Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры

Греков А., Балакшина О. Школа «Афины»: образовательные уровни, ступени, модели, профориентация и хитрая система оценивания


Журнал «На путях к новой школе», 2019, №1
Школа «Афины» - одна из самых больших, опытных и необычных частных школа Украины. О некоторых оригинальных сторонах устройства, структуры, порядков и правил «Афин» рассказывают основатели школы.
Интервью Натальи Король у сооснователей киевской школы «Афины»
Содержание:
  1. Предисловие
  2. Если не ставить за учёбу баллы, то как тогда оценивать учеников?
  3. Система учёта учебных достижений: компоненты и уровни
  4. Система автономных ступеней
  5. Сферы развития личности, или Как стать звездой
  6. «Афинская академия»

 

Наталья Король, Алексей Греков, Оксана Балакшина

 

 

Школа «Афины»:
автономные ступени, сферы развития личности, факультеты и оценивание без отметок
Интервью Натальи Король сооснователей киевской школы «Афины» Алексея Грекова и Оксаны Балакшиной

 

 

Предисловие

 

Каждая авторская школа по-своему уникальна. Во время визита в Киев мне удалось познакомиться со Школой «Афины», которая живёт уже 25 лет. Я взяла интервью у со-основателей, со-руководителей и идеологов школы - и делюсь с вами их находками.

По словам Алексея и Оксаны, они пытались найти ответы на вопросы:

• как обойтись без школьных оценок?

• как сделать структуру школы гибкой и настраиваемой на ученика?

• как помочь детям разносторонне развиваться?

• как дать возможность подросткам «пощупать» профессии на практике?

О найденных ответах мы расскажем в этом материале. А первый вопрос со-основателям школы:

Наталья Король

 

Если не ставить за учёбу баллы, то как тогда оценивать учеников?

 

- Мы задали себе вопрос: а зачем мы оцениваем? Какой результат мы хотим получить на выходе? Потому что если мы, например, оцениваем «знания» и не учитываем, способен ли ученик применить их для создания нового знания, мы получим напичканных фактами, но интеллектуально бесплодных выпускников. Именно система оценивания определяет, какие качества и какие модели поведения учеников поощряются школой. Поэтому мы отказались от балльной оценки и разработали модель «образовательных уровней».

- Почему вы выбрали именно эту систему?

- Потому что она простая, понятная и детям, и родителям, и при этом она максимально «безличная». К каждой теме прописаны четкие критерии, что нужно знать, что уметь, какими навыками обладать и какой продукт создать, чтобы зафиксировать тот или иной уровень.
В начале каждого триместра в школе встречаются тьютор, его подопечный ученик и родители ученика, чтобы обсудить, какие темы предлагаются к изучению, и на какой уровень по каждой из них ученик претендует. Происходит совместная выработка решений: что конкретно для этой семьи важно в образовании. По итогам встречи между школой в лице тьютора, учеником и его родителями заключается трехсторонний договор (своеобразный «проект табеля»), в котором указываются целевые уровни ученика.
Преподавателям известны эти целевые уровни, и каждый педагог понимает, какие амбиции у того или иного ученика, и как с ним следует работать. Таким образом, перефразируя известную пословицу, школа предлагает «водопой», а уж сколько из него «выпить», каждый ученик решает сам. Так у нас реализуется один из ключевых принципов демократического образования - ответственная свобода выбора.
Все учебные курсы, критерии к темам, целевые уровни, индивидуальные задания и показатели эффективности работы учащихся фиксируются в электронной системе учета учебных достижений. Эта информация доступна в личных онлайн-кабинетах родителям, тьюторам и самим ученикам.
- Что случится, если ученик не достигнет целевых уровней?

- Они могут быть пересмотрены. Преподаватели в конце каждого триместра пишут свои комментарии, перечисляя достижения ученика и подсказывая, над чем ему следовало бы поработать в следующем триместре. Комментарии размещаются в личных кабинетах, с ними могут ознакомиться и ученики, и родители. А в начале следующего триместра происходит встреча-«вертушка», когда родители через веб-форму записываются на короткую личную встречу к тем или иным преподавателям, чтобы обсудить успехи или проблемы их детей. Впрочем, если нужно срочно получить какую-либо информацию, нет необходимости дожидаться конца триместра. Всегда можно обратиться за помощью к своему тьютору.

- В чём функция тьютора?

- В нашей идеологии, тьютор - это представитель семьи в школе и школы в семье. Все наши педагоги (за редчайшим исключением) - тьюторы, и у каждого от двух до восьми подопечных. Все прошли 64-часовый курс обучения тьюторингу в International Academy of Tutoring, основанной Школой «Афины» совместно с Collegium Wratislaviense.
В первом классе тьютор ребенку назначается, но уже начиная со 2-го класса, дети и взрослые выбирают друг друга. Процедура выборов продолжительная и многоступенчатая, поскольку для нас важно, чтобы в паре «тьютор - тьюторант» отношения возникали самые доверительные.
Каждую неделю у детей есть групповые и индивидуальные встречи со своими тьюторами. На этих встречах они могут обсуждать очень разные вопросы, но главная задача тьютора - помочь ребенку осознать свои сильные и слабые стороны, научить делать выбор и принимать его последствия, ставить собственные цели и намечать пути их достижения. Ребенок развивается в пяти направлениях, или сферах - эмоциональной, физической, социальной, технологической и интеллектуальной, - совершая в них большие или маленькие, но крайне важные для себя шаги. Эти шаги фиксируются как «зачетные поинты» В результате у тьюторанта складывается личное портфолио достижений, отображающее его индивидуальную образовательную траекторию, а количество набранных поинтов является числовым отображением полноты и качества этого портфолио.
Мы отказались от традиционного подхода «учитель - класс - урок». В основе нашей системы - ребенок и его индивидуальная программа, индивидуальный набор учебных курсов и учебных заданий. И даже обучаясь вместе, каждый ставит свои собственные образовательные цели и использует собственные стратегии их достижения.
Потому что мы интересны друг другу, когда совпадаем по ценностям, и полезны друг другу, когда не совпадаем по навыкам и талантам.

Система учёта учебных достижений: компоненты и уровни

Итак, мы разработали и внедрили в Школе «Афины» уровневую систему учета учебных достижений. Она состоит из четырёх компонентов (это важно: компонентов - не уровней!), которые мы обозначили латинскими буквами A, B, C и D.
Компонент D - это просто «знания», то, что нельзя вывести из другого знания, а можно только взять и запомнить: аксиомы, определения, слова иностранного языка.
Компонент C - это «навыки», простые алгоритмы, повторяющиеся действия, которые надо просто довести до автоматизма, чтобы выполнять их не задумываясь: сокращение дробей, определение масштаба, построение вопросительного предложения в английском языке.
Компоненты D и C могут быть проверены обычным тестом, поскольку здесь можно задать четкие критерии проверки результата: количество правильных ответов, скорость выполнения и т.п .

Компонент B - это «умения», сложные алгоритмы, «открытые» вопросы и нетривиальные задачи, требующие от ученика понимания сути явления и догадки, как и какие имеющиеся у него знания и навыки понадобятся для ответа или решения. Например, можно предложить учащемуся написать эссе на заданную тему, или решить олимпиадную задачу, или описать на английском погоду за окном.
Результат решения может быть неверным. Это не важно. Открытый вопрос может и вовсе не иметь «правильного» ответа. Здесь проверяется другое: умеет ли ученик думать, сопоставлять, делать выводы. Для этой цели тест не годится. Проверка требует непосредственного участия учителя или, еще лучше, независимого специалиста, который способен увидеть и оценить ход мысли ученика. Здесь хорошо работают дискуссия или диспут. Если стороны в споре представлены учениками, учитель может играть роль судьи. Его задача не в том, чтобы определить, кто прав, а кто - нет, а в том, чтобы зафиксировать, способен ли участник отстоять свою точку зрения с привлечением необходимого понятийного аппарата.

Компонент A - «продукт». Продукт - это не просто что-то, созданное учеником. Это то, что кем-то востребовано, то есть у продукта есть потребитель. Этот потребитель и будет являться оценщиком созданного продукта. Например, старшеклассник провел у младших школьников урок, и дети прекрасно усвоили материал, в чем учитель смог убедиться. Тогда этот урок - и есть «продукт», созданный учеником. «Продуктом» может быть победа в районной олимпиаде, или роль, сыгранная в школьном спектакле, или снятый учеником ролик, выложенный на YouTube и набравший определенное количество лайков. Главное - продукт не оценивается решением преподавателя, а принимается неким независимым «жюри», даже если это жюри состоит из зрителей или первоклассников.
Из этих четырёх компонентов складываются три образовательных уровня.

Два компонента D и C вместе дают уровень C. Три компонента - D, C и B - дают в сумме уровень B, а все четыре компонента фиксируются, как уровень A. Не правда ли, очень просто?
Это не только просто, но и полностью прозрачно. Наши учителя по каждой большой теме каждого предмета написали критерии для каждого компонента каждого уровня: что следует выучить, что ученик должен освоить, какими инструментами это будет проверяться и фиксироваться. Любой, начиная изучение любой темы, уже знает эти критерии и может выбрать, какой уровень по какому предмету для него будет целевым.
Мы заключаем трёхсторонний договор между родителями, учеником и школой с фиксацией целевых уровней и пересматриваем его каждый триместр: ведь ситуация может измениться.

Порой ученик, поставивший себе заниженную планку, вдруг понимает, что он способен на большее и готов взять уровень B, а может в дальнейшем - и A. Но случается и обратное: ну не по всем же предметам у ребенка обязательно должно быть A! Он просто рухнет, пытаясь сделать в срок необходимые для этого «продукты». Так что и ему, и родителям приходится выбирать - что для них действительно важно, а что - не настолько, или не важно совсем.
У этой системы есть ещё одно преимущество: мы ничего не усредняем. Ученик получает табель, в котором указаны все темы по всем предметам, изученные в этом году, и для каждой обозначен достигнутый уровень. Всегда есть возможность вернуться к пропущенной или не понятой теме, повторить её и сдать зачёт, зафиксировав новый, более высокий результат.
Избавились ли мы вовсе от оценок? Конечно нет. Для отработки навыка полезно сравнение с каким-то эталонным показателем. Но мы практически избавились от произвола учителя, который уже не оценивает ученика, а лишь фиксирует, взят ли уровень согласно определённым критериям.
Мы избавились от «предметного шовинизма», когда учитель, считая, что его предмет - самый важный, заставляет всех без разбора с ненавистью заучивать аксиомы или зубрить стихи. Оценка перестала быть стимулом, которым учитель хлещет нерадивого ученика. Уровень - это то, что ты хочешь и можешь взять, и сам процесс достижения результата может стать для тебя удивительным приключением.
Можно познакомиться с правилами школы  и с нашим Меморандумом , который подписывают все родители и преподаватели. А подробнее об всём этом можно прочитать в статье«Школа без оценок» .

Система автономных ступеней

Школа «Афины» по сути состоит из пяти школ, которые мы называем «ступенями». У каждой ступени свой руководитель, свой коллектив педагогов, свои правила и традиции, а иногда и отдельное здание! И тем не менее - Школа «Афины» едина, как един организм, в котором каждый орган выполняет свою важную функцию. И это неспроста. Мы следуем концепции «живой организации», описанной Стаффордом Биром и Ари де Гиусом. Управляется школа Координационным советом, в который входят основатели, руководители ступеней и руководители проектов.
Обучение на каждой ступени длится 2-3 года в среднем. Почему «в среднем»? - Потому, что каждый ученик может затратить разное - большее или меньшее - время на прохождение одной ступени, и только от его желания, способностей и приложенных усилий зависит, насколько быстро он закончит очередную ступень.
Как мы определяем, что ученик готов перейти на более высокую ступень?

  • Он может представить список целей, выработанный им вместе со своим тьютором,
  • вместе с подтверждением того, что цели достигнуты, причём с вот таким результатом,
  • и в доказательство предъявить портфолио выполненных проектов - научных, творческих, социальных, возможно - с отзывами детей и взрослых, принимавших в них участие.

В общем, это скорее похоже на защиту диплома, чем на школьный экзамен или тест ВНО (ЕГЭ).
Ступени имеют определённую автономность - право организовывать свою работу, опираясь не на универсальный учебный план, а на уникальную комбинацию запросов учеников и родителей, при этом решая и свою конкретную задачу:

  • на первой ступени - обеспечить первичную социализацию детей,
  • на второй - дать им опыт коллективной деятельности в разновозрастных учебных группах,
  • на третьей - поставить ученикам навык работы в различных проектах, 
  • на четвёртой - помочь им освоить обширный массив научной и общекультурной информации в форме интенсивных базовых курсов,
  • на пятой - поддержать углубленное изучение каждым учеником предметов, входящих в выбранный им индивидуальный профиль.

 

Просим понять правильно: автономность не означает ни «полной свободы», ни независимости от других образовательных структур, ни даже отказа от иерархий в пользу плоских сетевых структур. Автономность - это лишь возвращение государством ответственности за обучение детей - самим ученикам, их родителям, учителям-наставникам - и нанятым ими образовательным менеджерам (http://kontrakty.ua/article/45235" target="_blank">Подробнее про ступени ).

Сферы развития личности, или Как стать звездой

Нам показалось забавным представить все качества человека, которые ему нужны, чтобы считаться разносторонне развитой личностью, в виде маленького человечка-звезды, с ножками, ручками, головой и туловищем, - так, как показано на рисунке.
Поскольку маленький человечек должен крепко стоять на своих ногах, ему с раннего детства нужно научиться управлять собой на физиологическом (Ф) и эмоциональном (Э) уровне.
Сейчас не в чести спартанское воспитание, но, право, наше желание поберечь ребёнка и «подстелить ему соломки» зачастую куда вреднее для его души и тела, чем жестокие испытания, которым подвергали своих детей суровые лаконские воины.
Итак, «ножки» - это то, с чего следует начинать, не забывая при этом о «ручках», которыми наш человечек ощупывает и перестраивает окружающий мир. Это две весьма сходные составляющие - технологическая (Т) и социальная (С).
Развивая первую, мы учим детей не только владеть инструментами - ножницами, молотком или кистью художника, - но и понимать смысл причинно-следственной связи: есть этапы работы, которые нужно пройти в определенной последовательности, и пропуск любого из них не позволит достичь желаемого результата.
Развитие второй, социальной составляющей позволяет ребёнку научиться взаимодействовать с другими людьми, которые, в отличие от неодушевленных объектов, имеют свои цели, желания и потребности. 
Это обучение - не то же самое, что модное нынче воспитание лидерских качеств. Это, скорее, опыт двусторонней коммуникации и сотрудничества, умение понять, что каждый человек ценен именно своей непохожестью на тебя.
Наконец, интеллектуальная (И) составляющая, - хотя и находится вверху, образуя голову нашего человечка, в действительности она не более важна, чем предыдущие четыре.
Ещё раз нужно подчеркнуть: мы говорим не о том, чтобы набить детский ум ватой так называемых «знаний», а о том, чтобы научить ребёнка использовать свой разум как инструмент, с помощью которого он способен не только понять, но и приспособить под себя окружающий мир. А это значит, он должен научиться оценивать сильные и слабые стороны разных идей и подходов, должен научиться ставить себя на место оппонента и находить резоны в его аргументации, должен научиться находить компромиссные решения там, где это уместно, и корректно отстаивать свою точку зрения, когда компромисс невозможен.
Говоря «должен научиться», мы понимаем это не как долг ученика перед учителями, родителями или государством, но как процесс постепенного осознания ребёнком своей ответственности перед собою будущим, как непременный этап на пути к осмысленному целеполаганию.
Но этих пяти составляющих недостаточно.
Наш человечек не станет совершенен, если он окажется лишен шестой - нравственной  (Н) составляющей, расположенной там, где у нас находится сердце.
Когда мы задали вопрос Игорю Алексеевичу Трухину, нашему другу и консультанту, много лет занимающемуся проблемами становления личности: «Как воспитать нравственного человека?», - он только замахал руками и сказал: «Коллеги, это затея глупая и пустая. Принуждением нравственность воспитать нельзя. Ни уроки морали, ни мораль на уроках, ни чтение самых замечательных книг бесполезны. Но вы можете создать условия, которые позволят некоторым детям становиться нравственнее. А для этого достаточно, чтобы в основе вашей образовательной системы лежали два главных принципа: честность и милосердие».
Честность и милосердие - своего рода ДНК нравственности, но, естественно, они не должны проповедоваться на словах, а обязаны проявляться в делах, причем успех или неуспех вашей модели будет определяться тем, насколько честны и милосердны будут взрослые»(Подробнее про "Сферы развития" ).

«Афинская академия»

В Европе и Америке high school, то есть школа для подростков 15-17 лет, которые выбрали, что делать в жизни, уже давно отделена от базовой школы. Предлагая нашим ученикам по окончанию 9-го класса выбрать определенный «факультет», мы не изобрели велосипед, а лишь попытались научиться на нем ездить.
Сейчас в «Афинской академии» работают четыре факультета:

 

  • естественно-научный (физика, химия, биология, математика),
  • медиатехнологий (создание разных медиапродуктов - от театрального спектакля до архитектурного проекта),
  • бизнеса и менеджмента,
  • социальной активности (история, право, экономическая география, политология, социология).

 

Обучение на нашей 5-й ступени длится два года. За это время каждый «студент» может не только выбрать будущую профессию и определиться с вузом, но также существенно углубить знания по профильным дисциплинам и создать не менее 6 индивидуальных профессиональных проектов (один проект за триместр).
Курсы, изучаемые на факультетах, часто невозможно соотнести с перечнем предметов, утверждённых Министерством образования. Например, студенты изучают «Дизайн мышления», «Постполитику», «Виртономику» и «Урбанистику», снимают художественные фильмы, проводят выставки, составляют заявки на получение настоящих грантов.
К преподаванию в Академии мы привлекаем профессионалов в соответствующих областях, которые выступают не столько преподавателями, сколько научными руководителями и «супервайзерами» ученических проектов.
В прошлом учебном году у нас было 24 выпускника. Из них 20 поступили в зарубежные вузы и сейчас учатся в Чехии, Польше, Канаде, Голландии, Ирландии, Великобритании и США.


Примечание: оригинал статьи сопровождается несколькими поясняющими схемами. Их вы можете увидеть в журнале «На путях к новой школе» №1, 2019 , вывешенном на нашем сайте.

Возврат на страницу Журнал «На путях к новой школе». 2019 № 1

 


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c2/375
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/375
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?