Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры

Караковский В. Коммунарский опыт между тремя реальностями


Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2002 г., № 1
Доклад одного из корифеев коммунарства на Архангельской конференции "Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра", 27 сентября 2001г

 

Выход один - самим конструировать, создавать реальность, которая по отношению к объективной может показаться инобытием.

Еще недавно мои товарищи по работе, учителя, пережившие не одну школьную реформу и сумевшие сохранить доброе, разумное, вечное в образовании, испытывали горькую обиду за унизительную, тотальную критику советской школы, которая некоторыми горячими реформаторами клеймилась как порочная по сути своей. По существу ей произносился смертный приговор, основанный только на одном главном показателе - на идеологическом.
Новой российской школе предлагалось броситься вдогонку за цивилизованным человечеством. Но нельзя механически переносить культуру одной страны на культуру другой, образование одной на образование другой, да еще и в готовом виде. Это глупость несусветная.
Похоже, что такой педагогический радикализм сегодня все меньше и меньше встречает поддержку в сообществе, начинающем понимать, что любой период в истории образования имеет свою цену и свое значение. Слова "откат", "возврат", которые были недавно ругательными, сегодня никого не пугают, а консерватизм чаще всего употребляется с эпитетом "здоровый". Это не случайно. Это не слезоточивая ностальгия по прошлому и вовсе не призыв к его реставрации. Это попытка выработки цивилизованного к нему отношения, желание восстановить историческую справедливость.
В образовании, как и в развитии культуры, не может быть временных разрывов. Дело в том, что нельзя выбрасывать эпохи - произвольно - из непрерывного процесса образования. А именно это пытались делать некоторые реформаторы, скорее политики, нежели педагоги.
Развитие образования и воспитания не идет, конечно, линейно, все вперед и выше, от простого к сложному, от хорошего к лучшему. Это развитие может быть разнонаправленным. И мы должны к этому немножечко привыкнуть. Оно не исключает подъема и спада, гениальной находки и неудачи, одновременное развитие нескольких идей, движение по спирали и остановки, повторы и даже попятное, возвратное движение и повтор в новых исторических условиях.
Но еще Пушкин спрашивал: "Чем отличается цивилизованный человек от дикаря?" и отвечал: "Своим отношением к предкам". Прошлое - это не поле боя, не сведение политических счетов, а это наша общая история и прошлое должно нас объединять, а не разъединять.
Я думаю, особенность социальной ситуации в образовании и воспитании сегодня и заключается в том, что в этом направлении объединения начинает двигаться наше педагогическое сообщество.
Сегодня проблема воспитания молодежи носит глобальный характер. Не надо думать, что только мы такие несчастные. Как-то американские коллеги приезжали к нам в Москву учить нас, "дураков", нравственному воспитанию. Когда мы заговорили о ценностях, они сказали: "Чего вы выдумываете? Есть церковь, есть религия - там все эти ценности определены, и не надо ничего другого изображать". Я тогда сделал (как у нас в школе говорят) "морду ящиком" и наивно так спрашиваю: "Скажите, пожалуйста, вот вы религиозная нация, вы же знаете, сколько у вас примерно процентов людей ходит в церковь"? Они говорят: "Ну, 86%". "А сколько искренне верят?" Они говорят: "Ну. Так за 80%". Я спрашиваю: "А почему тогда у вас проблем с молодежью больше, чем у нас? У нас хоть не стреляют на уроках. У нас друг друга не истребляют физически, а у вас у входа в школу стоят полицейские и ощупывают на предмет того, "принес в школу оружие или нет". Им нечего было ответить. Они отвечали по типу нашей эстрадной звезды: "Вопрос, конечно, интересный:".
Дело в том, что нет прямой связи между, скажем, религиозными нормами и поведением человека в обществе.
Вот мои учителя были в Америке в одной интересной школе, а там объявление (мы потом долго удивлялись и улыбались) такого содержания: "Сегодня после уроков кто хочет записаться в коллектив, приходите туда-то и туда-то". Ну? Это, кстати, школа из Кольбергского сообщества. Для них коллектив - это как кружок кройки и шитья. Они даже не думали, что "коллектив" - понятие более широкое, чем конкретное объединение по интересам. Тем не менее, одно время они нас очень сильно учили.
Конечно, везде есть социальная апатия в молодежной среде, бездуховность, криминализация, деспотическое влияние массовой культуры, широкое распространение алкоголизма и наркомании. Это есть во многих, прежде всего, в цивилизованных странах. Поэтому не надо страдать манией величия и приписывать себе эти проблемы как наиболее свойственные нам.

В системе образования произошла разбалансировка двух основных курсов: раньше мы говорили о единстве воспитания и обучения, а теперь функция обучения пошла резко вверх, функция же воспитания - резко вниз. Воспитание ушло даже из урока. И эта разбалансировка пагубно влияет на состояние современной школьной молодежи. Прошлая система воспитания во многих случаях разрушена. (Вот здесь в Архангельске все же держится). А реанимация пионерской организации, например, выглядит пока как-то "по-лужковски": Лужков прямо сказал: "Восстановить пионерскую организацию!" Правда, у него хватило тонкости добавить: "Вне школы". Кто и как это будет делать? А вообще-то он неплохой мужик: помогает образованию и хорошо относится к детям.
Не случайно сегодня, например, задача готовить детей к жизни не стоит. Она ушла из всех документов, потому что никто не знает, к какой жизни готовить-то и как к этой жизни готовить.
К счастью, есть коммунары, которые знают "как". И речь не идет о том, что они готовят к молотку, к токарному станку. Они готовят изнутри человека, а ведь это совершенно по-другому.
Многие воспитательные проблемы из чисто педагогических становятся в значительной степени социальными. У нас сегодня, по словам известного социолога Бестужева-Лады, школа служит фактором социального расслоения общества. Создание школ для богатых отдельно, официальное разрешение собирать деньги с родителей на обучение, особенно в ВУЗах - все это делает данный процесс неудержимым. И сегодня школа у нас носит сословный характер. Мы как-то боимся об этом прямо и честно сказать, а между тем, у нас за партами сидят дети бедных, дети родителей со средним достатком и дети богатых. Дети самых богатых за партами не сидят. Они учатся за рубежом.
Вот, социолог Собкин, недавно написал книгу "Старшеклассник в мире политики". Он начинает опрос старшеклассников, уже заранее поделив их на три группы: богатых, средних и бедных. Посмотрите же, как ценностные ориентации зависят от экономического положения семьи. Только два примера. Вопрос был: "Считаете ли Вы нужным сохранить фашистские организации?" Бедные - 66,7% против этого, а богатые - только 30% против. Другой вопрос: "Надо ли запретить порнографию?" Среди бедных 20% говорит надо. Среднего достатка - 9%. А среди богатых ни одного, кто бы хотел запретить порнографию. Получение удовольствия за деньги - это ж красота! А у богатеньких их много. Чего же они будут отказываться?

К этому надо еще добавить и то, что в мире идут информационные войны. Стремительно совершенствуются способы манипуляции сознанием людей. Это черта нашего времени.
Наконец еще, пожалуй, самое главное. Сегодняшнее воспитание проходит в трех ипостасях как в трех реальностях: в реальности естественной, объективной, которая от нас не зависит, в реальностях субъективной и виртуальной.
У школы всегда были непростые отношения с жизнью; особенно у коммунаров. Нам всегда говорили, что мы жестокие люди, что мы даем не ту жизнь, которая есть на самом деле. А потом дети стукаются "лбом об стенку" и им становится еще хуже. Надо, мол, сразу правду говорить. В школе должно быть все как в жизни.
Это довольно интересная мысль, но если подумать серьезно, то она безграмотна; зеркального отражения жизни в школе не может быть. Природа детства, мир детства, мир школы - они не только по социальным законам строятся, но еще и по другим.
Когда шквал критики обрушивается на школу за то, что она морочит голову детям, что хватит сеять разумное, доброе, вечное, а надо показывать жизнь как она есть, то мы, как раз, и обращаемся к опыту коммунарства.
Мы говорим, что сегодня важно направить усилия педагогов на воспитание в детях тех качеств, которые помогут выдержать повышенные нагрузки, не поддаться соблазну темных сил, сохранить и реализовать лучшие человеческие потенции. Нам нужны сегодня лидеры, которые не дадут себя втоптать, а смогут повести за собой своих сверстников и окружающих людей. Кстати, все большее количество старшеклассников в это верят и это понимают. Три года назад в Москве произвели опрос старшеклассников по проблеме "Что вы ждете от школы?". Ну, и традиционно не менее 60 % сказали, что они ждут от школы глубоких знаний. Прошло три года. В прошлом году задали тот же вопрос. И только 25 % глубоких знаний ждут, а большая часть говорит, что от школы ждут опыта социального взаимодействия. Они понимают, что знания сегодня можно и по компьютеру получить. И вообще это не проблема, только не ленись. А вот то, что нужно в жизни: общение с людьми, умение находить общий язык с разными возрастами - этому ведь нигде не научат, ни в подворотне, ни в семье. Опыт социального взаимодействия - бесценный опыт, его может дать только школа, и коммунарство прежде всего. Где взять такой опыт?
Выход один - самим конструировать, создавать реальность, которая по отношению к объективной может показаться инобытием.
Вообще-то, по части создания субъективной реальности человечество имеет богатый опыт. Когда людям очень плохо, они на какое-то короткое время придумывают для себя другую жизнь, погружают себя в нее и тем самым компенсируют то, чего не хватает в обычной. В истории подобному тьма примеров. У нас тоже есть такие примеры. Ведь Аркадий Петрович Гайдар придумал не только "Тимура и его команду". Он придумал вот всю эту жизнь, которая сейчас поражает и потрясает. Ни одна страна мира, ни один педагог до этого не додумался! А тут книга породила такую жизнь, которая спасла миллионы мальчишек и девчонок военной поры от несчастий, которые даже представить трудно.
Я думаю, что коммунарство - это одна из форм создания инобытия. Это придуманная реальность, это придуманная жизнь. Она придумана по законам порядочных людей. Главное, что участники этой жизни договариваются между собой жить по этим законам, по общей договоренности. И те, кто хоть один раз был на коммунарских сборах, те понимают, о чем речь, как это важно.
У нас в этом году в московской школе № 825 будет уже 25-й сбор, и популярность сборов ничуть не уменьшается, а даже еще больше увеличивается.
Так вот, этот прием создания субъективной, придуманной реальности и погружения в нее детей есть один из путей спасения их от тех социальных проблем, которые имеют место в жизни.

С особенной силой развиваются процессы компьютеризации. Компьютер создает ту виртуальную реальность, искусственную среду, в которой можно испытывать реальные ощущения. Это воздействие бывает настолько сильным, что у ребенка, у подростка, у юноши возникает состояние, напоминающее алкогольное опьянение или гипнотическое состояние. Эти тенденции сегодня все больше и больше расширяются, с пугающей силой. В мире возникла целая индустрия интерактивных развлечений и услуг для нового поколения, обыгрывающих принцип обратной связи и эффект присутствия. Уже налажено массовое производство детских игрушек, многообразных видеоигр, виртуальных сексодромов, телешопингов, интерактивных образовательных программ, электронных тренажеров. Уже появились виртуальные конференц-залы, ситуативные комнаты и другие новинки компьютерной техники.
Виртуализация развивается так быстро, что нашим детям скоро предстоит осваивать эту новую реальность, а некоторые в ней уже живут. Подавляющее большинство современных педагогов не готовы к встрече с этим новым явлением. Однако отворачиваться от него, не учитывать и делать вид, что ничего такого не происходит, уже нельзя.
Итак, развитие современного ребенка, школьника проходит одновременно в объективной повседневной реальности, которую он изменить не может, он должен принять ее как данность, постараться понять, приспособиться, приноровиться к опыту (который "сын ошибок трудных"), во-вторых, в субъективной реальности, которую можно по обоюдному согласию создать и осуществить в реальной жизни, воплощая в ней свои потребности и возможности, невостребованные в повседневной жизни и, наконец, в виртуальной реальности, о которой я сказал выше.
Сегодня все настолько сложно и настолько необычно, что мы каждодневно переживаем состояние выбора. Сегодня каждый должен выбрать. Благо есть из чего. Но нужно уметь выбирать. Выбор осуществляется не по решению педагогического совета, не по решению правительства: В том-то и дело, выбор - это личное дело каждого.

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/140
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/140
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?