Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры

Калинина Т. Акционизм и педагогика


Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2002 г., № 1
"Жизнь может быть произведением, а произведение - жизнью" - такова идея акций, которые проводит на улицах родного Екатеринбурга художник-педагог Татьяна Калинина вместе с детьми. А цель этих веселых и серьезных, широкомасштабных и камерных праздников - пройти с ребенком путь от игры с художественными средствами, от монолога в своей художественной деятельности к общению на языке искусства
Жизнь может быть произведением, а произведение - жизнью. Такова общая формула для детей и художников
Информация об авторе: Татьяна Калинина
Татьяна Вениаминовна Калинина – художник, педагог, архитектор, изобретатель одной из самых эффективных и эффектных методик обучения изобразительному искусству. Живет в Екатеринбурге. Работает с дошкольниками, первоклассниками, подростками, студентами, учителями и воспитателями. Преподает в детской школе искусств, Уральском государственном университете и Уральском педагогическом институте. Организатор центра «Арт-игра».

 

Акционизм требует соблюдения целого ряда условий: наличия четко прочитываемой авторской идеи, которая обозначает проблему общества и является в достаточной мере социально провокационной; возможности эстетического продукта акции не просто иллюстрировать идею, но реально, здесь, сейчас взаимодействовать с ней, порождая веер смыслов и отношений; соответствия темы и ландшафта друг другу

Я думаю, каждому педагогу знакома такая ситуация, когда дети с надеждой и даже упреком спрашивают: "А когда моя работа будет на выставке?" Почему это так важно ребенку? Наверное, не только потому, что выставка - самая высшая оценка (раз на выставке, значит, точно пять), и не только для того, чтобы похвалили. Но потому, что выставка - это возможность стать участником настоящих, реальных, социально - значимых событий.
Уже стало общим местом утверждение, что ребенок в школе живет, а не готовится к будущей взрослой жизни. Однако, методы воплощения данного принципа и сегодня - открытая тема.
У Джеральда Даррела есть замечательная книга "Моя семья и звери". В этой книге захватывает не только увлекательный сюжет, поэтичное и одновременно по-научному точное описание природы, в ней удивительно достоверно описывается путь становления биолога, в котором главную, решающую роль играли не академические дисциплины, но определенный способ жизни: жизни биолога. Эта жизнь задавала совершенно особый взгляд на мир, позволяющий видеть природу не как фон для жизни, но как сложное переплетение жизней великого множества существ, каждая из которых - новая непознанная Вселенная.
Мне кажется, предмет изобразительного искусства в школе, как и любой другой предмет, страдает именно излишней академичностью форм обучения, не позволяющей соединить учебный процесс с реальной художественной жизнью.
А жизнь художника, особенно в наше время, не ограничивается пространством мастерской, плоскостью мольберта, рамками конкретного произведения. Художник проявляет себя художником в каждом событии своей жизни:

  • он иначе относится к работе,
  • он иначе воспринимает быт,
  • он иначе организует праздники,
  • иначе строит свой образ.

Так, БЫТ для художника - не угнетающая своей повторяемостью череда событий, но форма, несущая смысл, игра с которым запредельно интересна, даже если этот смысл тревожен и драматичен. Любые предметы, события и явления жизни художник видит как возможную художественную форму, готовую стать текстом о важном и значимом.
"ART=LIFE" ("Искусство = жизнь") - эта монументальная формула, выдвинутая Дюшаном в отношении новой формы искусства, перфоманса, как нельзя лучше отражает взаимоотношения художника и реальной жизни. Для современного художника она сама становится искусством, а собственная жизнь - произведением, которое творится каждый день, изо дня в день.

Иначе организует художник и ПРАЗДНИКИ. Это не застолье с ритуалом лепки пельменей, но непременно творческий акт. Так бракосочетание художников Александра Сивкова и Светланы Щавлевой было отмечено ими выставкой-акцией "Свадебный подарок", задуманной как ритуал введения в храм. Эта акция стала подарком художников всем молодоженам. В этот день все свадьбы ехали в картинную галерею и попадали в белое пространство, которое держат оттиски лепных украшений древнерусского храма и белые гравюры с изображениями ангелов, свисающих со специально задуманной конструкции. Белые невесты поднимались по белой лестнице к "куполу" храма и выбирали себе ангела-хранителя.
Иначе относится художник и к САМОМУ СЕБЕ. Он видит себя произведением, экзистенциально творимой сущностью, в современном искусстве сущностью непременно инаковой. И одновременно, собственное тело художника становится для него таким же инструментом, как краски и кисти.
Открытие ребенком особого способа жизни: жизни художника, постоянно расширяющего пространство художественного взаимодействия с миром, - задача, которая представляется значимой.
Одной из возможных форм ее решения могут стать художественные АКЦИИ, объединяющие в своем действе творческие усилия детей, художников-педагогов и профессиональных художников.
За этот год наша творческая группа "АРТ - ИГРА" провела пять акций. Одни из них, (акции "Я и цивилизация" и "Дом, который мы построим, дом, в котором будем жить"), стали средством освоения современного архитектурного пространства. Другие - формой проведения праздника. Например, праздника проводов Зимы, (акция "Я и компания"). В этой акции лепились снежные бабы, идущие одна за другой вверх по склону. Или праздника прощания с летом в акции "Виртуальное путешествие". В ней дети создавали реку путешествий с островами их летних приключений.

Акции - красивы. Они становятся центром притяжения внимания прессы и телевидения. К участию в них присоединяются друзья, знакомые и просто прохожие, словом все, кто оказался в зоне действия акции. Даже если художникам акция кажется в чем-то неудавшейся, дети воспринимают результат и процесс участия несомненной удачей: расширение пространства художественной активности произошло.
Однако, то, что воспринимается детьми как новая игра с необычными материалами и иным пространством, заключает в себе более широкие педагогические возможности.
Мы воспринимаем вполне закономерным тот факт, что художественное образование в школе полностью сориентировано на изучение искусства прошлых веков, освоение так называемых образцов высокого искусства, сложившихся в культуре правил изобразительности и выразительности. И это оправданно:
Во-первых, современная художественная практика настолько разнонаправлена в идеологическом, пластическом, психологическом аспектах, что увязать ее с практикой преподавания, выстраивающего определенную логику восприятия у ребенка крайне сложно. Современное альтернативное или концептуальное искусство - скорее философия, чем художественное произведение, скорее поиск новых форм искусства, чем стремление создать законченную форму конкретного произведения.
Во-вторых, современное искусство в большей части своих проявлений предельно агрессивно. Оно сегодня, как никогда, - боль, а не лекарство, а тем более не средство украшения жизни.
Но в результате ребенок оказывается выключенным из реального культурного процесса, имеющего глубоко авторский, драматичный и непредсказуемый характер, совершенно не похожий на то движение от вершины к вершине, которое обычно организуется в учебном процессе. Ребенок оказывается, уже на выпуске из школы, неадаптированным к новой художественной реальности. Она становится для него непонятной, чуждой, опасной.

Акционизм требует соблюдения целого ряда условий: наличия четко прочитываемой авторской идеи, которая обозначает проблему общества и является в достаточной мере социально провокационной; возможности эстетического продукта акции не просто иллюстрировать идею, но реально, здесь, сейчас взаимодействовать с ней, порождая веер смыслов и отношений; соответствия темы и ландшафта друг другу. Все это подчас недоступно детям. Но акция одновременно - игра со смыслами, с окружением, а раз игра, то в нее вполне могут включиться участники - дети, и наполнить новыми, понятными им смыслами.
Включение детей на уровне игры в различные художественные действа в качестве соучастника взрослых позволяет сделать современное искусство средой обитания ребенка, средой эмоционально прожитой, прочувствованной в процессе игры, а значит, готовой к тому, чтобы стать в дальнейшем понятной. Положительный эмоциональный опыт не даст отвергнуть то, что покажется неприемлемым в силу шокирующей новизны форм.
Игра с искусством, эмоциональное проживание художественной формы - с этого начинается процесс приобщения к искусству. Однако, акции дают не только эмоциональный опыт переживания современных форм искусства.
Участвуя в акциях, ребенок открывает различные способы создания художественного образа.
Так, частью нашей акции "Виртуальное путешествие" стала выставка пленэрных работ художников и детей. Ленты раскрашенной кальки организовывали движение вдоль выставки и одновременно создавали ощущение пленэрного воздуха, солнечного света, облаков, еще одного виртуального пространства.
Основное событие акции - изображение на асфальте широкой, переливающейся оттенками синего и фиолетового цвета реки с островами - событиями летних приключений детей также осмысливалось как возможность создания виртуального пространства, в которое пешеход попадает с обычной городской улицы. Он идет по реке, где с одной стороны - Париж, с другой - деревня с кошками и собаками, с одной стороны - почти сказочные церкви, с другой - мальчишки на велосипедах.
Завершением акции стал запуск ста воздушных шаров с прикрепленными к ним изображениями самих себя. Шары улетали в небо, и мы все нарисованными глазами смотрели сверху на нарисованную, виртуальную реку путешествий.

Каждый из участников акции имеет свой взгляд на совершающееся событие. Иной раз, я знаю, даже цели их прямо противоположны. Так, профессионал хочет видеть в детях подмастерий, разливающих бочку краски там, куда он укажет перстом с вышки. А ребенок требует, чтобы ему дали нужные колеры для воплощения своего замысла. Разнонаправленность векторов усилий участников - не препятствие для коллективного творчества, но, как правило, - источник его плодотворности.
Акция "Я и цивилизация" была рождена эстетическим переживанием художника красоты пятен и линий детских рисунков на асфальте. Тема ритма в архитектуре, осваиваемая на данном этапе моими учениками, привела к осмыслению идеи акции как противопоставления современного архитектурного пространства и того архитектурного образа, который представляется идеальным. Мы не всегда осознаем ту силу, с какой пространство воздействует на нас своим ритмическим строем. Не потому ли так легко дышится на старых арбатских переулках или на строгих и стройных проспектах Санкт-Петербурга, что это пространство воспринимается нами как ритмически гармоничное? Для многих, впервые приехавших в Санкт-Петербург, переживание первой прогулки по Невскому остается незабываемым впечатлением стремительной силы и легкости. Привычные же "бараки для жилья" составляющие у нас, к сожалению, основной архитектурный фон, утомляют. Все время приходится не соглашаться с тем, что видишь, и мысленно перестраивать, передвигать, перекрашивать, менять пропорции. Наверное, выражение "есть на чем глазу отдохнуть" имеет вовсе не переносное значение.
Соответственно, место для проведения акции выбрано было не случайно. Не "Плотинка" (наша центральная площадь) и не площадь у дворца, но - обыкновенный двор рядом со школой, окруженный стенами одинаковых девятиэтажек. Серая асфальтовая площадка стала центром нового города. Прочерченные заранее узоры фиолетовых линий - улиц, позволили детям отрешиться от привычного прямоугольного ограничения пространства. Их дома начали расти сразу во все стороны, образуя причудливую ткань фантастического города, где есть улицы "башен, растущих в небо", дом "феи цветов", дом "осеннего ветра", дом "звездный праздник".
Акция уже завершилась, когда пошел дождь. Краски фосфоресцирующе вспыхнули на потемневшем асфальте. Влажная поверхность отразила ветки деревьев и уходящие глубоко вниз стены домов. Раскинув руки, дети ходили по нарисованным улицам, словно по мостикам над бездной. Реальное, нарисованное и отраженное пространства пересеклись, рождая ощущение нового стереоскопического мира.
Предложенная после акции на уроке композиции тема "Пересечение пространств" оказалась глубоко пережитой, интригующей. Работы на эту тему вместе с новыми вариантами архитектурных фантазий ("Дом, в котором хотелось бы жить"), выполненные гуашью и тушью на цветном картоне, вместе с графическими композициями художников и фотоматериалами акции стали частью экспозиции выставки второго этапа акции, проходившего в Музее Молодежи.
Эта выставка придала, наверное, самый важный смысл участию детей в акции: дети смогли увидеть, что одно и то же событие воспринимается и трактуется разными людьми совершенно по-разному:

  • для них самих - воплощение фантазии и поразившая путаница в пространстве, в котором верх рисунка не вверху, а впереди, а верх отраженных во влажном асфальте домов не вверху, а внизу,
  • для художника - рождение декоративного узора, ритмика которого притягательнее реального сюжета,
  • для фотографа - динамика изменения поверхности двора и неожиданно выразительная фактура поверхности шершавого асфальта с глянцевыми пятнами цветных рисунков.

Пока рисовали, никто и не видел, что поверхность асфальта - красива. Мы лишь испытывали неудобство от ее колючей шершавости.
Открытие разных взглядов на одно событие в акции позволяет ребенку сделать еще одно важное открытие. Он открывает возможность диалога в искусстве.
Не это ли главная цель педагогики искусства: пройти с ребенком путь от игры с художественными средствами, от монолога в своей художественной деятельности к общению на языке искусства?
Думается, что возможности использования художественных акций в педагогике не ограничиваются перечисленными. Как любая форма творчества, акции позволяют искать и новые формы их проведения, и новые формы взаимодействия педагога и ребенка в пространстве пересечения с профессиональным искусством, и новые смыслы их взаимодействия, важные как профессионалу, так и ребенку.


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/131
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/131
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Татьяна Калинина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?