Ищут все
Каждый возраст детей по-своему интересен. Я хочу рассказать о работе с
шестиклассниками. Итак, я классный руководитель в 6 классе, веду у них уроки
математики и человековедения.
Начну с того, что я с детьми постоянно пишу математические сказки. О чем же в
них пишут? И что их волнует? Вот небольшие выдержки:
Милана: "Это сказка об отрезке, который зовут Радиусом. Радиус
очень хочет иметь друга. И он отправился в путь".
Роман: "В одной математической стране жил очень-очень одинокий Радиус. Он
был печальный. У него совсем не было друзей. Никто с ним не играл и не помогал в
трудную минуту. И решил Радиус создать себе друзей".
Юрий: "Жила на поляне окружность, и была она одинока. Однажды она
встретила двух друзей".
Ульяна: "Однажды Радиус думает: "Живу я тут один, пойду-ка и поищу себе
друга".
Итак, практически в каждой сказке все ищут верного друга.
Поэтому я буду говорить о дружбе и общении ребят друг с другом в нашем классе,
где у многих началась подростковая пора. Общение с товарищами-сверстниками
всегда, в любом возрасте, привлекательно для ребенка, но когда он становится
подростком, общение приобретает совершенно исключительное значение. Ведь
отношения со сверстниками - это отношения принципиального равенства. Здесь никто
не берет верх в силу того, что он старше.
Я понимаю, что к шестому классу наши ребята пришли с разным опытом общения: у
одних оно уже занимает особое место в жизни, у других ограничивается
преимущественно школой. Они с детского сада вместе. На мой взгляд, круг их
общения широк, но далеко не постоянен, отношения довольно тесные, но
неустойчивые. Все в поиске. Все ищут близкого друга.
Странички, из которых сложилась дружба
На одном из уроков человековедения мы решили вести дневнички, в которых
каждый пытался бы задать себе очень важный для него вопрос и постарался бы
честно на него ответить. По желанию дневничок можно было отдать мне на несколько
дней. Мне можно было задать вопрос в дневничке и я бы ответила на него письменно
или же попросить меня прочесть ту или иную страничку из дневничка и высказать
опять же письменно свое мнение о прочитанном или просто порассуждать на заданный
вопрос на страничке дневничка.
А вот как выглядели странички дневничка, приготовленные для каждого ребенка в
классе:
* * *
Дорогой друг!
Перед тобой небольшая, но очень необычная книжка. Книжка эта о тебе и автором ее
тоже будешь ты. Ты сможешь сделать ее интересной или скучной, умной или глупой,
неожиданной, красивой.
Всякая книжка начинается с заглавия. А пока будем называть ее просто "ДНЕВНИЧОК".
Каждый день ты будешь записывать в дневничок свои мысли, то, что тебе
запомнилось, задавать вопросы, которые тебя волнуют. Мы будем отвечать на твои
вопросы, стараться помочь и, кроме того, ты будешь выполнять наши небольшие
задания.
В твоем дневничке будут разные вопросы, задания, картинки. Это план твоей
будущей книги. Вопросы, на которые ты будешь отвечать - подсказки, они помогут
тебе разобраться в отношениях с друзьями, в твоем характере, настроении,
увлечениях. А заодно проверить свою сообразительность, смекалку, память.
Каждая страничка - день твоей жизни. Какой он был, что тебе в нем запомнилось?
Может, ты совершил в этот день что-нибудь такое, о чем хотелось бы написать. "Дневничок"
именно для того и придуман, чтобы ты мог задать себе вопросы и честно ответить
на них.
Итак, желаем тебе интересных и радостных открытий самого себя!
* * *
Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты. Если тебе кажется, что у
тебя нет настоящих друзей, о которых стоило бы написать, не торопись
отказываться от этого задания.
Эти вопросы должны помочь тебе разобраться в отношениях с тем, кто рядом. Ведь
многие из них, наверное, могли бы стать твоими близкими друзьями. Почему этого
не произошло? А сделал ли ты что-нибудь, чтобы завоевать их дружбу? Подумай над
вопросами, которые написаны на этой странице. Надеемся, что раздумья о них и о
некоторых других подскажут, что тебе делать дальше.
- Много ли у тебя друзей?
- Как тебе кажется, умеют ли они дружить по-настоящему?
- А как ты думаешь, ты - хороший друг?
- Часто ли у тебя бывают ссоры?
- Как тебе кажется, кто чаще бывает в этих ссорах виновен?
- Сильно ли ты переживаешь?
- Как ты считаешь, стоит ли первым предложить примирение? Или это значит - проявить слабость характера?
Наука "Не предать"
Надо сказать, что долго ждать дневничков мне не пришлось. Буквально через
несколько дней все дневнички уже побывали в моих руках и, надо сказать, что все,
о чем я в них читала, заставляло меня серьезно задуматься, и вскоре "игра", как
мне вначале казалось, переросла в совместное продумывание и проживание (а порой
и не только) жизни.
Я поняла для себя, что вмешаться здесь никуда невозможно. Главное - у ребят есть
возможность сказать о своих переживаниях.
Вот что я читаю в их дневничках:
"Я считаю, что у меня много друзей, но я думаю, что они не все умеют дружить,
потому что в моем понимании дружба - это не предавать друзей, в трудную минуту
помочь другу, не выдавать секретов, не дружить крепче с другими. А некоторые мои
друзья неоднократно предавали меня и выдавали мои секреты".
Или:
"У меня много друзей. Но из них одна такая есть девочка, которая умеет
дружить. Она всегда поддерживала меня и выручала".
Вы видите, какая потребность в личном друге, с которым можно всем поделиться и
обо всем посоветоваться, у которого можно найти поддержку и помощь. Поэтому дети
выдвигают особые требования к дружеским отношениям. От друга ждут откровенности
и понимания, чуткости и отзывчивости, умения сопереживать и хранить тайну.
Общение, в котором один открывает другому самое важное и сокровенное, обогащает
обоих, позволяет лучше осознать то, что происходит в собственной душе. А если
этого нет, дружбу лихорадит, и она разрушается.
Вот пример: "Да, у меня много друзей, но некоторые из них просто не умеют
дружить. Моя подруга несколько раз предавала меня и сплетничала. Я когда узнала,
что это она предает меня и сплетничает, то разбиралась с ней, иногда она даже
плакала (мне так кажется, от стыда). Я не могу понять ее и многих моих друзей,
почему они сначала дружат со мной, а потом начинают говорить неправду про меня".
Вы заметили слово "предавать"? Так вот - это красной нитью проходит через все
срезы.
Из 23 наших мам 17 человек приходили ко мне как к классному руководителю только
по этому вопросу.
Некоторые говорили, что их дети дружат с детского сада, а теперь происходит
нечто. Они вроде бы и не в ссоре, но и дружбой это не назвать, так как каждый из
них пытается верховодить, никто друг другу не уступает. Несколько раз мне
пришлось услышать: "Вот посадите их, Валентина Ивановна, и скажите им".
В своей работе я учитываю то, что дети шестого класса знают друг друга очень
давно. Думаю, что опыт кратковременных дружеских отношений у них позади, что
личный идеал друга и дружбы у многих сложился. Думаю, что они уже понимают или
чувствуют, что для дружбы мало лишь симпатий и совпадения интересов. Думаю, что
самое трудное у нас то, что к другу мы предъявляем высокие и определенные
требования, а к себе - еще далеко не всегда и не во всем. Недостатки друга
каждый видит, а свои - нет. Обиды, разлады идут, прежде всего, из-за этого.
Вот примеры. Практически все пишут в дневничках: "Мне кажется, что я умею
дружить" или "я считаю, что я - хороший друг", "Да, я - хороший друг, потому что
я не предаю друзей". Реже встречаю: "Но я, все-таки, не знаю, хороший я друг или
нет" или "Иногда я бываю невыносимым". И только в одной тетради я прочла:
"Один раз я шел с другом. В нас стали кидать снег. Я присоединился к врагам".
Думаю, такое признание самому себе сделано не зря. Это - огромная тяжесть для
ребенка - носить это в себе. И снять ее может только он сам. Я ему могу помочь
только признаться в этом самому себе. Как же я пытаюсь это сделать?
Шаг за шагом к себе и к друзьям
Первая большая работа, которую мы выполняли в течение недели, была связана с
цветописью. Мы на уроке человековедения пришли к тому, что, когда настроение
хорошее, то многие вещи нам нравятся, а когда плохое - все как бы окрашено в
черный цвет, и хорошего мы просто не замечаем. Мы говорили о том, что неплохо
было бы научиться управлять своими чувствами - и самому легче и окружающим
приятнее. И первый шаг к этому - умение оценивать свое настроение. А для этого
надо учиться наблюдать за собой. На последней страничке дневничка нарисована
большая красивая ромашка с шестью разноцветными лепестками. Каждый из ребят,
наблюдая за собой, оценивал прожитый день, выбирал, каким цветом он мог бы
обозначить свое настроение и ставил дату на нужный лепесток...
Следующая большая работа была по самооценке. Перед вами дорога из болота в горы.
В болоте - плохой человек, в горах - хороший. Надо было определиться, а где же я
на этом трудном пути. А потом поразмышлять, почему именно здесь.
Большинство ребят нарисовали себя где-то посередине дороги. Все в один голос
заявили, что они не самые хорошие люди. Что у них есть плохие черты характера.
Например, Света пишет: "Я бываю через день хорошая". Некоторые написали,
что они плохо ведут себя со своими родителями. А вот что пишет Фатима: "Я
выбрала место у подножия горы, потому что я еще не выросла. А человек, который
не вырос, он зависит от родителей, и все его желания зависят от родителей, а не
от него самого. Он не может стать идеальным, как он себе представляет". По
этому вопросу мы с ними еще долго переписывались в их дневничках. Хотелось,
чтобы они задумывались о себе, анализировали, давали оценку своим поступкам,
находили решения своих проблем. Готовились к большой жизни впереди.
Следующая большая работа. Мы размышляли о том, что очень важно разобраться в
отношениях с тем, кто рядом. Ведь многие из тех, кто рядом, могли бы стать их
близкими друзьями. Почему этого не происходит? А сделал ли он что-нибудь, чтобы
завоевать их дружбу? Свои размышления по этому поводу они написали в своих
дневничках, я кое о чем из написанного уже говорила выше.
Следующий шаг в нашей работе. Им предстояло поразмышлять вот над чем: надо
вспомнить, был ли случай, когда они спорили с другом или подругой. Чье мнение
чаще всего брало верх? Почему так получалось?
На один из уроков человековедения я попросила принести свои любимые игрушки.
Надо было сказать вслух, с кем бы из класса они играли своей игрушкой и почему.
Потом поставить игрушку перед тем, кого называешь. Разумеется, назывались самые
хорошие черты характера. При этом каждый как бы ждал, а вдруг о нем будут
говорить? Как были счастливы те, кто оказался с игрушкой в конце урока. Но самое
интересное, на второй день одна девочка принесла две игрушки и попросила меня
поставить их на парту кому-нибудь на уроке математики. Через день игрушку
принесла Фатима. А на днях принесла еще одну игрушку в подарок и говорит:
"Это пусть всегда будет на уроке человековедения". А потом многие ждали,
кому я поставлю свою игрушку, а главное - почему.
Все то, о чем я говорила, заставляет меня и урок математики продумывать
по-особому. Не всегда получается так, как хочу, но я уже иногда могу позволить
себе на уроке сказать, что я кем-то недовольна. И поэтому сегодня я его просто
не буду спрашивать. Поверьте, для доброй половины класса - это наказание очень
серьезное.
Но об уроках я говорить не буду. Считаю, что разговор о дружбе и общении имеет
огромное, быть может, решающее значение для морального развития взрослеющего
человека. Обогащаются его нравственные представления, складываются основы оценок
и самооценок.
Заканчиваю я, как и начинала, сказкой. Ее написала Шхалахова Кристина. На одном
из уроков человековедения я просто прочла эту сказку и предложила поговорить. И
мы говорили. Говорили о дружбе...
Сказка
Жили две подруги, прямые а и в. Им весело жилось. Иногда они разбегались в
разные стороны по своим делам. Когда надоедало быть одной, каждая бежала
обратно, они пересекались в одной точке и весело разговаривали, обменивались
впечатлениями дня. Так было до тех пор, пока в их жизни не появилась прямая с. С
была хитрой и коварной. Она завидовала их дружбе и решила разлучить подруг.
Каждой из них прямая с пообещала привести к заветному месту, где спрятана тайна
дружбы. Коварная прямая с расположилась между подругами, прямой а и прямой в.
Она взялась вывести их к заветному месту и велела подругам идти до него, не
пересекаясь с ней, то есть прямой с, так прямые а и в стали параллельны не
только прямой с, но и друг другу. Но подруги думали, что такое их положение,
когда они не имеют точки пересечения, продлится недолго. Вот найдут они тайну
дружбы, сбегутся снова вместе и будет им еще лучше и веселее, чем раньше...
Но коварная с думала иначе. Когда прямые а и в, устав в пути, отдыхали, прямая с
покинула место между ними и пересекла их. Она стала секущей, лишив подруг
возможности пересечься. Она навсегда закрепила положение прямых а и в, чтобы
пути их больше никогда не пересекались. Так и живут параллельные прямые, а и в,
скрепленные коварной секущей с, с грустью вспоминая то время, когда они не
искали тайны дружбы, а просто дружили, сбегались часто поговорить и были
счастливы.
Шхалахова Кристина, 7 класс