Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры

Водовозова Е. Новое разнообразие занятий


Газета "Детский сад со всех сторон", № 31-32, август 2004г.
В июне мы публиковали несколько глав из самой популярной книги для родителей в ХIХ веке. Заглянем в ещё одну главу, названную «Воспитание детей с шести до восьми лет». Что нового предлагали шестилетним детям заботливые родители полтораста лет тому назад?
Содержание:
  1. Геометрия и жизнь
  2. Песни, работы и разговоры
  3. Игрушки летней поры
  4. На стройках городов и грядок

 

 

Геометрия и жизнь

…Шестой дар Фребеля имеет отношение к четвертому дару. Там и там мы видели куб, разделённый на 8 кирпичиков, здесь же куб распадается особым образом на 27 кирпичиков.
Шестой дар представляет новые средства к более точному воспроизведению действительности: мы делаем в зданиях более тонкие стенки, строим балконы, колоннады. При построении изящных форм и математических фигур тут тоже являются свои особенности.
С этих построек и начинаются утренние упражнения ребёнка, притом так, что в один день можно избрать жизненные формы, на другой - изящные, на третий - математические.
Из этого материала ребёнок должен строить всё, что он видит кругом, но пусть его постройки вытекают одна из другой, т.е., чтобы из одной формы выходила другая без разрушения прежде построенного.
Так из куба последовательно делают лестницу, кресло, кровать, колодец, дом и прочее. Здесь, как и на занятиях с четырехлетними детьми, мы также заботимся о целости беседы, основанной на внутренней связи между объясненными предметами.
Теперь, при большем количестве материала, мы строим те же пред меты совершеннее. Ребёнок обдумывает: «Кроватку, одну для меня, другую для няни. шкаф. туда нужно убирать бельё. а столик нужно, у кроватки. помнишь, как меня не выпускали с постели, так на столике стояли игрушки, кушанье».
Вы спрашиваете, какая посуда бывает за столом во время обеда, какая во время чая, рассказываете кое-что о приготовлении этой посуды. Но одного вашего рассказа здесь недостаточно: потом, во время прогулки, соблюдая ту же связь в объяснениях, вы можете сводить шестилетнего ребёнка к столяру, к меднику, съездить с ним на стекольную, фаянсовую фабрику.
В крайнем случае вы достаёте хотя бы материал, из которого приготавливаются разные вещи: кусок железа, фаянсовой глины и проч. - и объясняете по картинкам, как что делается. Картинка, однако, не может заменить действительности: она более полезна для напоминания о том, что ребёнок уже видел прежде.
- А вот к чаю нужны сухари, булки, Варя купит их у булочника, а булочник сделает из муки, а где он муку достанет? Как приготовляется мука?
Опять, на случай прогулки, запомнить, что надо осмотреть ветряную мельницу, побывать и в поле, чтобы осмотреть сельские работы. Платяной шкаф даст вам случай побеседовать о разной одежде и её приготовлении.
Упражнения в геометрических формах, как мы уже заметили, при пятом и шестом даре Фребеля могут обнять чуть ли не всю геометрию. Но храни Бог перечересчурить, идти слишком далеко с детьми в этом отношении. Мы продолжаем учить счёту, но с величайшей постепенностью.

Песни, работы и разговоры

После построек из кубиков, или математических упражнений, должны следовать чисто физические упражнения. Тогда была зима, и эти упражнения происходили в комнате.
Подражая работам старших, мы укрепляли мускулы: рук, плеч, ног и спины. Вспомним некоторые из этих игр: разнообразные игры в мяч (то одной, то другой рукой), движения тела, в которых ребенок подражает тому, как мотают нитки, мелют кофе, как летают птицы. Эти самые упражнения продолжаются и теперь.
- Походи-ка, Маша, по лужку, - покажи, как крестьянин рожь сеет. Ну, а как жнут, бабы? Теперь посеяли и сжали, надо молотить. Ну-ка, мужичок, поезжай теперь в город рожь продавать. Нужно скоро, скоро бегать. Ведь крестьянин наверно скоро едет в такое время: он рад радешенек, когда у него хлеб хорошо уродился, что и в город можно кой-что свезти продать, а на вырученные деньги соли купить, валенки себе на зиму, деток своих гостинчиком полакомить... Ну, полно бегать, отдохни, да спой песенку.
Вы поёте, девочка вам вторит.

Сей скорей, мужичок,
Выпал светленький денек,
Рожь как раз взойдет.
Глядь, и колосом нальется,
Как нальется - соберётся
Жать ее народ.
Сжали, - ну-тко, на гумно,
Молоти, сбирай зерно:
В город повезём.
Кончим мы наш труд тяжёлый,
Буде, будет, братцы, пир веселый,
Песни запоем.

- А ведь ту рожь, что у мужика осталась для себя, ему и смолоть надо? Ну-ка, покажи, как мелют. А как потом тесто месить для хлеба?..
Разумеется, все эти игры имеют смысл лишь тогда, когда ребенок видел на деле самые работы.
- Теперь тебе опять пора попрыгать.
- Как заяц скачет в поле?
Ребёнок прыгает, на корточках, при этом показывает руками ушки зайчика, который то мелькают, то скрываются в траве.
- Чу! Раздаётся охотничий рог, - говорите вы, - ну, заинька, давай Бог ноги, скорей, скорей... Гам... гам... гам... вот уже и собаки близко. Ну, брат, скачи, вертись похитрее... Попался зайка, загнали-таки...
- Ой, устала, мама, - кричит девочка и бросается на траву.
Через минуту она отдохнула и поёт с матерью:

Заинька по синичкам
Ходил да гулял,
Серый по новым
Разгуливал, гулял.
Некуда заиньке
Выскочить.
Некуда серому
Выскочить.
Семеро ворот
Крепко заперты,
Ключики все в торги пошли,
Ключики по кармашкам разнесли.

- Ну, а теперь споем: «Лён, мой ленок...».
Девочка вскакивает на ноги, поёт, притопывает ногами и показывает, как сеют, полют, треплют ленок и т. д.
- Покажи, как дровосек дрова рубит, как столяр доски пилит, теперь то же самое левой рукой... Ну, теперь делай, что знаешь.

Игрушки летней поры

Для лета можно выбрать подходящие игрушки. Прежде всего, назову те, которые упражняют в беганьи за движущимися предметами и требуют верного глазомера и ловкости в руках. Я напомню сначала обо всех известных полезных игрушках и укажу, как с ними можно разнообразить игру.
1) Обручи. На ровном месте катят обруч, погоняя его палочкой и не давая ему упасть. Тут можно ускорить или замедлить бег, придавать обручу различные направления, подкидывать его на 6егу, гнать его то правой, то левой рукой. Игру с обручами можно устроить и для большого количества детей. Много детей становятся друг перед другом, катят навстречу один другому обручи так, чтобы они столкнулись; чей обруч упадет, тот проиграл или на лету их перехватывают и меняются ими друг с другом.
2) Метание кружков в круг. На земле чертят небольшой круг и с назначенного места бросают в него кружки. Чей кружок остается в круге, тот выигрывает все кружки, упавшие вне круга.
3) Кольца или серсо - всем известная игра, которая сопровождается движениями, очень полезными для всего тела.
4) Прыганье через веревочку.
5) Бумажный змей. Ребенок для большей красоты окаймляет его цветной бумагой, делает узорчатый бумажный хвост и проч. Тут он наглядно узнает закон равновесия и направление ветра, наблюдая, как змей летит, кувыркается и падает.
6) Вертящееся колесо. Чертят на папке правильный кружок, вырезают его и подравнивают края. Посреди круга чертят другой круг и проводят к нему от средины до 10-ти радиусов; на равном расстоянии друг от друга; радиусы эти прорезают ножичком и образовавшиеся лоскутки отгибают поочередно один в одну сторону, другой в другую. Это колесо довольно шибко катится на гладкой дороге, погоняемое ветром.
7) Вертящаяся мельница, сделанная из дерева или разноцветной бумаги.
8) Лук тоже может приготовить сам каждый ребенок. Для этого обыкновенно покупают камыш, который легко гнется. На обоих концах камышевки делают небольшие надрезы, чтобы с концов не соскользала веревка, которою их стягивают. В средину упирают стрелу такой длины, чтобы, при натянутом луке, конец ее все-таки выступал за лук. Эта игра служит к развитию ловкости рук и верности глаза. Конечно, ее можно допускать не в комнате, а на дворе, где сначала в шагах десяти, а потом все в большем и большем расстоянии ставят какую-нибудь доску, в которую и целится ребенок.
Одним словом таких игрушек, в которых вместе с упражнениями физическими есть и кое-какая работа для рук и головы, очень много.

На стройках городов и грядок

Но еще более необходимы для лета железная и деревянная лопатка, несколько совочков, грабельки, тачка... Ребёнок сам себе устраивает маленький городок; он обнесёт его забором из деревянных колышков; вы укажете ему, как разбить грядки, как весь огород окопать канавкой. После дождя он увидит свою канавку, наполненную водой, но это самое и спасло его грядки, их не размыло. Сколько физических упражнений, сколько предметов для наблюдений, сколько радости ребенку! Но вы не ограничиваетесь этими наблюдениями. Кругозор ребенка так расширился к седьмому году, что ему доступно и ещё многое. Механические работы на занятии мало-помалу должны уступать место умственным упражнениям, рассказам и самостоятельным наблюдениям в природе того, чего он прежде вовсе не замечал.

Елизавета ВОДОВОЗОВА
Из книги «Умственное и нравственное развитие детей», 1891 год


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/59
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/59
старший дошкольный
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?