Возраст или достижения
Российские дошкольные образовательные программы преимущественно построены по возрастному принципу: на возраст ориентированы цели и задачи, содержание, особенности методик, ожидаемые результаты. Индивидуализация целей, содержания, форм и методов подразумевается как один из технологических подходов: в рамках общевозрастного (то, что для всех) следует продумать и организовать индивидуальную работу (то, что для конкретного ребенка). Индивидуальная работа рассматривается как коррекция или развитие чего-то, выходящего за рамки типичного - например, все усвоили названия основных цветов, а кто-то нет, все овладели счетом в пределах пяти, а кто-то вполне осознанно считает до ста. У такого похода есть свое теоретическое обоснование (возрастные психологические особенности, ведущий вид деятельности), есть свои объективные причины и свои приверженцы - работать с группой, ориентируясь на типичное для возраста содержание и методы не просто удобнее, но и экономичнее - требуется меньше сил, времени, материалов.
Программа «Сообщество», в отличие от большинства отечественных программ, ориентирована не на возраст ребенка, а на его достижения и индивидуальные потребности. Что это значит?
Программа не фиксируется на паспортном возрасте ребенка, не утверждает, что он еще мал (или уже слишком велик) для какой-либо деятельности, вопроса или суждения. Программа признает: если ребенок увлечен деятельностью, если он задает вопрос или высказывает какое-либо суждение, значит, это действительно его интересует и задача взрослых оказать ему поддержку в той форме, которая бы не мешала ребенку приобретать свой собственный опыт, не противоречила бы культурным традициям общества.
Если ребенок проявляет неосведомленность в какой-либо сфере, кажущейся нам, взрослым, весьма свойственной (типичной) для детей его возраста, это не означает, что он безнадежно отстал. Одного ребенка вопрос о происхождении живых существ на Земле озадачит в пять, другого - в семь лет. Это всего лишь говорит о том, что он внутренне созрел, чтобы решить для себя этот вопрос. Одного ребенка интересуют машины (насекомые, футбол), другого нет. Ребенок, проявляющий интерес к машинам, может проявлять в этой области большую инициативу: активно ищет информацию, использует любые подсказки, легко усваивает достаточно сложные знания, чутко реагирует на одобрение и неодобрение, и, несмотря на трудности (нет информации, взрослые ограничивают действия), продолжает интересоваться машинами. Таким образом, ребенок проявляет признаки компетентности - осведомленность, волю, социальную активность. Вне возраста, но внутри личности. Этот же ребенок, при оценке его достижений, например, в математике, области, которая для него не значима, вполне может не проявить ни осведомленности, ни активности, ни восприимчивости к поддержке, ни способностей к восприятию и усвоению информации.
Значит, если взрослые будут рассматривать цели, содержание, действия, результаты НЕ СООБРАЗУЯСЬ с истинными интересами и потребностями детей, они (взрослые) вполне могут стать жертвой заблуждений и сделать такими же жертвами детей (жертвами своих педагогических действий, педагогических заблуждений), так как на основании невосприимчивости ребенка к конкретным заданиям по математике могут быть сделаны выводы о его неспособности или даже отставании в развитии.
Частные вопросы для разъяснения
Подход программы «Сообщество», основанный на индивидуализации образования для каждого ребенка, требует осмысления и разъяснения таких частных вопросов:
- выделяются ли возрастные группы в принципе;
- как определяются цели и задачи развития детей и конкретного ребенка;
- что является содержанием образовательной работы;
- что свидетельствует о продвижении ребенка;
- как отслеживаются и оцениваются результаты.
Возрастной состав групп принципиального значения для реализации программы «Сообщество» не имеет. Она одинаково эффективна как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах. Общая практика (как зарубежная, так и российская) подсказывает, что разновозрастной состав группы предпочтительнее, так как он более сообразен для социального (основного!) развития ребенка.
Таким образом, программа «Сообщество» признает одновозрастные группы и смешанные разновозрастные группы; группы типично развивающихся детей и инклюзивные группы, в которых дети с типичным развитием и ограниченными возможностями развития растут вместе. Комплектование групп зависит от самого детского сада - традиций, готовности работать в более трудных для взрослых, но более комфортных для детей условиях.
Цели и задачи развития, формулируемые программой «Сообщество», также не имеют принципиального отличия - развитие познавательно-речевой и художественно-эстетической сферы, физическое и социально-эмоциональное развитие - все актуально.
Но в то же время есть такие ценностные особенности целей как развитие инициативности, рефлексивности, лидерства. Такие значимые задачи, как умение планировать и организовывать свою деятельность, прогнозировать и преодолевать трудности, умение использовать различные источники получения информации; получать удовольствие от работы и терпеливо относиться к неприятным обязанностям; проявлять решительность, настойчивость. В последние дни мая мы беседовали со многими руководителями разных уровней, с педагогами и родителями, задавая всем один и тот же вопрос: «Что вы хотите увидеть в детях как результат дошкольного образования?» Ответы практически без вариантов (не в формулировке, а в смыслах): чтобы ребенок был уверенным в своих силах, любознательным, коммуникабельным, активным, готовым к сотрудничеству с разными людьми и в разных ситуациях.
«Активность, инициативность, коммуникабельность» ребенка в программе «Сообщество» это не просто важные цели и задачи, это, пожалуй, ведущие цели и задачи, потому что дети (как, впрочем, и все взрослые) избирательны и, если заложены основы инициативности, осознанности, настойчивости - ребенок будет готов применить их в тех областях знаний, в тех видах деятельности, которые его будут интересовать.
Кто-то в футболе, кто-то в математике, кто-то в литературе. Таким образом, привычное содержание, к которому мы традиционно относим знания о природе, космосе, труде, становится вторичным (не главным).
Отсюда в программе «Сообщество», в отличие от других российских программ, содержание и не закладывается, не программируется, остается открытым. Оно может быть любым, идущим от реальных интересов детей, от возможностей педагогов, от особенностей социального окружения, национальной культуры, традиций.
Если содержание не является главным признаком возраста (много-мало - младший возраст, счет до пяти - средний, до 10 и обратно - подготовительная к школе группа), то что же можно считать признаком продвижения (позитивной динамики) в развитии ребенка?
- как меняется его инициативность.
- насколько растет его осознанность (рефлексивность).
- как он умеет планировать и организовывать себя и, может быть, других (лидерство).
- как уверенно он использует источники информации для удовлетворения своих потребностей.
Конечно, и то, какие знания он приобретает. Только знания перестают быть самоцелью. Педагоги не оценивают с помощью тестов в конце года кто и на «какой кружок» запомнил названия растений и животных, усвоил счет до 10 и т.п. ПОТОМУ что дошкольный возраст и дошкольное образование единственные, где достижения ребенка НЕ нормируются.
Программа «Сообщество» признает это и утверждает за каждым ребенком право знать и не знать, уметь и не уметь, хотеть и не хотеть - у каждого есть свои сильные стороны и свои проблемы, свои приоритеты и потребности. Нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то внешней нормы. У каждого есть личные ДОСТИЖЕНИЯ, отличающие ребенка вчерашнего и сегодняшнего. Каждый прожитый день прибавляет каждому ребенку личный жизненный опыт. Иногда зрительно видимый. Чаще невидимый, но накапливаемый количественно и когда-то прорывающийся в новом качестве - количество обязательно перейдет в качество, и вот оно, достижение, свершилось.
Эти разные малыши
Они не маленькие, не бестолковые, не слабенькие и не неумеющие - они разные. Иногда двухлетний ребенок проявляет такие социальные навыки или коммуникативные умения, которых нет и у некоторых более старших детей. И наоборот, давно пора трехлетнему самостоятельно есть ложкой и застегивать пуговки, но не слушаются руки или почему-то не желает душа.
В этих возрастных группах (и очень желательно, чтобы еще раньше, с первых месяцев жизни ребенка в семье), начинается целенаправленная работа по развитию у детей инициативности и рефлексивности в познании, в социальных контактах, в деятельности.
Что означает инициативность относительно раннего и младшего возраста - взрослые создают разнообразную стимулирующую среду, демонстрируют предметы (оборудование) и действия, которые могут быть организованы с этими предметами или оборудованием. Демонстрируют, рассказывают, но не побуждают их обязательно выполнить, повторить вслед за воспитателями (за Машей, за Димой).
Детям дается право выбрать, самостоятельно решить чем, где и с кем они будут заниматься. Даже в тех ситуациях, когда взрослые дают достаточно большой выбор видов деятельности, за ребенком остается право выбора чего-то своего. Например, воспитатель подготовила на выбор игрушки и материалы в центрах песка и воды, строительства, литературы, рисования, ожидая, что дети сделают свой выбор в рамках предложенного. Но один ребенок по каким-то его внутренним побуждениям решил, что самое интересное находится не в группе, а за окошком - устроился возле окна и рассматривает машины. Другой ребенок отправился играть в кукольный уголок. Традиционный подход диктует воспитателю необходимость применить дополнительную мотивацию и привлечь ребенка к запланированной деятельности. В программе «Сообщество» задача воспитателя - подойти к ребенку и поддержать его инициативу: «Ты решил понаблюдать за машинами», и одновременно помочь упорядочить, продвинуть ее: «Смотри, какие они большие. А вот маленькая. Она красная» или «Ты хочешь позаботиться о куклах. Что ты будешь делать?». В случае, если ребенок пока еще не готов развернуть последовательные действия, вопрос может звучать так: «Ты хочешь позаботиться о куклах. Что ты будешь делать сначала - покормишь куклу или уложишь ее спать?».
В чем проявляется и как поддерживается инициативность в познании? Ребенок выбирает содержание деятельности, например, наблюдать за машинами, копать песок лопаткой. Какие машины едут, сколько машин, какого они цвета; какой глубины будет ямка, набирать песок в ведерко или в формочку, много или мало нужно насыпать песка и т.п. - это то индивидуально познаваемое содержание, которое становится основой образования.
Инициативность в социальных контактах. Ребенок может наблюдать за машинами вместе с кем-то, или отойти в сторону ото всех, обсуждать увиденное с другими или молчать. Это его право. Если такое поведение (одиночество, молчание) не переходит пределов типичного для ребенка, если оно не вызывает особой озабоченности взрослых, то выбор ребенка так и останется его правом. Для того, чтобы сделать вывод о типичности или болезненной особенности поведения ребенка, взрослые должны многократно понаблюдать и обсудить факты с родителями ребенка.
В любом случае, чтобы ребенок ни выбрал, как и с кем бы он ни взаимодействовал, воспитатели понимают, что ребенок приобретает значимый для его развития опыт.
Для того, чтобы помочь детям не только набирать опыт, но и упорядочивать его, воспитатели предлагают небольшие конкретные тематические проекты, например, «Кошка», «Машины», «Солнышко». Эти тематические проекты не только предоставят детям возможность выбора содержания и видов деятельности, но и помогут некоторым образом систематизировать представления, полученные в различных видах деятельности различными способами. Кто-то из детей солнышко рисовал красками, кто-то рассматривал солнышко в книжке, кто-то любовался солнышком через окошко и подставлял ему свои ладошки, кто-то вырезал солнышко из бумаги, но все дети получили представление о солнышке - теплое, ласковое, круглое и т.п.
Лидия СВИРСКАЯ, г. Великий Новгород