Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Главная
Лаборатории
Новости
Сообщества
Библиотека
Авторские сайты
Форумы
Конкурсы
О нас. Ориентация на сайте
Статьи и учебные материалы
Книги и брошюры
Курсы
Конференции
Сообщества как педагогические направления
Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей
Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step
Вальдорфская педагогика
Вероятностное образование
Дидактика Зайцева
КСО
Методики Кушнира
«Новое образование»
Педагогика Амонашвили
Педагогика Монтессори
Пост- коммунарство
Ролевое моделирование
Система Шулешко
Скаутская методика
Шаталов и ...
Школа диалога культур
Школа Толстого
Клуб Бабушкиной
Корчаковское сообщество
Педагогика поддержки
Семейное образование
Семейные клубы
Система Леонгард
Красивая школа
Макаренковские чтения
Эврика
Список форумов
Новости от Агентства
Новые материалы сайта
Новости педагогических сообществ
Архив новостей
Написать новость
Дети-читатели
Учитесь со Scratch!
АРТ-ИГРА…
"БЭММс"
Детский сад со всех сторон
Детский сад. Управление
Школа без домашних заданий
Социо-игровая педагогика
О проекте
Ориентация на сайте
Как работать на сайте
О проекте
Замысел сайта
О структуре сайта
Другие проекты Агентства образовательного сотрудничества
О нас
Свяжитесь с нами
Путеводители по книгам, курсам, конференциям
В первый раз на сайте?
Как работать на сайте
Проблемы с регистрацией
Что такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться?
Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль
Зарегистрироваться
Инструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа»
Лаборатория «Начальная школа»
Лаборатория «Пятый класс»
Лаборатория «Подростковая педагогика»
Лаборатория «Галерея художественных методик»
Лаборатория старшего дошкольного возраста
Send by email
Email address
*
Title
*
Content
*
Трапер А. Праздник во дворе своими руками Из опыта детской региональной общественной организации "Форпост культуры" Несмотря на то, что сейчас по городу проходит довольно много всевозможных акций, праздников и мероприятий на улицах и площадях, я возьму на себя смелость утверждать, что жанр праздника двора и подобных дел на игровых площадках хорошо забыт. Во-первых, поскольку большинство уличных мероприятий проводится лишь в центре города или на центральных улицах районов, т.е. далеко от большинства потребителей - детей, гуляющих во дворах; во-вторых, такого типа зрелища возможны лишь при привлечении существенных средств, артистов, техники и т.д. Последнее обстоятельство создало впечатление невозможности для отдельно взятого педагога-организатора делать что-либо подобное. В результате мероприятия, как правило, ограничиваются стенами подростковых клубов. А жаль - ведь двор и улица по-прежнему остаются средой обитания детей. В практике нашей организации есть опыт проведения различных дворовых мероприятий очень скромными силами, но достаточно эффективно. "Форпост культуры" - детская региональная общественная организация. У нашей организации несколько направлений деятельности. Главное направление и содержание - жизнедеятельность постоянных разновозрастных отрядов (в настоящее время их четыре). Действуют у нас три массовых программы, в которые, кроме наших постоянных отрядов, вливается ещё много участников. Массовые программы "ФК": "Петербургские странствия", "Военно-историческая игра" и "Праздник своими руками". На опыте реализации последней программы мы и остановимся. Суть программы "Праздник своими руками", в нескольких словах, состоит в том, чтобы периодически, 1-2 раза в месяц (иногда чаще, иногда реже, в зависимости от сезона и погоды) во дворах или на близлежащих территориях в округе штаб-квартиры "Форпоста культуры" происходили какие-то интересные события, в которых бы участвовали самые разные ребята, никак до того не организованные, пришедшие только на это дело. Но организовывались эти события так, чтобы это требовало минимального напряжения от форпостовцев и происходило почти без денежных затрат. При этом все мероприятия соответствовали нашему педагогическому кредо, и в данном случае главной установке - надо не развлекать детей, не создавать им зрелища, а давать им действовать, реализовывать себя. Однако стоит задаться вопросом, с какой целью "Форпост культуры" проводит дворовые игры? Понятно, что даже часто проводимые мероприятия не могут серьёзно повлиять на формирование личности. Ведущая цель нашей организации - это создание детско-взрослых сообществ, объединений. Поэтому наши дворовые и уличные предприятия в основном преследуют ту же цель - укрепление и развитие нашего сообщества, наших отрядов. Прежде всего, игры и праздники с другими детьми нужны для ребят-форпостовцев, которые их организуют. Это дело, в котором они себя реализуют, учатся, сплачиваются; дело, через которое они проявляют свою заботу об улучшении окружающей жизни. Одновременно, благодаря этим акциям, вовлекаются новые ребята в наши отряды. Для педагога-организатора проведение уличных действий может стать тем делом, на котором появится и сплотится актив, при условии, если подходить к этому делу как к коллективному и творческому. В "Форпосте культуры" появилось специальное подразделение из старших ребят и студентов - Лаборатория педагогических приключений, которое разрабатывает и руководит делами этой программы. Мы в Лаборатории сформулировали несколько принципов-подходов к организации массовых дел: 1. Дети в играх должны быть не статистами, а активными участниками. 2. Игры-приключения должны вести детей от участия к организации и придумыванию приключений, от игры ради игры к общественно-полезному делу. 3. Важно не заигрываться, а помнить, что игры нужны для решения педагогических задач (воспитание и развитие ребят). 4. Игры должны формировать товарищеские отношения: помощь друг другу, терпимое отношение друг к другу, забота друг о друге... 5. В основе игры должен лежать культурный материал, игра должна развивать познавательный интерес. 6. Игра должна быть интересна и взрослым организаторам, взрослые не наблюдают, а участвуют и тоже играют. Как мы готовим игру или праздник 1. Сначала определяется практическая задача: для кого (возрастная группа), время и практический результат, который хотим получить (например: набор в отряды или агитация за какую-то идею), схема (форма) дела. 2. Собирается инициативная группа и проводится "мозговая атака". Для тех, кто не знаком с этой формой коллективной интеллектуальной работы, немножко поясним, как мы это делаем. Во-первых, создается непринужденная обстановка. Во-вторых, ставится задача, что нам сейчас надо будет придумать, какова схема дела. В-третьих, провозглашаются правила: во время собственно "атаки" можно и нужно друг друга перебивать; принимаются все идеи, критика запрещена. Выделяется 1-2 человека, кто будет фиксировать идеи. И, по команде (это ведь тоже игра!), начинаем "выстреливать" идеями. Проходит несколько минут - атака прекращается. И уже совместно прочитываем идеи, анализируем, суммируем и выбираем главное. После делим, кто какую часть сценария дорабатывает. Главное - вместе придумать сценарный ход и накопить много мелких предложений. Возможен другой вариант "мозговой атаки", когда уже есть тема мероприятия. Тогда собираются всевозможные ассоциации с этой темой. Например, мы проводили по заказу праздник к Яблочному Спасу. Вспомнили все ассоциации, которые вызывает слово "яблоко", и получился очень интересный сценарий праздника, в котором яблоко обыгрывалось со всех сторон и во всех значениях. 3. Далее распределяем, кто играет какие роли, кто что проводит, кого еще вовлекаем в организацию праздника. Конкретные слова персонажей расписывать, а тем более репетировать, не обязательно, поскольку прелесть таких действий, прежде всего, в экспромте и импровизации. Но для этого надо вживаться в роль. Костюмы и реквизит тоже импровизированные. 4. Поскольку дело проходит на улице, то необходимо разметить, где что будет происходить. Кто-то из организаторов должен играть роль диспетчера. Есть главные герои, которые одновременно являются ведущими праздника. 5. Но главный вопрос содержания любого нашего уличного мероприятия - что должны делать пришедшие участники, и как создать мотивы для их активных действий, чтобы праздник действительно получился созданным своими руками. Нас часто спрашивают, можно ли прийти посмотреть на какое-то из форпостовских дел, на что приходится отвечать: "Смотреть будет неинтересно". Наш девиз: "Нет наблюдателей - есть только участники". 6. Любая игра и праздник всегда имеют стартовый этап, завязку сюжета, развитие сюжета, основные действия и развязку и финал. 7. Приглашение участников. Это самое сложное, поскольку, если никто не придёт, то ничего не получится. Объявления - в школах, на детских площадках и в других местах, но сами дети, как правило, их не читают. Эффективнее - раздавать листочки-приглашения в школах (в приглашении уже должны быть сформулированы тема и задача данной игры). Примеры наших дворовых игр и праздников Сразу оговоримся, что несомненный успех будут иметь спортивные мероприятия во дворах. Но этот опыт достаточно широко распространен. Примеры наших массовых дел другого плана. "Игры Желтого Листика" Традиционное осеннее дело для ребят 9-11 лет. Название появилось случайно и стихийно. В каждом году мы придумываем разный сценарный ход. Например: Желтый Листик просит ребят помочь: всякие гусеницы и вредные насекомые растащили плащ Осени, состоящий из красивых листьев, поэтому Осень будет плакать, и будут одни дожди. Все, кто пришел, на месте организовались в ватаги по 3 человека (об этом было написано в приглашении) и готовы были помочь Желтому Листику собрать плащ Осени по листочку, но Желтый Листик предложил не воевать с насекомыми, а заработать у них кусочки плаща. Насекомыми были те, кто проводил конкурсы. Каждый конкурс (все они были подвижные) был рассчитан на дружное участие всей ватаги. В финале, когда большинство ватаг побывало на всех конкурсах, насекомые отказались отдавать последние листочки, и тогда их победили посредством перетягивания каната. Плащ был торжественно собран. Все участники получили именные удостоверения, а ватаги, собравшие больше всего волшебных листиков, были награждены шоколадками. В другой раз Серость, Мрак и Тучи похитили краски Осени. Золотая Осень никак не могла прийти в наш город. Каждая ватага получила прутик, на который навешивала заработанные ими разноцветные листочки. В конце все эти прутики воткнули в обрубок сухого дерева, и дерево "ожило". Зимой традиционное аналогичное дело "Игры Снежного Барсика". Это было самое первое дело этой программы. В тот год наша организация только-только вернулась в свое помещение после полуторагодового изгнания. И нам нужно было как-то показать населению, что "Форпост" жив, и сделать все быстро, на скорую руку. Решили провести веселые зимние состязания, которые не требуют особой подготовки. Кто-то из ребят предложил название "Снежный Барс". Но, поскольку наши игры очень скромного, дворового масштаба, то получился Барсик. В зимних играх ватага приходит с санками и все конкурсы-состязания - зимние. По одному из сюжетов Снежный Барсик позвал всех, кто не боится мороза и любит снежные забавы. А Слякоть агитировала ребят, чтобы они сидели дома и раскисали. В другом варианте Снежный Барсик создавал своё "Тайное снежное агентство" и испытывал будущих агентов. Как видите, сюжет игры очень простой, и, как правило, содержит конфликт между положительными и отрицательными героями. В празднике "Кто любит яблоко?" у нас был конфликт между Доктором Айболитом и Бармалеем. Доктор Айболит от всех болезней прописывал яблоки и яблочные блюда. А Бармалей их очень не любил, потому что когда-то ел их немытыми... В финале он яблоки полюбил. Что может быть мотивом для активного участия в игре? Сейчас, когда проходит множество всяких конкурсных программ, особенно по телевидению, к сожалению, начинает складываться основной мотив - это призы. Мы считаем, что в детских мероприятиях нужно стараться от такого мотива уходить. К тому же, игра тем и отличается от других видов деятельности, что важен не столько результат игры, сколько игра сама по себе. Во-первых, как видно из приведенных примеров, создается мотив, пусть игровой, помощи кому-то. Во-вторых, в каких-то случаях призы или знаки участия необходимы, но они могут быть и почти символическими, например, картонные медали. Есть хороший прием распределения призов во время больших праздников - он называется Ярмарка. На конкурсах и аттракционах участники зарабатывают игровые деньги, а потом на эти деньги можно в специальном месте праздника приобрести призы, при этом цены на них в ходе праздника могут меняться. Призами могут быть не только купленные конфеты или безделушки, но и изделия кружковцев, а на нашем морском празднике "День Маркизовой лужи" главным призом была возможность покататься на лодках. "День Маркизовой лужи" Это большой праздник и для ребят, и для взрослых. Проходит обычно в 3-е воскресенье сентября на берегу Финского залива, на острове в устье реки Смоленки. Идея праздника появилась после того, как наш морской отряд стал совершать серьезные походы и проводить для себя морские игры. У ребят появилось желание показать себя и свою флотилию. Главный герой праздника - адмирал маркиз де Траверсе, в честь которого в шутку восточную часть Финского залива назвали "Маркизова лужа". В истории герой не особенно положительный, но в нашей интерпретации он стал местным культурным героем, что-то вроде морского Мюнхгаузена. Ребята его очень любят. Ход праздника. 1. Открытие: подъем флагов, парад флотилии "Форпоста". 2. Гонки на байдарках: участники праздника играют в тотализатор - угадывают победителя и таким образом получают первые игровые деньги. 3. Аттракционы и катания: на берегу проходят различные конкурсы, с учетом возраста, не только на ловкость, но и на знания и умения, связанные с темой праздника. На выигранные деньги можно приобрести призы и стать пассажиром или матросом на байдарках. 4. Морской бой: участники, если заработали такое право, становятся гребцами и стрелками на судах. Вместо ядер - еловые шишки. 5. Завершение праздника. Фейерверк. Конечно, на праздник придумывается игровой сюжет: или пираты мешают маркизу де Траверсе, или он выполняет завет Петра Великого - выводит Петербург к морю, или еще что-либо... Вышеприведенные примеры - это игры и праздники на одной площадке. Другой вариант дворовых действий - маршрутная игра. Чаще всего применяемая форма - игра по станциям. Подобные игры проводятся в детских коллективах очень давно. Игра проходит через следующие этапы: 1. стартовый сбор, организация команд, завязка сюжета, постановка задачи, 2. движение по маршруту (у каждой команды свой маршрутный лист, схема движения), поиск пунктов и выполнение заданий, 3. финальный сбор, кульминационное событие, 4. развязка и подведение итогов. На какие сюжеты мы проводили игры с вовлечением неорганизованных участников: поиск пиратского клада для ребят 12-13 лет, экспедиция по открытию острова, для младших - по следам сказочных героев и др. операция "Виват, маркиз де Траверсе!" (снова тот же культурный герой) - краеведческая игра по нашему округу. Чтобы уйти от прямого конкурса, мы придумали следующий сюжет: "Волны залива вынесли бутылку с документом, что была при маркизе создана карта восточной части Финского залива. Ее ребята искали в ходе игры. На пунктах задания давали различные герои - у памятника крейсеру "Киров" - матрос, на берегу залива - Нептун и балтийская Нерпа, а у гостиницы "Прибалтийская" - Викинг и т.п. Маршрутная игра требует тщательности в разработке маршрута, в соотношении его со временем прохождения. Очень важны игровые элементы. Что можно использовать? путевые знаки (т.н. стрелочки, систему знаков стоит позаимствовать из скаутской методики), записки (в том числе и зашифрованные), ребусы, загадки, как найти пункт, практические умения ориентирования (движение по азимуту, определение расстояния). Это наиболее простая схема игры на местности. Вполне можно во дворы переносить опыт игр лесных, в том числе и ролевых, которые с успехом проводят вожатые загородных лагерей. От игры к общественно-полезной деятельности Иногда приходится слышать такое мнение, что одно дело игра, а совсем другое учеба или работа. Нужно иметь в виду, что для детского возраста, в той или иной степени, всё, чем он занимается не из-под палки, это игра. И если мы хотим заниматься с детьми чем-то серьезным, то это тоже должно быть облечено в игровую форму. В первые годы жизни "Форпоста культуры" мы пытались благоустраивать наш двор: сажали деревья и кустарники. Но поскольку большинство из них было потом погублено (не подростками, а взрослыми), то мы приняли решение больше этим во дворе не заниматься. Мы каждую осень и весну проводим трудовые десанты в пригородных парках и в Летнем саду. В этом проявляется трудовая забота наших ребят о родном городе. (Сейчас, правда, один из наших отрядов упорно высаживает цветы на газоне перед штаб-квартирой "Форпоста", а их выкапывают и увозят на дачу.) В некоторых микрорайонах был раньше интересный опыт проведения конкурсов на самый зеленый балкон, самый чистый подъезд и др. В нашей практике тоже есть примеры проведения дворовых мероприятий, когда от игры переходили к волонтерскому труду. Акция "Не порежьте ваши ноги!" Идея появилась у ребят из морского отряда, которые жарким летом остались в городе. У окон нашей штаб-квартиры - берег Финского залива. В жаркое время на необустроенном пляже полно народу. Загорают и купаются почти на помойке. Особенно опасны стекла. Появилась идея привлечь внимание и купающихся, и властей к этой проблеме. Мы объявили об акции. Сделали листовки. Акцию торжественно открыли, установили мачту и показали небольшую сценку. Дальше предложили всем, кто был на пляже, собирать стекла, а за три принесенных нам стеклышка мы катали ребят-участников на байдарках. В итоге власти установили мусорные контейнеры на пляже, а люди продолжали собирать стекла и после нашей акции. В заключение хочу ещё раз подчеркнуть мысль, что проводить праздники и игры для детей во дворе не так уж сложно, надо это делать только вместе с ними. P.S. Всех, кого подробнее интересует наш опыт - приглашаем в штаб-квартиру "Форпоста культуры": СПб, Морская наб., 15. Телефон 356-00-05. forpostspb@hotbox.ru; http://forpostspb.hotbox.ru далее... http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/174
Зарегистрироваться
|
Инструкция по регистрации
©
Агентство образовательного сотрудничества
Не вошли?