Статьи
-
Едва ли возможно установить четкие возрастные границы – день в году, после которого мальчик или девочка становится подростком. Но, тем не менее, эта метаморфоза происходит с каждым из детей. Ну а если ребята меняются, переходя из возраста в возраст, то логично предположить, что и школа, в которой они вынуждены проводить очень много времени, тоже должна как-то изменяться.
Какой быть школе, в которой учатся подростки, чтобы эта учеба соответствовала потребностям и возможностям возраста, как из обычной школы (с которой подростки обычно воюют) стать школой, помогающей развитию обычных подростков, – и в этом смысле стать школой необычной? С какими трудностями на этом пути встречается педагогический коллектив? Об этом размышляет Михаил Эпштейн, директор маленькой частной школы из Санкт-Петербурга, которая пытается изменить себя ради подрастающих ребят. -
Среди многих важных тем, поднимаемых в этой книге, одна приобретает сегодня особую актуальность: это дискуссия об обучении коллективном и индивидуальном, об их оптимальном соотношении.
Вопрос о том, «должна ли школа учить или только контролировать?» - своеобразно переплетается с вопросом о коллективном и индивидуальном подходах к обучению. «Индивидуальное» звучит все чаще как синоним идеального. Теперь даже в официальных выступлениях чиновников можно услышать, что школа в современных условиях не должна ставить перед собой задачу учить детей – а лишь задачу способствовать их индивидуальному самообучению, а потом контролировать результат.
Но так ли это? Попробуем расставить верные акценты. -
Лаборатория «ТЕКСТ» – уникальное явление в новейшей образовательной истории. Возникла она благодаря энергии новосибирского профессора Юрия Львовича Троицкого, поверившего в середине восьмидесятых годов в возможность привлечь крупных ученых к разработке принципиально новых подходов к преподаванию школьных предметов. Во многом ему это удалось, и к концу 80-х годов в Новосибирске сложилась лаборатория, объединившая ряд выдающихся филологов, историков, математиков и большое число учителей из многих городов. В начале девяностых они создали несколько блестящих «технологий» по гуманитарным предметам и большое число замечательных книг и пособий. Несколько десятков школ включились в тесное сотрудничество с «Текстом». Возникла регулярная летняя школа «Палестра» для студентов и учителей. Несколько позже сотрудники лаборатории стали ядром редакции журнала «Дискурс», издаваемого совместно с РГГУ и обсуждающего «коммуникативные стратегии культуры».
Но со временем сотрудничество ученых со школами перестало хоть как-то оплачиваться, и большинство из них вновь вернулось по преимуществу к своим «профессорским» обязанностям. А после переезда семей Тюпы и Троицких из Новосибирска в Подмосковье вывеска «Лаборатория «Текст» символизирует не столько действующую организацию, сколько само сообщество ученых, учителей, студентов с общим опытом постижения культурных и педагогических явлений и приверженностью тому направлению, которое на закате активной деятельности «Текста» было названо ими «коммуникативной дидактикой». То, что они понимают под этим – представит запись доклада профессора Валерия Тюпы на одном из заседаний лаборатории. -
Есть ли в физике место физике?
Как должно быть устроено физическое образование, каким целям оно служит, какое место ему стоит уделить, что оно может включать в себя, в чем ему нужно быть единым, а в чем - многообразным...
Обо всем этом статья знаменитого киевского учителя, члена редколлегии журнала "Квант", председателя Ассоциации учителей физики Украины Анатолия ШАПИРО. -
Разделы: Родной языкОрганизация учебного процесса на уроках русского языка в
разновозрастной группе