- Введение.
- Содержание практики социокультурного анализа.
- Замысел, цели и задачи проекта.
- Экспериментальная база.
- Ожидаемые результаты.
Распространение новых продуктивных практик и технологий в образовании сталкивается с проблемой соответствия инновационных и управленческих решений живым особенностям социокультурной действительности, в которой проявляются и протекают образовательные явления и процессы. Игнорирование социокультурной действительности, разной в национальных республиках и анклавах, малых городах и сельской местности, в локальных ситуациях ведёт к тому, что принимаемые инновационные решения носят формально-схоластический характер, отторгаются практикой или реализуются с низким коэффициентом полезного действия. То, что образовательная политика и управление, подчас, считают второстепенными «местными особенностями», на деле оказывается движущей силой или тормозом реализации инновационных образовательных программ и проектов.
Социокультурное измерение является не дополнительной, а одной из основных, фундаментальных характеристик образовательных процессов.
Инновации в образовании могут быть продуктивными лишь в том случае, если проектируются и осуществляются в контексте социокультурной действительности.
Решение проблем создания и распространения новых образовательных практик и технологий, модернизации системы образования в целом, связано с осуществлением особого подхода к инновационной практике, называемым средовым, или шире – социокультурным. При этом подходе система образования и осуществляемые в ней изменения исследуются в сложном противоречивом соотношении социума и культуры, их динамике, историческом развитии. Социокультурное выступает не просто как смысловой контекст, но как реальная жизненная ткань, в которой проявляются и протекают образовательные явления и процессы, как необходимое измерение, придающее сугубо ведомственным, подчас, плоским выводам, объёмность жизненных реалий.
Данный подход не только реализован в ряде теоретических работ, раскрывающих в контексте историко-культурного и социокультурного анализа закономерности, принципы, механизмы организации и развития школьного образования, инновационных процессов в разных областях образовательной практики (сельская школа, национальный регион, эволюция системы управления и др.)[1]. Не менее важно, что на протяжении последнего десятилетия в некоторых регионах и территориях сложилась реальная практика социокультурного анализа, который используется управленцами и педагогами при разработке проектов и программ развития образования в конкретных населенных пунктах и районах, выборе стратегии и модели развития школы, создании федеральной и региональной экспериментальной площадки и пр. В государственную программу развития региона, в управленческую практику и общественно-педагогическое инновационное движение все более прочно входит инструментарий социокультурного исследования, метод анализа социокультурных ситуаций в образовании[2]. Без специальной диагностики и анализа социокультурной ситуации на школьном, муниципальном уровнях как необходимом условии разработки стратегий и моделей развития образования, не обходится сегодня ни один инновационный образовательный проект в республике Саха (Якутия), процедуры и методика социокультурного анализа апробируются в некоторых районах и школах Новгородской области, Республики Карелия и др.
В общем виде метод анализа социокультурной ситуации в образовании состоит в следующем.
Существуют группы условий, задающих поле многофакторного анализа, сферу принятия решений, связанных с осуществлением инновационных процессов, развитием образования в конкретной местности. Таких групп несколько, и они объединяют около 15-20 разных социально-экономических, социально-образовательных и организационно-педагогических факторов. В их числе «территориальная единица», демографическая и культурно-национальная ситуация, состав учащихся и педагогов, структура организации и управления и др. «Удельный вес» факторов не является абсолютным и зависит от конкретных задач, которые ставятся в процессе социокультурного анализа.
В основе такого анализа, прежде всего, диагностика и идентификация типа социокультурной ситуации, в которой находится местная система образования.
Существует ряд классических типов социокультурных ситуаций, определяемых разными комбинациями локальной культурно-исторической традиции (КИТ) и уровня развития современного социокультурного фона (СКФ).
Так, суть ситуации «школа в культурном центре» (КИТ(+), СКФ(+)) состоит в том, что основные социокультурные функции выполняет среда. Школа опирается на неё в своих образовательных программах, но у неё нет необходимости, в организационно-педагогическом смысле, самой становиться центром (комплексом). Однако появляется возможность более углублённого решения собственно образовательных, школьных задач – общего образования, индивидуального обучения, выявления и развития способностей детей.
Ситуация «бывший очаг культуры» (КИТ(+), СКФ(-)) характерна для маленьких, некогда процветавших городков, бывших райцентров и центральных усадеб в сельской местности, в прошлом больших селений. Культурно-исторические традиции ещё живы, история местности, культуры, образования порой уникальны, но современный социокультурный фон крайне беден, реальная среда школы – жестка и деструктивна. В ситуации подобного типа просматривается ряд образовательных стратегий. Одна состоит в том, что школа пытается поддержать, сохранить угасающие традиции, противостоять деструктивной действительности. Проблемы смягчаются, но, в конечном счёте, не разрешаются. Происходит отсрочка культурной, духовной деградации.
Другая стратегия – сохраняя и поддерживая традиции, менять сам характер социокультурного фона. Решить эту проблему одна школа не в состоянии. Это задача уровня территориально-региональных программ, использования специальных – сетевых и сферных форм организации образования.
В ситуации «потенциальный очаг культуры» (КИТ(-), СКФ(+)) традиции практически отсутствуют, но современный социокультурный фон достаточно высок. Такая картина характерна для некоторых групп посёлков-новосёлов (типа академгородков), технополисов (технологических деревень), фермерских поселений. Исторически ситуация имела место при освоении новых земель во времена ранней Америки, в первых израильских сельскохозяйственных коммунах-киббуцах, при освоении нидерландских «полдеров» (осушаемых участков моря) после Второй мировой войны, а в России – при переселении русских крестьян в Западную Сибирь во времена столыпинской реформы.
В подобной ситуации находятся многие российские деревни, которые приходится сегодня и, наверняка, придётся ещё в большей мере завтра – возрождать, осваивать заново.
В данной ситуации сама жизненная нужда заставляет людей вступать в добровольную кооперацию, работать плечом к плечу. В результате возникают компактные анклавы (расселения), а внутри них – общинные школы. При этом школа выполняет ряд функций, являясь своеобразным механизмом укрепления общины. В силу динамичности социально-хозяйственных преобразований школа не может быть закостенелой, патриархальной, напротив, она открыта новым веяниям, передовым педагогическим технологиям, поискам, то есть, реализует инновационную функцию. Наконец, школа активно способствует формированию свободных демократических отношений между детьми и взрослыми, развитию общественных начал в управлении разными сторонами жизни сообщества.
«Культурная пустыня» (КИТ(-), СКФ(-)) – наиболее сложная ситуация, в которой, по сути, отсутствуют и культурно-исторические традиции, и современный социокультурный фон. Ситуация характерна для преобладающего числа сельских (но не только сельских) школ России и других стран бывшего Союза. Одна из стратегий – создание образовательных и воспитательных комплексов, пытающихся взять на себя основные социокультурные функции, отсутствующие в среде (условия существования детей смягчаются, но тип ситуации не меняется). Другая стратегия в том, что не школа превращается в «комплекс», а предпринимаются специальные усилия по складыванию культурно-образовательного сообщества и преобразованию самой этой, кажущейся безнадёжной, социокультурной ситуации.
Социокультурный анализ позволяет увидеть, что определённые формы организации образования (сети, кооперация, социальное партнёрство) создают условия для перехода ситуации из одного типа в другой, с большими шансами на успех.
Отдельно взятая, скажем, сельская малочисленная школа находится в ситуации «культурной пустыни». Но в условиях сетевого взаимодействия, активного обмена культурно-образовательными инициативами, инновационного образовательного комплекса, оказывается, что маленькая, удалённая сельская школа находится скорее в ситуации сконструированного культурного центра.
Принципиально, что в этом случае изменяется само понятие «культурного центра»: традиционное представление о нем как о единственном, статичном, локально-территориальном, трансформируется в представление о множественности и подвижности центров, дистантно-сетевом характере деятельности, в более широких рамках которой могут быть решены и проблемы организации, например, профильного обучения в сельской школе.
Наряду с указанными выше основными типами ситуаций, существует ряд «смешанных», «промежуточных», сложных (ситуации «мимикрии культурного центра», «социокультурного разлома», «герметического новаторства», «неопознанного педагогического объекта», «сельской школы – центра социально-экономических инициатив»).
В процессе специально организованного социокультурного анализа происходит диагностика и идентификация типа ситуации и выбор соответствующих ей, дифференцированных стратегий развития школы, местной системы образования: традиционно школьной, связанной с изменением социокультурного фона, с возрождением локальных культурно-исторических традиций, стратегии общинного образования, инновационной, социально-образовательной и других.
Следующий шаг состоит в анализе, отборе и оценке возможных моделей организации образовательных систем. В настоящее время только для сельской местности описано и опробовано на практике около 40 разных образовательных моделей. Среди них не только ставшие уже традиционными комплексы, школы полного дня и т.д., но и менее распространённые, но не менее продуктивные для решения определённых задач – институт домашнего учителя и выездная школа, различные сетевые формы организации образования, соединения стационара с элементами заочного и дистантного образования, использование блочно-модульной системы, индивидуальных образовательных программ и многих других, уже показавших себя на практике форм и методов обучения.
В процессе выработки конкретной модели управленцам, педагогам, местному сообществу нужно, как минимум, знать об имеющемся разнообразии вариантов школ. Опираясь на социокультурный анализ, школа, сообщество, осознают, с одной стороны, собственную ситуацию, вырабатывают определённые линии развития, стратегические ходы, ищут ключи к решению проблем, а с другой стороны, оказываются в поле выбора моделей образовательных систем. Чрезвычайно важно отметить, что речь идёт о культурном поле анализа разных моделей, вариантов решения проблем. Перед конкретным управленцем, коллективом, сообществом, оказываются модели разных типов и видов. Они опробованы разными людьми в разных ситуациях и дифференцированы для разных типов населённых пунктов, с учётом разного уровня социальной инфраструктуры и коммуникаций.
Одни оказались хороши в райцентре, другие в малой деревне, третьи – на Севере, четвёртые – на юге, в бывшем очаге культуры или в потенциальном очаге и т.д.
Разумеется, данные характеристики не задают жёстких ограничений. Решение всё равно принимает конкретная группа людей, занимающихся развитием образования в данном месте. С учётом всех факторов, обстоятельств эти люди, анализируя множество известных моделей, могут прийти к выводу: для нас лучше всего такая-то школа. Или её комбинация с такой-то моделью. Или модификация таких-то и таких-то вариантов.
Они могут прийти к выводу, с учётом всех обстоятельств, что в их конкретной ситуации, данном уникальном случае – нужной модели среди множества имеющихся нет. И надо создавать не имеющую аналогов, какую-то совершенно иную модель развития образования в данной местности.
Возможны разные решения. Но принципиально важно, что они не являются при такой технологии случайными. Принятие решения базируется на знании и опыте, диагностике и рефлексии, «культурном поле анализа» жизненных, образовательных проблем и опробованных на практике способов их решения.
Завершая краткое описание метода, отметим, что на практике может быть использован следующий алгоритм анализа ситуации в территории.
Алгоритм анализа ситуации в районе (микрорайоне)
I. Общая характеристика района (микрорайона):
- территориально-административная;
- хозяйственно-экономическая (чем занято население?);
- демографическая (численность? возрастной состав? динамика – увеличивается или уменьшается?);
- социальная и культурно-национальная.
Определение различных жизненных проблем (экологические? социальные? коммуникативные? управленческие? семейные? духовные?).
Идентификация собственно образовательных проблем, т.е. таких, которые могут быть решены средствами образования.
Описание образовательной ситуации (в чём она состоит: у семьи пропал интерес к образованию детей? произошло расслоение населения по возможностям и уровню образования? и т.д.).
III. Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения
Есть ли вообще образовательные запросы? Какие? У каких групп? Какие актуальные, а какие потенциальные?
IV. Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования
Соответствуют ли они друг другу? Какие тут противоречия? Куда двигаться?
VI. Направления (возможные стратегии, варианты, модели) инновационной деятельности
С учётом конкретной ситуации и задач можно использовать наработанные в практике социокультурного анализа варианты методик и алгоритмов, вариативные характеристики образовательных систем, показатели мониторинга потребностей участников образовательного процесса и т.д.
Практика использования данного метода позволяет утверждать, что анализ социокультурной ситуации качественно повышает обоснованность и продуктивность проектных и управленческих решений, связанных с осуществлением педагогических инноваций, развитием школьного и других видов образования в территориях. Благодаря использованию методов социокультурного анализа, удаётся найти оптимальные решения для сохранения и развития малочисленных сельских школ, развития образования в удалённых от культурных центров районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сделать продуктивными инновационные процессы в провинциальных малых городах средней полосы России.
Речь не только о решаемых с помощью социокультурного анализа организационно-педагогических проблемах. Не менее важно, что вырабатываемые решения отражают жизненные (а не просто педагогические) проблемы конкретного сообщества, затрагивают, зачастую, ключевые вопросы социума, формируют и реализуют механизмы влияния образовательных систем на социально-экономическое развитие территорий (запуск и образовательное сопровождение локальных социально-экономических инициатив, создание новых рабочих мест, внедрение специально подготовленных местных кадров в инфраструктуру добывающей и других видов промышленности, от которых напрямую зависит местная экономика, экология, и жизненная судьба людей).
В то же время, многолетняя работа в регионах показывает, что столь необходимая для развития образования и территорий практика социокультурного анализа сегодня, во многом, базируется на энтузиазме отдельных педагогов и управленцев. Она осуществляется, в основном, в рамках общественной ассоциации инновационных школ, на региональных экспериментальных площадках, благодаря личным контактам с руководителями региональных и муниципальных органов управления образованием. Обучение методам социокультурного анализа происходит в значительной мере стихийно, в процессе самообучения по имеющейся литературе, на эпизодических авторских семинарах, в ходе педагогических экспедиций в территории, проведения педагогических ярмарок и т.д.
Система специального и целенаправленного обучения методу анализа социокультурной ситуации отсутствует, в настоящее время имеется считанное количество людей, способных профессионально обучить данной практике, её распространение ограничено физическими возможностями носителей опыта. В практике деятельности органов управления образованием, в работе методических служб отсутствует специально организованный институт, который можно было бы назвать экспертной группой социокультурного анализа в образовании...
Формирование такого института в особенности необходимо в условиях планируемого создания ИнКО, обеспечивающих взаимодействие исследовательских и педагогических групп, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования.
9.4.3. Замысел, цели и задачи проекта
Основной замысел проекта состоит в создании вышеуказанных региональных экспертных групп социокультурного анализа в образовании.
Целью их деятельности является социокультурное обеспечение и сопровождение инновационных образовательных процессов в регионах.
- анализ социокультурных ситуаций в территориях и образовательных учреждениях;
- социокультурная экспертиза проектов и программ, связанных с разработкой и распространением образовательных инновационных практик и технологий в регионе, оценка возможных социокультурных эффектов, рисков, образовательных и социальных последствий;
- участие в проектной деятельности и реализации региональных, муниципальных, школьных проектов и программ развития, создании экспериментальных площадок и школ-лабораторий, инновационных образовательных комплексов, обеспечивающих развитие и распространение новых образовательных практик, реализации программ модернизации образования в разных территориях и регионах;
- разработка учебно-методического обеспечения для проведения социокультурного анализа инновационных образовательных процессов в регионе, создание методических пособий, сайтов, аудио и видеоматериалов;
- подготовка специалистов, владеющих методами социокультурного анализа и поддержки инновационных образовательных процессов из числа методистов, педагогов, работников системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- изучение и обобщение регионального опыта социокультурного анализа образовательной практики разного уровня, в различных типах образовательных учреждений, в связи с решением инновационных образовательных задач разного класса; создание банка данных социокультурного анализа; подготовка ежегодного аналитического регионального отчёта.
Для реализации данного проекта предлагается создать две региональные экспертные группы социокультурного анализа, которые наработали бы опыт, в дальнейшем подлежащий обобщению и использованию в других регионах. Площадки должны иметь модельный характер и поддерживать происходящие в образовании перспективные инновационные процессы, выполнять функции социокультурного обеспечения инновационных комплексов (ИнКО) в регионах.
Первые региональные экспертные группы социокультурного анализа в образовании могут быть созданы в Республике Саха (Якутия) и Новгородской области.
В Якутии для этого имеется значительный задел.
Анализ социокультурной ситуации стал здесь фактически нормой инновационной практики, проводится уже более пяти лет, выступает основой разработки образовательных программ и проектов разного уровня, от регионального до школьного. Имеются государственные структуры и образовательные сообщества, заинтересованные в развитии опыта (Министерство образования республики, управления образованием Таттинского, Верхоянского, Вилюйского, Нюрбинского, Сунтарского районов, Оленёкского эвенкийского национального района и др.); метод активно используется в рамках ассоциации сельских школ республики, сети региональных экспериментальных площадок и т.д. Практика социокультурного анализа поддерживается рядом руководителей системы образования: министром образования Ф.В. Габышевой, председателем Комиссии по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации Законодательного собрания республики Е.Х.Голомаревой; сформирована активная группа педагогов и управленцев, занимающаяся распространением социокультурного анализа в инновационной практике (Н.И.Бугаев); имеется разветвлённая методическая база для подготовки специалистов (государственная Саха педагогическая академия, Институт регионального развития образования, Институт национальной школы и др.). Наконец, важно, что республика чрезвычайно разнообразна по социокультурным условиям, в которых происходит работа школ и других учреждений; наличие районов разного типа (культурно-исторических, бывших промышленных зон, арктических и др.), представляет большой интерес для отработки разных путей и форм осуществления инновационных процессов и программ модернизации в образовании.
Всё это позволяет считать перспективным создание в республике Саха (Якутия) экспертной группы социокультурного анализа, обеспечивающей в качестве модельной федеральной экспериментальной площадки развитие инновационных процессов в регионе (включая деятельность инновационных образовательных комплексов).
Другой региональной площадкой могла бы выступить Новгородская область. Здесь также имеется определённый продуктивный опыт использования социокультурного анализа в практике управления образованием в регионе, в программно-проектной и инновационной деятельности, в системе непрерывного педагогического образования, подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров. На протяжении ряда лет социокультурный подход в организации образования поддерживается и развивается председателем Комитета по образованию администрации Новгородской области В.Н.Аверкиным, основателем и многолетним директором Института непрерывного педагогического образования Р.М.Шерайзиной, руководителями управления образованием ряда районов. В области имеется мощный культурно-образовательный и инновационный комплекс, интегрирующий деятельность органов управления, одного из лучших в стране региональных университетов (НовГУ им. Ярослава Мудрого), Института непрерывного педагогического образования и регионального центра развития образования. На их базе возможна организация экспертной группы, подготовка специалистов, обеспечивающих социокультурное сопровождение инновационных образовательных практик, деятельность инновационных комплексов, их научно-методическое обеспечение, издательская деятельность и т.д.
Наконец, важно, что в Новгородской области накоплен ценный опыт образования взрослых, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по ряду новых направлений: социальный менеджмент, педагоги-инноваторы, модераторы и др., что позволяет достаточно органично включить новый профессиональный профиль (эксперт-аналитик в области социокультурного анализа в образовании) в существующую систему подготовки.
Создание вышеуказанных экспертных групп в этих двух различных по условиям организации образования и инновационных процессов регионах позволит накопить ценный опыт, отработать вариативные модели организации данной деятельности, выработать обоснованные рекомендации для последующего распространения опыта в других регионах страны.
В итоге реализации проекта предполагаются следующие результаты:
- создание нового социального института (региональная экспертная группа социокультурного анализа в образовании), обеспечивающего социокультурную экспертизу и сопровождение проектов и программ модернизации образования в разных территориально-региональных условиях, развитие и распространение образовательных инновационных практик и технологий в регионе;
- разработка и апробирование региональных моделей деятельности групп социокультурного анализа в образовании, обеспечивающих сопровождение инновационных комплексов;
- разработка учебно-методического обеспечения практики социокультурного анализа в регионе, создание методических пособий, сайтов, аудио и видеоматериалов;
- подготовка специалистов, владеющих методами социокультурного анализа и поддержки инновационных образовательных процессов в регионе из числа методистов, педагогов, работников системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- обобщение регионального опыта социокультурного анализа образовательной практики разного уровня, в различных типах образовательных учреждений, в связи с решением инновационных образовательных задач разного класса; создание банка данных социокультурного анализа в образовании в регионе;
- разработка рекомендаций по распространению продуктивных форм и методов социокультурного анализа в инновационной образовательной практике в других регионах страны.
А.М.Цирульников, д.п.н., проф., член-корреспондент РАО, зав. лабораторией социокультурных проблем развития образования Института управления образованием РАО
[1] А.М.Цирульников. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. С-Пб., 2007. В.Н.Аверкин, А.М. Цирульников. Управление вариативными образовательными системами. В.Новгород, 2000. А.М.Цирульников. Вариативная организация и развитие сельской школы. М., 1994. А.М.Цирульников. История образования в портретах и документах. М., 2001 и др. /←Назад/
[2] См. А.М.Цирульников. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях С.-Пб., 2007, с. 46-61. Качественное образование – надежные инвестиции в будущее. Стратегия образования в республике Саха (Якутия) – 2020. /←Назад/