглядело снижения «накала» у последователей классической методики КТД на рубеже девяностых годов, настолько же неизбежным выглядело и возвращение в Россию скаутов.
Cкауты возвращались: от первых самодеятельных отрядов, от «ренегатов» коммунарства, открывавших для себя нечто столь же эффективное, но более близкое по духу себе и современности – до огромного сетевого скаутского проекта «Новая цивилизация», запущенного при «юкосовской» поддержке подполковником «Вымпела» Анатолием Ермолиным.
Можно утверждать, что «дружеское состязание» между последователями «околоскаутских» и «околокоммунарских» принципов, традиций, методик, ценностей будет ещё долго задавать основное поле внешкольной подростковой педагогики в России.

Скаутская методика
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright©Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Конференции по теме

Посмотрите также материалы конференции на эту тему

Курсы по теме

Хотите узнать больше по этой теме? У нас работают дистанционные курсы.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?