Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Главная
Лаборатории
Новости
Сообщества
Библиотека
Авторские сайты
Форумы
Конкурсы
О нас. Ориентация на сайте
Статьи и учебные материалы
Книги и брошюры
Курсы
Конференции
Сообщества как педагогические направления
Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей
Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step
Вальдорфская педагогика
Вероятностное образование
Дидактика Зайцева
КСО
Методики Кушнира
«Новое образование»
Педагогика Амонашвили
Педагогика Монтессори
Пост- коммунарство
Ролевое моделирование
Система Шулешко
Скаутская методика
Шаталов и ...
Школа диалога культур
Школа Толстого
Клуб Бабушкиной
Корчаковское сообщество
Педагогика поддержки
Семейное образование
Семейные клубы
Система Леонгард
Красивая школа
Макаренковские чтения
Эврика
Список форумов
Новости от Агентства
Новые материалы сайта
Новости педагогических сообществ
Архив новостей
Написать новость
Дети-читатели
Учитесь со Scratch!
АРТ-ИГРА…
"БЭММс"
Детский сад со всех сторон
Детский сад. Управление
Школа без домашних заданий
Социо-игровая педагогика
О проекте
Ориентация на сайте
Как работать на сайте
О проекте
Замысел сайта
О структуре сайта
Другие проекты Агентства образовательного сотрудничества
О нас
Свяжитесь с нами
Путеводители по книгам, курсам, конференциям
В первый раз на сайте?
Как работать на сайте
Проблемы с регистрацией
Что такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться?
Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль
Зарегистрироваться
Инструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа»
Лаборатория «Начальная школа»
Лаборатория «Пятый класс»
Лаборатория «Подростковая педагогика»
Лаборатория «Галерея художественных методик»
Лаборатория старшего дошкольного возраста
Send by email
Email address
*
Title
*
Content
*
Кожаринов М. Люди ищут Михаил КОЖАРИНОВ, лидер московского Центра Ролевого Моделирования "БРИЗ", соредактор информационно-издательского проекта "КОНТЕКСТ", в рамках которого в 1997 году впервые и увидела свет эта статья Люди ищут... Люди ищут друг друга. Почему? Потому что со своими легче. Потому что "свой свояка видит издалека" (или рыбак рыбака, или дурак дурака). А если не видит, то грустно. Конечно же, это не смертельно, можно и так жить, но уж очень грустно, так как кругом чужие. Чужие - это тоже люди и вовсе не монстры какие-нибудь, а со своими вполне человеческими проблемами. Но нашему герою среди них одиноко. Ему интересно совсем другое, заботы "чужих" кажутся пустыми, хотя и живет он по правилам этих "чужих": ведь и кушать что-то надо, да и как по-другому жить не совсем понятно. Вот и получается: "меня течением несет, и я в его плену, меня бросает, топит, бьет и я ко дну иду..." или "с волками жить - по-волчьи выть", а можно еще "с кем поведешься, от того и наберешься". А ведь не хочется "набираться", хочется - по-своему, по правильному. И сидят по многим квартирам, уголкам и своим долям такие вот одинокие герои... Сидят, сидят... И тут самые активные начинают искать. Поначалу они и сами не знают, чего ищут, ищут чего-то другого - и все тут. Некоторые просто рыскают по различным компаниям, читают, другие едут на слеты, тусовки, иногда даже в другие города, иные вполне целенаправленно в известные (по слухам, книгам и т. д.) клубы, как, например, многие из поклонников Крапивина. А в последнее время, вроде как можно никуда и не ехать (слава техническому прогрессу!), так как можно сесть за компьютер и погрузиться в сети, рыская по стране с помощью FIDO. Сначала ищут чего-то другого, потом находят... своих. И становится легче, так как находится тот, кто тебя понимает; кто, как и ты, пустые заботы считает пустыми, а важные - важными. Вот так это и происходит, что люди ищут друг друга. Казалось бы: не все ли равно? Ну, ищут - и ищут... А вот и не все равно! Потому, что эти люди - это в том числе и МЫ. И хочется понять, почему так? Почему мы не такие, как все, то есть как те, иногда очень хорошие, иногда дурные, но в любом случае "чужие"? Почему нам не сидится, как между прочим многим из "своих", и мы ищем, ищем?... И вообще, что творится с нашим Миром, если абстрагироваться от судьбы конкретного героя, и посмотреть на все это как бы "СВЕРХУ"? История человечества даст множество подобных картин. В каком-то смысле можно даже сказать, что подобное происходит постоянно: всегда находятся люди, которых что-то не устраивает в современном им обществе, которые порождают какой-то иной вариант бытия. Они объединяются, иногда образуя замкнутые секты, тихо вымирающие со временем, а иногда шумные группы, способные перевернуть мир с ног на голову, как, к примеру, фашисты. Хоть на голове так неудобно стоять, тем более идти вперед... Но порой эти объединения становятся основой новой общности - целого нового этапа в жизни человечества, подобно общинам первых христиан. "Во куда занесло!" - скажут многие. Но раз уж занесло, то осмотримся. Если говорить научным языком, происходит раскол этнического поля, в результате которого могут образоваться новые этносы (понимай как новые народы, новая культура). Происходит это в результате процесса этногенеза, который чисто внешне выглядит как раз именно так: в результате брожения народа, отрицающего устои былого мира и объединяющегося по принципу "свой свояка...". Более подробно познакомиться с массой подобных исторических примеров, как известно, можно в работах Льва Гумилева. И хотя со многими положениями и интерпретациями Гумилева трудно согласиться, следует признать, что он разработал очень удобный понятийный аппарат для анализа этой проблематики. Будем использовать его и мы. Основой этноса Гумилев считает особый, отличный от других стереотип поведения. По этому стереотипу (своего рода стилю жизни) и происходит отбор при образовании первых протоэтнических (назвать их этническими пока рановато) групп. Чаще всего при отборе даже нельзя сказать, чем понравился тот или иной кандидат, потому и характеристика исключительно краткая и общая: "этот свой", при том, что формально кандидат может относиться совершенно к различным общественным слоям (раб, торговец, сенатор и т. д.). Приглядитесь, и вы увидите, как то же самое происходит и сейчас и не только в смысле общественного положения, но и, скажем, в отношении приверженности какой-либо идеологической или педагогической школе. Так, я не раз наблюдал (и за собой, и за другими), как одних (скажем, скаутов, или коммунаров, или ролевиков, как и марксистов, анархистов, верующих или атеистов) душа принимает "на ура", а от других, вроде тех же скаутов (или коммунаров и, соответственно т. д.) "воротит нос". Не все еще осознали этот принцип "стиля жизни", и потому забавно порой смотреть, как сидят по сути "свои в доску" скаут и коммунар, ролевик и фэн и спорят до хрипоты, "у кого более правильно"┘ А потом расходятся каждый в свой огород по принципу выбранной таблички, сливаясь в одну массу с порой не очень духовно близкими "собратьями". Пока что это естественно, потому что принципы "стиля жизни" большинством еще не осознаны и группирование ("по табличкам") идет по второстепенным признакам. Для периода распада старых обществ и связанных с ними культур свойственна как раз наиболее развитая путаница среди "своих" и "чужих", тогда как для стабильных обществ характерно довольно строгое распределение субкультур (и протоэтносов, связанных с ними) по слоям (дворянская культура, купеческая, монашеская, крестьянская и т. д.) и субэтносам (казаки, поморы и т.д.). Судя по тому "бардаку", что царит в этом отношении у нас, мы как раз живем в эпоху распада былого общества (и связанной с ним культуры). Впрочем, это понятно всем и так. Но, значит, идет этногенез, отражением которого и является рассматриваемый нами поиск "своих". * * * Забавно, но подобное происходило и 75 лет назад, во время революции и гражданской войны 1917-20 годов, когда так же перепутались по отношению к черте "советский-несоветский" многие российские социальные слои: дворяне, многие из которых - командиры Красной Армии, интеллигенция - вдохновительница и главный пропагандист революции, крестьяне и рабочие - весь становой хребет... В результате образовалось новое общество - советское, и новый этнос - советский народ, по крайней мере, многие из моих знакомых (между прочим, различной национальности по происхождению, а иногда и по паспорту) до сих пор относят себя к нему, а самовыделение - характеристический признак этноса по Гумилеву. Продержалось, правда, это новое образование недолго - всего 70 лет. Срок этот слишком маленький по историческим меркам для того, чтобы серьезно говорить о новом обществе; о попытке - может быть, но не более. Но, с другой стороны, 70 лет и не такой маленький срок (ведь это несколько поколений), чтобы не замечать этого нового образования, объясняя все, что было, временным захватом власти фанатиками-большевиками. С точки зрения этногенеза небезынтересно провести параллель Советской России с типичным варварским государством времен зарождения феодализма. Рабовладельческая европейская культура сменилась феодальной не в один момент, а проходя череду множества попыток, каждая из которых нащупывала вариант исторически правильного построения взаимоотношений внутри общества. Как говорят у нас: "первый блин - всегда комом", с первого раза угодить в точку трудно, и потому таких попыток было несколько. В историческом контексте все они представляли собой неустойчивые (как потом стало понятно, но только потом, а не сразу) государственные образования. Всю эпоху варварских королевств интенсивно шел процесс этногенеза, тщательно перемешивая между собой различные социальные слои и типажи идеологических школ. Не то же ли мы имеем сейчас в России? Процесс этногенеза бурлит полным ходом, 70 лет для него - не перерыв (да и был ли он в эти 70 лет?), возникновение ярких, сильных, но неустойчивых государственных образований налицо (СССР)... Так что все признаки, как на подбор, и у нас есть все основания полагать, что на просторах нашей Родины (в смысле всего пространства СНГ) идет отбор необходимых черт новой культурной общности и связанного с ней нового этноса. А те "несчастные", что носятся сейчас по стране в поисках "своих" и выступают носителями тех новых черт, которым еще предстоит быть отобранными и по-новому сплавленными друг с другом. * * * Обратимся вновь к историческим аналогиям, дабы понять те этапы, по которым, как правило, происходит вызревание этого нового этноса. Гумилев предлагает такую схему: сначала появляются консорции - относительно небольшие группы людей, объединенные "общностью судьбы", в рамках которых начинает зарождаться новый стиль поведения. Для советского народа - это были разрозненные разночинские кружки петрашевцев, Герцена, народовольцев, все они подверглись гонениям со стороны самодержавия - с них все и началось. Потом кружки первых марксистов. Именно в них сформировались в зародыше все революционные идеи и многие из поведенческих стереотипов. Идеологи Советской России это чувствовали очень хорошо, и потому история этих немногочисленных (что там несколько десятков человек) группок была внесена в официальный курс программы по истории. Кружки передали "эстафетную палочку" Союзам борьбы, те партиям... и понеслось. Но не все кружки перерождались в следующие ступени, многие распадались, рассеивая своих бывших членов по стране, и роль этих рассеянных одиночек, многие из которых так и не решились (а может, и не хотели) воссоздать кружок и продолжить борьбу, очень велика. Именно эти одиночки постепенно изменяли общественное мнение, "искажали пространство" в сторону тех же поведенческих норм, что и уцелевшие кружки и Союзы борьбы. Они передавали новые идеалы, представления и стереотипы поведения окружающим (в том числе и своим детям), создавая тем самым удобную почву для разрастания нового стиля жизни. Постепенно они почти полностью заполнили некоторые из общественных ниш, к примеру, земства, став земскими учителями, врачами, агрономами. Наступает следующий очень важный этап в становлении нового этноса. И Гумилев характеризует его новым понятием - конвикции. Выделяется она уже не общностью судьбы (судьба у ее различных представителей может очень сильно отличаться), а общностью быта. Быт - "штука" укоренившаяся, и это, в частности, обозначает, что данный нарождающийся стереотип поведения сумел прижиться в обществе, найти себе нишу, в которой и укоренился этот самый быт нового жизненного стиля. А это значит, что общество уже привыкло пользоваться услугами этого нового образования и готово принять его, как новый слой. Так, в России общество уже не могло отказаться от услуг земских учителей, врачей и им подобных, и потому было вынуждено терпеть и их стиль жизни. Кружки тоже перешли в конвикцию, переродившись в партии, которые являются необходимой чертой буржуазного многопартийного парламентаризма. Также было и при разложении феодального общества и воцарении буржуазных отношений: конвикциями, несущими новый буржуазный стиль жизни стали купцы-банкиры, хозяева мануфактур, администрация выборной городской власти и т. д.. * * * На каком же этапе вызревания этногенеза находимся мы сейчас? Похоже на то, что стадия разрозненных консорций (подобно кружкам) началась в начале 60-х в пик хрущевской "оттепели" и продержалась до начала 90-х годов. Именно тогда расцвели КСП, коммунарство, чуть позже движение пионерских штабов, макаренковских педотрядов, "прокрапивинских" ребячьих объединений, ФЭНов... С 80-х к ним присоединились скауты, движение ролевых игр... Все они имеют определенную преемственность и некоторую общность судьбы (особенно это ярко выражено у первых из перечисленных движений: сначала "оттепель", потом гонения и ностальгия в "застой"), и все они до сих пор не являются признанными обществом, которое упорно (в своем официозе) отказывается (пока что) от их услуг. Потому и существуют они, как альтернативные движения. Так сказать, дети и внуки "оттепели". Но даже скаутам, несмотря на западную помощь (а на Западе скауты сумели перейти к конвикции, получив признанную за ними нишу воспитания подростков), не удается пока перейти эту черту. Тем не менее, тенденция перехода к конвикции, наметившаяся на сегодняшний день, вполне проглядывается. Это связано с либерализацией экономической жизни - консорции получили возможность захватить какую-либо нишу самостоятельно, а не выпрашивать ее у властей. Но тут оказалось, что большинство консорций к этому не готовы: они привыкли противостоять и выживать в рамках старых структур, а не строить новые и зарабатывать. В итоге многие из них рассыпались, и поначалу казалось, что это есть крах назревающего нового этноса. * * * Но сейчас выясняется, что в этом есть и свои плюсы. Рассыпавшиеся одиночки "и нехотя, и погодя" принялись искривлять существующее пространство. Им упорно чего-то не хватает, и они устраивают клубы, кучами лезут к ролевикам, устроили переписку по FIDO и издают свои журнальчики, короче, разбежавшись и устроившись, принялись за поиски "своих". Некоторые же и не рассыпались, а устроили свои издательства, свои частные школы и детсады, упорно выдалбливая себе ту самую нишу. И она-таки выдалбливается, так как разбежавшиеся одиночки именно к ним желают вести на учебу своих детей ("свой свояка..."), желают читать книги, почему-то изданные этими издательствами ("чёткие книги") и т. д. Процесс идет, процесс перехода от консорций к конвикциям. Но идет он не так быстро, как хотелось бы, потому что происходит это все стихийно, и никто сознательно процессу не помогает (по крайней мере в должных масштабах). Но и не только... Разлагающиеся общества - это поле столкновения многих возникающих протоэтносов. В эпоху варварских королевств это были наряду с классическим христианством и арианство, и манихейство, и митраизм... В эпоху современных "варварских королевств" также идет борьба различных этнических моделей, одни из которых способны вывести общество на новый этап, другие завести в тупик. В сегодняшней России явно прослеживается раскол этнического поля: наряду с описанной мной протоэтнической традицией существует (и ой как неплохо!) традиция западного стереотипа поведения - общества потребления. Возможно, в российском поле найдется и еще один самостийный протоэтнос, построенный на традиции восточного самоусовершенствования. Понятно, что каждый из стереотипов борется за свое выживание, при этом изменяясь, интегрируясь, деформируясь, сливаясь и порождая новые враждебные вариации. Постепенно происходит осознание глубинных ценностей каждого из стереотипов и их глубинные отличия. Что же поможет выжить и быстрее окрепнуть "нашему" стилю жизни? Только мы сами, наша активность. Нам необходимо создать наиболее этнически сильное поле, способствующее вызреванию конвикции. Сила такого поля зависит от плотности построения горизонтальных связей, в результате которых происходит обмен информацией об опасностях и достижениях, что особенно важно в изменчивый период формирования. Поле и энергетически поддерживает своих носителей, так как со "своими" легче, потому так важна организация личного общения между "своими", помощь во взаимном росте. Также важна и координация организационных усилий облегчающая возникновение одной или нескольких общественных ниш на переходе к конвикции, когда общество настолько уже привыкнет к услугам "нашего сектора", что уже не сможет отказаться и от нас с нашим жизненным сгинем. Но и услуги нужно подбирать осторожно, дабы они не изменили в нас нашей собственной глубинной сущности, превратив "своих" в "чужих". Пока наиболее удачными секторами оказываются журналистика, издательства, частные камерные школы и детсады. Так почему же люди ищут друг друга? Да потому, что строят, кто осознано, кто нет "свой" мир, мир "СВОИХ", в нашем (а может и в мировом) разлагающемся обществе. Вызревает новый этнос. Какой? Не знаю. "Свой". Наш. Идет попытка за попыткой. Я не знаю, будет ли удачной следующая, но ведь это и зависит как раз от нас, это ведь мы живем сейчас и отвечаем за происходящее. В конце концов: "Для того дорога и дана...". И не бойтесь "тратить" время на поиски "своих", быть может, это и есть наша главная задача. Гордитесь, есть за что (но смотрите - не загордитесь!), те, кто налаживает информационные сети, организует личное общение и, еще лучше, координацию между "своими". Дерзайте те, кто решился долбить нишу в обществе, утверждая там "наш" стиль жизни - вы на переднем крае. И те, кто силою судьбы остался один - не унывайте, вы "искажаете пространство", и делайте это смелее, не стесняйтесь: агитируйте, просто поступайте, как положено "нашим" - это все даст свои плоды, опять же, ищите "своих" и приводите туда знакомых и детей. Главное - активность. Только бы кто подсказал, как все это делать конкретно! Нужны проекты. далее... http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/105
Зарегистрироваться
|
Инструкция по регистрации
©
Агентство образовательного сотрудничества
Не вошли?