«Хитроумность» коммунарской методики направлена прежде всего на то, как открыть для старших подростков особое счастье взаимоотношений, наполненное восхищением от личностей друг друга и от общей атмосферы происходящего.
Забота о других людях, используемая как повод для взаимной заботы и внимания.
Совместно придуманное творческое дело – как коллективное создание радости для кого-то – и как возможность для каждого сделаться предметом восхищения всех.
Вообще «чудо заботы» друг о друге, которое входит в привычку и постоянно подпитывается творческой импровизацией (чаще всего легкомысленной, но от того не менее очаровательной).
Недельные «сборы» как опыт невероятно интенсивных дней эмоциональной и творческой жизни, «где радостных событий происходит столько, что хватило бы на несколько лет неспешной жизни. Оттого взрослые и дети успевают увидеть себя с разных сторон и удивиться. И обрадоваться. И не захотеть жить по-другому».
«Огоньки» – рефлексии у костра или с передающейся из рук в руки свечой – вроде бы обсуждения дня, уточнения, что получилось, что нет, кому что подумалось… Но едва ли не главное в этой рефлексии – высвечивание нового эмоционального плана событий, рассмотрения каждого из товарищей и самого себя в новом свете, с ещё большей глубиной и неоднозначностью…
Именно «коммунарство» продемонстрировало доступные, предсказуемые возможности успешной воспитательной работы с подростками – а тем самым создало общее пространство диалога и для приверженцев, и для оппонентов; и для тех, кто притягивался к нему, и для тех, кто отталкивался.
«Это творческое содружество поколений в заботе о людях средствами коллективной творческой деятельности», – так определял «коммунарство» его создатель профессор Игорь Петрович Иванов.
1) Содружество поколений;
2) в заботе о людях;
3) средствами коллективной творческой деятельности.
Если так расположить три части приведённого определения – то они начинают прочитываться вовсе не гладко, а вполне парадоксально.
Почему-то содружество поколений должно возникать на почве заботы о людях (неужели не про что больше дружить?) – а саму эту заботу зачем-то нужно осуществлять средствами коллективной творческой деятельности (будто нельзя позаботиться прямо, конкретно и без творческих выкрутасов).
Но странное сведение этой триады воедино и стало прологом к великому открытию.
Можно сказать, что в девяностые годы как раз в отталкивании лидеров от классической «методики коллективной творческой деятельности», похоже, и состояла третья волна коммунарского движения. (Если считать первой волной эпоху «Фрунзенской коммуны», раннего «Орлёнка» и «Алого паруса», а второй – время широкого распространения в восьмидесятые годы).
Воспитанные на тридцатилетней традиции коммунарства, сотни его опытных наследников в девяностые годы двинулись во все возможные стороны. Для них «методика коллективных творческих дел» словно закрепилась как хорошо прожитое детство – детство, в котором нельзя жить вечно – но которое навсегда остаётся основой жизненных сил.
Наиболее зрелое коммунарство с поверхности педагогической жизни повсеместно уходило в глубину. Оно пропитывало собой питательную почву для всевозможных явлений: от становления российской Монтессори-педагогики и украинского вальдорфского движения до Корчаковского общества; от центров ролевого моделирования до академических институтов; от «Форпостов культуры» до приютов для беспризорников.
Наследники «педагогики общей заботы» стали ядром инновационных сообществ едва ли не в большинстве крупных городов страны. Именно педагогические лидеры «коммунарского» происхождения чаще всего тянут на себе уникальные «стыковочные» задачи: увязывая между собой дела школы и обучение студентов в педвузах, учебную и внеурочную работу с детьми, официальную науку и учебные педагогические сообщества, летние лагеря и переподготовку учителей, втягивают «образовательную начинку» в социальные, культурные и коммерческие проекты – и наоборот.
«Методика Иванова» словно уже прожила полноценную биографию, на всех направлениях перерастая саму себя. Она словно нечаянно воплотила вечную евангельскую притчу: «…Если пшеничное зерно, павши в землю, не умрёт – то останется одно, а если умрёт – то даст много плода».
И что же, можно теперь сказать, что коммунарство, методика Иванова, методика КТД, педагогика общей заботы – это то, чего уже нет, и что теперь будет с нами всегда и почти везде? Что, растворяясь во множестве явлений, педагогическая практика и приобретает по-настоящему вечные черты?
Или же следует ожидать, что в недалеком будущем «педагогика общей заботы» возродится в новом блеске в своём каноническом и технологичном виде подобно тому, как воскрес (опять-таки не без помощи «коммунаров») в девяностые годы российский скаутинг – духовный собрат и антипод коммунарства?
Где и как, в чьих руках, в каких новых идейных сочетаниях дышит сегодня коммунарское наследие?
Сайты, тесно связанные с коммунарским наследием:
Технология Альтруизма (РУ) - Живой и постоянно обновляющийся сайт. Здесь есть: неформальныe сообщества альтруистического толка: коммунары, скауты, хиппи, коммунитарные общины... Размышления на тему "Как жить дальше" или "Что делать?". Дискуссионные материалы. Новости. Форумы. Поиск единомышленников.
http://upr.1september.ru/1999/upr41.htm - главы из "Энциклопедии коллективных творческих дел" Игоря Петровича Иванова.
Полезные ссылки:
http://ars-r.narod.ru/vospitanie_po_ivanovu.htm или http://orlyonok-c.narod.ru/vospitanie_po_ivanovu.html - "Воспитание по Иванову", книга Симона Соловейчика.