Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Крылова Н. Возраст совершенства


Газета "детский сад со всех сторон" № 28, июль 2004 года
В средней группе очень важно, чтобы ребёнок научился выражать свою любовь к другому через заботу, сотрудничество со сверстниками. Тогда в старшей группе, сотрудничая со сверстниками в разных видах деятельности, ребенок откроет в себе одаренность.
В младших группах, работающих по программе «Детский сад - дом радости», дети обычно не играют ни в парикмахерскую, ни в магазин, ни в больницу. А почему?
Содержание:
  1. Четырехлетки. Какие они?
  2. «Сороки»
  3. Первый стыд
  4. Первая рефлексия
  5. Борьба за лидерство
  6. Самообслуживание и опыт трудовых усилий
  7. Достигнуть качества
  8. Воспитание в коллективе

 

 

 

Четырехлетки. Какие они?

Первые полгода дети четырех лет кажутся маленькими, а со второй половины года резко меняются, видны признаки детей старшей группы: они ответственные, заботливые, сами дежурят, проявляют друг к другу любовь и внимание.
Средняя группа - это группа развития любви друг к другу, заботы друг о друге, приятия друга. То есть у ребенка развиваются очень важные нравственные качества, которые ярко проявляются при сотрудничестве детей в малых группах, объединенных разными играми, трудом и других видов детских деятельностей, направленных на достижение понятного для них результата. Вот научился малыш заботиться об одной кукле («Дочки-матери»), в средней группе, объединившись с кем-то, он может уже проявить заботу о десяти куклах («Детский сад»). Научился воспитанник строить разные виды зданий, потом объединяется с кем-то в подгруппу и уже может построить сказочную сельскую деревню, проспект, набережную, площадь и т.п..

«Сороки»

Очень яркая особенность ребятишек пятого года жизни - они - «сороки». Дети несут из дома все, что блестит и к тому же плохо лежит, не зная этому настоящей цены. Между детьми начинаются обмены. Делает это ребенок не потому, что он - воришка, а потому что его манит и привлекает все яркое, блестящее, необычное. Мы убеждаем родителей, что эти факты не основание для того, чтобы сердиться на ребенка. Зная эту особенность «почемучек», нужно предупредить ошибку в поведении - просто убрать ценные вещи и строго контролировать содержимое карманов ребенка, выходящего из дома или из детского сада.

Первый стыд

У ребенка пятого года жизни возникают первые ощущения стыда, неловкости, смущения. Эти чувства тесно связаны с самооценкой, с представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». В этом возрасте дети начинают осознавать ошибки поведения, и если знают о возможности наказания, то, чтобы избежать его, начинают лгать, придумывая виновника (например, Карлсона). Однако (вспомните рассказ Л.Н.Толстого «Косточка». «Ваня никогда не ел слив… покраснел как рак») краска смущения, чувство стыда, которое испытывает в этот момент воспитанник, позволит взрослому в индивидуальном разговоре вывести собеседника на адекватную самооценку ошибочного поступка. В нашей группе «Дома радости» никогда детей ни в одной из возрастных групп не наказывают. Наказать ведь вообще никого и нельзя.
Высший суд человека - совесть, самооценка поступка и формулировка им последующих действий, разрешающих конфликт в аналогичных ситуациях. Содействие развитию самосознания воспитанника - ведущая направленность работы педагога в «Доме радости».
Приведем ещё один пример, имеющий отношение к проблеме «первого стыда». Воспитанники, прежде всего именно в средней группе открывают половые различия между собой. Появляются первые «Ромео и Джульетты», первая детская любовь, а часто и «глупости» друг другу показывают или демонстративно начинают прятать, закрывать. Моя первая заведующая на всю жизнь научила меня, как выходить из подобных ситуаций. Я, тогда еще молодая воспитательница, спросила у нее совета: «Вера Антоновна, что делать?» Она говорит: «Зовите своих детей». И побеседовала с ними примерно так: «У вас глазки есть? Зачем? Ушки? Ножки?» (Так она «прошла» по всему телу.) «А это что?» (Дошла и до органа, вызвавшего столь сильный интерес детей) «Глупости!» - с усмешкой хихикнули «почемучки». «У людей нет глупостей, а есть такие части тела, которые мы прячем? - говорит им Вера Антоновна и продолжает: - Почему? Потому что они самые ранимые, самые нежные, самые хрупкие». Это объяснение было таким простым и понятным, что эта проблема была разрешена. В ответ на чье-то замечание о глупости, ответчик говорил уверенно: «У меня их нет, не приставай». И уходил в другую сторону. Нет обиженных, нет и обидчиков.

Первая рефлексия

Психологи установили, что, начиная с трех лет у ребенка, формируется самосознание, которое включает в себя рефлексию (самопознание) и самооценку продукта той деятельности, в которой он участвовал. Каждый ребенок должен знать, что он хороший, а вот проступок совершил плохой - разломал, разрушил. Идеи рефлексии были заложены еще у А.П.Усовой и Н.П. Сакулиной при обучении дошкольников продуктивным видам деятельности.
Детям предлагалось разложить рисунки на разные ступеньки: кто доволен своим результатом - на верхнюю ступеньку, кто не очень доволен - на среднюю, кто совсем не доволен - на нижнюю. Это не называлось психологическими терминами «самооценкой и рефлексией», но педагогу показывали, как научить воспитанника видеть свою успешность и не успешность. В «Доме радости» направленность работы педагога на то, чтобы ребенок при выполнении деятельности был устремлен к достижению результата обосновывается ещё двумя научными концепциями: учением В.С. Мерлина о развитии ребенка как интегральной индивидуальности и теорией В.И. Логиновой о системных знаниях о деятельности. (замысел, материал, средства, действия, результат).
В средней группе это направление получает дальнейшее развитие, потому что у ребенка формируется волевое поведение, он может целенаправленно стремиться к желаемому результату (открытие В.К.Котырло). Но, как и в младшей группе, ему нужны образцы, ориентируясь на которые он, получив продукт своей деятельности, может адекватно оценить его. Психологам известно, что одаренные дошкольники предпочитают завышенную самооценку, дети, воспитываемые одной мамой, как правило, формулируют заниженную самооценку. Однако наша методика ведет и тех и других к адекватной самооценке. Значение ее очень значимо в развитии человека.
Физиологи установили, что негативные последствия стресса возникают только у тех людей, которые не владеют адекватной самооценкой (вспомните Штирлица).
Когда человек овладевает адекватной самооценкой, он в условиях стресса мобилизует все свои жизненные силы и разрешает проблему. Физиологи открыли, что одни дети по наследству от родителей получают эту способность, а у других ее нужно вырабатывать педагогически, обучая разным видам деятельности на основе образцов. Но вспомните совет Н.П. Сакулиной! Любой образец при обучении ребенка должен быть представлен в нескольких вариантах. Только после такого обучения можно говорить о развитии творчества у каждого ребенка как высшей ступени. Если же ребенок учится без образцов, то тогда он способом проб и ошибок, экспериментируя, может когда-то прийти к нужному ре творческие вузы не закрывают. Ведь в обучении есть два взаимосвязанных пути: первый открыл Л.С. Выготский - культурно-историческая теория развития человека в процессе обучения у старшего поколения. И второй путь, о котором так вдохновенно в последнее десятилетие говорит Н.Н. Поддъяков - путь саморазвития человека на основе открытия взаимозависимости ясных и неясных знаний, с преимущественным положением последних. Это очень важный путь, и в такой короткой статье не рассказать. Но в «Доме радости» оба эти пути прописаны в Технологии (соавторы Н.М. Крылова, В.Т.Иванова)

Борьба за лидерство

Воспитатели средней группы часто жалуются, что дети борются за первое место: каждый хочет встать первым в колонне, первым войти в музыкальный зал, первым выйти на прогулку. Что делать?
Вот какие варианты разговоров с детьми предложила Валентина Тарасовна Иванова, соавтор Технологии. «Конечно, первым встать легко. А можешь ли ты встать пятым? Нет, наверное. Да ты и считать не умеешь. Я тебе доверяю найти пятое место, сумеешь? Ты хочешь встать первым или хочешь посчитать?»
Уже борьба за лидерство уходит, на первый план выдвигается познавательная задача.
Всякий раз следует стремиться выходить из ситуации конфликта между детьми. Вот на физкультуре Саша стоит первым и ведет за собой колонну детей, а теперь - разворот, и первой будет Анечка, теперь она поведет детей. «Все хотят быть первыми? А кто может первым уступить? Лена? Вася? Леся?» «Илья встал первым, придумай, кого ты можешь поставить на свое место». Дети укладываются спать, воспитатель говорит: «Первого ребенка я сама поднимаю, второго и третьего тоже, а вот пятый встает сам! К тебе подойти или ты досчитаешь до четырех и встанешь сам? Сможешь?»
Когда воспитатель в общении с детьми выдвигает на первый план познавательную задачу, борьба за лидерство между детьми угасает по форме, но не уходит. Борьба за лидерство - это нормальный способ утверждения каждым своей индивидуальности среди других. Эти факты - позитивные, хотя по форме выглядят негативными и могут быть причиной ошибочного поведения детей. Однако, умело разрешая подобные ситуации, педагог содействует росту самосознания воспитанника.

Самообслуживание и опыт трудовых усилий

Становление ребенка как неповторимой индивидуальности, в соответствии с теорией В.С. Мерлина, происходит только тогда, когда он выполняет деятельность как самодеятельность, т.е. сам задумывает, сам выбирает материал, сам подбирает средства для обработки материала (предмета преобразования), сам совершает поступки (выбор действия для каждого этапа преобразования) пока не получит нужный продукт, и наконец, сам его оценивает и себя как создателя.
Безусловно, не в каждом виде деятельности ребенок пятого года жизни достигает уровня самодеятельности. И тем не менее именно самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд .прекрасная форма, в которой ребенок средней группы получает возможность саморазвития, самовоспитания себя как неповторимой индивидуальности.
С точки зрения освоения программы, можно сказать так: всё, чему ребенок научился в младшей группе «Дома радости», в средней должно перейти в новое качество. На первое место в средней группе выходит адекватная самооценка - раз умеешь, значит сделай и сам адекватно оцени качество.
Ребенок: Я сделал!.
В.: У тебя получилось? (Да, я считаю, что получилось. А как вы думаете у меня руки чистые или грязные?).
Как ты считаешь, пена у тебя какого цвета: белого или серого? (Я считаю, что белая. Раз белая пена, значит, у меня руки чистые).
Ребенок начинает себя уважать за успешность, потому что он это сделал сам.
Вот это «я сам» даёт ребенку возможность в средней группе строить коллективные отношения, проявлять заботу о друге, понимать другого.
Ведь есть один существенный признак коллектива - каждый участник владеет деятельностью на уровне самостоятельности (об этом говорили еще Макаренко, Сухомлинский).
Поэтому и умывание, и питание, и уборка столовых приборов, игрушек, мытье разных предметов дают прекрасные возможности для нравственного воспитания ребенка. Но, помните, что воспитанием А.В. Запорожец называл хорошую организацию всей жизни и деятельности ребенка. Это значит, что каждый момент умывания, питания, раздевания и т.д. - это постановка воспитателем и решение педагогических задач. В наших книгах сценариев каждый день разработке методики проведения их уделяется очень много места. Я считаю, что профессионала можно узнать не по тому, как он проводит 10-15 минут занятие, а как он ежедневно организует бытовые деятельности ребенка с точки зрения нравственного воспитания каждого.
Любой вид труда не является потребностью человека (в отличие от игры, общения и познания). Труд - это всегда необходимость. Но если труд не потребность, а «нужда, насилие общества», то почему же огромное число людей любят работать и не понимают, и не согласятся даже с тем, что в этот момент над ними происходит насилие? Философы объясняют так: любой вид деятельности становится любимым для человека, если в ходе ее ему удается одновременно и играть, и общаться, и познавать. Поэтому любой вид труда в «Доме радости» проводится в форме игры. Кто такой «дежурный»? Это роль, которую берет на себя ребенок, выполняя обязанности перед другими детьми. А в детском саду кто такая заведующая?
Это тоже роль, которую выполняет специалист. Но если человек берет на себя роль, играет ее как артист, то у него должны быть обязательно очарованные зрители! Вот почему любой вид труда всегда поддерживается воспитателем. Он берет на себя роль очарованного зрителя, когда воспитанник выполняет деятельность как самодеятельность. Поэтому всегда, когда ребенок трудится, взрослый и его друзья им любуются, хвалят, подбадривают его. Это ритуал, который выполняется каждый день радостно, «вкусно», с куражом, что и требуется для игры. Но почему же не называть тогда дежурство игрой, уборку игрушек - игрой? Да потому, что присутствуют все признаки, характерные для труда как социально полезной деятельности человека, результаты который востребованы другими (а результаты игры - для себя).
Конечно, виды трудовой активности в группе могут быть и другими. В средней группе - к двум предшествующим добавляется и некоторые виды ручного труда. Труд в природе в «Доме радости» представлен лишь как «театр воспитателя». Самое главное показать детям трепетное, ответственное отношение взрослого к живым существам. Необходимо убедить ребенка, что только на основе глубоких знаний и умений можно решиться взять под свою ответственность живое растение или животное. Таким образом, встреча с природными объектами в «Доме радости» ограничивается для ребенка постановкой познавательных задач, экспериментов, опытов, но не трудовыми поручениями, дежурством или коллективным трудом. Уровень самодеятельности в трудовой деятельности экологической направленности доступен отдельным старшим дошкольникам.
Поэтому, чтобы не допустить гибели живого, психологических травм у дошкольника, труд в природе - это демонстрация взрослым своего мастерства!

Достигнуть качества

За счёт чего в наших группах гарантируется освоение программы всеми детьми? За счёт овладения воспитателем технологией индивидуального обучения ребенка разным видам деятельности. С одним ребенком нужно пять раз заниматься этим видом деятельности, а с другим один. Зато в другом деле с этим надо пять раз повозиться, а этому достаточно только один раз показать. А.А. Люблинская открыла этапы индивидуального развития в овладении ребенком каждым новым видом деятельности: А) узнавание; Б) воспроизведение под руководством взрослого; В) самостоятельное выполнение деятельности; Г) творческое выполнение ее. Каждый этап работы в «Доме радости» организуется по-разному, актерское поведение с ребенком тоже - разное, причем для мальчиков и для девочек тоже свое... В наших книгах сценариев мы раскрываем педагогу технологию. Образно говоря, пишем ноты, но сыграть эти «музыкальные» партии каждый педагог должен творчески, ведь каждый ребенок как индивидуальность - неповторим.
Поэтому я уже многократно подчеркивала: творчество бывает двух видов - драматургическое (писать конспекты) и исполнительское (проводить работу с детьми на основе готовых конспектов, созданных учеными). Для драматургического творчества готовы единицы воспитателей, а для исполнительского - подавляющее большинство. Но в сегодняшней аттестационной методике педагога хвалят не за качество исполнения того, что придумали замечательные ученые страны (О.С. Ушакова, Л.А. Парамонова, Л.В. Коломийченко, Н.М. Крылова и В.Т. Иванова и др.), а за то, что они перед приходом комиссии «сочинили». Вот почему и образуются «потемкинские деревни»: называют себя работающими по какой-то программе, но, поскольку технологий к ним у большинства нет, то «выкручиваются» сотрудники показом отдельных видов работы с отдельными детьми по дилетантски сочиненным конспектам.
Как достигнуть качества? Только осознавая, что в воспитании нет не значимых видов деятельности. Каждая минутка, которая занята, должна быть продумана педагогом: в какой роли я сейчас буду работать, в какой роли будет воспитанник, какой результат должна получить? Я учу воспитателей мыследеятельности. Этот термин ввел философ Г. Щедровицкий, подчеркивая, что качество работы педагога определяется развитием у него интеллектуальной культуры, т.е. умением рефлексировать не только свою деятельность, но и того уровня выполнения, который достиг воспитанник. В случае сбоя он может тут же изменить свое ролевое поведение и тем самым содействовать ребенку в освоении материала. Например, педагог ждал, что ребенок выполнит самостоятельно (уровень В), а у него не получается, нужна помощь (уровень Б). На каждом уровне роли у воспитателя и ребенка разные. Гибкость изменения своего поведения и покажет степень творческого стиля деятельности в профессии.

Воспитание в коллективе

В младшей группе нужно сделать все, чтобы ребенок открыл взрослого как своего учителя, очарованного зрителя, артиста, дирижера, «вкусного» собеседника. К концу года важно, чтобы удельный вес поведения дирижера повысился, а опека, сопровождение каждого действия - снизились.
Поэтому показатель мастерства воспитателя младшей группы - количество воспитанников, овладевших бытовыми деятельностями на уровне самостоятельности. В младшей группе за уровень самостоятельности ребенок начинает сам себя любить, хвалить, гордиться. У него формируется самосознание, самоуважение.
А вот в средней группе очень важно содействовать тому, чтобы ребенок научился любить другого, заботиться о другом, самостоятельно выполняя освоенные ранее виды деятельности. В технологии предусмотрены специальные формы игры, труда, учебной деятельности, в которых ребенок берет на себя роль соучастника коллективного действия (конструирование сказочной деревни подгруппой сверстников, сервировка стола в роли дежурного, сюжетно-ролевая игра «Детский сад» и т.д. Тогда в старшей группе возникнет основа для следующего шага: открытия каждым ребенком при выполнении всеми детьми одной и той же деятельности на уровне самостоятельности и творчества своей уникальности. Когда все умеют строить, а Петя строит то, что его никто не учил, сам придумал. Все умеют рисовать, а Сережа нарисовал так, как никто другой. Поэтому Система «Дом радости» ориентирует воспитателя в младшей, в средней группе на то, чтобы каждый ребенок освоил программу. Нет необучаемых детей. Это давно доказано.
Старты - разные, но финиш в данных группах - общий. Тогда станет понятно в старшей группе, почему там так много в «Доме радости» одаренных детей. В коллективе, чем больше разных детей, тем больше каждый предъявляет своему партнеру разнообразных запросов, требований, ожиданий, заставляет каждого развиваться, заставляет поворачиваться к людям то одной стороной, то второй, то третьей. 25 детей в группе - это 25 различных характеров мальчиков и девочек, многообразие темпераментов, знаков зодиака и т.д. Дети общаются между собой, объединяются в игры, они то «гасят» друг друга, то вдохновляют друг друга и поддерживают. В этом их взаимодействии - колоссальные возможности для развития человека. Такое понимание - методология Пермской научной школы, созданной В.С. Мерлиным.
Но если педагог хочет содействовать обогащению развития ребенка, то должен позаботиться о том, чтобы каждый маленький человек, во-первых, освоил разные виды деятельности, во-вторых, нашел себе партнера по интересам. Чем больше детей в группе, тем больше для этого возможностей.
Педагогу надо совершенствовать своё мастерство в умении владеть организацией его: от непосредственной организации малышей в хоровод и участия в нем, до дистанционного управления, когда дети сами организуются и играют, а взрослый лишь репликами их поддерживает. И так в любом виде деятельности: сначала покажи «театр» удовольствия от выполнения деятельности; потом совместно участвуй с ними в ней, а потом отойди в сторону как дирижер и лишь «палочкой» (взглядом, репликой, улыбкой) поддерживай их самоорганизацию. Но потом обязательно нужно, чтобы ребенок дал самооценку исполнения деятельности. И, наконец, воспитатель может взять на себя роль «очарованного зрителя», а дети как артисты радостно, самостоятельно и творчески участвуют в совместной деятельности. Вспомните динамику становления коллективных отношений, сформулированную А.П. Усовой применительно к игре: от игры рядом, к игре вместе и от нее к совместной, коллективной игровой деятельности.
Не перестаю восхищаться наследием нашей отечественной дошкольной науки!

С Натальей КРЫЛОВОЙ (г. Пермь-С.Петербург)
беседовала Ольга ЦВЕТКОВА


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c17/66
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/66
старший дошкольный
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?