Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Главная
Лаборатории
Новости
Сообщества
Библиотека
Авторские сайты
Форумы
Конкурсы
О нас. Ориентация на сайте
Статьи и учебные материалы
Книги и брошюры
Курсы
Конференции
Сообщества как педагогические направления
Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей
Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step
Вальдорфская педагогика
Вероятностное образование
Дидактика Зайцева
КСО
Методики Кушнира
«Новое образование»
Педагогика Амонашвили
Педагогика Монтессори
Пост- коммунарство
Ролевое моделирование
Система Шулешко
Скаутская методика
Шаталов и ...
Школа диалога культур
Школа Толстого
Клуб Бабушкиной
Корчаковское сообщество
Педагогика поддержки
Семейное образование
Семейные клубы
Система Леонгард
Красивая школа
Макаренковские чтения
Эврика
Список форумов
Новости от Агентства
Новые материалы сайта
Новости педагогических сообществ
Архив новостей
Написать новость
Дети-читатели
Учитесь со Scratch!
АРТ-ИГРА…
"БЭММс"
Детский сад со всех сторон
Детский сад. Управление
Школа без домашних заданий
Социо-игровая педагогика
О проекте
Ориентация на сайте
Как работать на сайте
О проекте
Замысел сайта
О структуре сайта
Другие проекты Агентства образовательного сотрудничества
О нас
Свяжитесь с нами
Путеводители по книгам, курсам, конференциям
В первый раз на сайте?
Как работать на сайте
Проблемы с регистрацией
Что такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться?
Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль
Зарегистрироваться
Инструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа»
Лаборатория «Начальная школа»
Лаборатория «Пятый класс»
Лаборатория «Подростковая педагогика»
Лаборатория «Галерея художественных методик»
Лаборатория старшего дошкольного возраста
Send by email
Email address
*
Title
*
Content
*
Свирская Л. ДОРОГОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНЫЙ ДОРОГОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНЫЙ, где бы ты ни находился, - в деревне на Новгородчине, в небольшом поселке Кемеровской области, в пригородах Вологды или Уссурийска, у тебя, как правило, одни и те же проблемы и потребности, похожие радости, успехи, достижения и одинаковая воля к выживанию. Часто к тебе относятся как к сложному, неудобному, отодвигают решение твоих проблем, или навязывают совершенно неприемлемые, приравнивая тебя к большим дошкольным учреждениям. Много времени потеряно для поддержки твоих усилий, но то, что ты выжил, ты есть и здравствуешь, - лучший повод для внимательного и бережного отношения к тебе. Непредвзятому взгляду хорошо видно, что ты - Главный. Что таких, как ты, Большинство в нашей России. Что для детей твои маленькие разновозрастные группы самые Лучшие. Мы давно пытались найти конструктивное применение некоторым особенностям сельских малокомплектных детских садов, найти решение отдельных проблем, но, как всегда, основное внимание и время было отдано большим детским и педагогическим коллективам, где необходимы были то разработка регионального компонента, то внедрение новых образовательных программ, то освоение механизма и практики аттестации и аккредитации. Мы очень рады, что все-таки «доросли» до потребности и возможности изложить некоторые мысли, идеи, материалы, посвященные сельскому малокомплектному детскому саду. Мы приняли на себя задачу показать работу малокомплектного детского сада во взаимосвязи управления и организации педагогического процесса: какие проблемы стоят перед заведующей, какие управленческие действия она может предпринять и каким образом это скажется на содержании и качестве образовательной работы с детьми, на удовлетворенности родителей, мнении общественности; во взаимосвязи образовательных задач и активных форм работы для детей разных возрастов; во взаимосвязи сотрудников ДОУ, родителей и социального окружения. Методика ведения педагогических наблюдений. Образовательные проекты, Линка-Пресс, 2010. Утро радостных встреч. Линка-Пресс, 2010. Другие книги Л.В. Свирской ГЛАВА 1. ВСЕ ОСОБЕННЫЕ Особенности детей Дети везде дети, где бы они ни жили. В каждом присутствуют типичные возрастные черты и одновременно каждый - особенный, уникальный, каждый - неповторимая личность. На наш взгляд, деревенские дети все же отличаются от детей, живущих в городах и даже небольших городках. Возможно, вы оспорите наши слова, - они основаны только на наблюдении и не подкреплены выводами психологических или социологических исследований. Дети отличаются не интеллектуальным потенциалом и достижениями, не внешним видом или культурой поведения, не объемом представлений об окружающем мире, а некоторыми поведенческими и личностными особенностями. Прежде всего, они более открыты контактам со взрослыми и сверстниками; Более искренни, что, возможно, является следствием большей наивности и открытости; Эмоционально отзывчивы на внимание, на интерес к ним, на предложение совместных действий. Заинтересованы практически любым искренним предложением взрослых. Более терпимы, так как с ранних лет в группах воспитываются дети разного возраста, братья и сестры, близкие и дальние родственники. Этим детям привычнее соотносить свои потребности с желаниями и возможностями тех, кто младше и старше. Они скорее и, возможно, успешнее обучаются на примере старших в группе. Деятельные, настроенные на целенаправленные продуктивные, результативные действия, где знания нужны не ради знаний, а ради их применения на деле. Дети, растущие в больших городах, в известной степени созерцатели, так как имеют больший доступ к информационным потокам и средствам. Социальная среда города способствует ограничениям - за пределами своего дома, детского сада - чужие, окружение несет не только позитив, но и потенциальную опасность. В то же время детей, растущих в деревне, и уклад жизни, и социальное окружение подталкивают, стимулируют к активности, деятельности. Они более самостоятельные, например, в освоении пространства, самообслуживании, хозяйственных действиях. С раннего возраста жизненное пространство ребенка не ограничивается стенами дома, лестницы, переходы, заборы, неровности двора, огорода и палисада, необъятности волшебного мира луж и полян - хорошие учителя для движения, развития координации, ловкости. Инициативные и активные, по крайней мере, до той поры, пока взрослые не подчинят инициативу условностям, запретам и формализму. По сути дела, в разновозрастных группах сохраняется утраченная в городских условиях разновозрастная культура большой семьи, «дворового сообщества». Для этих особенностей, безусловно, есть множество предпосылок, связанных и с социальным окружением, деревенским бытом, традициями и культурой. Особенности родителей «Внимательные, заботливые, любящие, желающие блага своим детям» - эти определения в равной степени применимы как для мам и пап, живущих с детьми в городе, так и для родителей, живущих с детьми в деревне или поселке. И все же в небольших поселках и деревнях есть некоторые отличия родительской среды. Необходимость постоянного, тяжелого труда для жизнеобеспечения семьи, к сожалению, не оставляет большого времени для игр, забав с детьми. Стремление, желание понять своего ребенка, помочь ему, не всегда может быть реализовано, так как нет средств для приобретения дорогостоящей литературы и нет специальных служб, готовых оперативно помочь. Выше уверенность в том, что ребенок всему научится позже, уже в школе, а пока он «просто маленький», но и сохраннее психика ребенка, так как его не «загоняют» с раннего возраста в круговорот кружков и студий. Сохраняется культура большой семьи, как правило, бабушки и дедушки в большей степени причастны к воспитанию внуков. В большей степени заметно расслоение среди родителей по отношению к своим детям, пониманию блага для детей и стремлению к нему. Чаще всего нет поляризации, нет дистанцирования по этим признакам, но есть уверенное знание каждого в деревне в какой семье как воспитывают своих детей. Особенности социального окружения В деревнях и поселках все друг друга знают. Эта истина дает объяснение многим особенностям отношения к детям. В деревне, в некоторых чертах, еще сохраняется общинное воспитание, где все взрослые ответственны за всех детей. Едва ли кто-то из взрослых пройдет мимо ребенка, не поговорив с ним, не предостерегая от опасности, не поощряя его положительные поступки или не осуждая его шалости. Многие мамы и папы выросли на глазах старшего поколения деревни и их «родовые» черты бабушки и дедушки с удовольствием устанавливают в малышах: «Это в Коршуновскую породу». Многие озорства и ошибки, достижения и успехи нынешних мам и пап хранятся в их памяти. Иногда их высказывания могут дать неплохой прогноз, успокоить или пробудить тревогу молодых родителей. Ограниченность пространства, некоторая скудость возможностей для развлечения и отдыха открывается другой стороной - если в клубе, школе, детском саду готовится какое-либо событие, то непременными участниками, заинтересованными благодарными зрителями будет все население, независимо от возраста. Ежегодные циклично повторяемые жизненные события, трудовые действия (пахота и огородные хлопоты, сенокос, сбор урожая, уход за домашними животными), их выполнение на виду у всей деревни, дают возрастающую от возраста к возрасту возможность включения детей в общий результативный, определяющий качество жизни, труд. Особенности управления Это, наверное, самая болезненная часть всех особенностей. Более многофункциональный труд, чем у заведующей сельским малокомплектным детским садом, едва ли можно придумать. В нем совмещаются управленческая и педагогическая работа с работой завхоза и кладовщика, медицинской сестры и, при необходимости, прачки, повара, сторожа. Требования к качеству исполнения каждой из этих функционально разных должностей не снижаются, не зависимо от реальных обстоятельств. Как управленцу, необходимо видеть перспективы и управлять ситуацией и коллективом, как воспитателю, нужно владеть современными развивающими приемами работы с детьми, как завхозу, кладовщику и медицинской сестре -обеспечить питание, тепло, удобство и прочие насущные потребности всего детского сада. На селе более сильный социальный контроль за трудовой деятельностью учителя, воспитателя и руководителя образовательного учреждения. Ограничены и возможности в получении информации. Итак, следуя мнению заведующих и воспитателей сельских малокомплектных детских садов, к основным трудностям относятся: разновозрастной состав групп, малый состав педагогического коллектива, ограниченность возможностей детского сада. Следуя своему мнению, мы утверждаем, что: разновозрастной состав групп, особенности детей, малый состав педагогического коллектива, открытость социальному окружению, ограниченность материальных возможностей детского сада - НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НЕПРЕОДОЛИМЫМИ ПРОБЛЕМАМИ, напротив, их можно считать благом. Что с этим делать Использовать лучшее, то, чем сильны малокомплектные детские сады Например, разновозрастной состав группы является прообразом большой семьи, в которой: дети могут научиться выполнению различных ролей; может развиться устойчивая групповая культура; имеется естественный стимул к сотрудничеству и взаимопомощи; имеются возможности для развития каждого ребенка в отдельности и всего сообщества в целом, а также для совместной жизни и работы. Особенности детей могут быть учтены и использованы: при отборе содержания и форм работы с детьми (активность, инициативность, взаимная поддержка младших и старших, осведомленность и навыки старших - пример и поддержка для малышей); при организации ежедневной работы (демонстрация практических действий, присмотр за младшими, самостоятельность в работе в центрах). Малый состав педагогического коллектива дает ощущение причастности, ответственности, осведомленности всем сотрудникам детского сада, большую активность и отзывчивость: в работе с детьми в центрах; в обсуждении особенностей и перспектив развития ребенка; в информировании сообщества об интересных делах, событиях, перспективах детского сада. Ограниченность материальных возможностей детского сада вполне может обернуться позитивном стороной, в которой: близость природных ландшафтов, изобилие естественных материалов, активность детей, умелость воспитателей реализуются в игры, игрушки, материалы, сделанные ДЕТЬМИ и взрослыми в совместной деятельности, в содержание образования, максимально приближенное к естественному, или, как это еще называется, «природосообразному». ГЛАВА 2. ЗАВЕДУЮЩЕЙ СЕЛЬСКИМ МАЛОКОМПЛЕКТНЫМ ДЕТСКИМ САДОМ Все начинается с анализа Миссия детского сада - оказание помощи семье, содействие усилиям семьи, поддержка семьи в воспитании и развитии ребенка. Дошкольное образование не является обязательным, и только желание родителей определяет, придет ли ребенок в детский сад и на какое время. Следовательно, самое значительное внимание заведующей детским садом - родителям, их интересам и потребностям. Для того, чтобы понять, какие образовательные потребности имеют семьи с детьми, пользующиеся услугами вашего детского сада, насколько, на их взгляд, удовлетворяются эти потребности в детском саду, проведем SS-анализ - Significance (значимость, важность) и Satisfaction (удовлетворенность). Форма для анализа значимости-удовлетворенности (SS-анализа) Потребность Значимость Min - 1 Мах-10 Удовлетворенность Min -10 Мах-1 Совокупность Ранг Индивидуальный подход к ребенку 10 10 100 1 Сбалансированное питание 8 5 40 3 Своевременная коррекция дефектов развития 6 5 30 4 Оздоровление 8 3 24 5 Доброжелательность сотрудников 10 5 50 2 Для того, чтобы выполнить эту работу, пригласите всех родителей. Чем больше человек откликнется на ваше приглашение, тем объективнее будут данные. Рассадите всех полукругом, предложите назвать то, что они считают необходимым для их ребенка в детском саду. Не оспаривайте мнение родителей, не говорите, что «это не самое главное», что «это не в наших силах». Запишите то, что они говорят в графе «Потребность». Предложите любому из родителей стать «экспертом». Его задача будет очень простой: выслушать все цифры, названные другими, и назвать свою. В графы «Значимость» и «Удовлетворенность» записываются только цифры, названные экспертом. Итак, предложите всем участникам назвать цифру от 1 до 10, чтобы определить «Значимость» каждой потребности; Предложите назвать цифру от 10 до 1, чтобы определить «Удовлетворенность» этой потребности - если удовлетворяется полностью - 1, если нет - 10. Умножьте и запишите результат в графе «Совокупность». Определите ранг потребности. Посмотрим на результат. Например, в приведенной табличке самым важным фактором, определяющим деятельность данного детского сада, родители считают «Индивидуальный подход к ребенку». На втором месте по рангу оказалась «Доброжелательность сотрудников». На третьем - «Сбалансированное питание» ПРИМЕЧАНИЕ Будьте внимательны: то, что родители назвали «Индивидуальный подход к ребенку», «Доброжелательность», говорит НЕ о совпадении ваших взглядов, а о том, что именно это ДОЛЖНО быть, но ОТСУТСТВУЕТ! или недостаточно, по мнению родителей. Не пытайтесь сопротивляться и оправдываться. Благодарите их за высказанное мнение и ДУМАЙТЕ, что нужно сделать. Если вы хотите, чтобы ваш детский сад действительно был хорошим детским садом для детей и семей, их потребностями должно быть наполнено все в детском саду. Еще одно направление анализа - результаты детей Здесь наибольшую проблему составляет разница взглядов на предмет оценивания - что нужно отслеживать и оценивать в детях? Что считать результатом педагогического воздействия? Подходов, из которых мы должны будем выбрать приемлемый для себя, несколько: Мнение учителя начальных классов, принимающего наших выпускников. Соответствие развития детей основным компетентностям*. Успешность продвижения ребенка в освоении образовательной программы, по которой работают педагоги. *КОМПЕТЕНТНОСТИ Социальная - способность устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в больших и малых группах, брать на себя ответственность, участвовать в решении проблем, проявлять нравственное отношение к другим людям, регулировать конфликты ненасильственным путем. Интеллектуальная - овладение суммой знаний, умений; использование знаний в различных ситуациях, установление взаимосвязей и взаимозависимостей. Информационная - овладение разнообразными источниками получения знаний, умение выбирать наиболее рациональные пути. Коммуникативная - умение инициировать и поддерживать общение в различных группах (сверстников, взрослых). Со всеми тремя подходами нужно быть достаточно осторожным: стоит не раз подумать, можно ли однозначно принимать мнение учителя начальных классов, - насколько одинаковы у вас взгляды на смысл и результат дошкольного образования, видит ли учитель ребенка в перспективе, как растущего человека, или оценивает его исключительно с точки зрения удобности на будущих школьных уроках. Владение компетентностями, как подход к оценке качества развития ребенка, просто великолепен, ориентирован на европейские стандарты образования, как открытой системы, но это потребует вашей дополнительной осведомленности, осмысления того, как, какими средствами формируются компетентности у детей, если вы работаете по традиционным программам. И, наконец, третье направление, самое распространенное, и самое неинтересное, так как ориентирует на выравнивание детей по признакам освоения или не освоения предписанного образовательной программой возрастного содержания. К сожалению, это далеко от личностно-ориентированного подхода и индивидуализации образования. Третье возможное направление анализа результативности и качества работы детского сада - соответствие образовательной практики требованиям государственного стандарта. Можно предполагать, что это основные направления анализа. Все, что мы делали в течение года, либо обеспечило положительные результаты, либо не способствовало решению поставленных задач. Анализ «В 2001-2002 году основная деятельность ДОУ была направлена на решение задач охраны жизни и укрепления здоровья детей, развития связной речи средствами театрализованной деятельности, развития игровых навыков и умений детей. Как следствие комплекса проведенных в течение года мероприятий (ежемесячный профилактический осмотр фельдшером, своевременная вакцинация, выполнение санэпидрежима) заболеваемость детей снижена с 14,2 до 13,5 детодней, не допущено ни одной травмы. Учитель первого класса отмечает, что у выпускников детского сада хорошо развита связная речь (у 6 из 8 детей), ни у одного ребенка нет нарушений звукопроизношения, 3 из 8 умеют читать. Дети умеют свободно считать до 10, знают цифры. Успешность результатов определена тем, что основная учебная работа в течение года была направлена на подготовку детей 6-7 лет (8 детей из 19) к обучению в школе (специальные занятия, индивидуальная работа, консультации логопеда районной ПМПК). Систематическое наблюдение за игровой деятельностью детей показало, что дети могут самостоятельно выбрать игру, объединиться в подгруппу, свободно использовать игрушки и предметы-заместители. Вместе с тем, полное решение данных задач не достигнуто. Игры детей достаточно стандартны (семья, магазин, шоферы), нет творческого развертывания сюжетов, интересных тем, моментов творческого взаимодействия младших и старших детей. В театрализации нет проявления инициативы и самостоятельности детей, все драматизации были предложены, предписаны воспитателем. Кроме того, подготовка детей к обучению в школе заняла основное время воспитателя, в ущерб работе с детьми остальных возрастов. Анализ образовательных потребностей семей показал, что родители ожидают от детского сада «индивидуального внимания и доброжелательности к каждому ребенку и семье». Противоречия, которые предстоит решить в следующем году: Современные требования к организации педагогического процесса в ДОУ определены как личностно-ориентированный подход, это значит, что: каждый ребенок должен быть активным участником образовательного процесса, родители должны стать не просто потребителями образовательных услуг, сторонними наблюдателями, но равноправными и равноответственными помощниками воспитателя; коллектив детского сада должен максимально учитывать возможности, интересы и потребности каждого ребенка и выстраивать стратегию педагогической работы от ребенка к индивидуализации образования. (выдержка из анализа по итогам работы детского сада). Осмысление и выбор стратегии. Планирование работы сада Итак, нам нужно привести в соответствие потребности родителей, потребности детей, ориентиры и требования развития дошкольного образования и собственную образовательную практику. Для большей наглядности, определения мест «пересечения» потребностей, сделаем таблицу. Потребности родителей Индивидуальное внимание к каждому ребенку, доброжелательность. Потребности детей Принятие, понимание, развитие с учетом реальных интересов и возможностей. Ориентиры и требования развития дошкольного образования Освоение личностно-ориентированной технологии работы с детьми - т.е. индивидуализация. Следующий шаг - определение средств и поиск возможностей, оптимальных для всего комплекса потребностей и требований в целом. Для родителей Зрительные (наглядные) подтверждения внимания к ребенку Для детей Изучение и учет интересов детей, использование интересов детей при определении содержания и форм образовательной работы; максимальное уважение к продуктам детского труда -словам, рисункам, играм. Для детского сада Знание и использование интересов и потребностей детей, родителей при планировании образовательной работы. Инициирование самостоятельной активной результативной деятельности детей, уважение к продуктам детского труда. Информирование родителей. Сквозное направление для планирования работ ДОУ-изучение и использование интересов и потребностей детей при организации образовательной работы. Что должно появиться в работе детского сада Для родителей: Информация о достижениях ребенка. Информация о любопытных неординарных проявлениях ребенка. Информация о здоровье ребенка. Информация о перспективах ребенка. Для детей: Место и время для высказывания и реализации собственных планов. Возможность познания актуального для ребенка содержания. Возможность выбора способов познания и действия. Место для демонстрации результатов познания и действия. Для организации работы детского сада (Организационные формы (место и время)): для выслушивания, записи интересов и планов детей; для обеспечения разных видов деятельности ребенка в зависимости от возраста, желания, самостоятельно выбранного плана; для демонстрации результатов, достижений, перспектив детей. Как это может выглядеть ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Плакетки с именами ребенка и родителей на шкафчиках (фотография, рисунок-автопортрет ребенка). Стенд с информацией об умениях, достижениях, интересах детей, полученных в ходе наблюдений. Высказывания детей «Какие мы разные», «Говорилки», «Устами младенца». Дни рождения каждого ребенка - стилизованные по сезонам, знакам зодиака. «Я умею», «Я могу», «Я люблю», «Вот чему я научился!» - достижения каждого ребенка. Персональные, стилизованные значки (ладошки, фигурки детей, кораблики и т.п.), где ежедневно воспитателями и родителями ведется запись новых приобретений ребенка. Демонстрационный портфель - персональная папка каждого ребенка, в которую педагоги и сами дети складывают работы. Модель трех вопросов - вопросы и высказывания, рассуждения детей о том, что их интересует, тревожит, занимает. «Про меня» - персональные листы с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми. Эти листы могут быть помещены на лестничных клетках, на стенах коридоров, прилегающих к группе. Плакаты ко дню рождения «Звезда недели», «Наша звездочка» - интервью ребенка, пожелания детей, родителей, воспитателей. «Мы Вас ждем!» - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка на участие в работе группы. Объявления для родителей. ДЛЯ ДЕТЕЙ Установленное постоянное время в режиме дня: Когда ребенок может рассказать о своих новостях, мыслях, идеях. Предложить свою тему для изучения, обсудить с другими детьми общий план. Спланировать собственную деятельность на ближайшее время. Выполнить намеченное самостоятельно, или вместе с другими детьми, или вместе со взрослыми, которых он выбрал. Обсудить результаты своей работы, увидеть результаты других детей, понять свои достижения и затруднения. На законных основаниях принять решение играть. Установленное постоянное место: Где ребенок свободно может взять нужные для работы материалы и средства. Где ребенок может разместить свои работы. Где он может сохранить их для продолжения начатого дела. Где ребенок может быть один. ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА Такой режим дня и такая форма организации образовательной деятельности, которые предполагали бы установленное постоянное время: для общения детей всей группы; для принятия решений; для планирования; для выполнения планов; для обсуждения результатов. Стиль организации среды и организации работы, подразумевающий, что: Дети сами каждый день по своему собственному осознанному выбору используют материалы, игрушки, пособия. Дети могут заниматься разными видами деятельности одновременно. Дети могут заниматься разными видами деятельности каждый день. Дети могут играть столько, сколько они хотят (в рамках режима). Обязательные занятия не заменяют и не подменяют игру. Все взрослые в детском саду оказывают помощь и поддержку детям. Информация о продвижении, достижениях, перспективах ребенка максимально доступна, открыта родителям (кроме конфиденциальной). Родители, по возможности, принимают участие в работе группы, в наблюдении за детьми, в обеспечении группы расходными материалами Образовательная работа детского сада строится таким образом, что может быть одинаково качественно реализована как за полный день, так и за 1,5-2 часа кратковременного пребывания ребенка. Для того, чтобы спланировать работу детского сада на следующий год, необходимо проанализировать, что из перечисленного знают, умеют и делают воспитатели (воспитатель), чего не знают, какие ресурсы и резервы нужны для того, чтобы это сделать. Вполне возможно, что потребуется, в целом, освоение основ личностно-ориентированной технологии работы с детьми, а также решение более частных проблем: овладение методикой ведения утреннего сбора; овладение навыками вовлечения детей и родителей в планирование воспитательно-образовательной работы; овладение методами ведения наблюдения и использования результатов; овладение способами ненасильственного руководства детьми. Видимо, именно здесь целесообразно начать разговор об особенностях организации методической работы внутри детского сада. Фокус в том, что в малокомплектном детском саду, как правило, весь педагогический состав - это один воспитатель, заведующая и, если повезет, музыкальный руководитель-совместитель. Вероятно, нужно использовать принципиально другие технологии методической работы. Формы останутся прежними и важными - педагогический совет, консультации, семинар-практикум, но технологии все же другие. Прежде всего, руководитель (заведующая) должен восприниматься как поддержка, а не как угроза. В этой фразе заключается некий парадокс, так как в руках руководителя традиционно находятся оплата труда, продвижение по службе, а также наложение взысканий. Использование этого арсенала хорошо до тех пор, пока все верят, что единственный способ мотивации сотрудников - пряник и кнут. Для того, чтобы воспитатель освоил личностно-ориентированную технологию работы с детьми, руководителю нужно научиться применять ее в работе с сотрудниками. Это означает, по меньшей мере, что отношения руководителя и подчиненных должны строиться на основе партнерства, доверия, безопасности и минимального давления, что у каждого члена коллектива должно быть право на принятие решений в пределах должностной компетенции, и личную ответственность. Кроме того, в методической работе следует использовать технологии, помогающие организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями и суждениями, подводящие к принятию профессионально грамотного решения. Нельзя оставлять воспитателя один на один со всем грузом педагогической работы. Организационно, это выглядит так: Наблюдать за детьми - всем сотрудникам детского сада. Уточнять и формировать представление родителей об особенностях продвижения их ребенка, об удовлетворенности образовательными услугами детского сада - воспитателю и, прежде всего, заведующей. Продумывать стратегии развертывания тематического проекта - всем сотрудникам (иногда помощник воспитателя или повар предлагают просто шедевры). Работать в центрах, - по возможности, большему числу сотрудников. Действия и оценка результата Обсудите с воспитателем, как вы ОБЕ, и воспитатель, и заведующая, понимаете перечисленные в таблицах положения. Таблица «Сравнительная характеристика образовательных моделей» Менее ориентированное на ребенка обучение Более ориентированное на ребенка обучение Воспитатели предписывают детям заниматься одним и тем же одновременно. Воспитатели признают, что дети развиваются каждый по-своему, в своем темпе и имеют индивидуальные потребности. Воспитатели полностью заняты, руководя действиями, направляя внимание, говоря, наставляя. Воспитатели действуют, прежде всего, как помощники, а затем уже как учителя. Дети большую часть времени работают над поставленными взрослыми задачами. Обучение, главным образом, проходит в различных выбранных детьми видах деятельности. Типу материалов, предоставляемых детям, придается мало значения. Материалы, используемые для непосредственного осязаемого обучения, являются жизненно важной частью обучения. Упор делается на результат конкретного обучения. Обучение - это постоянный процесс, важны действия ребенка внутри обучения. Внимание сосредоточено на узко познавательных навыках и на конкретных, фрагментарных разделах содержания. Разделы обучения группируются, в основном, вокруг главных идей. Обучение навыкам происходит в значимом контексте. Обучение сосредоточено на абстрактно построенных идеях и материалах. Детям предлагаются темы, основанные на их интересах, потребностях. Решения по планированию принимаются воспитателем, который пользуется образовательной программой. Решения по планированию основываются не только на содержании образовательной программы, но и на результатах наблюдения воспитателем за детьми. Все решения принимаются взрослыми. Дети подключаются к принятию решения о том, что они хотят изучать и с кем они хотят работать. Таблица «Утверждений» Утверждение Моя позиция Акценты целей: Развивать индивидуальные способности каждого ребенка. Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный опыт. Помочь личности познать себя, самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Ориентироваться на позитивные стороны личности ребенка, работать на успешных, а не на ущербных сторонах. Особенности содержания: Сочетание нормативного обучения и индивидуального учения. Позиция воспитателя: Создание инициирующей развивающей среды. Инициирование и поддержка субъектного опыта ребенка. Признание права на развитие ребенка по собственной траектории. Позиция ребенка: Свободный выбор элементов учебного процесса. Самопознание, самоопределение. Разберите ВМЕСТЕ педагогические ситуации. Если удастся, подберите аналогичные ситуации из жизни детей вашего детского сада. Обратите внимание на то, КАК вам удается: а) дифференцировать возрастные и индивидуальные особенности детей, б) определить первопричину проблемы, в) подобрать приемы работы с ребенком, адекватные первопричине, г) насколько ваши суждения о ребенке корректны и едины. 1. Оля, 4 года Любит пошуметь. Двигается по группе быстро, часто задевает и роняет предметы. Предпочитает играть с мальчиками в машины, подвижные игры. Младших словно не замечает, может обидеть. На замечания воспитателя -молчит, отводит глаза, старается поскорее отойти. Из занятий предпочитает физкультуру. 2. Дима, 2 года 10 мес. Детский сад посещает с 1 г. 6 мес. Утром с удовольствием общается с детьми и воспитателями, не выделяя и не обделяя вниманием никого. Вместе с тем, последние три недели, вечерами, когда приходит мама, отмечаются резкие вспышки негативных эмоций: кричит, бросает игрушки, вырывает из рук мамы одежду. Один раз упал на пол, долго нудно плакал, не соглашаясь идти домой. По словам мамы ребенка «словно подменили» - капризничает, вредничает. Мама считает, что причина такого поведения - в либеральности воспитателей. 3. Алена, 3 года Подвижная, эмоциональная, легко идет на контакт со взрослыми, старается «приладиться», прижаться, приласкаться. Когда воспитатель говорит ласковые слова, буквально заглядывает ему в рот. Когда взрослые что-либо делают в стороне от детей, старается оказаться поближе, задает много вопросов: «А что ты делаешь?», «А зачем?» Со слов мамы, дома часто врет: «Ванька меня стукнул» (братик, которому всего 6 месяцев, и которого, по наблюдению мамы, она сама же и шлепнула), упрямится: «Не буду есть кашу», «Не хочу спать в той комнате». 4. Денис, 4 года Со слов мамы, стал невыносимо капризен: каждый вечер требует новых покупок /машинка, наклейки,.../, стремится обязательно унести новую игрушку, книжку в детский сад, а возвращает их домой в «ужасном состоянии». Постоянно переключается с одной деятельности на другую: начал рисовать, услышал шум в уголке строительства, пока шел до уголка строительства встретился с Мишей, пошел с ним смотреть машинку в шкафчике. 5. Глафира, 5 лет Предпочитает рисование, рисует чаще всего цветы, принцесс. Проявляет интерес к буквам, но учиться читать отказывается. Не любит делать усилия. Если не понимает задания, не знает знакомого способа выполнения, - оставляет работу и тихонько уходит. Дружит с двумя девочками со сходными интересами. Очень сердится, когда одна из подруг «перебегает» в другую кампанию. 6. Женя, 4 года Спокойный, «незаметный» мальчик. Чаще всего, занят сам с собой, - что-нибудь рассматривает, что-то перебирает, перекладывает в шкафчике, в карманах, в коробочке. На прогулке предпочитает уходить за веранду, за деревья. Может «огорошить» неожиданным высказыванием, но не тогда, когда надо. 7. Евдокия, 3 года Многое умеет делать сама: застегивать, завязывать, складывать, но одевание затягивается, как ни подгоняй, сидит «сама в себе». Во время одевания/игры/рисования чаще всего разговаривает сама с собой. Не может назвать цвет (кроме красного, синего), форму, величину - смотрит на воспитателя непонимающими глазами и молчит. Вечером уходит сразу и не оглядываясь, стоит матери показаться на пороге. 8. Леня, 5 лет Очень любит игры с правилами. Если видит, что кто-то их не понимает или нарушает, бросается объяснять или выталкивает из игры. Сам выбирает, с кем ему играть в игру, если не по нраву - «выключает». Не стремится заниматься с книгами, заданиями по грамоте, речи, рисовать. Здесь много проблем - многие дети начинают читать, их работы, рисунки попадают на выставку, а у Лени - нет. 10. Кирилл, 3 года 5 мес. В семье - средний (старшему 8 лет, младшей 1 год). Очень самостоятелен, со слов мамы, дома сам режет хлеб, делает себе бутерброды, моет посуду. «Знает» буквы, цифры - часто, но бывает невпопад, называет их, показывает везде, где увидит. В группе предпочитает играть в тихом месте, один или с Машей. Прочитайте вместе проблемную ситуацию. Решите, как будут включены дети вашей группы в подготовку к драматизации и в драматизацию сказки. Проблемная ситуация «Три поросенка» Воспитатель планирует прочитать сказку «Три поросенка» и затем помочь детям разыграть спектакль. Ее задачи - вовлечь в выполнение этой работы как можно больше детей разных возрастов; сделать это задание как можно интересней и увлекательней для всех; стимулировать развитие навыков драматизации, умения делать что-то сообща; помочь детям в развитии памяти, выразительности речи и движений. Она планирует заниматься этим в течение двух недель и закончить красочным представлением с декорациями, костюмами и музыкой. Предполагается, что дети сами будут заниматься изготовлением элементов декораций и костюмов, что даст дополнительные возможности для развития. Таблица «Что нужно детям» Ребенок, которому/который... Стратегия работы с ребенком ...Быстро учится. Дать ему роль побольше. Попросить помочь другим детям выучить их роли. Назначить его «руководителем» театра. ...Три года. ...Пять лет. ...Семь лет. ...Очень самостоятелен. ...Очень активен. ...Очень сдержан. ...Больше интересуется процессом, чем результатом. ...Гибок, творчески подходит к заданию, но неорганизован. Разберите вместе положения опросного листа. Опросный лист по индивидуализации 1. Насколько важно, по вашему мнению, менять содержание обучения, чтобы обеспечить адекватную ответную реакцию детей разных возрастов? (Обведите в кружок) Не важно Очень важно 1 2 3 4 5 Почему? Приведите примеры. 2. Насколько важно, по вашему мнению, менять методы обучения, чтобы обеспечить адекватную реакцию конкретных детей? (Обведите в кружок) Не важно Очень важно 1 2 3 4 5 Почему? Приведите примеры. 3. В чем, по вашему мнению, состоит главная роль воспитателя в жизни группы, ребенка? 4. Как, по вашему мнению, учатся маленькие дети, старшие дети? Педагогу, работающему с разновозрастной группой, нужно быть готовым к импровизации, к быстрому реагированию на действия, интересы детей. Что можно сделать в описанных ситуациях? Таблица «Спонтанная реакция на интересы ребенка» Ситуация Предложения для немедленного реагирования Материалы для самостоятельной работы Ребенок во время прогулки видит жука, это производит на него огромное впечатление и вызывает большой интерес. Ребенок младшего возраста тянется с фломастерами к рисунку старшего, черкает на его листе. У ребенка есть любимая сказка, которую он постоянно просит почитать. Девочки, старшие в группе, обращаются с малышом, как с игрушкой - носят на руках, усаживают на кукольный стульчик. Понимание Проявления ребенка Что он чувствует Действия взрослого Посмотри, какой у меня самолет получился! Гордость за свои действия, удовольствие от полученного результата, желание получить подсказку, как сделать лучше. Ты пойдешь вместе со мной к врачу? Страх, опасение. Петьке мама разрешает ездить на велосипеде около школы, а я катаюсь лучше, чем он... Обиду, унижение, надежду на отмену запрета, уверенность в своих силах. Я не утону в бассейне? Опасение. Посиди со мной. Страх, скука, чувство одиночества, нежность. Для проверки и самопроверки Выберите только те из положений, которые соответствуют образованию, ориентированному на ребенка. Объясните свой выбор. Образование, ориентированное на ребенка: Развивает у детей способность к сотрудничеству с разными взрослыми и сверстниками. Усиливает у детей самоконтроль, чтобы они могли сами справляться с трудностями. Поощряет развитие у детей уверенности и независимости. Развивает навыки общения, умение объяснить и отстоять свою точку зрения. Развивает критическое мышление. Развивает усидчивость. Развивает умение действовать по инструкции взрослого. Развивает умение беспрекословно подчиняться. Позволяет детям оставаться детьми, они чувствуют себя комфортно и безопасно. Усиливает любознательность детей, их стремление исследовать новое. Предполагает знания, обязательные для каждого ребенка. Предполагает обязательные для всех детей занятия. Способствует развитию навыков осознанного регулирования поведения. Сохраняет спонтанную игру, как важный учебный опыт. Позволяет детям иметь свое мнение. Позволяет детям самоутверждаться и иметь повышенную самооценку. Побуждает детей задавать вопросы. Позволяет детям принимать решения по поводу своего обучения. Учитывает разные интересы детей. Включает родителей. В конце года вернитесь к рассмотрению ключевых компетентностей. Оцените достижения каждого ребенка. Предложенные формы (таблицы, ситуации) следует использовать не для «тренировки» воспитателя, а для вашего совместного осмысления положения дел в организации работы с детьми. Формы могут стать основой для семинара-практикума или консультации, для педагогического совета. Выбор будет зависеть от вас. Что должно получиться У нас должна получиться модель детского сада, Где взаимодействие взрослых с детьми строится не только на поглаживании и ласке, но и на признании права ребенка на самостоятельность, самоопределение и саморазвитие. Где работа с детьми обеспечивает индивидуализацию образования. Где родители являются непосредственными равноправными и равноответственными участниками образовательного процесса. Где руководитель и другие сотрудники в равной степени заинтересованы и включены в достижение качества образования, удовлетворения потребностей детей и родителей, информирование сообщества о достижениях детей и сотрудников детского сада. И, самое главное, где используются лучшие стороны разновозрастных групп сельского малокомплектного детского сада. далее... http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c24/41
Зарегистрироваться
|
Инструкция по регистрации
©
Агентство образовательного сотрудничества
Не вошли?