Информация об авторе: Курбатов Рустам
Рустам Иванович Курбатов, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, один из наиболее активных продолжателей идей Селестена Френе в России.
Рустам Курбатов.
По программе Интересных Дел.
1.
Уроков как таковых нет. И программы курса тоже. Есть разные Интересные Дела: которые предлагает учитель или сами дети. Или чаще всего вопрос «что делать» решается вместе.
Иногда Интересные Дела тесно связаны с каким-либо предметом. Прогулка к пруду на речке Липка (посмотреть, как застывает вода) - естествознание. Подсчет, сколько мы (вся школа) съедаем мяса в день - математика. Письмо ученикам в другую школу - русский. Чтение любимой книги - литература.
Но в жизни границ между предметами нет. Придуманную задачку по математике надо записать - это русский язык. Подготовить доклад о кошке - это и чтение книги и письмо. Литературный театр - это и чтение, и письмо, и рисунок, и музыка.
И тогда ребёнок встает утром с постели не потому что «надо идти в школу». Он знает, что сегодня будет репетиция «Сказки о козле». Или будем делать книгу - настоящую! - с картинками, переплетом. Или пойдем в другой класс, где учится младший (старший) брат (сестра), рассказывать о гладиаторах, динозаврах, разведении попугаев. Он идёт в школу, потому что там его ждут Интересные Дела!
Интересное Дело - это не американский project. Первое, проект - это надолго: на месяц, четверть, год. Скучно. Второе, тему проекта говорит учитель: «Тема нашего проекта - защита окружающей среды»… Проект - это вариация на тему Школы.
Интересное Дело - другое дело. Это то, что ребёнок действительно хочет делать. То, что он делал бы даже дома, когда никто его не принуждает работать. Интересное Дело возникает там, за стенами школы, в настоящей жизни ребёнка.
Задача - угадать, пред-угадать, что он действительно хочет и что ему по-настоящему интересно. Не просто говорит «я хотел бы…», а подскакивает от радости, не верит своему счастью, не слышит звонка с урока. И строить всю «программу» от этого.
В классе 15 учеников. У каждого своя радость. 15 дел одновременно - нереально. Как на практике?
Начинаем, как правило, с общих тем. Но, конечно же, это не темы уроков. Это то, на чем сошелся, пересекся интерес детей и взрослого. Неважно, кто предложил, кто сказал первый: «Давайте, будем делать…». Главное, чтобы действительно было интересно всем.
Учитель сам оставляет программу - делает то, что он хочет. Далее - не примеры, а только варианты работы.
Русский язык: газета о жизни класса, переписка с учениками другого класса (другой школы), страница на сайте с новостями для родителей, вопросы к настольной игре, подписи к фотографиям, переписка с Нафаней (Белочкой, Зайчиком…), сценарии спектаклей по литературе, задачи по математике, газеты по истории и естествознанию, стихи, сказки, романы…
Математика: математические игры и головоломки, измерения расстояния (площади, размеров), взвешивание различных предметов, деньги (цена, сдача…), собственные интересные задачки…
Литература: инсценировки, написание собственных шедевров: рассказы, стихи, фантастические повести; чтение любимых книг - чтобы потом рассказать о них другим, фильм и книга (можно посмотреть фильм и прочитать книгу - потом обсудить), спектакль и книга (то же, но вместо фильма - театральная постановка)…
Естествознание и История: доклады на самые разные темы по естествознанию, «Путешествие на Машине времени» в другие эпохи, история семьи; экскурсии, поездки, выходы в лес; аквариум, попугай или морская свинка - живой уголок в классе.
Сколько длится работа над темой? Мы пробовали разные варианты, но, как правило - это 8-10 часов. Хорошо, когда тема укладывается в неделю. Получается, по 2 урока в день на протяжении недели. Возможно, это первые два урока. Потому что главная работа - ради этого ребёнок идёт в школу. Ведь это не развлечение - настоящая учеба.
Итак, наша программа - это Интересные Дела. Придуманные учителем, детьми или вместе. Над которыми работает весь класс, группа или каждый сам по себе. И если мы начинаем с Общих Дел, то потихоньку, шаг за шагом, учимся работать самостоятельно: в группах и по одиночке.
Возможность работать самостоятельно, это награда, это «пятёрка» для того, кто научился. Научился говорить в полголоса, спокойно читать книгу, слушать товарища, задавать вопросы, поднимать руку, когда надо. Свобода в обмен на Умения. Я умею! Я научился тому, что не мог делать вчера. И теперь я могу быть самостоятельным, я получаю больше свободы!
Работа в группах - более реальный вариант, чем индивидуальная работа. Здоровый ребёнок любит работать вместе, общаться, говорить. Классика: четыре группы по четыре человека. И детям нетрудно. И учитель с ума не сойдет. У каждой группы - своя тема. Скорее всего, в рамках общей большой темы. Например, Общая тема - Космическое путешествие. Темы групп: Солнце, Планеты Солнечной системы, Звезды, Черные дыры.
Сначала, как правило, смотрим фильм. Потом делимся на группы и каждая группа выбирает тему. Идем в библиотеку, ищем книги по своим темам. Передвигаем парты в классе, чтобы было удобнее работать в группах. Дети читают, говорят в полголоса.
Итогом работы является газета. Газета - это дети всегда пишут с большой буквы и произносят с особым чувством. Там будут и рисунки, и тексты, написанные детьми (иногда успеваем их напечатать). На уроке, на перемене, после всех уроков; на парте, на подоконнике, под партой на полу - они делают Газету. И - момент счастья! - дети идут со своей Газетой в соседний класс.
Иногда и к старшеклассникам. Его еле видно за столом, это первоклассника, речь его не внятна (занимается с логопедом) - но он делает доклад перед учениками 8 класса о динозаврах. «У кого-нибудь ещё будут вопросы?..»
2.
Ставить запятые, читать с выражением стихи, правильно произносить английские звуки, красиво писать прописную букву «Д», делить столбиком, знать, что нашими предками были славяне (и тюрки), представлять что будет с водой при нагревании - бесспорно, надо.
Это навыки. Полезные знания и умения, без которых не выйдет Интересное Дело. И поэтому - именно поэтому! - они нужны. Навыки всегда идут вслед за делом. Пишем газету - надо уметь писать. Считаем булочки в столовой - складывать, умножать и делить. Ставим спектакль - читать, писать, рисовать…
Сколько времени на эту техническую работу? Быть может половину, может меньше. Решаем учитель - всё зависит от ситуации. Нет рецептов и четких инструкций - есть различные ситуации в жизни.
Как мы прорабатываем навыки: все вместе, по группам, по одиночке? Главным образом, индивидуально. Математика - много разноуровневых карточек. Русский - карточки на грамматические структуры.
Хотя, что такое индивидуальная работа? Дети могут обсуждать и спрашивать у товарищей, как делать задачу или упражнение. Индивидуальная работа превращается в групповую.
На стенде висит Лист успехов - лист «Я УМЕЮ». Если я уже умею делить двузначное число на однозначное - у меня стоит «зачёт», плюс. Такой «зачёт» - не оценка. Это признание учителем, что я действительно хорошо могу делать эту работу. И могу помочь товарищу, который ещё не научился это делать.
А когда учитель считает, что надо что-то объяснить всем, он требует внимания и тишины. И начинается урок. (Ну, наконец-то!) Но небольшой, на 5-10 минут. Это урок a posteori - урок по следам: детского интереса, возникающих проблем.
|