С точки зрения вероятностного образования та совокупность предметов, книг и других информационных источников, в диалоге с которыми может строиться образовательный процесс, призвана выполнять роль авторской микромодели культуры.
Эта среда принципиально избыточна по отношению к тем или иным сознательно формулируемым обучающим задачам, она существенно превышает те или иные учебные потребности и возможности учеников и учителей.
Первая задача культурно-информационной среды - выступать моделью избыточности самой человеческой культуры, но в данном случае – это специально подобранная, организованная избыточность.
Как избыточность, так и специальная организация культурно-информационной среды необходимы для того, чтобы позволить осуществлять образования как процесс свободного путешествия ученика и учителя по пространствам этой среды, непрерывно развивающейся за счет деятельности детей и педагогов.
По сути своей это библиотека, но библиотека в широком смысле слова.
БИБЛИОТЕКА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ
1. Это библиотека, включающая в себя множество смыслонесущих предметов - множество избыточных предметных факторов, которые обычно в школе сводятся до минимума. «Смыслонесущий» характер предметов КИС означает то, что у предметов формируется «шлейф» эмоциональной истории, каждый предмет обрастает своими легендами, своей мифологией.
Задача библиотечной каталогизации этой предметной среды предполагает постепенное описание и каталогизацию личных смыслов, связанных с теми или иными предметами. Процесс такого рода эмоционального аннотирования предметной среды – важная образовательная деятельность в пространстве Вероятностное образование (деятельность, осуществляемая совместно педагогами и учениками).
Предметная среда Вероятностное образование нарастает стихийно – пространство, в котором происходит образовательный процесс, постепенно обрастает множеством избыточных предметных подробностей. У этой среды нет определенного автора – есть множество «авторов», привносящих и оставляющих в этой среде те или иные предметы.
Процесс личностного аннотирования и каталогизации этой предметной среды – важный образовательный проект.
2. Это библиотека, включающая в себя множество личных и коллективных архивов, накапливающихся в течение многолетней образовательной деятельности того или иного класса (детско-учительского коллектива) – архивов на бумажных (учебные листы – метки прошедших уроков; детские авторские тетради), фото, аудио, видео и электронных носителях.
Прежде всего – это архив меток, с помощью которых зафиксированы те или иные вероятностные траектории образовательного процесса в данном классе и создаваемый на основе этого архива каталог деятельностей. У каждого класса – своя образовательная траектория и своя индивидуальная образовательная история. И, соответственно, свой деятельностный архив.
Возможен диалог архивов (специально выстроенный методологически и образовательно)
3. Это культурно-информационная библиотека на бумажных, электронных, видео и аудио носителях – постоянно расширяющаяся модель «большой» культуры. Что из этого следует?
* Библиотека Вероятностного образования всегда имеет авторство. В ней, конечно, присутствует элемент стихийности и коллективного авторства, и, все же, фигура Библиотекаря в ней принципиальна. Библиотекаря, формирующего библиотеку с опорой на собственное суждение вкуса.
* Библиотека формируется не как нечто единое на всю школу, а как сумма авторских библиотечных модулей – на один или несколько классов.
* Каждый модуль находится в открытом доступе.
* Библиотечное пространство каждого модуля (модель каталога), набор книг, способы их размещения в пространстве модуля – все это глубоко индивидуализовано. Каждый модуль развивается по своей траектории и имеет свой, персонализованный каталог.
* Кроме того происходит каталогизация всей библиотеки как совокупности модулей.
* Деятельность каталогизации, упорядочения и расстановки КИС в каждом модуле – важнейшая образовательная деятельность
* Важнейшая образовательная программа – программа исследовательских путешествий в «чужих» модулях.
* Принципиально важно, что модули носят не тематический характер.
* Педагог-организатор КИС Вероятностное образование (Библиотекарь ВО) формирует (в диалоге с учащимися!) свою авторскую библиотеку как структурное подразделение общешкольной, постоянно обсуждая с учащимися основания и философию отбора и расстановки книг, вовлекая учащихся в деятельность рефлексии по этому поводу.
* По мере образования новых библиотечно-образовательных модулей и открытия новых КИС-студий (КИСок) возникает необходимость и возможность построения диалога между модулями, возможность «кроссмодульных» и «трансмодульных» путешествий.
МОДЕЛЬ КАТАЛОГА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Каталог КИС строится как непрерывно расширяющийся диалог личных взглядов на элементы этой среды. Создание каталога является одновременно содержанием и результатом (непрерывно изменяющимся) совместного (детей и взрослых) исследовательского движения по КИС (и ее каталогизации). Любой элемент КИС может явиться предметом авторского аннотирования как со стороны как взрослых, так и детей. При этом возможно создание разных систем индивидуальных маркеров (оснований для каталогизации). На какой-то ступени начинается диалог аннотаций, спор аннотаций, а так же диалог авторских маркировочных систем.
Аннотирующее (диалогическое) движение по КИС – это и есть образовательная модель, модельная основа Вероятностного образования.
Элементы базовой маркировки:
1. Книга (автор, название), CD-ROM, аудио или видеопленка
2. Месторасположение (модуль, стеллаж, полка)
3. Группа индивидуальных маркеров (постоянно расширяющаяся). Каждый ребенок или взрослый имеет право предложить свой маркер как основу упорядочения и каталогизации библиотеки. Например, расположить книги по размеру (при этом очень скоро возникает содержательный вопрос: а как определить размер книги? Исходя из количества страниц? Из толщины? Внешней величины фолианта? Веса? Количества печатных знаков? – понятно, что все это разные основания и разные схемы упорядочения. Понятно так же, что это вполне исследовательский проект.
4. Группа опирающихся на предложенные индивидуальные маркеры индивидуализированных каталогов (индивидуальные «библиотеки в библиотеке»)
5. Постепенно расширяющаяся группа участников того или иного «маркерного проекта»
6. Индивидуальные аннотации – на любой элемент КИС. Диалог аннотаций.
7. Коллективные рейтинги элементов КИС
8. Экспертиза аннотаций и рейтингов
Правом задавать свою систему каталогизирующих маркеров (в любом количестве), писать аннотации на любой элемент КИС (и в любом количестве) и принимать участие в составлении коллективного рейтинга обладает любой участник образовательного процесса.
Право экспертизы делегируется лишь представителям «взрослого» мира.
Электронный путеводитель
Интерактивный путеводитель, позволяющий вступать в виртуальный диалог с библиотечным пространством и строить множество авторских моделей каталогизации библиотечной среды (множество виртуальных личных библиотек), а так же создавать множество аннотаций на каждую книгу или другой информационный носитель.
Каждый создатель личной виртуальной библиотеки создает свою систему маркеров, свою систему упорядочения и каталогизации (свою систему расстановки книг или других информационных носителей по виртуальным полкам).
На каждую книгу может оказаться написано множество аннотаций; каждая книга может оказаться «членом» множества личных виртуальных библиотек.
Важно, чтобы любая книга, описываемая и каталогизируемая в виртуальном библиотечном пространстве, существовала в реальности – в открытом библиотечном доступе.
Кроме того создается видео-, аудио и электронный архив модельных практикумов и семинаров как культурно-избыточная среда педобразования (библиотека практикума). Создаются архив модельных «образовательных событий» для педагогов с электронным путеводителем и интерактивная библиотека самообразования.
ВТОРАЯ ИПОСТАСЬ ПЕДАГОГА
Быть педагогом Вероятностного образования – это значит обладать высокой гибкостью и динамичностью в открытом диалогическом взаимодействии как в детском, так и в профессиональном педагогическом сообществе. Педагогу вероятностного образования необходимо уметь организовывать свою деятельность как в урочном, так и во внеурочном пространстве.
В первом случае он ориентирован на формирование новой образовательной предметности в формальных границах урока. Во втором случае он выступает как организатор избыточной культурно-информационной среды (и соответствующей этой среде взросло-детской деятельности) в заведомо внеурочном пространстве. Причем он пытается представить эту деятельность как целостную общеобразовательную – ведь работа с неким достаточно обширным и специально формируемым культурно-информационным пространством – это и есть по сути «общее образование».
Таким образом, педагог вероятностного образования может существовать в нескольких ипостасях:
- внутри предметно-урочного содержания, «взрывая» его течение теми или иными вероятностными ходами (и простраивая возможность вероятностного диалога со стандартным учебным содержанием)
- за пределами предметно-урочного содержания, моделируя и описывая те или иные открытые образовательные среды, создаваемые во взаимодействии и в диалоге с ребенком.
При этом педагог-организатор культурно-информационной среды – это не «вспомогательный персонал», а педагог непосредственно, поскольку организация и упорядочение (непрерывное) культурно-информационной среды есть мощный образовательный процесс. Педагога, берущемуся за такую роль, нужно быть готовым по крайней мере к следующему:
- к проектной работе по упорядочиванию хаотически расползающейся деятельности (проблема каталогизации и упорядочения образовательной деятельности вероятностного типа); к систематизирующей работе с дневниками образовательной деятельности, с меточными листами и т.д.
- к необходимости видеть в систематизации и каталогизации разрастающейся культурно-информационной среды (сначала – чужой, затем – своей) образовательный проект. Этот проект осуществляется как совместная детско-взрослая деятельность и выступает как форма образования для детей и форма педобразования (и просто образования) для взрослых;
- к парадоксализующей работе с учебниками: к технологии превращения стандартизованных учебников в вероятностные модели;
- к формированию психологического доверия к своей интуиции;
- к ценности «ошибочного» (работа на доверие к своей ошибке);
- к особой логике этапов образовательного процесса: провокация – работа с откликами – движение по вероятностной траектории – простраивание целостности post festum (рефлексия и теоретический анализ);
- а также обладать достаточной психологической защитой.
Литература
1. Балабан М.А. Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков
2. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. – М.: Изд-во политической литературы, 1991. – 416 с.
3. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1979. - 288 с.
4. Возрастные возможности усвоения знаний. Под ред. Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В. – М., Просвещение, 1966. – 444 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 480 с.
6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986
8. Дольто Ф. На стороне ребенка. – С-Пб.: Петербург-ХХI век, 1997. – 528 с.
9. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова, М.И. Лисиной. – М., 1978. – 163 с.
10. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1980. – 168 с.
11. Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2х тт. Т.1. – М., Педагогика, 1982, с.242-476.
12. Крайг Г. Психология развития. С-Пб., 2000.
13. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1988.
14. Лобок А.М. Подсознательный Маркс. Екатеринбург, 1993.
15. Лобок А.М. Антропология мифа. Екатеринбург, 1996.