Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Демакова И. Корчаковская прививка от равнодушия


Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2003 г., № 2
После Второй Мировой войны в различных странах возникали сообщества людей, желающих изучать и развивать наследие Януша Корчака. В 1978 году (в год столетия со дня рождения Януша Корчака) корчаковские группы из многих стран объединились и громко заявили о себе как о международном корчаковском движении. В 1991 году к этому ряду стран присоединилась и Россия. Отличительной особенностью Российского общества Януша Корчака было то, что сразу же рядом с уже взрослыми и умудренными опытом и знаниями специалистами - педагогами, психологами, художниками, врачами - активное участие в его деятельности стали принимать молодые люди, студенты и даже школьники... Мощным очагом этой активности стал Международный молодежный центр (ММЦ) Российского общества Януша Корака. О его деятельности и о том, как в международном корчаковском сообществе растут и образуются люди, этот рассказ.
ВСЛЕД ЗА СТАРШИМИ

Презентация ММЦ состоялась 18 декабря 1991 года на физфаке МПГУ. Первые годы деятельности ММЦ - время сплочения студентов разных вузов, пришедших в Российское общество Я.Корчака "на ясный огонь" трагической судьбы великого педагога, его идей, пришедших вслед за талантливыми и яркими взрослыми, составившими первое поколение новой общественной организации страны - Российского общества Януша Корчака.
Собравшись под зеленым корчаковским флагом с золотым клевером, в 1991-1992 годах студенты делали первые шаги к Корчаку, постигали педагогику человека с внимательным взглядом детского врача, бесстрашием близкой дистанции с ребенком, трезвым и уважительным отношением к детям, ироничной манерой общения с ними. В 1991 году студенты впервые увидели потрясающий фильм А.Вайды "Корчак". В 1992 - участвовали во Всемирном слете молодежи, посвященном памятному дню - 50-летию со дня гибели Януша Корчака в Треблинке. В эти годы студенты прочли книгу "Как любить ребенка", отрывки из Дневника, познакомились с корчаковской интеллигенцией Польши и Израиля, Австрии и Голландии, Швейцарии и Франции, Бельгии и Бразилии, США и Германии. И именно в эти годы они начали в свободное время приходить к детям в больницы и детские дома.

ПОИСК СВОЕГО ДЕЛА

Заметим, что работа с детьми вовсе не была жертвой, потому что никто не собирался отказываться от того, что называется "студенческая жизнь". Первые молодые члены ММЦ (теперь все называют их просто "корчаки") часто встречались, обожали валять дурака и смеяться до слез, пить вино и петь песни под гитару, влюбляться и писать стихи, путешествовать, обрастая друзьями и единомышленниками в Киеве, Петербурге, Курске, Казани. Но одновременно шел поиск Дела, которому было не жалко посвятить молодые годы. С 1993 года таким Делом стал детский интеграционный корчаковский лагерь "Наш Дом" для детей-инвалидов и здоровых детей из детских домов, многодетных, полных и неполных, благополучных и неблагополучных семей. Дело оказалось замечательное, новаторское, полезное.

"ИНТЕГРАЦИОННЫЙ КОТЕЛ"

Лагерь "Наш Дом" - интеграционный. Ежегодно он собирает под своей крышей примерно 100 детей: маленьких и взрослых, детей-инвалидов и здоровых детей из детских домов, многодетных, полных и неполных семей; детей из малоимущей прослойки населения (в том числе из семей безработных) и из семей "новых русских"; детей с проблемами в обучении и общении, не принятых школьными педагогами, и прекрасно успевающих детей; детей 3-х рас, 15 национальностей и 4-х стран в возрасте от 5 до 17 лет. Не менее специфичен вожатский состав. В лагере работают вожатые из России, Украины, Голландии, Германии, США и Швейцарии - активные участники корчаковского движения в своих странах. Они волонтеры, работающие добровольно и бесплатно; студенты педагогических и других вузов, молодые педагоги, социальные работники, психологи, переводчики, актеры, музыканты, инженеры, проявляющие большой интерес к проблемам детей-инвалидов и сирот. Десять летних лагерей были организованы в Таганроге, Евпатории, Судаке, Солотче Рязанской области, г. Пущино Московской области, Пасейве в Голландии, Луге Ленинградской области, Светлогорске Калининградской области, Мстере Владимирской области, восемь зимних - в Москве и Московской области. В восемнадцати лагерях провели каникулы более полутора тысяч детей.
Каждый лагерь был по-своему интересен и по-своему труден. Но все они, с первого до последнего, построены на единых идеях и принципах, на идеях корчаковской гуманной педагогики. Речь идет об идеях самоценности детства, о правах ребенка, о диалоге между взрослыми и детьми как доминанте их взаимоотношений, о прощении как основном принципе педагогической деятельности, об отношении к ребенку не как к абстрактной фигуре, а как к конкретному человеку со своей реальной жизнью.

ВОЖАТЫЕ "НАШЕГО ДОМА": ПОИСК СВОЕГО МАРШРУТА

Вожатский состав лагеря "Наш Дом" - международный коллектив. В основном, это активные участники корчаковского движения в своих странах, волонтеры, работающие добровольно и бесплатно; студенты педагогических и других вузов, молодые педагоги, социальные работники, психологи, переводчики, актеры, музыканты, инженеры, проявляющие интерес к проблемам детства. Создание международной команды вожатых - сложная задача, которую приходится решать руководству лагеря. Заметим, что в "Нашем Доме" руководство носит мягкий, недирективный характер, оно осуществляется через создание гуманной атмосферы, организацию диалогового взаимодействия, содружества детей и взрослых в разнообразной деятельности.
Работа с вожатыми осуществляется в течение года: ежемесячно для вожатых-москвичей проводятся сборы, на которых обсуждаются актуальные проблемы работы вожатого, вожатые из других городов и стран находятся в постоянной переписке, используя для этого современные средства электронных коммуникаций. При подготовке лагеря вожатые берут на себя выбор места его проведения, переговоры с владельцами баз отдыха, договоры с официальными представителями социальных служб, подготовку проектов и участие в конкурсах грантов, планирование деятельности лагеря (разработка календарных планов и других документов, переговоры с родителями и т.д.). Работа с вожатыми очень интенсивно ведется руководителем лагеря во время его проведения.Это и ежедневные вожатские планерки, и посещение "семейных" мероприятий (в лагере взрослые и дети живут "по семьям" - обычно двое вожатых (юноша и девушка) и разновозрастная компания ребят), и индивидуальные консультации.
Главный педагогический метод руководителя лагеря в работе с вожатыми - отказ от их опеки и, с другой стороны, помощь каждому вожатому в определении своего особенного маршрута в лагере, проходя которым каждый вожатый имеет возможность импровизировать, отклоняться от маршрута, но все равно проходить его весь. Речь идет о принципе свободы в совместно построенном пространстве. В педагогическом плане главными задачами является обучение работе с детьми, формирование рефлексии, запуск механизмов понимания и организации коммуникаций. Самое важное в этих процессах - бережное отношение к энергии поиска каждым педагогом (даже в рамках единой команды) своего направления, своего стиля общения с детьми, своего почерка, постоянное пробуждение со стороны руководителя азартного интереса к опыту коллеги, создание творческой атмосферы, всемерное поощрение каждого участника воспитательного процесса за творческую находку. Вершина творческого процесса - собирание и издание материалов педагогических наблюдений, отражающих общую работу (сегодня в архиве лагеря более 1000 страниц - это тексты общелагерной газеты-дневника "Дни нашей жизни" (40 выпусков), газеты "Парламентский вестник", семейных газет, сценарии видеофильмов, стихи, написанные слепыми и зрячими детьми, рисунки, фотографии и т.д.

СРЕДА-ПРОСТРАНСТВО - СЕТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО

О том, что происходит в лагере, можно говорить по-разному: о воспитательной среде, о воспитательном пространстве... Сегодня мы добавляем новый аспект разговора - сетевое воспитание или воспитание в сети.

Что такое сеть?

1) Сеть - не среда и не пространство, это связи, которые в этом пространстве возникают между участниками общей деятельности.
2) В сети между людьми носятся электронные письма. Деловые письма рассылаются по сотне адресов, чтобы все были в курсе происходящего.
3) В сети трещат телефоны, когда нужна не только информация, а живой милый голос, по которому соскучился. В такие минуты финансовые проблемы отступают, и на возгласы типа: "Ну, хватит болтать, это ведь так дорого звонить из Нью-Йорка, Амстердама, Дрездена, Берна, Киева, Санкт-Петербурга, Курска, Казани, Перми..." - в ответ слышишь одно и то же: "Плевать!"
4) Сеть - это систематические деловые встречи, на которых обсуждается план работы будущего лагеря, идет подготовка традиционных встреч корчаковской молодежи.
5) Сеть - это и "неделовые" встречи: дни рождения, свадьбы, рождение детей, крестины, концерты, приезды "корчаков" из других городов и стран.
6) Из сети люди не уходят навсегда: рано или поздно они приезжают, приходят, пишут, звонят кому-то из тех, кто сегодня принял на себя ответственность за узы.
7) Сеть создается тогда, когда много или очень много людей хочет общаться. Она возникает, если каждый из желающих общаться готов стать точкой в системе рукотворных, но невидимых и неочевидных, существующих виртуально гирлянд. Символически это можно представить так: люди (не важен возраст, раса, национальность, вероисповедание или отсутствие принадлежности к конфессии и т.д.) - стоят на расстоянии друг от друга. В руках у каждого горящая свеча. Вот в руках у человека свеча догорела и погасла, и нужно время, чтобы он мог взять другую свечу, зажечь спичку, удостовериться, что огонь разгорелся... Пока все это происходит света однако не убавляется, потому что в это время уже зажигаются новые свечи - это появились новые участники сети...
8) Педагогические сети - социальные, но они похожи на биологические, а каждый участник напоминает нейрон, нервную клетку, имеющую собственную активность, узелок, который необходим, чтобы сеть не расплелась...
9) Описать сеть можно с помощью понятий "точка в сети" (человек как субъект сети) и "связи между точками".
10) Создавать связи очень трудно. Сохранять их - еще труднее. Связи в сети создаются не спонтанно, а вполне осознанно. Они создаются "под идею". Поэтому в самом начале процесса создания социальной сети нужны люди, всерьез "заболевшие" этой идеей и способные "заразить" ею других. Мы берем идеи у Корчака.
11) Наша сеть - педагогическая. Специфика ее в том, здесь очень сильны воспитательные задачи и воспитательные мотивы педагогов. Главная задача педагога - создание условий для обеспечения успешности процесса развития личности ребенка. Одним из условий является педагогическое, то есть осмысленное и систематическое, использование возможностей воспитательной среды и создание на основе ее освоения воспитательного пространства - пространства развития каждого ребенка.


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/164
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/164
Корчаковское сообщество
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?