Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Главная
Лаборатории
Новости
Сообщества
Библиотека
Авторские сайты
Форумы
Конкурсы
О нас. Ориентация на сайте
Статьи и учебные материалы
Книги и брошюры
Курсы
Конференции
Сообщества как педагогические направления
Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей
Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step
Вальдорфская педагогика
Вероятностное образование
Дидактика Зайцева
КСО
Методики Кушнира
«Новое образование»
Педагогика Амонашвили
Педагогика Монтессори
Пост- коммунарство
Ролевое моделирование
Система Шулешко
Скаутская методика
Шаталов и ...
Школа диалога культур
Школа Толстого
Клуб Бабушкиной
Корчаковское сообщество
Педагогика поддержки
Семейное образование
Семейные клубы
Система Леонгард
Красивая школа
Макаренковские чтения
Эврика
Список форумов
Новости от Агентства
Новые материалы сайта
Новости педагогических сообществ
Архив новостей
Написать новость
Дети-читатели
Учитесь со Scratch!
АРТ-ИГРА…
"БЭММс"
Детский сад со всех сторон
Детский сад. Управление
Школа без домашних заданий
Социо-игровая педагогика
О проекте
Ориентация на сайте
Как работать на сайте
О проекте
Замысел сайта
О структуре сайта
Другие проекты Агентства образовательного сотрудничества
О нас
Свяжитесь с нами
Путеводители по книгам, курсам, конференциям
В первый раз на сайте?
Как работать на сайте
Проблемы с регистрацией
Что такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться?
Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль
Зарегистрироваться
Инструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа»
Лаборатория «Начальная школа»
Лаборатория «Пятый класс»
Лаборатория «Подростковая педагогика»
Лаборатория «Галерея художественных методик»
Лаборатория старшего дошкольного возраста
Send by email
Email address
*
Title
*
Content
*
Рузина М. Упрямые игры Сначала вспомним, по чьему заказу появились любимые многими поколениями малышей нелепицы К.И.Чуковского: ...Воробушек прискакал И коровой замычал: М-м-му-у! Прибежал медведь И давай реветь: Кукареку! В книге «От двух до пяти» есть эпизод, главный герой которого - маленькая дочка Корнея Ивановича. Как-то подходит она к отцу «.с таким озорным и в то же время смущенным лицом, точно затевает необыкновенную каверзу. Такого сложного выражения я никогда не видел на ее лице. Еще издали она крикнула мне: - Папа, ава - мяу! - то есть сообщила сенсационную весть, что собака, вместо того, чтобы лаять, мяукает. И засмеялась поощрительным, несколько искусственным смехом, приглашая и меня смеяться этой выдумке. Я решил войти в ее игру и сказал: - А петух кричит мяу! И этим санкционировал ее интеллектуальную дерзость. Никогда самая затейливая эпиграмма Пирона не вызывала такого благодарного смеха, как эта бедная шутка, основанная на механическом перемещении двух элементарных понятий. То была первая шутка, которую дочь ощутила как шутку. Она почувствовала, что не только не страшно «переворачивать» по своей прихоти мир, а, напротив, весело и очень забавно, лишь бы только рядом с этим неправильным представлением о мире в уме оставалось сознание правильного. Постигнув механизм этой шутки, она пожелала наслаждаться ею опять и опять, измышляя все новые несоответствия между животным и звуком. И тогда мне показалось - я понял, откуда эта выразившаяся в детском фольклоре несокрушимая страсть к несоответствиям, несообразностям, к разрыванию связей между предметами и их постоянными признаками. Ключ ко всему этому в той многообразной и радостной деятельности, которая имеет такое большое значение для умственной и нравственной жизни ребенка, - в игре». Чуковский запечатлел самый ранний период, когда ребенок начинает наслаждаться перевертышами; его дочке было около двух. «Расцвет» любви к нелепицам наступает как раз в трех-четырехлетнем возрасте, и поэтому нижеописанная игра более всего подходит для аборигенов младшей группы детского сада. Впрочем, старшая ясельная тоже может в нее включиться. Дети садятся в круг на полу; взрослый, с мягким поролоновым мячом в руках, усаживается внутрь круга. Игру предваряет несложная разминка: все вспоминают, как «говорят» животные и птицы в действительности. Взрослый произносит название животного и посылает мяч малышу (вначале мяч катят по полу, позже, когда руки маленьких игроков станут более ловкими, кидают). Ребенок ловит мяч, отвечает за животное и посылает мяч обратно. - Собака! - Гав-гав! - Лягушка! - Ква-ква! Причем, перебрав названия хорошо знакомых животных и птиц, можно обратиться и не к столь известным: - Журавль! - Курлы-курлы! - Синичка! - Пинь-пинь! - Щука! - … Научиться быстро отвечать совсем не сложно, а вот выработать умение смолчать, когда названа рыба или, к примеру, бабочка, уже труднее, нужна определенная тренировка. Можно предложить ребенку в случае «каверзного» названия помогать самому себе, закрывая рот ладошкой. Итак, разминка закончена, настает время собственно игры. Взрослый читает отрывок из «Путаницы» Чуковского. Затем говорит, что сейчас в кругу соберутся НЕПРАВИЛЬНЫЕ звери, те, что из «Путаницы». Когда их называешь, они могут отвечать как угодно, но только не так, как обычно. Если это ворона, то она может мяукать, гавкать, мычать, кукарекать и даже шипеть. но только не каркать. И мячик снова отправляется в путь. - Лошадь! - Чик-чирик! - Утка! - Гав! - Бабочка! - Кукареку! Игра под общий смех продолжается минут десять, иногда даже пятнадцать. Впрочем, в кругу обязательно находится кто-нибудь из «убежденных реалистов», из тех, кто на кошку четко будет отвечать мяу, а на собаку - гав. Нужно ли помогать такому ребенку в игре, ненавязчиво подталкивая его к абсурдному ответу? Решайте сами, всякий раз исходя из конкретной ситуации. Когда этот вариант игры освоен, можно перейти к ее версии под рабочим названием «семафор». Ведущий (взрослый) держит две карточки, красную и зеленую. Если, называя животное или птицу, он поднимает зеленую, нужно отвечать так, как есть на самом деле, а увидев поднятую красную, отвечать по варианту «путаница». Впрочем, это вариант «на вырост», более он подходит для четырех-пятилеток. Хотя, опять же исходя из обстоятельств, можно ориентироваться и на зону ближайшего развития - несколько раз мне встречались группы именно трехлетних, которые с легкостью и видимым удовольствием играли в эту версию игры. Чем она хороша? Наверное, тем, что с одной стороны, дает возможность «свободно порезвиться» духу противоречия, весьма свойственному детям этого возраста, а с другой - понемногу приучает ребенка к играм с правилами, к тренировке основ саморегуляции, что очень и очень пригодится ему в самом ближайшем будущем. Спасибо Вам, Корней Иванович! Мария РУЗИНА, г. Санкт-Петербург далее... http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/74
Зарегистрироваться
|
Инструкция по регистрации
©
Агентство образовательного сотрудничества
Не вошли?