Полезные ссылки:
skaut-mir.hrest.info Электронный архив газеты "Скаутский мир".
По следам профессора Агапова Отчёт об исследовательской поездке международного секретаря ОРЮР Григория Казакова в Сербию и Хорватию по местам, связанным с жизнью и деятельностью М.В.Агапова-Таганского (1890-1973) – выдающегося российского и югославского педагога, ученого-психолога и деятеля скаутского движения. Ибль, 2010 г.
http://www.scoutmaster.nnov.ru/scouting/ - Русский Союз Скаутов (штаб-квартира в Нижнем Новгороде). Это сайт ВНСО, Всероссийской национальной скаутской организации.
http://vons.vrn.ru/ - «Воронежская общественная организация навигаторов/скаутов». Интересный живой сайт, со своими проектами и программами.
http://www.scout-tatarstan.ru/index.php?cat=v - республиканский скаутский центр «Скауты Татарстана». Интересный живой сайт.
http://www.prav-vest.ru/ - «Православный Вестник», интернет-журнал православных скаутов-разведчиков.
http://www.scout-gazeta.ru/ - «СКАУТ! БУДЬ ГОТОВ!», газета о скаутах России. Официальный орган Всероссийской Национальной Скаутской Организации (ВНСО). Обновляется не очень часто.
http://www.scoutskiff.narod.ru/ - СКИФ Плюс - скаутская организация Днепропетровска. Скаутские семинары, тренинги, походы и специализированные лагеря, история скаутского движения, и т.д.
Многие скаут-мастера демократических убеждений не без интереса всматривались в социальные катаклизмы революции. Их тянуло опробовать скаутскую методику в ином масштабе. Использовать систему работы, столь эффективно увлекающую ребят образованных сословий – как базу для создания общенародной подростковой педагогики. Они подбирали для такой трансформации и подходящие пути, и подходящие формулировки.
Например, выдающийся «скаут-мастер» И.Н.Жуков, будущий «старший пионер Российской Федерации», в своих работах революционных лет подчёркивал, что «скаут – не военный разведчик, а пионер культуры, разведчик всего хорошего, маленький друг всего мира».
Возможно, название «пионеры» и зародилось из этой его фразы.
Но перспективы грандиозного «педагогического строительства» заведомо требовали специфических компромиссов.
Пионерские отряды неизбежно должны были отказаться от скаутской этической основы: приверженности христианским ценностям, смешного для советского уха принципа «рыцарского отношении к окружающим», настроя на воспитание личной доблести и т.д.
С точки зрения методической системы вроде бы менялось не многое: но только при таких сдвигах неуместным оказывался и стержневой для скаутской методики пафос личного подросткового самосовершенствования, воспитания в себе волевых и физических способностей к признаваемым и чтимым «маленьким подвигам».
Потом вымерла практика «длительной игры» и была задвинута на задний план романтика «походно-палаточного» стиля жизни; обнаружилось, что в массовой планомерно намечаемой работе любая собственная инициатива подростков выглядела досадным и раздражающим фактором.
А по ходу того, как в тридцатые годы пионерская организация переводилась в школы, из неё выветривались последние остатки педагогической культуры. Школьная пионерия превратилась в безмерную и аморфную социальную машину по упорядочиванию «оборота» подростков и по приданию их жизни торжественно-официозного оттенка.
Реально востребованная социальная практика безличного коллективизма, единообразия и массовидности мероприятий, приоритетности для вожатых заботы о том, «как бы чего не вышло» – была всецело противоположна тому, что пытались заложить в пионерию её скаутские основатели.
Так миф о легендарном противостоянии в двадцатые годы «пионерских» и «скаутских» отрядов при вcей исторической лживости оказался методической правдой.
А «подлинно пионерскими», «пионерско-скаутскими» по духу внутри пионерской организации случались лишь отдельные феномены, возникавшие вокруг увлечённых взрослых и притягивавшихся к ним подростков. (Самым значительным было запущенное гайдаровской книжкой «тимуровское движение» сороковых годов. Оно в свою очередь вскоре было «задушено в объятиях» и превращено в традицию «тимуровского оброка», принудительно возлагавшегося в школах на учеников).
Вспышки отдельных феноменов «скаутской направленности» внутри советской пионерии можно было рассматривать как основное содержание её педагогической истории – до того момента, пока не возникла «Фрунзенская коммуна».
Внешне же скаутская и коммунарская методики контрастны, пожалуй, даже ещё более, чем по существу.
Скауты выстраивают опыт игровой субординации и задают стилистику военизированной чёткости и подтянутости – а в коммунарстве торжествует опыт весёлого равноправия и образ того, насколько насыщенным, значительным и разнообразным может быть «счастье мирной жизни».
Юному скауту негласно как бы предлагается тянуться за образом старшего, «мастера» – в «коммунарстве» образы идеальных человеческих отношений не воспринимаются у взрослых – а рождаются из самой подростковой среды. (И один из козырей методики обнаружился в том, что попробовавшие её на вкус подростки умудрялись без помощи взрослых внедрять её вокруг себя).
Центральную для скаутов романтику походных событий, усилий, трудных обстоятельств и пейзажных впечатлений коммунарская методика оставляет скорее фоновой для главной своей романтики: романтики человеческих отношений. Романтики трепетной и в то же время деятельной, бодро решающей практические задачи. Романтики, к которой быстро привыкают как к реальности своего микросообщества – и как к возможной норме отношений вокруг.
Насколько неизбежным выглядело снижения «накала» у последователей классической методики КТД на рубеже девяностых годов, настолько же неизбежным выглядело и возвращение в Россию скаутов.
Cкауты возвращались: от первых самодеятельных отрядов, от «ренегатов» коммунарства, открывавших для себя нечто столь же эффективное, но более близкое по духу себе и современности – до огромного сетевого скаутского проекта «Новая цивилизация», запущенного при «юкосовской» поддержке подполковником «Вымпела» Анатолием Ермолиным.
Можно утверждать, что «дружеское состязание» между последователями «околоскаутских» и «околокоммунарских» принципов, традиций, методик, ценностей будет ещё долго задавать основное поле внешкольной подростковой педагогики в России.