Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Из программы "Пралеска" Роль взрослого в ролевых играх детей


Газета "Детский сад со всех сторон", № 31-32, август 2004г.
Проявим внимание к миру игры наших «фантазеров». Нам потребуются особенная тонкость, тактичность в руководстве ею, ибо игра - это самостоятельная деятельность наших воспитанников.
Содержание:
  1. Позаботимся о предметной игровой среде
  2. Поддержим инициативу детей в выборе тематики игр
  3. Обратим внимание на взаимодействия в игре
  4. Поддержим режиссёрские игры, развитие которых идет параллельно с сюжетно-ролевыми
  5. Шестилетний ребёнок... Он на пути от беззаботного дошкольного детства к школьной жизни с её непростыми требованиями, обязанностями

Позаботимся о предметной игровой среде

Дадим в распоряжение наших питомцев игрушки, ролевые атрибуты, крупные многофункциональные предметы, разные по величине, форме, материалу, цвету (кубы, бруски, цилиндры и др., предметы-заменители, природный, различный вспомогательный материал, конструкторы, моторно-спортивные игрушки).
Расширим и ассортимент развлекательных игрушек - их тематика может быть связана с живой и неживой природой, сказочными персонажами, современностью.
Вместе с тем будем стремиться к тому, чтобы предметная игровая среда не ограничивала инициативу детей.
Осмотрим нашу игровую комнату, игрушки, которые в ней находятся. Не сковывают ли традиционные тематические уголки детскую фантазию, не сдерживают ли они инициативу «фантазеров», не ведут ли к стандартному развертыванию игр? Возможно, уже нет необходимости сохранять их в неизменном виде. Свободное и рациональное размещение игрового оборудования в доступном, всем видимом месте в групповой комнате дает возможность детям в ходе игры самостоятельно подбирать нужные игрушки, менять их, широко использовать для игры природный материал.
Организуя предметную среду, учтём уже сложившиеся игровые интересы детей - внимательно отнесемся к созданным по их инициативе игровым уголкам. Будем стремиться к тому, чтобы предметная игровая среда служила толчком к развитию детского воображения.

Поддержим инициативу детей в выборе тематики игр

Будем способствовать тому, чтобы логика и характер игровых действий определялись взятой ребенком ролью, чтобы, воплощая ее, он отражал более разнообразные и существенные отношения в мире взрослых.
Воспитатель побуждает и специфически ролевую речь, развернутые ролевые диалоги детей, сотрудничество в игровой деятельности, умение согласовывать тематику игры, планировать ее ход, договариваться об использовании в игре предметов-заменителей и т.п.
Поощряя контакты между играющими группировками, вместе с тем не будем настаивать на непременном объединении детей для игры. Не исключено, что ребенок хочет играть один, что его личные игровые интересы отличаются от интересов сверстников. Поможем своим воспитанникам увидеть перспективу создания продолжительной и увлекательной сюжетно-ролевой игры при помощи введения новых ролей, открытия «музеев», «выставок», изготовления декораций, театра кукол, внедрения в игру элементов труда, художественно-творческой деятельности (ателье «Красная Шапочка», «Фабрика игрушек», «Гончарная мастерская», «Издательство детской книги» и т. п.).
Будем содействовать дальнейшему развитию и сюжетных игр с постройками, проявлению конструктивных способностей и умений детей для создания необходимых для игры построек, поделок.

Обратим внимание на взаимодействия в игре

Будем способствовать формированию гуманных отношений, умению разрешать конфликты. Создать благоприятный климат в игровом объединении удаётся быстрее, если у своих воспитанников мы сформируем умение обратиться к другому ребенку по имени или названию его роли, высказывать то или иное предложение в доброжелательной форме, умение выяснить, доволен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы, умение убедительно для сверстников обосновывать свои предложения и поручения, объяснять целесообразность их принятия, вежливо принять отказ ровесника играть вместе и т.п.
При этом воздействия, направленные на формирование техники общения в игре, будем сочетать с формированием социальной ориентации на партнёров по играм. Это повышает интерес детей к сверстникам, стимулирует желание и возможность замечать их настроение, увидеть возникшие трудности, помочь преодолевать их, что очень важно для развития игры.
Понаблюдаем внимательно за детьми: все ли желающие приняты в игру? Не подавляют ли дети с высокой активностью своих менее активных, более замкнутых партнеров? Каковы взаимоотношения в игре мальчиков и девочек?
Будем содействовать созданию игровых группировок, позволяющих детям различной степени активности, разного темперамента, пола проявить творческую инициативу. Поможем войти в групповое объединение малопопулярным в группе сверстникам, используя игру для оптимизации их статуса в «детском обществе».

Поддержим режиссёрские игры, развитие которых идет параллельно с сюжетно-ролевыми

Всё чаще в основе режиссёрской игры «фантазёров» лежит опосредованный опыт, дети инсценируют знакомые сказки, стихотворения и т.д.
Будем способствовать динамичности, вариативности этих игр, увеличению количества действующих лиц, углублению их взаимоотношений, выделению главных и второстепенных героев, внесению в игру личных переживаний, впечатлений, творчества. Будем содействовать тому, чтобы индивидуальный опыт создавал предпосылки для развития сюжетно-ролевых игр, вхождения детей в «общество играющих».
Не упустим возможность внимательно понаблюдать за сюжетно-ролевыми и режиссёрскими играми своих воспитанников. Такие наблюдения могут дать богатую почву для познания детей, их интересов, отношений с окружающими, их нереализованных желаний, жизненных позиций и т. д.
Режиссёрская игра - весьма благотворный вид деятельности для будущего школьника. Ибо ребенок одновременно выступает и в качестве режиссера, и организатора, и поочередно в ролях конкретных персонажей разыгрываемой сказки...
Будем содействовать дальнейшему развитию игр-драматизаций, включению их в сюжетно-ролевые игры. Будем стремиться к широкому использованию в жизни наших детей музыкально-дидактических игр, приобщению к календарно-обрядовым играм и хороводам. Поможем детям разобраться в правилах дидактических игр, выполнять их, овладеть методикой организации таких игр.

Шестилетний ребёнок... Он на пути от беззаботного дошкольного детства к школьной жизни с её непростыми требованиями, обязанностями

Ещё недавно такие живые, открытые, в семь лет они утрачивают непосредственность и ситуативность поведения. Формируется произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования. Пока же они, наши шестилетние воспитанники, ещё дошкольники.
В этих симпатичных, милых нашему сердцу девчонках и мальчишках, есть много общего. И вместе с тем у каждого из них за прошедшие годы сложилось собственное представление о мире и своём месте в нём; у каждого - свои интересы, способности, темперамент, привычки. Будем же стремиться к тому, чтобы наши воспитанники уверенно ступили на новую возрастную ступень - младшего школьника. И вместе с тем - поможем каждому ощутить радость бытия, самоутвердиться и выразить свою индивидуальность.

Из программы «ПРАЛЕСКА»,
разработанной временным творческим коллективом
при Белорусском государственном педагогическом университете

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c17/62
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/62
старший дошкольный
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?