Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Сёмова Р. Трехлетние радости


Газета "Детский сад со всех сторон" № 26-27, июль 2004 года
Жизнь трехлеток полна противоречий. Малыш пробует быть самостоятельным и вокруг, словно сами собой, возникают какие-то неприятности. Он еще хочет быть любимым маминым солнышком, а родители отдают его в детский сад. Какой должна быть группа детского сада, чтобы маленький ребенок жил в ней нормальной человеческой жизнью? Соприкосновение с какими материалами ему особенно важно? Чем любят заниматься маленькие непоседы?
Содержание:
  1. Синдром потери трона
  2. Двадцать солнышек и холодная кровать
  3. Не спешите, пожалуйста
  4. Кукла с твоим настроением
  5. Как улыбаются медведи
  6. О результатах

 

 

 

Синдром потери трона

Возраст трех лет очень не простой и вовсе не однозначный. С одной стороны радость - ребенок вдруг осознает, что его возможности гораздо шире, чем ему до этого казалось. Но есть еще другое.
Он вдруг чувствует, что как только станет самостоятельным - перестанет быть маленьким. Это своего рода первая трагедия растущего человека.
Самостоятельность возлагает на малыша какие-то обязанности и какие-то неприятности возникают сами собой, независимо от того, хочет он этого или нет. Особенно ярко это проявляется, если у ребенка до трех лет появляется младший братик или сестричка. Вот тут-то и наступает синдром потери трона, когда ребенок понимает, что это все! Он уже не маленький, не такой маленький, не такой любимый. И тогда ребенок идет на что угодно, только чтобы вернуть былые привилегии. Хитрости и уловки, на которые способно столь малое создание, очень разнообразны. Трехлетний мальчик, опустив глазки, говорит: «Бабушка, а ты знаешь, я сегодня написал в штаны, как маленький ребенок». Что угодно, вот только обратите на него внимание. Меня надо пожалеть, меня надо взять на руки, меня нужно приласкать. Все, что угодно, только возьми!
Почему трехлетний ребенок говорит нормально на своем, конечно, диалекте, а потом родители вдруг начинают бить тревогу и бегут к логопеду: «Он перестал говорить, он сюсюкает»? А просто-напросто ребенок вспомнил, что когда он говорил так, с ним возились больше и мама чаще его держала на руках. Почему бы не вернуться туда, где было гораздо комфортней, чем теперь?

Двадцать солнышек и холодная кровать

Странно, что именно в три года, в столь сложный возраст, родители отдают ребенка в детский сад. Это же почти предательство! Наверное, самое сложное в этом возрасте - потеря телесного, прямого контакта с мамой. И вот еще - новые, незнакомые взрослые, новые условия, все новое. В любой, даже неблагополучной семье, ребенок - солнышко, вокруг которого все вращается.
А тут таких солнышек ползает двадцать и никто вокруг них не вращается. С одной стороны, это помогает ребенку вдруг сразу перешагнуть свое раннее детство и стать действительно намного взрослее. Если это психически и физически здоровый ребенок, все будет хорошо. Но, к сожалению, у нас здоровых новорожденных детей по данным ООН всего лишь 1%.
В маленьком детском саду каждый ребенок может рассчитывать на поддержку взрослого в большей степени, нежели в детском саду с наполняемостью в пятнадцать-двадцать человек. Например, мне всегда неуютно смотреть на то, как стайка детишек гуськом идет в спальню и укладывается в холодную чужую кроватку. Ну до чего тяжелый момент!
Многие дети, забравшись на одеяло, садятся и молча, медленно раскачиваются. Это имитация внутриутробного состояния. Ребенок хочет к маме. Перед сном он хочет хотя бы секундного контакта с теплыми, любящими руками. А поскольку их нет, раскачиванием он старается сам себя успокоить.

Не спешите, пожалуйста

Если до сих пор речь шла о вещах, во многом не зависящих от воспитателя - не будем требовать от него больше, чем возможно сделать в условиях детского сада - то следующая просьба лично к воспитателю.
Есть такая педагогическая заповедь: «Не навреди». В отношении малышей я бы добавила: «Не спеши». Не спешите вводить детей в круг контактов, общих игр и общих разговоров. Не спешите ребенку подсказывать.
Ведь до сих пор он не видел такого количества столь же маленьких, одновременно друг с другом живущих собратьев.
Мне всегда было интересно, как малыш воспринимает других детей? Воспринимает ли он их как сверстников, или он воспринимает их, как объекты для собственного пользования, или как окружающую обстановку, или как-то еще? Вот он подошел и ударил, ни с того ни с сего, казалось бы, стукнул товарища. Почему? Это что, проявление агрессии, или это способ познания окружающего мира? Вот кто-то сидит и молчит. У меня дома мишка сидит точно так же. Мишку я мог вот так толкнуть, он падал и я на него верхом садился. А если я этого так толкну?
А он, оказывается, не падает, а разворачивается и действует в ответ точно так, как я. Как интересно! И ничего страшного.
Но вот конфликт на детской площадке. Мама и без того старается малыша держать поближе к себе. А тут такое безобразие. Мама хватает своего ребенка, отводит в сторону и говорит: «Ты к нему больше не подходи!» То есть он плохой. Почему плохой? Да он просто-напросто, может, так знакомился. Но все равно не подходи. Это сказала мама. Если мама сказала «не подходи», значит, там какая-то опасность. И что потом ждет ребенка, который придет в детский сад и увидит там целый ряд похожих опасностей! К тому же, нельзя забывать, что мальчики, в отличие от девочек, менее социальны, они будут гораздо дольше разбираться в существующих в данном месте порядках. Придется потерпеть.
Поэтому период адаптации, традиционно обозначенный в месячный срок, по-моему, должен длиться гораздо дольше. Я бы предложила более частое присутствие родителей и кратковременное пребывание маленьких детей в детском саду. Словом, было бы замечательно, если бы это был клуб, а не группа детского сада.

Кукла с твоим настроением

В возрасте трех лет рука, конечно, остается ведущей. Так много вокруг неизведанного, непонятного, таинственного. Вальдорфские методики замечательно развивают мелкую моторику детских ручек. Работа с природным материалом позволяет познавать мир таким, какой он есть в действительности. Это очень важно, потому что детей окружает великое множество красивых, бесполезных вещей. Баснословно красивое платье из нейлона может с куклы и не сниматься. И джип остается только джипом, как его ни крути.
Такое ощущение, что на все окружающие предметы нужно повесить бирочку: «Руками не трогать». В чем же смысл? Раньше игрушки делали из дерева, из глины, из тряпочек. Летом, когда минимум программы уже вроде бы исчерпан, самое время вернуться к простым игрушкам. Помню, как воспитатель однажды скрутила из тряпочки куколку. Просто так, для себя. Это нужно было видеть - какая очередь детей выстроилась к ней, какой интерес вызвали эти маленькие куколки. И мальчики, и девочки одинаково хотели себе такую куколку. Что они видели? Непонятно. Кукла без лица, без глазок, без ротика. Взрослого, может быть, и оттолкнет. Но дети в ней что-то видят.
Может, куклу по своему настроению? Если мне весело, куколка в ответ улыбается, если грустно, кукла грустит вместе со мной. Я пожалею такую куколку, прижму ее к себе, покачаю и сам успокоюсь.
Недавно, зайдя в один детский сад, при входе я увидела объявление крупными буквами: «Просьба к родителям: приводить детей в простой, недорогой и удобной одежде».
Зайдя в группу, я тут же поняла, зачем детям нужна простая, недорогая одежда. В нескольких местах - песок чистый, рассыпчатый, разноцветный. В группе вода, ручейки, которые можно пускать в этот песок. Большие коряги, спилы деревьев, пенечки разных размеров. Я даже вздохнула от удовольствия.
Ребенок в такой группе живет нормальной человеческой жизнью, и для этого ему не нужно ждать, когда наступит лето и его пустят на улицу. Все есть в группе зимой, весной и летом. Для малыша это крайне важно, жизненно важно. И это так несложно сделать! Гораздо сложнее закупить дорогостоящие конструкторы и игрушки.

Как улыбаются медведи

Особенно для маленького ребенка важно соприкосновение с естественным материалом. Я, например, не люблю пластилин, он липкий, неприятный на ощупь, хоть и цветной, и пластичный. Я знаю детей, у которых тактильное чувство обострено, им неприятно брать в руки пластилин. Наверное, многие воспитатели вспомнят, как какой-нибудь ребенок морщится, стряхивает с пальчиков липкую бумажную обертку. Другое дело глина. Она тоже пачкает руки. Но как моментально она смывается водой! Как это неожиданно и удивительно! А какие гладкие ладошки после глины! Один ребенок, выбрав из множества материалов глину, сказал: «Она ласковая, как мама».
Однажды я наблюдала занятие в художественной студии. Рядом с шестилеткой сидел трехлетний мальчик. И вот он берет большой кусок глины и - шлеп его о стол, и смотрит. Потом берет еще большой кусок и - шлеп его на первый. И смотрит. Долго сидит, смотрит, и вдруг смеется.
Спрашиваю: «Что у тебя такое?» А он: «Смотри, медведь смеется». Смотрю, и вправду медведь случайно вышел. Тут, конечно, старшие дети пытаются вмешаться и предлагают что-то медведю для правдоподобия добавить. И вот появляется действительно мордочка, а малыш - в слезы: «У него там улыбка была!»
Очень любят малыши возиться с тестом, особенно дрожжевым. Наверное, потому что оно пышное, мягкое, и поднимается, и растет на глазах, будто живое.
Сколько я работаю с тестом, столько мой трехлетний внук не отходит от стола. Он не лепит, он пока не умеет. Но вот он берет кусочек теста и говорит: «У меня дельфинчик». Дельфинов он не видел ни разу в жизни, но каждый комочек теста мечтается ему синим дельфином.
Малыш уже помогает мне раскатывать тесто, думаю, скоро будет настоящий помощник.

О результатах

Маленькие дети больше научаются друг от дружки, чем от взрослого, который пытается что-то организовать. Не буди спящего. Накорми голодного. Это не только про мудрых взрослых, это для маленьких детей.
Он играет? Хорошо. Он молчит? Пусть молчит, пока ему не захочется говорить.
Вы спросите, как планировать такую работу? Есть планы, которые от нас требуют кабинеты. А есть опыт и цифры, которые видятся мне магическими. Это число - сорок, шесть и девять месяцев. Как правило, молодой воспитатель пишет перспективный план так, как ему сказали, т. е. на год или на месяц. Но через месяц ничего не случается. Случается через сорок дней, то есть через полтора месяца. В свое время, методом проб и ошибок мы пришли к выводу, что перспективный план лучше писать на сорок дней. В эти шесть недель и происходит ожидаемый скачок. Случаи бывают очень интересные. Воспитатель в панике - не сложилось, ничего не получается, неверные программы? Неверные чувства? И вдруг - бах! - ребенок выдает то, над чем он бился все эти полтора месяца. Точно так и полугодовой скачок. К полугодию у ребенка происходит какое-то качественное накопление, насыщение, которое потом имеет реальный выход. Так и хочется образно сравнить ребенка с волшебным сосудом, рассчитанным на определенный срок. И от того, верно ли мы наблюдаем его, зависят наши результаты. А вообще, главный показатель психического благополучия ребенка - это его смех и его глаза.
Я бы воспитателю давала премию в зависимости от того, как часто из его группы слышится простой здоровый детский смех.

Рассказ Раисы СЕМОВОЙ (г. Донецк)
записала Юлия МАСЛОВА

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c17/77
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/77
старший дошкольный
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?