Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Калинина Т. Правила игры по правилам


Газета "Детский сад со всех сторон", № 31-32, август 2004г.
Давайте попробуем сыграть в игру без правил. Например, в шашки, стремясь «съесть» всех «чужих» и одновременно отдавая всех «своих». Или в баскетбол при условии, что нет ни команд, ни счета. Вряд ли этот процесс окажется занимательным. Без правил любая игра тут же потеряет смысл.
Содержание:
  1. Шаг первый. Непонятно куда
  2. Шаг второй. Композиция
  3. Шаг третий. Выставка без лишних слов
Информация об авторе: Татьяна Калинина
Татьяна Вениаминовна Калинина – художник, педагог, архитектор, изобретатель одной из самых эффективных и эффектных методик обучения изобразительному искусству. Живет в Екатеринбурге. Работает с дошкольниками, первоклассниками, подростками, студентами, учителями и воспитателями. Преподает в детской школе искусств, Уральском государственном университете и Уральском педагогическом институте. Организатор центра «Арт-игра».

 

Возраст 6-7 лет - новый этап в жизни ребенка. Он связан со стремлением ребенка следовать правилам в игре и в жизни. Его не занимает более сам процесс, как это было в более младшем возрасте, когда, например, подметать было важнее, чем подмести, играть важнее, чем выиграть. Ребенок начинает стремиться к результату, причем результату социально одобряемому. В этом возрасте совершается важное открытие: взрослая жизнь, равноправным членом которой ты надеешься стать, требует соблюдения определенных норм, умение следовать которым доказывает твою состоятельность, твою способность стать равным и, одновременно, твою уникальность, если ты более сообразителен, более быстр и ловок. Правила в игре и в реальной жизни приобретают для ребенка особый смысл. Он начинает сам стремиться и к усложнению игры, и к требовательности к себе со стороны взрослых при оценке его деятельности. Его игры становятся все более осознанным экспериментом над миром и самим собой.
Что же это за правила игры с искусством, которые станут для ребенка интересным экспериментом? Они могут быть очень простыми, как, например, в следующем задании.

Шаг первый. Непонятно куда

Сегодня мы будем рисовать, используя только две краски: белую и какую-нибудь холодную, какая больше нравится. Я сама выберу синий цвет. Думаете, получится неинтересный рисунок? Я просто уверена, будет что-то необычное.
Попробуйте закрасить лист так, чтобы сверху он был ярким, а к нижнему краю листа стал бледным, почти белым. Я закрашу часть листа синей краской. Затем смешаю на палитре синюю и белую краски, добавив белой совсем немного. Закрашу этим цветом еще часть листа. Постепенно добавляя белую краску, дойдем к краю листа до бледно-голубого цвета.
Прием, которым мы рисовали, называется растяжкой.
Посмотрим, что у нас получилось.
Лева: Ничего, пустое небо.
Вова: Точно, небо получилось! Зимнее небо, внизу сугробы. Если нарисовать снеговика, получится настоящая зима.
А сейчас перевернем рисунок.
Вова: Это каток! Я нарисую, как мы на нем катаемся!
Рисовали просто полоски. Получились небо, сугробы, каток - то, чего совсем не ожидали получить.
А потом мы придумали правила про колючки. Будем рисовать не размазанной линией, а ломаной, колючей и острой. Она должна замкнуться. Потом хаотично проводим линии внутри.
Получались кристаллы - объёмные, выпуклые. Внутри закрашиваем оттенками холодного цвета. При этом берём один тёплый цвет, какой кому нравится. И добавляем к нему синий, чтобы цвет становился все холоднее и холоднее. Потом всё вывешиваем на стене - что же у нас получилось?
Дети кричали: «Звёзды! Кристаллы. Ёжики, колючки. Замёрзшие, ледяные цветы!»
Лёва: «А если пририсовать к этим колючкам стволы - то получатся замёрзшие деревья!»
Пририсовали. Получался целый замерзший лес.
«Лес Снежной Королевы!» - воскликнула Маша.
Итак, суть метода заключается в том, что обучение начинается не с попытки отобразить реальный предмет (как это обычно бывает) - а с создания абстрактных композиций.
Логика этих конструкций не была подчинена логике реальных форм; она возникла как правило принятой всеми игры. Но в них ребенок вдруг угадывает свои вполне реальные зрительные и эмоциональные впечатления. Это возможно ещё и потому, что дети невольно варьируют заданные правила, подчиняя их своей фантазии и внутреннему чувству.
Угадывая в ходе этой игры свои зрительные впечатления в абстрактных конструкциях, ребенок тем самым делает важное открытие: он открывает особые изобразительные возможности ритмически организованной формы.

Шаг второй. Композиция

За серией таких занятий следует композиция. В ней дети уже сознательно используют открытые возможности, причем каждый по-своему. Так волнистые линии у кого-то становятся ветреным небом, у кого-то полем, дуги у одних обозначат уходящие вдаль холмы, у других - кроны деревьев.
Таким образом, ребёнок получает возможность не копировать, но моделировать пространство - создавать новый мир.
Объяснения о том, как что нарисовать, становятся лишними. Ребёнок сам торопится воплотить в своей композиции то, что открылось ему в игре.
Темы для композиции подсказывают сами игры с абстрактной формой. Некоторая предопределённость этих тем кроется в самих формах, предложенных педагогом, но у ребёнка - ощущение полной свободы в выборе и средств, и темы изображения.
Выполнение композиций подводит ребенка к новому открытию: открытию выразительных возможностей элементов языка искусства.

Шаг третий. Выставка без лишних слов

Пока это открытие выразительных возможностей произошло на подсознательном уровне. Но для того, чтобы ребёнок осознал своё открытие - совсем не нужно ничего ему объяснять. И даже очень вредно.
Осознание произойдет, если он всё объяснит себе сам. Для того, чтобы это произошло, необходимо сопоставление различных художественных приемов, выявление взаимозависимости формы и ее содержания. Слушать анализ своих работ от взрослого ребёнку крайне скучно (да он никогда и не станет это делать). Но самому рассказать о ней - вот это с удовольствием. Если обстановка располагает.
Мы опять вывесим все работы и поставим подходящую музыку. Детям задание: пять минут сидим, слушаем музыку - и каждый выбирает одну картину, которая ему нравится больше всего, не обязательно свою. А через пять - лес рук, все хотят рассказать. Рассказы у всех разные, кто-то додумывает сюжет, а кто-то взахлёб рассказывает о впечатлениях. И тут педагогу важно обратить внимание детей, восхититься вместе с ребёнком, сделать его слова услышанными каждым.
Оказывается, мы рисовали одну тему - а лес у Снежной Королевы получился совсем разный: страшный и опасный, волшебный и таинственный, празднично-сверкающий.
В детских рассказах вдруг обнаруживается, что самое интересное не сюжет, а переживание. И об этом ребёнок рассказал себе сам.

Татьяна КАЛИНИНА, г.Екатеринбург


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/56
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/56
старший дошкольный
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Татьяна Калинина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?