Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Главная
Лаборатории
Новости
Сообщества
Библиотека
Авторские сайты
Форумы
Конкурсы
О нас. Ориентация на сайте
Статьи и учебные материалы
Книги и брошюры
Курсы
Конференции
Сообщества как педагогические направления
Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей
Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step
Вальдорфская педагогика
Вероятностное образование
Дидактика Зайцева
КСО
Методики Кушнира
«Новое образование»
Педагогика Амонашвили
Педагогика Монтессори
Пост- коммунарство
Ролевое моделирование
Система Шулешко
Скаутская методика
Шаталов и ...
Школа диалога культур
Школа Толстого
Клуб Бабушкиной
Корчаковское сообщество
Педагогика поддержки
Семейное образование
Семейные клубы
Система Леонгард
Красивая школа
Макаренковские чтения
Эврика
Список форумов
Новости от Агентства
Новые материалы сайта
Новости педагогических сообществ
Архив новостей
Написать новость
Дети-читатели
Учитесь со Scratch!
АРТ-ИГРА…
"БЭММс"
Детский сад со всех сторон
Детский сад. Управление
Школа без домашних заданий
Социо-игровая педагогика
О проекте
Ориентация на сайте
Как работать на сайте
О проекте
Замысел сайта
О структуре сайта
Другие проекты Агентства образовательного сотрудничества
О нас
Свяжитесь с нами
Путеводители по книгам, курсам, конференциям
В первый раз на сайте?
Как работать на сайте
Проблемы с регистрацией
Что такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться?
Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль
Зарегистрироваться
Инструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа»
Лаборатория «Начальная школа»
Лаборатория «Пятый класс»
Лаборатория «Подростковая педагогика»
Лаборатория «Галерея художественных методик»
Лаборатория старшего дошкольного возраста
Send by email
Email address
*
Title
*
Content
*
Ширман М., Симакин А., Халимов Я. «Школа-Семья». Реализация проекта в 1988-2006 гг. Михаил Ширман, Александр Симакин, Яков Халимов «Школа-Семья». Реализация проекта в 1988-2006 гг. Содержание I. ВВЕДЕНИЕ II. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА III. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ V. ПУБЛИКАЦИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОЕКТА I. ВВЕДЕНИЕ Проект «Школа семья» реализовывался в эти годы в школах №№ 734, 1306, 71 г. Москвы; гимназии № 2 г. Красногорска (Московская область). Проект имеет предысторию. Начиная с 1970 г. у будущего разработчика (на основе индивидуального опыта учёбы в школе и затем в техническом ВУЗе) росла уверенность в принципиальной организационной ущербности процесса образования (при этом «средние баллы» табелей, аттестата и диплома всегда были выше 4,5). В 1983 г. очередное массированное столкновение с академическими несообразностями (на фоне обнародования политическим руководством СССР решения о подготовке реформы школы) стало поводом к серьёзному изучению ситуации в системе образования, которое потребовало прежде всего проработки литературы не только по педагогике, но и по всему спектру общественных дисциплин (психология, философия, история, социология, экономика), цикла консультаций с учителями и учёными, информационного поиска в прессе для целостного охвата ситуации в стране и за её пределами, участия в общественно-педагогических объединениях, в научных семинарах по социальному прогнозированию (руководитель И. В. Бестужев-Лада) и по методологии (Г. П. Щедровицкий), а также рефлексии собственной работы в качестве руководителя школьного шахматного кружка (начатой в 1978 г.). В августе 1988 г., проработав полгода учителем информатики в московской школе № 1158, разработчик перешёл в школу № 734. Учителя школы, во главе с директором А. Н. Тубельским, считались авторским коллективом проекта «Школа Самоопределения» – одного из шести победителей конкурса, проведённого «Учительской газетой» в 1988 г. В качестве своего направления работы разработчик заявил «Историческое моделирование» – цикл внеурочных занятий для 4-х–6-х классов в форме малых организационно-деятельностных игр и семинаров по их обсуждению, с общей целью «оживить» материал по истории, повысить эффективность его освоения и его роль в нынешней жизни учащихся, т. е. сделать историю полноценным содержанием педагогического процесса (проект развивал методологию Дж. Дьюи и И. Жукова на основе опыта А. С. Макаренко и С. Т. Шацкого в интерпретации Р. В. Соколова). Первые 3 месяца работы в школе убедили разработчика в половинчатости преобразований – не только текущих, но и намеченных проектом «Школа Самоопределения» в качестве целевых. Такую оценку разделял учитель биологии Я. Р. Халимов – будущий соруководитель проекта «Школа-Семья», – также пришедший в школу № 734 в августе 1988 г. К тому времени Я. Р. Халимов имел большой опыт инновационной работы в московских школах (в т. ч. в школе № 91 под руководством В. В. Давыдова), психолого-педагогической работы в Загорском интернате для слепоглухих детей, много лет участвовал в философско-педагогическом семинаре Э. В. Ильенкова и Ф. Т. Михайлова. Обсуждение ситуации в школе и её перспектив переросло в инициативу по созданию в составе школы «разновозрастного класса», в котором образование, за счёт замены уроков реальными проектами, будет гармонично соединено с практической и культурной деятельностью учеников, содержание которой должно в основном определяться «заказами» и инициативами самих учеников и их семей. Возможности реализации этого проекта предварительно обсуждались со школьниками и их семьями. При этом выяснилось, что семьи не готовы к выдвижению хозяйственных заказов, способных обеспечить полноценное содержание практической деятельности учеников; ориентация же лишь на культурные инициативы придала бы работе характер факультативный, т. е. не обеспечивающий интенсивной мотивации, необходимой для развёртывания коллективной деятельности и теоретического отношения к возникающим в ней проблемам (которые и должны стать содержанием базового прикладного образования). Таким образом, была определена проблемная ситуация в педагогике (фактическая безжизненность как школы, так и семьи) и поставлена цель – способствовать их взаимооживлению. Этой цели и посвящён проект «Школа-Семья» (до 2008 года – «Общественная семейная школа»). После 1989 г. разработчиком было осуществлено ещё 4 инициативы по реализации проекта. Каждая инициатива становилась шагом развития: проект «модернизировался» в соответствии со спецификой ситуации (как локальной, так и более масштабной) и временной фазой внутри современной эпохи – эпохи перехода от предыстории человечества к действительной истории (К. Маркс). далее... http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c2/268
Зарегистрироваться
|
Инструкция по регистрации
©
Агентство образовательного сотрудничества
Не вошли?