Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Шиленок Т. Малышовая современность


Газета "Детский сад со всех сторон" № 26-27, июль 2004 года
В чем-то каждое новое поколение малышей повторяет своих предшественников, а в чем-то отличается от них. Дети по-прежнему плохо едят и не любят умываться, но при этом ярко проявляют свои учебные умения. Вы не согласны с этим? Каким должен быть воспитатель младшей группы? В чем трудности работы с малышами? Что лучше: работать только с детьми одного возраста или взяв малышей, сопровождать их до школы?
Содержание:
  1. Часть 1 Малыши и малышки
  2. Куда пропал детский смех?
  3. Новые горизонты и старые проблемы
  4. Движение - их жизнь
  5. Основы человечности
  6. Часть 2 Размышления о воспитателе
  7. Здесь не должно быть хмурых лиц
  8. Адаптация к возрасту
  9. Малышовая специализация

 

 

 

 

Система наблюдений за ребенком необычайно ценна для педагога. Только наблюдая за ребенком, видишь его в изменении, в личных проявлениях и можешь выбрать из огромного арсенала педагогических средств то, что нужно именно ему. До тех пор пока мы не научимся наблюдать за ребенком и пользоваться механизмами наблюдения, мы не сможем в полной мере создать и реализовать для него индивидуальную образовательную программу. К сожалению, мы не слишком наблюдательны. Почему?
Раньше воспитатель больше беседовал с родителями, бывал в семье. Эти беседы давали много информации о воспитании ребенка. С этими фактами можно было работать и поддержать его развитие в детском саду. Сегодня среди разнообразных форм общения с родителями подобных форм нет. Аукционы, клубы, совместные праздники, чаепития не предполагают разговора о конкретном ребенке, об узнавании этого ребенка.
Возможно, следует говорить о профессиональной усталости педагогов, о так называемом «профессиональном выгорании». Или о социальных условиях, не очень уважительном отношении к труду педагогов со стороны всех структур, в том числе государственных, социальных, финансовых. Эти вещи печальны. Но, несмотря на это, в своих профессиональных программах мы должны больше внимания уделять наблюдению.
Мои взгляды на сегодняшних детей складываются из того, что я вижу в различных детских садах, где мне приходится бывать. Я узнаю, как они играют, как общаются с воспитателем, как ведут себя в разные моменты жизни. Каждые четыре года детские сады принимают новых воспитанников. В чем-то они повторяют своих предшественников, а в чем-то они другие. Я попробую обобщить свои наблюдения и ответить на вопрос, какие они, сегодняшние дети.

Часть 1 Малыши и малышки

Куда пропал детский смех?

По моим наблюдениям малыши стали меньше смеяться. Заливистого, звонкого смеха малышей не слышишь. Возможно, они стали более сдержанными в своих эмоциях. А возможно, нет ситуаций для проявления радости. Сейчас во всех возрастных группах детских садов созданы хорошие условия для индивидуального развития детей. Но над чем ты сам с собой будешь смеяться? Всегда нужен кто-то, с кем ты можешь подурачиться, поиграть вместе.
Раньше можно было наблюдать больше занятий, на которых малыши много хохотали. Сегодня на занятиях они по большей части трудятся, ярко проявляя учебные умения, внимательно слушая воспитателя.
Малыши серьезны, собраны, но подурачиться, повеселиться, попрыгать, проявить детскую непосредственность, присущую возрасту, они не могут. Взрослый не всегда пытается найти повод для радости, для переживания, для чувства удовольствия от смеха вместе. Мы нагрузили детей разными развивающими играми, которые пробуждают интеллект ребенка, но не побуждают его веселиться. Возможно, и взрослый стал мало играть с малышами именно в игры, где ребенок может над чем-то посмеяться. Вспомните смешного цыпленка с картинок Сутеева, который залез в трубу и стал черным. С одной стороны, он запачкался, а с другой стороны - это очень комичное, почти цирковое превращение. Дети увидели это и засмеялись.
Как можно вернуть смех? Например, используя подвижные игры, где можно быстро-быстро прибежать к воспитателю и спрятаться от опасности. Дети должны веселиться вместе, скакать, выражать свои чувства, вместе переживать радостные события.

Новые горизонты и старые проблемы

Становятся ли малыши более умными? Трудно сказать. Я часто наблюдаю маленьких детей, играющих с пазлами. Они делают это столь совершенно и стремительно, что это вызывает удивление: как они умеют и окинуть взглядом всю картинку целиком, как бы увидеть все поле своей деятельности и найти место каждому маленькому кусочку. Причем младшие дети могут собрать и очень маленькую и очень большую картинку. Малыши смело осваивают и бытовую технику.
Но они так же плохо едят. Так же плохо держат ложку и вилку. Да и культура еды у них хромает. Они не любят осваивать культурно-гигиенические навыки. Хотя, казалось бы, это должно войти в кровь и плоть. Чисто человеческие умения, из которых складывается защита здоровья ребенка, они как были, так и сохраняются на невысоком уровне.
Сегодня редко можно видеть ситуацию, когда малыши проявляют теплое отношение к игрушке, качают куклу, укладывают ее спать. Раньше это можно было увидеть во многих группах. Приходишь к малышам: кто-то обязательно сидит, прижав к себе пупса, и что-то ему поет.
Сегодня они играют в конструктор Лего, пазлы, с песком, водой, рассматривают картинки. Они играют в те игры, где кукла особенно и не нужна. Наверное, в чем-то они копируют наше отношение, и нам надо подумать, так ли часто мы обнимаем ребенка, ласковы ли мы с ним, поем ли ему наши любимые песни. Известно, что родители очень редко поют колыбельные песни и ребенок засыпает под магнитофон.

Движение - их жизнь

Детская малышовая непосредственность не так ярко присутствует в современных малышах. Не знаю, теряем ли мы что-то и что придет на замену? Конечно, груз информации, который получают современные дети, увеличился. Это ощущаем на себе и мы, взрослые.
Возможно, за счет этого они теряют свою живость, хотя так же, как прежде, любят шалить, драться, бегать.
Сегодня культура движения, физическая культура в детских садах перекладывается на плечи специалиста. Воспитатель, сбросив этот груз, надеется на то, что на физкультуре дети побегают, подвигаются, а он более основательно будет заниматься интеллектуальным развитием. Но ребенку нужно двигаться не только час в неделю. Ему важно и водить хороводы, и побегать, и покружиться. Гуляя в Таврическом саду, я наблюдала за малышами на игровой площадке. Чем они хотели заняться? Очередь из малышей стояла на карусели и качели. Матери растаскивали их, а они рвались туда и пытались сесть на заветное место. Мы стремимся сделать детей думающими, знающими, но что-то, наверное, за счет этого у них отбираем и они не проявляют живости и непосредственности в той мере, как нам хотелось бы.

Основы человечности

Мне кажется, что основы человечности должны быть заложены в младшем возрасте, когда ребенок тонко чувствует и воспринимает окружающий мир. А воспоминания, основанные на свежих чувствах, очень хорошо проявляются в дальнейшем. Многие воспитатели говорят о том, что если в младшей группе ребенок был очень добрым, отзывчивым, то таким он остается и в старшем возрасте. А если ребенок уже в младшей группе недоброжелательно проявлял себя, то это затруднит его дальнейшее общение с миром.
Задача воспитателя создать условия, поле деятельности, чтобы ребенок проявлял себя добрым, милосердным, умеющим поддержать, помочь. Воспитателю малышовой группы нужно непременно обращать внимание на человеческие качества детей - желание погладить игрушку, пожалеть малыша. Хорошо, если воспитатель сам владеет этим и может по-хорошему заразить детей. Сегодня многие воспитатели малышовых групп хорошие игротехники. Они очень сильны в преобразовании различных программ интеллектуального развития ребенка, развивающих игр, но не человеческих проявлений, к сожалению. Не всегда человеческие умения поддерживаются администрацией детского сада.
Воспитатель слышит: «Почему ваши дети плохо рассказывают?» А то, что дети чутки и восприимчивы, ценится не очень.

Часть 2 Размышления о воспитателе

Здесь не должно быть хмурых лиц

Воспитатель в младшей группе должен быть улыбчив, здесь не должно быть хмурых лиц. Ты должен выражать доброжелательность, спокойствие, надежду, а не раздраженность и неудовольствие. И это должно проявляться в движениях, взгляде, жестах. Должен быть взрослый, проявляющий максимальное внимание к ребенку, заинтересованность, умение услышать, хорошее душевное состояние. Малыши очень ранимы. Их быстро можно обидеть и в то же время они быстро восстанавливаются, забывают обиду, возвращаются в гармоничное состояние, они не накапливают обиды. Воспитатель младшей группы должен понимать свою ответственность за то, что любым своим действием он может ранить малыша.
И в то же время понимать, что все поправимо.

Адаптация к возрасту

Как правило, педагоги берут младшую группу после выпуска подготовительной. Поэтому в первые дни работы с малышами каждому воспитателю очень трудно. Малышовая группа в начале года становится полем эксперимента, как для детей, так и для воспитателей. У детей идет адаптация к детскому саду и к педагогу, а у воспитателя адаптация к детям. Воспитатели порою просто не понимают, что и как делать с детьми, какими приемами и средствами нужно пользоваться в работе с ними. А решить эти вопросы нужно быстро. Порой отношения между детьми и педагогами устанавливаются только к концу года.
У нас очень хорошо разработаны методики работы со старшими детьми. А вот методика работы с малышами во многом страдает. Может быть, в образовательном учреждении стоит чаще устраивать совместные встречи и семинары педагогов младшей и выпускной групп. Это один из путей передачи опыта работы с маленькими детьми.

Малышовая специализация

В детских садах есть тенденция, что на малышовых группах работают профессионалы воспитания малышей. Они не передвигаются по возрастным ступенькам к подготовительной группе, а каждый год принимают новых детей. Я не знаю, плохо это или хорошо.
С одной стороны, наверное, хорошо. Человек знает, как управляться с этим возрастом. С другой стороны, он тоже хочет видеть рост своих детей и, может быть, не стоит лишать его возможности меняться самому, приобретать новые профессиональные умения и способности и видеть, какие изменения происходят с детьми.
Терпение и результативность
Чем меньше ребенок, тем сложнее получить от него результат. Если я работаю с малышами, то профессионально должна быть готова к тому, что результат у детей проявится не через день, не через два, и не через три. А вдруг, внезапно, день на 15 или на 16, а возможно, и позднее. Вот это умение ждать, верить в то, что ты все делаешь правильно и у ребенка все обязательно проявится, это труднее, чем сейчас задать ему программу действий и тут же увидеть результат.
Если ты не видишь конкретный результат, то это вызывает душевный дискомфорт. Такой труд психологически сложнее. Согласитесь, приятно знать, что это я научила ребенка, только раз сказала, а он все тут же сделал. В этом есть самоудовлетворение. Ты себя подпитываешь, ты чувствуешь себя успешным. Так бывает в работе со старшими детьми. А там, где маленькие, я этого не вижу, я могу только верить в себя, верить в ребенка: он зреет, он постепенно копит. Вот это состояние ожидания: не нервничать, знать, что твои педагогические средства обязательно проявятся в ребенке - это трудное состояние.
Есть мнение, что педагог-профессионал нужен в подготовительной группе, а на младшей нужна хорошая няня. Но хорошей няней быть тоже трудно.

Татьяна ШИЛЕНОК, г. Санкт-Петербург


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c17/79
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/79
старший дошкольный
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?