Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Шулешко Е. Пятилетки и начала грамоты


Газета "Детский сад со всех сторон", № 29-30, август 2004г.
Главная цель работы с пятилетками - создать в группе особый микроклимат доброжелательного внимания друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему.

Главная цель работы с пятилетками - создать в группе особый микроклимат доброжелательного внимания друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему.
Для этого надо научиться обращать внимание не на то, какими конкретными умениями овладели дети, а на продуктивный характер их работы, на интерес к делу, к тому, как это дело выполняют другие, на готовность и стремление включиться в ход этого дела.
В принципе не имеет значения, чем именно вы будете заниматься с детьми для достижения этой цели. Важно, чтобы цель и пути ее достижения были осознаны. Вполне вероятные неудачи в начале пути должны приносить не разочарование и отказ от дальнейших усилий, а, напротив, опыт и осмотрительность. Надо смириться с тем, что легкого и быстрого успеха быть не может. Необходимо по крайней мере несколько недель, чтобы ваши пятилетки привыкли «включаться» друг на друга, обращать внимание на усилия других, не стремиться выскочить вперед и получить похвалу, относительно объективно оценивать свою и чужую работу.

* * *

Что из материала, непосредственно предназначенного для обучения грамоте, годится для пятилеток?
Годится весь добуквенный материал. Это, в первую очередь, рисование с использованием формы медиатора - «листика» - а также производных от нее форм - «поллистика» и овала. Дети могут рисовать каждый на своем листочке, а могут - по двое (тогда в «команде» будет 2-3 пары) на общих листках, могут - общую композицию на большом листе всей «командой».
Годятся графические диктанты обоих видов - и стирание-рисование узоров из чередующихся простых элементов, и рисование под диктовку композиций с разным пространственным размещением известных детям «листиковых» форм. Очень хороши для пятилеток игры «Рыбная ловля» и «Стрельба по мишеням». Можно использовать росчерки - не самые сложные, конечно, в основном - петельные, типа «пилим бревно», «аш», овалы и некоторые другие по вашему выбору. Можно освоить квадрат с его точками в центре и на серединах сторон и попробовать писать в нем, например, овал.
Во второй половине учебного года, ближе к весне, можно внести в группу и «Аквариум», а потом и малые алфавитные таблицы. Играть в «Знатоков» можно после гораздо более длительного, чем в подготовительной группе, периода ознакомления с этими таблицами. Конечно, можно и нужно детям крутить пальцами волчки и набирать петли на спицы. И, главное - нужно много, с интересом и очень доброжелательно говорить по поводу всех этих дел, а также и по любым другим поводам, возникающим в детсадовской жизни.
Нет определенного объема материала, который вы, работая в старшей группе, были бы обязаны освоить с детьми. Вы можете ограничиться «листиковыми» формами и их обсуждением, можете взять два росчерка, а можете - десять. Можете брать или не брать алфавитные таблицы. Нет также и «верхней» границы материала, который можно осваивать в старшей группе. Если группа сильная, совместная деятельность у детей хорошо развита в игре и повседневной жизни, дети постоянно чувствуют уважение взрослых к их проблемам, отношениям и делам - то возможно, что вы сумеете освоить с детьми и относительно сложные росчерки, и написание арабских цифр в квадратах, и некоторые элементы букв, и «ловлю звуков», и простейшие слоговые значки.
Но и здесь, в сильной, слаженно работающей группе надо помнить, что «пройти» определенный материал и даже усвоить его на весьма хорошем уровне - ни в коем случае не самоцель, а всего лишь одно из следствий и результатов вашей качественной повседневной работы. Этот результат - не самый важный. Гораздо важнее - умение и стремление детей работать сообща, их интерес ко всему происходящему в группе, взаимное уважение и доверие. Работа в старшей группе, принесшая этот результат, независимо от объема материала, на котором он достигнут, даст вам большую «фору» для продвижения дела в подготовительной группе, освободит ваше и детское время и силы для содержательных интересных занятий.

* * *

Помимо традиционных видов работ, заданий, занятий, игр, вводятся некоторые незнакомые и специфические. Но и уже известные виды работ тоже могут включаться в определенную систему отношений и приобретать особую направленность. Перечислим некоторые характерные виды такой направленности для пятилеток.
Самостоятельная ориентировка в назывании рук, действиях к себе и от себя - постоянно включать во все виды деятельности оценку выбора партнером руки (весь год).
Ориентировка на плоскости - графические диктанты (сентябрь, октябрь), серии рисунков (ноябрь, декабрь), «Аквариум», карта города, района, села, улицы и др. (январь-май).
Пространственная ориентировка - игра «Разведчики», в подвижных играх, хороводах и т.д., сговор на перемещение в пространстве (сентябрь, декабрь).
Согласование действий руки и голоса - росчерки, считалки в медленном и быстром темпе с движения руки, пение с дирижированием (весь год).

* * *

В старшей группе перед детьми не ставится задача читать текст. Если кто-то и смог сделать это, то это его личная заслуга. Для нас интересен сам факт умения соотносить момент речи с движением рук и глаз как по готовому рисунку, так и при восстановлении известного рисунка. Эта деятельность детей наиболее важна для них, как основа становления позы пишущего. Но это требует отказа от позиции только зрителя и принятия иного образа действующего лица - слушателя. Здесь сказанное становится приоритетным по отношению к сделанному с точностью до совпадения по времени как в целом, так и по частям. Сделать движение графически точным без сопровождения речью невозможною. Благодаря ритмизации своих действий с помощью речи, многообразие готовых зрительных рисованных образов превращается в вариации графического движения по размеру и по переходу от одного направления к другому.
Структурно ритмизация реализуется на одном из трех уровней: пословном, слоговом и звуковом, что меняет темп смены движений по направлению. Смене темпа соответствует и уменьшение размеров, размаха движений (от широких, крупных к мелким и быстрым). На этом пути происходит рождение рисовальщика, пишущего картины, из рисовальщика - рассказчика, каким и является ребенок в 5 лет.
У детей уже есть умение помогать напарнику вовремя выполнить задуманное в танце, в трудовой операции, в рисовании, в рассказывании, достигая общей (и полной) согласованности в совместных действиях. При этом в ней не должно быть буквального совпадения характера действий. Если кто-то говорит, то другим следует писать; кто-то действует, - другие говорят вслух (или для себя). Если кто-то рисует, то остальные обдумывают, как высказать свое отношение к изображенному.
Слыша и видя того, кто действует вместе с ними, каждый участник общего дела учится ценить это впечатление о человеке как выразительное. Рабочая поза другого становится предметом наблюдения.

Евгений ШУЛЕШКО

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c17/50
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/50
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?