Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Блудова Л. Шестилетки в классе


Газета "Детский сад со всех сторон", № 31-32, август 2004г.
«Шестилетки» - дети подготовительной группы.
Эти два понятия в нашей стране долго могли считаться синонимом. Правда, в начале восьмидесятых прошёл широкомасштабный эксперимент с обучением шестилетних детей в первых классах; этот эксперимент катастрофически провалился в массовой практике, хотя он и дал множество интересных научных результатов.
Вновь желание посадить шестилеток за парты воскресло уже на рубеже столетий - как автоматическое «эхо» проекта двенадцатилетней школы. Ещё пару лет назад людей во множестве городов убеждали, что такой итог неизбежен, нужно не возражать, а приспосабливаться.
Но энергичное сопротивление большого числа выдающихся российских учёных, многих педагогов, журналистов, родителей - позволило остановить этот якобы непобедимый «административный каток». Об идее «двенадцатилетки» в России уже стыдятся вспоминать, подготовительные группы (где их не успели разгромить) в садах сохранены, в школы детей до шести с половиной лет по закону отдавать не разрешается.
А вот на Украине российскую идею с двенадцатилеткой подхватили - только научное и общественное сопротивление организовывать там было некому. Украинские дети идут в школу в шесть лет, а «подготовишками» стали теперь «пятилетки».
Пять диалогов с участниками школьной жизни
Содержание:
  1. Говорят выпускники подготовительного отделения школы
  2. Разговор с учителем подготовительного отделения
  3. Разговор с родителями будущих первоклашек
  4. Разговор с учителем 1 класса
  5. Говорят дети-первоклассники (седьмой год жизни)

 

 

«Шестилетки» - дети подготовительной группы.
Эти два понятия в нашей стране долго могли считаться синонимом. Правда, в начале восьмидесятых прошёл широкомасштабный эксперимент с обучением шестилетних детей в первых классах; этот эксперимент катастрофически провалился в массовой практике, хотя он и дал множество интересных научных результатов.
Вновь желание посадить шестилеток за парты воскресло уже на рубеже столетий - как автоматическое «эхо» проекта двенадцатилетней школы. Ещё пару лет назад людей во множестве городов убеждали, что такой итог неизбежен, нужно не возражать, а приспосабливаться.
Но энергичное сопротивление большого числа выдающихся российских учёных, многих педагогов, журналистов, родителей - позволило остановить этот якобы непобедимый «административный каток». Об идее «двенадцатилетки» в России уже стыдятся вспоминать, подготовительные группы (где их не успели разгромить) в садах сохранены, в школы детей до шести с половиной лет по закону отдавать не разрешается.
А вот на Украине российскую идею с двенадцатилеткой подхватили - только научное и общественное сопротивление организовывать там было некому. Украинские дети идут в школу в шесть лет, а «подготовишками» стали теперь «пятилетки».
Про характер массового обучения в нынешних украинских первых классах, про учителей, приходящих в детские сады «готовить к школе» пятилетних детей, доходят до нас самые грустные новости.
Но на этом фоне выделяется ряд педагогических коллективов и учебных заведений, где пытаются создавать особые формы взаимодействия школы и садика, где стараются и в школах сохранить для шестилеток хотя бы самые необходимые черты дошкольного детства. Впрочем, даже и здесь это даётся не легко.
Один из таких коллективов - подготовительное отделение спецшколы с углубленным изучением иностранного языка г. Луганска. Там работает психологом наш постоянный автор Лилия Анатольевна Блудова: сама создатель оригинальной модели устройства детского сада, давняя соратница знаменитых Никитиных.
Подготовленные ею диалоги с детьми, воспитателями, учителями, родителями позволяют заметить, понять, зафиксировать некоторые очень важные вещи и о шестилетках, и об их восприятии школьной жизни, и о чертах сходства и различия в профессиональных позициях учителей и воспитателей.

Говорят выпускники подготовительного отделения школы

Детям около шести лет. Беседуют с детьми психолог Лилия Анатольевна БЛУДОВА и учитель-воспитатель подготовительного отделения Ольга Викторовна КОЧУРА.

Ольга Викторовна. Ребята, вы почти целый год ходили на занятия и многому научились. Можете рассказать о школе? Если бы инопланетяне прилетели и попросили вас объяснить им, что такое школа? Как бы вы об этом рассказали?
Никита Сухаревский. В школе учат писать, читать, считать, рисовать.
Сережа Корда. Я был на празднике. В школе поют и танцуют.
Жора Рублевский. В школе учатся здороваться и прощаться, и встречаться с детьми и учителями.
Лилия Анатольевна. А что вам в школе нравится?
Влада Грабовенко. Мне нравится учиться!
Жора Рублевский. Я больше всего люблю писать в тетради, когда красиво получается.
Вова Кирюшин. Мне нравится выполнять задание, которое дает учительница.
Никита Сухаревский. Я люблю рисовать
Влада Грабовенко. Я - отвечать на вопросы.
Никита Сухаревский. В школе надо выполнять правила: не бегать, не кричать, не толкаться, не ломать игрушки.
Сережа Корда. Не отбирать ни у кого ничего.
Лилия Анатольевна. А для чего существуют правила, почему их нужно выполнять? Может быть можно без них обойтись?
Никита Сухаревский. Нет, нельзя. Могут все разбить и поломать. Без правил все будут бегать и кричать, драться и ссориться, и не будут дружить друг с другом.
Егор Рогозин. А у меня друзья появились. Я дружу с Никитой.
Сережа Корда. А я с Жорой дружу, мы с ним играем.
Ольга Викторовна. Это очень хорошо, что вы выполняете правила и поэтому живете в классе все дружно, у вас есть друзья, вы с ними играете. А какими должны быть ученики?
Володя Кирюшин. Послушными.
Влада. Любознательными, исполнительными. Они должны выполнять, что говорит учитель.
Владик. Хорошо учиться!
Ольга Викторовна. А как определить, кто хорошо учится, а кто плохо?
Дети. Плохой ученик делает много ошибок.
Лилия Анатольевна. Вы приходите в школу получать знания. Понятно, многое не умеете, всему только учитесь. Когда не умеешь, не знаешь, а только учишься, то и ошибки допускаешь. Значит, ты плохой ученик? Можешь ли ты сделать ошибку или нет?
Влада. Нет. Хороший ученик будет выполнять до тех пор, пока не получится. Будет исправлять ошибки. А плохой - нет.
Ольга Викторовна. Об ученике вы рассказали, а каким должен быть учитель?
Дети (перебивая друг друга). Красивым, умным, добрым, всё знать.
Лилия Анатольевна. А как узнать, что человек добрый?
Жора. Добрый всегда помогает сделать, когда не умеешь. Не кричит на тебя, не ругает. Может тебя послушать.
Влада. А ЕЩЕ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН УМЕТЬ УЧИТЬ ДЕТЕЙ. (Эта не по-детски высказанная мысль просто поразила. Прим. Л.А.Блудовой)
Лилия Анатольевна. Что значит уметь учить детей?
Влада. Объяснять, чтобы было понятно.

Разговор с учителем подготовительного отделения

Лилия Анатольевна. Ольга Викторовна, вы двадцать лет работали в детском саду с ребятами разного возраста, а пять последних лет специализировались на вопросах подготовки детей к школе. Сейчас вы работаете с первоклассниками шести лет как воспитатель и учитель. Нужно ли специально готовить детей к школе, или же программа детского сада справляется с этой задачей?
Ольга Викторовна. Хотя я много лет отдала работе с дошкольниками и хорошо знаю существующие программы и систему работы с детьми, попав в школу, я поняла, что взгляды на обучение детей у воспитателей и учителей разные. ШКОЛА УЧИТ ОСНОВАМ НАУК: ЯЗЫКА, МАТЕМАТИКИ и т.д. И ЭТУ ОСНОВУ НАУК ВСЕ УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ. В ЭТОМ УСПЕХ ОБУЧЕНИЯ. Сама система обучения предполагает наличие регламентированных учебных планов с указанием тем и количества отведенного для этого учебного времени. Учитель должен ОБЯЗАТЕЛЬНО дать определенные знания и НАУЧИТЬ. И поэтому любые пропуски в усвоении материала дают пробелы в знаниях. Ученик должен ежедневно получать определенную «порцию» знаний. Усваивает знания - хорошо учится, не усваивает - нужно с ним работать. В ДЕТСКОМ САДУ РАСШИРЯЮТ КРУГОЗОР РЕБЁНКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, И У КАЖДОГО РЕБЕНКА ОН РАЗНЫЙ. Это зависит и от уровня культуры, и образованности семьи, от обязательности посещения дошкольного учреждения (хочу - хожу, хочу - не хожу, бываю на занятиях - не бываю). В основном работа с дошкольниками направлена на воспитание ребенка, а не на обучение. И это правильно. Для обучения есть начальная школа.
Лилия Анатольевна. Ольга Викторовна, общаясь с детьми, выясняя вопросы мотивации учения, т.е. желание учиться, я столкнулась с такими ответами детей «Не хочу идти в школу», «Я уже умею читать и писать». Действительно, у ребенка искажается представление о ценности перехода к школьной жизни: идти в школу для того, чтобы научиться читать, считать и писать. Как с этим быть?
Ольга Викторовна. Сейчас не только все родители, а даже, к сожалению, все учителя, нацелены на получение детьми специальных (специфических) знаний до поступления в первый класс. Зачастую учат читать и писать безграмотно, не зная основы науки о языке, наносят тем самым вред ребенку, а нам приходится потом переучивать.
Лилия Анатольевна. Ольга Викторовна, ко мне как к психологу обращались родители учеников 3-4 классов с проблемами чтения. Дети не только не хотят читать, но и не умеют в результате неправильного обучения чтению.
Ольга Викторовна. Думаю, наша работа (и работа педагогов- дошкольников, и родителей) заключается в том, чтобы вызвать ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС к окружающему миру, жизни и людям. Через экскурсии, чтение книг, интересные игры... Философы говорят, чем больше я знаю, тем больше я не знаю. И наоборот, чем меньше я знаю, тем меньше я не знаю. Поэтому у ребенка до школы должен быть расширен кругозор, развита эрудиция.
Лилия Анатольевна. Общаясь с детьми, иногда поражаешься отсутствием знаний об окружающем мире. Например, прошу по картинке рассказать о временах года - и многие дети не знают признаков времен года, их изменений. Прошу назвать птиц, которые встречаются в нашей местности - кроме воробья никого не видят. Зато хорошо рассказывают о динозаврах. Как с этим быть?
Ольга Викторовна. Если обратиться к истории дореволюционного периода, можно вспомнить о домашнем образовании и подготовке к обучению в гимназии. Была специальная программа, в которой обозначен объем знаний, необходимый для поступления в гимназию. Получается, что это мы и делаем в нашем подготовительном отделении.
Лилия Анатольевна. В этом году вы приняли пятилетних детей на подготовительное отделение. Каждый год мы обсуждаем те или иные трудности, с которыми сталкиваемся. Какие трудности были в этом году?
Ольга Викторовна. В этом году пришли дети социально неадаптированные. И этих детей большинство. Такие дети, как вы знаете, требуют присутствия мамы на занятии, поэтому процесс обучения затрудняется. Ребёнок сориентирован на маму, а не на учителя. Дети не воспринимают учителя, как источник информации; они не «открыты» к учителю и с трудом вступают в контакт с ним. Учителю приходится тратить огромное количество сил и времени для установления этого контакта, а это идет за счет учебного процесса. Ещё есть серьезная проблема, которая связана с правилами усвоения школьной жизни. Детям много раз нужно повторять правило, чтобы они его соблюдали.
Лилия Анатольевна. Это происходит потому, что шестилетки импульсивны, эмоциональны и действуют неосознанно. Он понимает, что нарушает, извиняется, говорит: «Больше не буду», - но сдержать импульсы не может. Поэтому ничего не остается другого, как упражнять детей в соблюдении данного правила через игры. Вы очень хорошо используете на уроке приемы интерактивных технологий. Например, «Цепочку» (прикасаясь рукой к соседу, ребенок передает право говорить следующему).
Ольга Викторовна. Я с большим удовольствием работаю с детьми шестилетнего возраста, потому что мне нравится учить детей и учиться вместе с ними. Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики сказали, что Я УМЕЮ ХОРОШО УЧИТЬ ДЕТЕЙ и с радостью бежали на занятия.

Разговор с родителями будущих первоклашек

В разговоре принимают участие родители детей подготовительного отделения школы: Наталья Валерьевна ГРАБОВЕНКО, Валерия Юрьевна ЕЛАНЧИК, Марина Игоревна КОРДА, Светлана Владимировна ГОНЧАРОВА.

Лилия Анатольевна. Все вы, как и ваши дети, в этом году идёте в первый раз в первый класс. Что вас тревожит?
Наталья Валерьевна. Как ни странно, не успехи в учении, а отношения детей в классе. В детском саду - дети под присмотром воспитателя; при возникновении проблемы, конфликта, у них есть возможность разобраться и помочь. В школе учитель занят уроком или, на перемене, подготовкой к уроку. Он зачастую не видит, как складываются отношения между детьми, а кроме того и некогда решать эти вопросы (время размерено звонками). А для ребёнка, пришедшего в класс важно, чтобы отношения были доброжелательными, чтобы тебя не обижали. Любая обида может вызвать нежелание идти в школу.
Светлана Владимировна. Сейчас дети плохо воспитаны, агрессивны, несдержаны. Разбираются с помощью кулака.
Лилия Анатольевна. Вы правы. И такое бывает. Последние годы дети приходят в школу, порой не зная никаких правил общения. Всему приходится учить. И родители должны в этом помогать. А мы в первую неделю сентября проводим уроки «Введение в школьную жизнь», на них мы учим основным правилам общения:
Правило 1. Приветствовать друг друга и взрослых. Прощаться.
Для чего: Чтобы все видели, что ты доброжелателен, готов к общению.
Правило 2. Быть доброжелательным, вежливым, обращаться друг к другу по ИМЕНИ, а ко взрослому по имени и отчеству.
Это для того, чтобы дети учились уважительному отношению друг к другу. Часто дети дают прозвища друг другу. Это их обижает и расстраивает. Это правило очень важное.
Правило 3. Быть отзывчивым и готовым помочь другому, когда тот оказался в затруднительном положении (поломался карандаш у товарища, а у тебя два - поделись).
Для чего: Чтобы были друзья.
Правило 4. Уметь договориться с товарищем. Решай все вопросы без крика, оскорблений, драк. Спокойно выясняй, что случилось и почему.
Марина Игоревна. Меня тревожит, что наши дети не самостоятельны, постоянно нуждаются в помощи взрослых. В детском саду им помогает воспитатель, помощник воспитателя - а в школе учитель один.
Лилия Анатольевна. Это та проблема, которую мы ставим во главу угла. Не родители должны учиться за ребенка, а он САМ. Сейчас множество ГИПЕРОПЕКАЕМЫХ детей (мамы, гувернантки, няни все стараются сделать за ребёнка). Вот почему важно воспитать к этому времени у ребенка навыки САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, без которых ребенок не может стать УЧЕНИКОМ. Посмотрите и обсудите с ребёнком, что он умеет делать сам. Чем больше у него навыков самостоятельных действий, тем лучшим учеником он будет.
Желаю вам самостоятельных детей, а, значит, хороших учеников.
Наталья Валерьевна. Многие родители, дети которых пошли в первый класс, рассказывают, что их жизнь превратилась в пытку из-за домашних заданий. Работающим родителям приходится вечером после трудового дня садиться с детьми за выполнение этих заданий. Естественно, уставшие и дети, и родители к концу дня не всегда успешно справляются с этой работой: дети делают много ошибок, родители раздражаются, выражают недовольство и мучают детей до тех пор, пока не добьются своего. Естественно у детей возникает отвращение к учёбе и постоянный конфликт с родителями. Как быть?
Лилия Анатольевна. Начну с инструктивного документа Министерства образования и науки Украины «О домашних заданиях» от 29.12.2001 г., в котором говорится о том, что первоклассникам никаких домашних заданий НЕ ДАЮТ. С ними занимаются в школе. И только во втором классе начинают давать домашние задания, на выполнение которых ребенок тратит не более 30 минут. Затем в третьем классе время увеличивается. Однако многие учителя нарушают эти рекомендации Министерства. Думаю, потому что НЕ УМЕЮТ ХОРОШО УЧИТЬ ДЕТЕЙ (Влада в разговоре высказала эту мысль). Вот и перекладывают на родителей свои недоработки. Кроме этого интеллектуальный труд (а для шестилетнего ребенка обучение в школе и есть интеллектуальный труд) требует больших затрат и напряжения всего организма (не только работы мозга). Четыре урока плюс дополнительные факультативные занятия в школе - это полный рабочий день взрослого человека, а если ещё в 19 часов вечера усадить за домашние задания? Конечно же, срабатывают защитные силы организма: «Не могу», «Нет сил». Ребёнок отказывается выполнять домашнее задание. Именно запредельные нагрузки вызывают НЕЖЕЛАНИЕ учиться. Такова защита от насилия взрослого.

Разговор с учителем 1 класса

Елена Васильевна СКИТСКАЯ, молодой учитель, стаж работы 3 года.

Лилия Анатольевна. Елена Васильевна, в этом году вы будете уже третий год работать с первоклашками шестилетнего возраста. В первом вашем выпуске были дети и семи- и шестилетнего возраста, и больше было семилетних. В этом году почти все дети - шестилетки. Есть ли отличия в процессе обучения?
Елена Васильевна. Отличия разительные. Начну с отношения к учебе и взаимоотношений с учителем.
Шестилетки ждут звонка, бегут на урок. Им нравится быть учениками, они этим гордятся. Но всё это для них игра в школу. Они не готовы самостоятельно работать. После объяснения учебного задания, лес рук и крики: «Как надо делать? У меня не получается!» Все жаждут, чтобы я подошла и каждому персонально показала как надо! Для каждого важно, чтобы именно ему показали и рассказали (лично ему, так будет спокойнее и появится уверенность).
Лилия Анатольевна. Детские психологи называют такое поведение псевдоученичеством. Псевдоученикам присуща ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РОБОСТЬ. Ребёнок если ошибся, то чувствует себя плохим учеником. Для него неуспех вызывает душевное страдание и нежелание учиться. Кроме этого, у детей этого возраста еще преобладает конкретно-образное мышление. Ему важно не только услышать, что ему говорят, а еще и увидеть и понять, как нужно делать. ПОЭТОМУ УЧИТЕЛЮ ШЕСТИЛЕТОК СОВСЕМ ПОДРУГОМУ НУЖНО УЧИТЬ ИХ. МНОГИЕ УЧИТЕЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ УВЛЕКАЮТСЯ СЛОВЕСНЫМИ ОБЪЯСНЕНИЯМИ. ДЕТИ НА УРОКАХ ИХ НЕ СЛУШАЮТ, ВЕРНЕЕ СЛУШАЮТ, НО НЕ СЛЫШАТ.
Елена Васильевна. Когда я училась в Университете, то психофизиологических особенностей дошкольников не изучали. Чувствую, что это нужно постигать. Шести- и семилетние дети совсем разные. Даже простой факт. Урок длится 35 минут, а не 45. Но, несмотря на это, дети очень устают. К четвертому уроку они уже не могут напрягаться, думать.
Лилия Анатольевна. Когда нужно заставить себя мыслить, думать, запоминать - наступает усталость. У шестилетних детей развиты ПРОИЗВОЛЬНЫЕ психические процессы: память, мышление и т.д. Поэтому лучше так продумать структуру урока, чтобы 80% времени ребёнок занимался практической деятельностью. Я была на уроке в классе шестилеток в Германии. Меня урок поразил тем, что дети учились, играя. А было это так. После эмоционального приветствия детей, учитель показал пришедшую гостью - куклу из марионеточного театра. Кукла играла с детьми, предлагая им разные задания. Дети учились их выполнять. Думаю, что это один из удачных приемов обучения шестилеток, где есть ПОСРЕДНИК между учителем и учеником. У ребёнка исчезает робость в отношениях или, наоборот, настойчивое требование помощи от учителя. Посредник может шутить, веселиться, ошибаться, быть как дети, быть таким же. Детям это нравится. Потом кукла рассматривала, кто написал какие буквы, хвалила детей. Было весело, интересно, никто не устал.
ОБУЧАЯ ДЕТЕЙ С ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, НУЖНО В КОРНЕ ПЕРЕСМОТРЕТЬ ТЕХНОЛОГИЮ ОБУЧЕНИЯ. Учить их нужно по-другому.
Елена Васильевна. Думаю, что все учителя знают об игровых приемах, которые нужно использовать на уроке, но действие этих приёмов оказывается кратковременным, и интерес у детей быстро пропадает. А вот когда ты игру делаешь ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, всё меняется, дети долго и успешно могут играть и получать хороший результат. Помните, как мы через игру «Создание школы радости» учили детей дежурить и поддерживать рабочее место в порядке. Целый год все в это играли и научились.
Лилия Анатольевна. Елена Васильевна, а какие особенности детского поведения вас напрягают и огорчают как учителя?
Елена Васильевна. НЕСДЕРЖАННОСТЬ. Не успеешь задать вопрос или что-нибудь спросить, все готовы отвечать и немедленно. Шум стоит невообразимый, все хотят говорить. Естественно, прежде всего, учу поднимать руку и отвечать, когда спросят. Дети хорошо усваивают это правило. Руку поднимают, но говорят одновременно с поднятием руки. Они даже когда на уроке со мной разговаривают, руку тянут и одновременно говорят. Сдержаться никак не могут. Иногда бывает так, руку тянет из-за парты, готов отвечать. Спрашиваю. Молчит. Пока тянул руку, забыл, о чем говорить.
Лилия Анатольевна. Учителю нужно хорошо знать ЯЗЫК ДЕТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, чтобы на него не сердиться и не наказывать. Многие учителя за это ругают, пишут замечания в дневник для родителей, не понимают, что ребенок НЕУМЫШЛЕННО это делает, У НЕГО ПО-ДРУГОМУ ПРОСТО НЕ ПОЛУЧИТСЯ. Дети очень ЭМОЦИОНАЛЬНЫ, ИМПУЛЬСИВНЫ, а значит, на все реагируют мгновенно и не могут сдержать себя.
Елена Васильевна. Я стала применять технологию интерактивного обучения «Микрофон», которая помогает каждому сказать что-то очень быстро и по очереди. Нужно соблюдать ПРАВИЛО, отвечать только тогда, когда в руках будет микрофон. Очень помогает сдерживать эмоции.
Лилия Анатольевна. Елена Васильевна, в этом году к вам придут дети только шестилетние. Вы были на занятиях в подготовительном отделении. Ваши впечатления?
Елена Васильевна. Они на год младше моих первоклашек и показались мне совсем маленькими, хрупкими. И первый порыв души: «Что я буду делать с такими малышами? Как их учить?»
Лилия Анатольевна. Учиться будете вместе. Главное для учителя шестилеток их любить, понимать философию детского поведения. Они ведь очень благодарные люди. Если любят - то готовы сделать для вас всё.
Желаю вам обоюдной любви.

Говорят дети-первоклассники (седьмой год жизни)

Лилия Анатольевна. Вы целый год ходите в школу, чему вы научились в школе?
Володя Олейник. Выучили правила поведения и научились их выполнять. В начале у нас не получалось, мы ссорились.
Илья Шишков. Мы стали вежливыми. В начале друг друга обзывали плохими словами, а сейчас этого никто не делает, обращаются друг к другу по имени.
Илона Клименко. Правила поведения помогают нам жить, не ссориться. Сперва дети их нарушали, а теперь у нас таких нет.
Владик Толмачев. Мы научились писать под диктовку и списывать тексты из книги. Я больше люблю писать под диктовку.
Елена Васильевна. Вы многому научились. А что означает «хороший ученик»?
Лера Колесниченко. Хороший ученик не разговаривает на уроке, не перебивает учителя, он слушает внимательно задание и старается его выполнить.
Илона Клименко. Хороший ученик сначала думает, а потом делает.
Лилия Анатольевна. А если не получается, что делать?
Илона Клименко. Нужно тренироваться. Если не получается, мы после уроков занимаемся с Ольгой Викторовной.
Лилия Анатольевна. А кто хочет из вас быть учителем? И каким бы учителем вы были? (Шесть человек подняли руку).
Андрей Дулин. Добрым, отзывчивым, помогал бы, когда не получается.
Диана Клименко. Учитель должен быть строгим, чтобы все соблюдали порядок, не баловались, чтобы не было беспорядка.
Дима Мишура. Требовательный. Для того, чтобы дети делали хорошо работу.
Андрей Адян. Учитель должен быть не очень строгим и не очень добрым. Если он будет строгим - его будут бояться, а если очень добрым - то его не будут слушать. Надо, чтобы он был как наша Елена Васильевна. Наполовину - строгая, наполовину - добрая.
Даша Филоненко. Учитель должен быть самым умным на свете, он просто обязан всё на свете знать.
Аня Толстых. Учительница должна быть красивая и ласковая.
Елена Васильевна. Ребята, а что можно сказать о нашем классе?
Миша Юриков. У нас мальчики в классе долго учились дружить, а чтобы научиться дружить, ты должен быть отзывчивым и подельчивым.
Елена Васильевна. А можно наш класс назвать «Дружной семейкой»?
Андрей Жидков. Думаю можно, хотя мы иногда ссоримся. Но мы же потом миримся и дружим. Значит, можно.


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/54
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/54
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?