Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Главная
Лаборатории
Новости
Сообщества
Библиотека
Авторские сайты
Форумы
Конкурсы
О нас. Ориентация на сайте
Статьи и учебные материалы
Книги и брошюры
Курсы
Конференции
Сообщества как педагогические направления
Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей
Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step
Вальдорфская педагогика
Вероятностное образование
Дидактика Зайцева
КСО
Методики Кушнира
«Новое образование»
Педагогика Амонашвили
Педагогика Монтессори
Пост- коммунарство
Ролевое моделирование
Система Шулешко
Скаутская методика
Шаталов и ...
Школа диалога культур
Школа Толстого
Клуб Бабушкиной
Корчаковское сообщество
Педагогика поддержки
Семейное образование
Семейные клубы
Система Леонгард
Красивая школа
Макаренковские чтения
Эврика
Список форумов
Новости от Агентства
Новые материалы сайта
Новости педагогических сообществ
Архив новостей
Написать новость
Дети-читатели
Учитесь со Scratch!
АРТ-ИГРА…
"БЭММс"
Детский сад со всех сторон
Детский сад. Управление
Школа без домашних заданий
Социо-игровая педагогика
О проекте
Ориентация на сайте
Как работать на сайте
О проекте
Замысел сайта
О структуре сайта
Другие проекты Агентства образовательного сотрудничества
О нас
Свяжитесь с нами
Путеводители по книгам, курсам, конференциям
В первый раз на сайте?
Как работать на сайте
Проблемы с регистрацией
Что такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться?
Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль
Зарегистрироваться
Инструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа»
Лаборатория «Начальная школа»
Лаборатория «Пятый класс»
Лаборатория «Подростковая педагогика»
Лаборатория «Галерея художественных методик»
Лаборатория старшего дошкольного возраста
Send by email
Email address
*
Title
*
Content
*
Рудаков Е. Cельская школа в городе Эти заметки появились после почти 9-летнего опыта работы в качестве директора Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (ППМС - центра), созданного в начале 1993 года в городе Десногорске. ППМС-центры - принципиально новая форма образовательных учреждений в России (первый такой Центр появился в 1991 году). Существует и постоянно увеличивается большая категория так называемых "проблемных" детей, успешное обучение которых в условиях обычной массовой школы практически невозможно. Это: дети, страдающие тяжелыми врожденными и приобретенными соматическими заболеваниями (органов дыхания, кровообращения, пищеварения и др.); дети с нарушениями интеллектуального развития (от задержки психического развития до умственной отсталости); ослабленные, часто и длительно болеющие дети; дети (в основном подростки) с нарушениями в эмоционально-волевой сфере (так называемые подростки с девиантным поведением). Практика показала, что подавляющее большинство этих детей растет в неблагополучных семьях, где не уделяется (или почти не уделяется) внимание их развитию, воспитанию и образованию. У родителей этих детей нет ни желания, ни сил, ни возможностей воспитывать собственных детей. Жизнь этих детей протекает в основном вне семьи и вне школы: в больнице, в приюте, на лестничной клетке, на чердаках, в подвалах, а чаще всего - просто на улице, в компании себе подобных. Они не ходят в школу совсем не потому, что не хотят, а потому что не могут: стыдно своих недостатков, над которыми смеются сверстники; стыдно за отсутствие учебников, ручек, тетрадей, которые пропивают родители-алкоголики; стыдно за несделанные домашние задания (а попробуйте их сделать, если в квартире постоянно собираются "веселые компании", а у мамы каждый день новые женихи, которым не нужны лишние свидетели). Создание в школах классов коррекции и компенсирующего обучения только усугубляет их проблемы. Эти классы почти открыто называют "классами дураков". Дети здесь чувствуют себя изгоями, людьми "второго сорта". Они очень быстро озлобляются на учителей и "благополучных сверстников", уходят из школы или совершают различные преступления (основная часть правонарушений совершается именно детьми из "классов коррекции"). Не посещают "проблемные" дети и так называемые "учреждения дополнительного образования" (кружки, секции, спортивные, музыкальные, художественные школы). Во-первых, за пребывание во многих из них надо платить. Во-вторых, нет необходимых принадлежностей (спортивной формы, музыкальных инструментов, альбомов, красок и т.д.). А в-третьих, и самое главное, абсолютно нет привычки к какой-либо длительной систематической работе! Педагоги обычно относятся к этому факту как к личному возмутительному недостатку конкретного ребенка. Но это общая трагедия: все дети из неблагополучных семей совершенно не приучены к работе. Никто из них в этом не виноват; никаким образом без помощи извне привычка к работе и не могла возникнуть. Родители давно на все "махнули рукой", дома - непролазная грязь, из мебели - старые кровати, кухонный стол и несколько табуреток, все остальное давно пропито или украдено "друзьями"; телевизор все-таки, чаще всего имеется, а вот книги или газеты - никогда. Увы, главным дестабилизирующим фактором в работе с "проблемным" ребенком, источником всех его бед и страданий оказывается семья. Понятие "семья" в данном случае является условным. Фактически ребенок воспитывается в патологической, "нечеловеческой" среде, где изначально отсутствуют такие базовые ценности как любовь, доброта, творчество, честность, доверие... В сочетании с постоянной борьбой за выживание, которую ребенку приходится вести дома, на улице и в школе все это приводит к тому, что у него формируется патологическая, сугубо материальная система ценностей. Вся его дальнейшая жизнь оказывается подчиненной одному - обеспечению собственного материального благополучия. Чаще всего это достигается преступным путем. Однако и эта "материальная" система ценностей часто бывает несформированной или не принимается ребенком. Ценность собственной жизни и жизни вообще сводится к нулю. Это неизбежно ведет к самоубийству или его "отсроченным" формам - алкоголизму и наркомании. Круг общения этих детей четко ограничен и включает в себя только детей с похожими "проблемами". Характерными чертами "проблемного ребенка" являются: Низкий уровень физического развития (небольшой рост, дефицит веса, слабое развитие мышц). Низкий уровень самооценки (характерным проявлением этого является полное равнодушие к своему внешнему виду). Низкое развитие волевых качеств в сочетании с высокой лживостью и абсолютной безответственностью по отношению к своим поступкам. Вместе с тем, эти дети хорошо адаптированы к окружающей их социальной среде. Они прекрасно знают где, когда и как "достать" определенную сумму денег. Они мастерски обманывают учителей, родителей, врачей и других людей, от которых они зависят. Они хорошо знают "расстановку сил" в криминальной среде и часто имеют там друзей и покровителей.Они отлично знают все места, где можно скрываться, отсидеться, "зависнуть", "перекумарить" и т.д. Самое же главное, в свои 10-12 лет они имеют богатейший жизненный (включая и сексуальный) опыт, которого нет и не может быть ни у кого из их учителей. К сожалению, этого никак не хотят понять и принять учителя, с удивительным упорством продолжая снова и снова воспитывать и "учить их жизни". Жизнь этих детей протекает параллельно обычной школьной жизни и никак с ней не связана. Это та глубина жизни (падения), куда не доходят волны "реформирования" и "модернизации". Эта жизнь развивается по другим законам. Здесь ежедневно идет жесткая, смертельная борьба за выживание. Итоги этой борьбы предрешены - большинство неизбежно опустятся на дно. Именно отсюда, из этой глубины жизни "выплывают на поверхность" алкоголики и наркоманы, бомжи и проститутки, воры и убийцы. Всех этих людей объединяет одно - им нечего терять в этой жизни. Все что они имели, они давно потеряли в самом раннем возрасте. Ребенок из неблагополучной семьи постоянно находится на пороге смерти - физической или социальной. Вот почему процесс "вытягивания" этих детей со "дна жизни" можно назвать "социально-педагогической реанимацией". Очевидно, что такой процесс "социально-педагогической реанимации" нельзя осуществить в обычной школе. Мало подходят для этого и школы-интернаты. Во-первых, концентрируя в одном месте большую массу детей с однотипной патологией, мы лишаем их контакта с обычными детьми, резко снижая планку их возможного развития. А во-вторых, длительная изоляция ребенка в "тепличных условиях" интерната ведет к тяжелейшей социальной дезадаптации в будущем. Именно поэтому так велик процент самоубийств среди выпускников интернатов. Наш опыт свидетельствует о том, что для успешного обучения и воспитания таких детей нужна небольшая школа (не более 100 человек) с маленькими уютными классами (не более 9-10 человек в каждом - согласно исследованиям психологов, объем активного внимания человека (учителя) не превышает обычно 10 объектов (учеников)). Больше всего такая школа напоминает сельскую. Все здесь хорошо знают друг друга и не стесняются собственных недостатков. К сожалению, дети каждый день должны возвращаться домой, а нормального дома и нормальной семьи ни у кого из них нет. Вот почему процесс "социально-педагогической реанимации" мы начинаем каждый день снова. Мы начинали свою работу с обучения небольшой группы детей-инвалидов. Сейчас в Центре тремя основными формами обучения - начальной школой, подростковой школой и самодеятельными подростковыми объединениями - охвачено более 100 детей с различными "проблемами" (от чисто медицинских до явно криминальных). К сожалению, как и в медицине, отдаленный прогноз наших "реанимационных мероприятий" неблагоприятен. Мы не можем изолировать ребенка от той социальной среды, в которой он родился и вырос. А поэтому "рецидивы" болезни неизбежны. Сделать надежную прививку жизнестойкости и саморазвития удается далеко не всем. И все же структура нашего центра доказала свою высокую эффективность, значительно большую, чем другие известные нам формы. За время работы в центре я понял две вещи. 1. Все проблемы "проблемных" детей на самом деле являются проблемами их родителей. Я знаю много примеров, когда дети, благодаря вниманию и поддержке семьи, имея довольно тяжелые заболевания, успешно оканчивали школу, учились дальше, находили хорошую работу, создавали семьи и были счастливы. Но я знаю гораздо больше примеров, когда дети, имея выдающиеся способности и отличное здоровье, погибали или скатывались на дно. В России более трети семей живет за порогом бедности, 10% населения страдают различными формами алкоголизма, а значит, треть детей могут стать "проблемными". 2. Обычная массовая школа не может и не хочет работать с проблемными детьми. Для этого есть, по крайней мере, три причины: а) диктатура образовательной бюрократии, б) отсутствие в школе мужчин, в) отсутствие сильных педагогов. На мой взгляд, давно необходимо издание (газета, журнал), полностью посвященное работе с социальными сиротами и проблемными детьми. С подростками работают множество организаций: школа, учреждения культуры, спортивные клубы, милиция, армия и т.д. Но реальное влияние на подростков оказывают совсем другие силы. По степени влияния на подростков можно составить рейтинговую таблицу: Телевидение Значимые люди и близкое окружение. Музыка. Алкоголь (особенно пиво) - непьющих подростков сейчас почти не осталось. Наркотики. Спорт. Все остальное. Почему это так - вот главный вопрос в работе с подростками. Он смыкается с очень важной темой - проблемой свободы и зависимости. Путь подростка от детства к юности и взрослой жизни пролегает по очень опасной территории - территории зависимостей: от других людей (социальная зависимость); от уровня благосостояния родителей (материальная зависимость); от TV и музыки (психическая зависимость); от алкоголя, никотина, наркотиков (химическая зависимость) и прочее, прочее, прочее. Судьба подростка, в конце концов, зависит от того, хватит ли у него здоровья и сил для преодоления всех этих зависимостей. далее... http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/146
Зарегистрироваться
|
Инструкция по регистрации
©
Агентство образовательного сотрудничества
Не вошли?