Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Главная
Лаборатории
Новости
Сообщества
Библиотека
Авторские сайты
Форумы
Конкурсы
О нас. Ориентация на сайте
Статьи и учебные материалы
Книги и брошюры
Курсы
Конференции
Сообщества как педагогические направления
Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей
Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step
Вальдорфская педагогика
Вероятностное образование
Дидактика Зайцева
КСО
Методики Кушнира
«Новое образование»
Педагогика Амонашвили
Педагогика Монтессори
Пост- коммунарство
Ролевое моделирование
Система Шулешко
Скаутская методика
Шаталов и ...
Школа диалога культур
Школа Толстого
Клуб Бабушкиной
Корчаковское сообщество
Педагогика поддержки
Семейное образование
Семейные клубы
Система Леонгард
Красивая школа
Макаренковские чтения
Эврика
Список форумов
Новости от Агентства
Новые материалы сайта
Новости педагогических сообществ
Архив новостей
Написать новость
Дети-читатели
Учитесь со Scratch!
АРТ-ИГРА…
"БЭММс"
Детский сад со всех сторон
Детский сад. Управление
Школа без домашних заданий
Социо-игровая педагогика
О проекте
Ориентация на сайте
Как работать на сайте
О проекте
Замысел сайта
О структуре сайта
Другие проекты Агентства образовательного сотрудничества
О нас
Свяжитесь с нами
Путеводители по книгам, курсам, конференциям
В первый раз на сайте?
Как работать на сайте
Проблемы с регистрацией
Что такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться?
Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль
Зарегистрироваться
Инструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа»
Лаборатория «Начальная школа»
Лаборатория «Пятый класс»
Лаборатория «Подростковая педагогика»
Лаборатория «Галерея художественных методик»
Лаборатория старшего дошкольного возраста
Send by email
Email address
*
Title
*
Content
*
Виноградов Л. Музыка или инструмент? "Sos!" - прошёл слушок - в пензенской губернии дети уходят из музыкальных школ. Победила "Фабрика звезд": полгода учёбы и ты - звезда; для тебя открыты лучшие площадки Росси и Европы! А тут - гаммы, этюды Черни, инвенции Баха; аппликатура, "не тот диез", диктанты и задание на дом - "выучить наизусть"... Кто виноват? Неужели опять кто-то другой, не мы? Например, виновато ли музыкальное училище, что дети не идут в музыкальные школы? Попробуем рассмотреть причинно-следственные связи. Мама привела ребёнка в "музыкальную школу". Не ребёнок пришел, а его привели, потому что так пожелала мама, а не ребёнок. Первые четыре года занятия строятся по суворовскому принципу: "Трудно в учении - легко в бою!". Т.е. сначала - принуждение. Учительница договаривается мамой, что методом настойчивых уговоров они вместе постараются вынудить ребёнка проучиться 3-4 года (пока слушается), а там…, а там и до окончания школы недалеко - "Потерпи, родной!". А если не терпит? - "Что же делать, и так бывает". Но сегодня нетерпеливых становится всё больше и больше, а в музыкальное училище поступает все меньше и меньше, хуже и хуже. Виновата музыкальная школа - не выполняет план поставки. - Чему вас там учили?! - сетуют учителя с высшим образованием. В институте задают тот же вопрос, но уже в адрес музыкального училища. А в музыкальной школе берут детей "с улицы", уже без проверки "музыкальных данных". А в музыкальном училище приступают к "исправлению" и обучению по методу "делай как я", потому что "нас так учили", а по-другому мы учить не желаем и не можем, потому что не умеем. Можно понять Г.Г.Нейгауза, который заявлял: "Я не люблю педагогику, но люблю музыку и учеников". Теперь порассуждаем и отрефлексируем на всю цепочку учебного процесса и его организацию. Великий российский учитель музыки пианист Генрих Нейгауз всякий раз подчеркивал, что наши учителя "не обучают искусству музыки". Он говорил: "Если педагог-пианист и ученик-пианист изучают вместе не музыку, а только фортепианную игру, то им надлежит обоим учиться музыке у какого-нибудь третьего лица, именно у преподавателя музыки" (Г.Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры", 1999, с.218). Так может быть, наша школа совсем и не музыкальная, а какая-то другая? Профессор московской консерватории Г.Коган пишет, что пианистами делаются по-разному. "Большинство шло к музыке от фортепиано, от ранних и многообещающих успехов к технике игры на этом инструменте. Таким путём шли и те, кто впоследствии развился в незаурядных музыкантов, выдающихся художников-интерпретаторов. Путь Рихтера был иным. Рассказывают, что в юности в Одессе он меньше всего думал о карьере пианиста. Игра на рояле была для него не самоцелью, а средством музицирования. Он увлекался театром, выполнял концертмейстерские обязанности в опере, жадно поглощал всевозможную музыкальную литературу - фортепианную и вокальную, ансамблевую и оркестровую. Лишь позже, в Москве, в классе Г.Нейгауза и, очевидно, под его влиянием, он начал всерьёз задумываться о пианистической концертной деятельности". С.Рихтер шел к фортепиано от музыки. "Предмет" его влюбленности - не фортепиано как таковое, а нечто иное, к чему он одержимо тянется душой через фортепиано, поверх него: Музыка. Игра Рихтера - прежде всего игра большого, огромного музыканта" (Г. Коган. Изб. статьи. Вып. 3. М., "Советский композитор." 1985). - Но что нам Рихтер! Он же гений! - скажет обыватель - у нас другой путь. И… как всегда, ошибётся. Гений - творчески формирующая вершина человеческого существования, устанавливающая правила и созидающего законы. Гений указывает нам путь, по которому удобнеё всего идти. Но, если Рихтер нам "не указ", то, что же делать с другими гениями (И.Бахом, Л.Моцартом, Ф.Листом, Р.Шуманом, А.Рубинштейном), которые все как один утверждали, что сначала человек должен стать музыкантом и только затем ему можно предложить музыкальный инструмент. А в детской музыкальной школе в первую очередь предлагается инструмент; ребёнок в первую очередь ходит не на музыку, а на "специальность". В таком случае нет ничего удивительного, когда шестилетняя девочка заявляет: "Фортепиано - хлеб мой". Конечно, это не её слова, скореё её мамы, но произносит эти слова сама девочка, и в её сознании происходит что-то неестественное, несвойственное ей в таком возрасте. Зачем девочку путать? А затем, что мы сами всё путаем. Например, вместо того, чтобы говорить "инструментальная детская школа", мы называем её музыкальной. Но, ведь в ней не учат музыке, а учат игре на инструменте! А это не одно и то же. Для Генриха Густавовича Нейгауза пианист и музыкант были не одно и то же. Потому что, говорил Г.Нейгауз, педагог-пианист и ученик-пианист изучают не музыку, а искусство игры на инструменте. А в инструментальной школе некогда заниматься музыкой, потому что специальность - главное, да и инструмент уж больно трудный. И в училище те же проблемы. И в консерватории тоже. Вот закончим - мечтают студенты - тогда и займемся музыкой. Не поздно ли?! Возможно, учителя и занялись бы музыкой - дети ждут этого момента - если бы знали что это такое - музыка - и как это делать. Возможно, что взрослые музыканты прекрасно обходятся без определения музыки как предмета. Для ребёнка же очень важно выяснить именно специфику предмета, а это он сможет сделать, если непосредственно и в первую очередь займется музыкой. Умные родители это чувствуют и, приводя своё дитя в школу, скромно просят специалиста научить его игре на инструменте "для себя". Просят учить его не для специалиста, не для училища (чтобы пополнить кадры), а для себя; чтобы в дом пришла музыка не из репродукторов, а чтобы зазвучала живая музыка. Очень это трудно понять. Специалисты "понимающе" кивают головами, и начинается… - см. выше про гаммы и этюды. Ну, не знают эти специалисты, что такое музыка. Их ведь этому в училище не учили. Не знают по определению! Извините. - А что делать? - спрашивают учителя из инструментальных школ? Специалисты из училища таких вопросов не задают. У них "все в порядке". Они как-то "забывают", что учителя инструментальных школ их бывшие ученики. Что от них поступает все меньше и меньше будущих специалистов. А ответ простой - занимайтесь музыкой, и все будет хорошо; дети валом пойдут в музыкальные школы, если таковые будут. А в училище придут настоящие музыканты, желающие и обладающие способностью заниматься на инструменте. Вопрос о методе изучения ребёнком музыки - большой теоретический вопрос. Потому что музыка сама есть единый предмет, объект для исследования. Чтобы осветить этот вопрос, нужна другая встреча и другой разговор. Музыке нужно учиться, музыке нужно учить. Нужно превратить все инструментальные школы, которые есть у нас в Росси, в музыкальные. А для этого нужно оставить музыкальные школы в покое и помогать им: писать методические пособия по музыке, обучать студентов и самим учиться. Ведь в нашей стране вопрос обучения детей музыке - новый, неизвестный для нас вопрос. Исполнителей мы, в общем, делать умеем, а вот музыкантов… Дело это трудное. Трудно отказаться от привычных форм обучения; трудно учить ребёнка, если не имеешь о нём никакого представления, о его психическом развитии, без которого невозможно обучать его искусству музыки. Очень трудно переучиваться. Трудно ещё и потому, что нет у нас таких школ, чтобы "посмотреть, как это делается". Правда есть одна школа в глубинке пензенской губернии, которая уже одиннадцать лет постепенно, преодолевая всем известные трудности, превращается в музыкальную. У неё есть методическая литература, пособия, непонятные для обычных музыкантов музыкальные инструменты, и еще многое из того, что помогает им из инструментальной школы превратиться в музыкальную. Там учителя "зарубили себе на носу", что любовь к ребёнку определяется мерой полезности. Они перестали "играть ребёнком" и учатся играть с ребёнком. А так получается вроде - доигрались: дети уходят из музыкальной школы. Где это видано?! далее... http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c31/222
Зарегистрироваться
|
Инструкция по регистрации
©
Агентство образовательного сотрудничества
Не вошли?