Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры

Крылова Н. Содействовать открытию человека


Газета "Детский сад со всех сторон" № 26-27, июль 2004 года
программа «Детский сад - дом радости»
Содержание:
  1. Они такие разные
  2. Контакты и конфликты
  3. Воспитание как содействие
  4. Театр воспитателя
  5. Игра, труд, учение
  6. Как малыша сделать активным?
  7. Индивидуальная работа и занятия
  8. О родителях

 

 

 

 

Они такие разные

Младшая группа - всегда разновозрастная. Ведь один ребенок родился зимой, в январе, а другой летом - в августе, поэтому между ними бездна. А если мы знаем, что девочки опережают мальчиков в развитии, то зимняя девочка на фоне летнего мальчика просто «мэтр». Вот почему в нашей группе обучение любому виду деятельности всегда индивидуальное.
И если с девочками порой достаточно провести работу один раз, то с мальчиками и раз, и два, и более раз, пока программный материал не будет ими освоен на уровне самостоятельности.
Мальчик другой, нежели девочка, многократно подчеркивала Т.П. Хризман. Ему важно понять, ЗАЧЕМ нужно выполнять то, что предлагает взрослый. Известно, что в возрасте трех лет у ребенка любого пола возникает и начинает очень быстро развиваться второй вид сознания - самосознание (самопознание или рефлексирование и самооценка).
Как ребенку познать себя, как отрефлексировать свои поступки? Это очень сложно. Мы, взрослые, либо ищем собеседника и спрашиваем его: слушай, я правильно поступил? Либо сами с собой разбираемся, анализируем ситуацию. Но ещё доктор наук В.В. Столин отметил, что дошкольник придумывает себе собеседника (вспомните Карлсона и любого другого домашнего «виновника бед» ребенка) В нашей технологии «Дом радости» уже более 30 лет собеседником малыша является Мишка - мягкая игрушка (или кукла, матрешка и т.п.).
Разговаривая с персонажем, воспитанник (и мальчик, и девочка) разговаривает сам с собой.
Однако важно подчеркнуть, что необходимость в персонаже возникает только тогда, когда ребенок может выполнять осваиваемую деятельность самостоятельно: берется за дело по своей инициативе, выполняет его без помощи взрослого и может сам адекватно оценить полученный продукт. Подчеркиваю, оценивает не себя как исполнителя, а лишь полученный, наглядно представленный продукт. Педагог с помощью персонажа, во-первых, ставит ребенка в проблемную ситуацию, решая которую малыш раскрывает сложный вид знаний - зависимости и закономерности; во-вторых, предлагает ему новую роль поведения - учителя Мишки (персонажа); в-третьих, содействует развитию разных видов связной контекстной речи (повествовательной, описательной, доказательной, объяснительной). Ребенок говорит: «Мишка, посмотри, я построил дом. Он красивый, крыша у него прочная. Зови Матрешку» Мишка возражает: «А вдруг в доме темно, Матрешка испугается?!» Ребенок будет убеждать. «Мишка готов привести Матрешку, значит, ты его уговорил?» Ребенок: «Да, я его уговорил. Значит, я молодец». Успешность в деятельности - основа развития у малыша доверия к взрослому, результат успешного взаимодействия.

Контакты и конфликты

Воспитанники младшей группы, особенно в начале года, еще не умеют жить в детском обществе. Главная причина конфликтов в том, что ребенок всегда устремлен к предмету, заинтересован в нем, а замечает его только тогда, когда видит действия с ним в руках другого (А.Д.Кошелева, Л.В.Пименова). Предупреждая конфликты, воспитатель доброжелательно, уверенно, успокаивающе говорит: «Все сядут на стульчики: Таня - на этот. Аня - на этот. Молодец, Костя, тоже сел на стул. Все сели на стулья! (Чудо!) И у меня есть стул. Всем стульев хватило! Как хорошо!» Дети в ответ радостно хлопают в ладоши, топают ножками. Общие радости (всем стульев хватило, все разместились за столами и т.д.) сближают детей между собой и помогают вступить в контакт с воспитателем, когда он, называя каждого по имени, встречается взглядами, улыбками. Вот почему в «Доме радости» такое место занимают хороводные игры, начиная с первой из них «Пальчик о пальчик».
Главное заключается в том, чтобы во время исполнения движения воспитатель нашел взгляд ребенка, похвалил его, назвав по имени. Игра идет неторопливо, ибо малыши медлительны, но общие действия объединяют их и создают мажорное настроение у каждого.
Для малыша значимо не слово взрослого, а его мимика. Поэтому расположение по кругу позволяет наблюдать за выражением лица воспитателя. На радостную интонацию он отвечает улыбкой, на таинственную замирает в ожидании чуда. Мастерство заключается в том, чтобы как можно богаче была палитра мимики и интонаций у воспитателя. Особенно трудно дается интонация иронии, а ее уже малыши хорошо понимают.
Важно овладеть и интонацией повеления, осуждения, сочувствия и т.д. Этому искусству большое значение придавал А.С.Макаренко. Так, например, малыши расшумелись. Воспитатель, радостно улыбаясь, поднимает голову вверх, как будто кого-то видит и говорит: «А, вон птичка летит!» Малыши замолкают, начинают улыбаться, еще секунда проходит, и кто-то спрашивает: «Где?» Воспитатель разводит огорченно руками: «Улетела!» и слышит наступление так нужной ей для дальнейшей работы с подопечными тишины.
Малыш очень нуждается в чувстве защищенности. Он остро переживает расставание с мамой. Это нормальное явление. Эти трудности ему будет легче пережить, если ежедневно внушать ему мысль, что его очень ждут в детском саду, хотят с ним поиграть, поговорить, показать интересную птичку. Именно ожидание чуда и становится главным мотивом собственного решения малыша прийти в детский сад. Наш опыт показывает, что уже на третий день в группе нет плачущих детей. Конечно, в течение дня кто-то соскучится по маме, но занятие интересной деятельностью возвращает малышу хорошее настроение. Слезы воспитанника - это показатель ошибок в работе воспитателя.

Воспитание как содействие

Часто думают, что группа «Дома радости» - группа вседозволенности. Это не так. Синоним слова «радость» не хаос, анархия, а - удовольствие от того, что малыш играет, познает и общается одновременно! А.В. Запорожец сформулировал понятие «воспитание» как правильную организацию всей жизни и деятельности ребенка. Этим понятием основоположник отечественной науки подчеркнул, что в группе все решает и определяет воспитатель. Он посредством обучения ведет за собой развитие ребенка. Но при одном условии. Как подчеркивал Л.С. Выготский, программа воспитателя будет освоена только тогда, когда она станет программой самого ребенка. Так, что же, в «Доме радости» царит авторитарная педагогика? Да, но одновременно и личностно-ориентированная.
Это взаимодействие двух подходов, традиционных для отечественной дошкольной педагогики, дает нам необходимый эффект. За словом «авторитарный подход» мы понимаем авторитет взрослого, который строит свою педагогическую деятельность, учитывая потребности и поддерживая возможности каждого своего воспитанника, но в то же время целенаправленно ведет его в свою программу, в «зону его ближайшего развития». Появились исследования нейрофизиолога Н.В. Бехтеревой, а также зарубежных психологов и педагогов, которые подтверждают известную позицию А.С. Макаренко: только СОЧЕТАНИЕ авторитарной педагогики с личностно-ориентированным подходом создают благоприятные условия для полноценного развития ребенка. Более того, доказано, что как только взрослый оказывается в позиции исполнителя воли и желаний ребенка, последний в тот же момент теряет чувство защищенности. Поэтому задача воспитателя в «Доме радости» научиться так общаться с ребенком, чтобы тот хотел у него учиться.
Ни воспитать, ни обучить человека нельзя, если он САМ не захочет учиться у учителя. Поэтому А.В. Запорожец 30 лет назад и ввел в дошкольную педагогику понятие СОДЕЙСТВИЕ, при котором сохраняются индивидуальности и взрослого (наставника), и ребенка (воспитанника). Педагогу важно и себя сохранить, и не подавить ребенка как индивидуальность.
А для этого воспитатель должен вступить с воспитанником именно во взаимодействие. Это взаимодействие двух индивидуальностей, двух систем, взаимопроникновение, взаимообогащение на основе осознания неповторимости каждого. Построение педагогического процесса как содействие требует высокого профессионализма от педагогов.
Профессионализм воспитателя проявляется в понимании и в умении организовывать свою деятельность и жизнь группы воспитанников как в театре, в котором воспитатель и ребенок играют каждую минутку разные роли («очарованный зритель», «вкусный собеседник», экспериментатор, исполнитель, артист и т.д.)

Театр воспитателя

Мы, взрослые, так привыкли к тому, что нас окружает, к тому, что мы делаем, что перестали видеть и замечать чудеса. Для малыша же мир полон чудес. Если воспитатель сам не увидит чуда, не будет искренне рад, когда грязные руки вдруг превратятся в чистые, то и не научит его испытывать удовольствие от превращения грязных рук в чистые, т.е. не научит мыться. Если педагог не даст прикоснуться к чуду: подкладка из грязной вдруг стала чистой! - то не вызовет радости у малыша от участия в этом занятии.
Поэтому работа воспитателя в любой возрастной группе - это театр. В предыдущих публикациях я уже рассказывала о «Лесенке успеха», на «ступеньках» которой каждый раз взрослый выступает перед ребенком в новой роли: то «фокусник», или «Том Сойер, который красит забор» - на первой «ступеньке», то «вкусный собеседник» - на второй, то «дирижер» - на третьей, то «очарованный зритель» - на четвертой. Введением этого методического понятия я подчеркиваю, вопервых, динамику овладения ребенком программного содержания и своеобразие поведения воспитателя в зависимости от уровня овладения воспитанником материала. Педагогу важно понимать, что каждую минуту он должен осознавать: какую задачу он решает, а значит, в каком образе его должен увидеть воспитанник. В книгах сценариев (Технологии) мы все время описываем ожидаемую реакцию малыша на актерскую палитру воспитателя. И если педагог получает эту ожидаемую реакцию (ребятки топают ножками, хлопают в ладошки, смеются), то он должен поддержать их эмоции - смеяться вместе с ними, удивляться, комментировать - выражать радость.

Игра, труд, учение

Отечественные ученые определили три вида деятельности, образующих стержень целостного педагогического процесса - это игровая, трудовая, учебная деятельности (А.В. Запорожец, Т.А.Маркова).
ИГРА - тот вид деятельности, в котором ребенок познает сам себя по своей инициативе. Человек тогда радостен, когда он играет. Любая профессия, если она ради денег, никогда не принесет радости; вот когда профессия превращается в игру, в поиск самого себя - тогда она вызывает удовлетворение собой как Человеком. Игра (воображение) возникает в зазоре между тем, какой я сегодня и каким хочу быть завтра. Она нужна для поиска, экспериментирования своего будущего поведения.
Игра радует человека, по определению С.И. Гессена, в том случае, когда в ней сочетаются, во-первых, кураж, азарт, забава, возможность получить удовольствие, а во-вторых, когда задача игры стимулирует поиск ребенком нравственных решений. Ибо только в этом случае ребенок будет познавать, открывать себя.
В каждом виде игры он может получить разные нравственные уроки и испытать разнообразные эмоции удовольствия. Поэтому я считаю, что в течение дня жизнь ребенка должна быть организована так, чтобы он сумел проиграть в каждый из видов игр (сюжетно-ролевую, строительно-конструктивную, театральную, дидактическую, подвижную, музыкальную, забаву). И каждому виду игр нужно свое время.
Особенность ТРУДА заключается в том, что это единственный вид деятельность человека, который развивается не из потребности человека, а из необходимости выжить в обществе. Человек как социальное существо имеет три ведущих потребности: общаться, играть, познавать. И вместе с тем, овладевая самообслуживанием - первым видом труда - ребенок отделяет себя от взрослого, открывает свою независимость, утверждает свою самостоятельность. Но профессионализм воспитателя проявляется в том, насколько он сумеет трудовой (обязательной) деятельности малыша игровую форму. И когда эта деятельность переводится в форму игры, проходит на азарте, с удовольствием, с радостью, то ребенок получает мощное средство для саморазвития, самосознания и предметного сознания.
Учебная деятельность. Впервые методологию развития ее сформулировала А.П. Усова. В сегодняшней терминологии то, что изобрела она, называют инновационным подходом в обучении. «Дом радости» уже в младшей группе ставит задачей содействие становлению и развитию учебной деятельности у воспитанника. Но совершенно понятно, что она не самостоятельная. Необходимость научиться чему-то испытывает малыш, выполняя продуктивные виды деятельности. Поэтому для формирования учебной деятельности мы на первое место выдвигаем продуктивные виды деятельности, в которых ребенок получает наглядный результат. Однако и среди них наибольшие возможности открывает ребенку для развития себя как индивидуальности, конструирование из деревянного материала (Агапова). Методику обучения строительно-конструктивной игре разработала много лет назад З.В. Лиштван. И здесь нельзя не поднять вопрос об обучении на основе образца взрослого.
Почему классическая отечественная педагогика строила обучение продуктивным видам деятельности на основе образца? Да, потому, что образец - это наглядно представленный замысел взрослого, в котором заданы требования к умениям, которыми малышу необходимо научиться. Аналогию легко увидеть в обучении балету, музыке и живописи. Для чего будущие художники копируют полотна старых мастеров, многократно упражняются? Чтобы понять механизм деятельности, исследовать закономерности. Образец воспитатель использует в «Доме радости» только в младшей и средней группах. Необходимость образца усиливается ещё и тем, что, ориентируясь на него, малыш может сформулировать самооценку полученного наглядного продукта (особенно в деятельности конструирования). Ребенок сравнивает образец и свой результат и выясняет, получилось ли у него то, что от него ждали или нет.
И он уже в младшей группе с удовольствием многократно повторяет задание взрослого, пока не получит результата.

Как малыша сделать активным?

Трехлетний дошкольник медлителен в своих действиях любого содержания (предметных, двигательных, речевых и т.д.) Для него значимо лишь указание что делать. Задавая инструкцию последовательно - что сейчас сделаю, из чего, чем, как, что же получилось? - мы сможем с первых дней работы создать образ структуры любой деятельности (умывания, одевания, еды и т.д.). Но успех всецело зависит от терпения взрослого. Для того, чтобы малыша сделать активным в выполнении деятельности, каждый раз его надо ставить перед ситуацией выбора: ему хочется показать, какие красивые белые мыльные перчатки научился делать, но в мыльнице почему-то лежат разные предметы - деревянный кубик и мыло, очень похожие по форме, цвету, сразу и не заметишь. Но перчатки не получились, и тогда надо экспериментировать; хочется сделать подарок Мишке, круглые баранки, но почему-то взятый кусок не катается, оказывается - он сухой, а лепится лишь из мягкого. И опять малышу надо выбирать и т.д.
Поэтому развитие ребенка определяется организацией разных видов деятельности, в которых малыш ставится каждый раз в проблемную ситуацию, вынуждающую его выбирать содержание каждого компонента (замысел, материал, средства деятельности, способы ее выполнения).

Индивидуальная работа и занятия

Рабочий день младшей группы детского сада 10-12 часов, а занятия идут только 15 минут утром и 15 минут вечером. Все остальное время - это жизнь ребенка во время питания, одевания, умывания, разных видов игр и т.д.. Но за полчаса в день, казалось бы, немного успеешь сделать?!
Но в том-то и особенность «Дома радости», что обучение ребенка ведется индивидуально (рано утром, днем, вечером). Воспитатель содействует освоению программы каждым ребенком не на общегрупповых (фронтальных) занятиях, а в индивидуальным формах обучения. Занятие проводится только тогда, когда каждый малыш содержание его уже освоил и может сделать его самостоятельно. С целью охвата большего количества детей индивидуальным обучением второй воспитатель приходит на работу днем к 11.30. Еще и вечером дети занимаются. И так с младшей до подготовительной группы.
Не менее важна и организация индивидуального обучения малыша.
Во-первых, в «Доме радости» - это плановая, ежедневная работа в специально отведенное время. До каких пор воспитатель проводит ее с ребенком? Каждый ребенок овладевает материалом в своем темпе. Но каждый считается готовым к общегрупповому занятию тогда, когда осваивает материал до уровня самостоятельности. В младшей группе самое главное, что старты у каждого ребенка свои, а вершина должна стать общей для каждого. В «Доме радости» неуспешных детей не бывает. Старты разные, но в подготовительной группе каждый ребенок оценивается психологами как одаренный и при этом здоровый!
Занятие - это форма диагностики овладения воспитанниками программным содержанием, т.е. занятие - это вершина пути и одновременно старт для нового. Именно такой подход и называется инновационным. Он был пятьдесят лет назад разработан А.П. Усовой. Кроме того, важно помнить особенность дошкольника: он обучается не только в те минуты, когда присутствует на занятии. Он развивается, когда разговаривает, моется, кушает, убирает игрушки и т.д.. Вот интереснейший момент - уборка игрушек. А если превратить ее в игру? Воспитатель говорит: Петя, Оля, Маша, принесите по одному одеялу. Петя, ты что несешь? (Одеяло). Сколько одеял принес? (Одно). А ты, Оля? А ты, Саша? Сколько же одеял принесли? (Много одеял). А сколько на кроватках кукол осталось одеял? (Ни одного). После уборки постельного белья, посуды, столовых приборов (все названия дети проговаривают, уточняют представления о множествах), приносят на свои места разные геометрические формы (призмы, кубы и т.д.), разного цвета и размера. Вся эта ежедневная работа разносторонне развивает малыша.

О родителях

Родителям очень важно влюбиться в своих детей. Ведь они их толком-то и не знают. Вот в семье появилось чудо. В три года строптивым становится, начинает капризничать. И приходит разочарование - мама-папа его поят-кормят, приводят в детский сад, а он, оказывается, не успешен.
Что ж такое?.. Воспитатель «Дома радости» не дает родителям шанса на сравнение своего ребенка с другими.
Наоборот, хвалит и говорит каждому - и Ваш смог, и Ваш. Если мама или папа говорят: «Не верю!» - показываются работы ребенка от первой попытки до последней, т.е. ту его работу, где он достиг программного результата. Мама смотрит: а что у других? И видит - сын (дочь) не отстает от других. Рассматривая весь комплект выполненных малышом проб, мама понимает вклад педагога в развитие ее ребенка. Тогда родители начинают уважать работу воспитателя, с удовольствием сотрудничают на протяжении всех лет, а потом и второго малыша стремятся привести к этим же педагогам.

Рассказ Натальи КРЫЛОВОЙ (Пермь - Санкт-Петербург)
записала Ольга ЦВЕТКОВА


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/72
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/72
старший дошкольный
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?