Главная цель работы с пятилетками - создать в группе особый микроклимат доброжелательного внимания друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему.
Для этого надо научиться обращать внимание не на то, какими конкретными умениями овладели дети, а на продуктивный характер их работы, на интерес к делу, к тому, как это дело выполняют другие, на готовность и стремление включиться в ход этого дела.
В принципе не имеет значения, чем именно вы будете заниматься с детьми для достижения этой цели. Важно, чтобы цель и пути ее достижения были осознаны. Вполне вероятные неудачи в начале пути должны приносить не разочарование и отказ от дальнейших усилий, а, напротив, опыт и осмотрительность. Надо смириться с тем, что легкого и быстрого успеха быть не может. Необходимо по крайней мере несколько недель, чтобы ваши пятилетки привыкли «включаться» друг на друга, обращать внимание на усилия других, не стремиться выскочить вперед и получить похвалу, относительно объективно оценивать свою и чужую работу.
* * *
Что из материала, непосредственно предназначенного для обучения грамоте, годится для пятилеток?
Годится весь добуквенный материал. Это, в первую очередь, рисование с использованием формы медиатора - «листика» - а также производных от нее форм - «поллистика» и овала. Дети могут рисовать каждый на своем листочке, а могут - по двое (тогда в «команде» будет 2-3 пары) на общих листках, могут - общую композицию на большом листе всей «командой».
Годятся графические диктанты обоих видов - и стирание-рисование узоров из чередующихся простых элементов, и рисование под диктовку композиций с разным пространственным размещением известных детям «листиковых» форм. Очень хороши для пятилеток игры «Рыбная ловля» и «Стрельба по мишеням». Можно использовать росчерки - не самые сложные, конечно, в основном - петельные, типа «пилим бревно», «аш», овалы и некоторые другие по вашему выбору. Можно освоить квадрат с его точками в центре и на серединах сторон и попробовать писать в нем, например, овал.
Во второй половине учебного года, ближе к весне, можно внести в группу и «Аквариум», а потом и малые алфавитные таблицы. Играть в «Знатоков» можно после гораздо более длительного, чем в подготовительной группе, периода ознакомления с этими таблицами. Конечно, можно и нужно детям крутить пальцами волчки и набирать петли на спицы. И, главное - нужно много, с интересом и очень доброжелательно говорить по поводу всех этих дел, а также и по любым другим поводам, возникающим в детсадовской жизни.
Нет определенного объема материала, который вы, работая в старшей группе, были бы обязаны освоить с детьми. Вы можете ограничиться «листиковыми» формами и их обсуждением, можете взять два росчерка, а можете - десять. Можете брать или не брать алфавитные таблицы. Нет также и «верхней» границы материала, который можно осваивать в старшей группе. Если группа сильная, совместная деятельность у детей хорошо развита в игре и повседневной жизни, дети постоянно чувствуют уважение взрослых к их проблемам, отношениям и делам - то возможно, что вы сумеете освоить с детьми и относительно сложные росчерки, и написание арабских цифр в квадратах, и некоторые элементы букв, и «ловлю звуков», и простейшие слоговые значки.
Но и здесь, в сильной, слаженно работающей группе надо помнить, что «пройти» определенный материал и даже усвоить его на весьма хорошем уровне - ни в коем случае не самоцель, а всего лишь одно из следствий и результатов вашей качественной повседневной работы. Этот результат - не самый важный. Гораздо важнее - умение и стремление детей работать сообща, их интерес ко всему происходящему в группе, взаимное уважение и доверие. Работа в старшей группе, принесшая этот результат, независимо от объема материала, на котором он достигнут, даст вам большую «фору» для продвижения дела в подготовительной группе, освободит ваше и детское время и силы для содержательных интересных занятий.
* * *
Помимо традиционных видов работ, заданий, занятий, игр, вводятся некоторые незнакомые и специфические. Но и уже известные виды работ тоже могут включаться в определенную систему отношений и приобретать особую направленность. Перечислим некоторые характерные виды такой направленности для пятилеток.
Самостоятельная ориентировка в назывании рук, действиях к себе и от себя - постоянно включать во все виды деятельности оценку выбора партнером руки (весь год).
Ориентировка на плоскости - графические диктанты (сентябрь, октябрь), серии рисунков (ноябрь, декабрь), «Аквариум», карта города, района, села, улицы и др. (январь-май).
Пространственная ориентировка - игра «Разведчики», в подвижных играх, хороводах и т.д., сговор на перемещение в пространстве (сентябрь, декабрь).
Согласование действий руки и голоса - росчерки, считалки в медленном и быстром темпе с движения руки, пение с дирижированием (весь год).
* * *
В старшей группе перед детьми не ставится задача читать текст. Если кто-то и смог сделать это, то это его личная заслуга. Для нас интересен сам факт умения соотносить момент речи с движением рук и глаз как по готовому рисунку, так и при восстановлении известного рисунка. Эта деятельность детей наиболее важна для них, как основа становления позы пишущего. Но это требует отказа от позиции только зрителя и принятия иного образа действующего лица - слушателя. Здесь сказанное становится приоритетным по отношению к сделанному с точностью до совпадения по времени как в целом, так и по частям. Сделать движение графически точным без сопровождения речью невозможною. Благодаря ритмизации своих действий с помощью речи, многообразие готовых зрительных рисованных образов превращается в вариации графического движения по размеру и по переходу от одного направления к другому.
Структурно ритмизация реализуется на одном из трех уровней: пословном, слоговом и звуковом, что меняет темп смены движений по направлению. Смене темпа соответствует и уменьшение размеров, размаха движений (от широких, крупных к мелким и быстрым). На этом пути происходит рождение рисовальщика, пишущего картины, из рисовальщика - рассказчика, каким и является ребенок в 5 лет.
У детей уже есть умение помогать напарнику вовремя выполнить задуманное в танце, в трудовой операции, в рисовании, в рассказывании, достигая общей (и полной) согласованности в совместных действиях. При этом в ней не должно быть буквального совпадения характера действий. Если кто-то говорит, то другим следует писать; кто-то действует, - другие говорят вслух (или для себя). Если кто-то рисует, то остальные обдумывают, как высказать свое отношение к изображенному.
Слыша и видя того, кто действует вместе с ними, каждый участник общего дела учится ценить это впечатление о человеке как выразительное. Рабочая поза другого становится предметом наблюдения.
Евгений ШУЛЕШКО