Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Лобок А. Избыточность - как минимальное условие вероятности


Организация культурно-информационной среды (КИС)в школе Вероятностного образования
Содержание:
  1. Электронный путеводитель
  2. ВТОРАЯ ИПОСТАСЬ ПЕДАГОГА

С точки зрения вероятностного образования та совокупность предметов, книг и других информационных источников, в диалоге с которыми может строиться образовательный процесс, призвана выполнять роль авторской микромодели культуры.

Эта среда принципиально избыточна по отношению к тем или иным сознательно формулируемым обучающим задачам, она существенно превышает те или иные учебные потребности и возможности учеников и учителей.

Первая задача культурно-информационной среды - выступать моделью избыточности самой человеческой культуры, но в данном случае – это специально подобранная, организованная избыточность.

Как избыточность, так и специальная организация культурно-информационной среды необходимы для того, чтобы позволить осуществлять образования как процесс свободного путешествия ученика и учителя по пространствам этой среды, непрерывно развивающейся за счет деятельности детей и педагогов.

По сути своей это библиотека, но библиотека в широком смысле слова.

БИБЛИОТЕКА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ

1. Это библиотека, включающая в себя множество смыслонесущих предметов - множество избыточных предметных факторов, которые обычно в школе сводятся до минимума. «Смыслонесущий» характер предметов КИС означает то, что у предметов формируется «шлейф» эмоциональной истории, каждый предмет обрастает своими легендами, своей мифологией.

Задача библиотечной каталогизации этой предметной среды предполагает постепенное описание и каталогизацию личных смыслов, связанных с теми или иными предметами. Процесс такого рода эмоционального аннотирования предметной средыважная образовательная деятельность в пространстве Вероятностное образование (деятельность, осуществляемая совместно педагогами и учениками).

Предметная среда Вероятностное образование нарастает стихийно – пространство, в котором происходит образовательный процесс, постепенно обрастает множеством избыточных предметных подробностей. У этой среды нет определенного автора – есть множество «авторов», привносящих и оставляющих в этой среде те или иные предметы.

Процесс личностного аннотирования и каталогизации этой предметной среды – важный образовательный проект.

2. Это библиотека, включающая в себя множество личных и коллективных архивов, накапливающихся в течение многолетней образовательной деятельности того или иного класса (детско-учительского коллектива) – архивов на бумажных (учебные листы – метки прошедших уроков; детские авторские тетради), фото, аудио, видео и электронных носителях.

Прежде всего – это архив меток, с помощью которых зафиксированы те или иные вероятностные траектории образовательного процесса в данном классе и создаваемый на основе этого архива каталог деятельностей. У каждого класса – своя образовательная траектория и своя индивидуальная образовательная история. И, соответственно, свой деятельностный архив.

Возможен диалог архивов (специально выстроенный методологически и образовательно)

3. Это культурно-информационная библиотека на бумажных, электронных, видео и аудио носителях – постоянно расширяющаяся модель «большой» культуры. Что из этого следует?

* Библиотека Вероятностного образования всегда имеет авторство. В ней, конечно, присутствует элемент стихийности и коллективного авторства, и, все же, фигура Библиотекаря в ней принципиальна. Библиотекаря, формирующего библиотеку с опорой на собственное суждение вкуса.

* Библиотека формируется не как нечто единое на всю школу, а как сумма авторских библиотечных модулей – на один или несколько классов.

* Каждый модуль находится в открытом доступе.

* Библиотечное пространство каждого модуля (модель каталога), набор книг, способы их размещения в пространстве модуля – все это глубоко индивидуализовано. Каждый модуль развивается по своей траектории и имеет свой, персонализованный каталог.

* Кроме того происходит каталогизация всей библиотеки как совокупности модулей.

* Деятельность каталогизации, упорядочения и расстановки КИС в каждом модуле – важнейшая образовательная деятельность

* Важнейшая образовательная программа – программа исследовательских путешествий в «чужих» модулях.

* Принципиально важно, что модули носят не тематический характер.

* Педагог-организатор КИС Вероятностное образование (Библиотекарь ВО) формирует (в диалоге с учащимися!) свою авторскую библиотеку как структурное подразделение общешкольной, постоянно обсуждая с учащимися основания и философию отбора и расстановки книг, вовлекая учащихся в деятельность рефлексии по этому поводу.

* По мере образования новых библиотечно-образовательных модулей и открытия новых КИС-студий (КИСок) возникает необходимость и возможность построения диалога между модулями, возможность «кроссмодульных» и «трансмодульных» путешествий.

МОДЕЛЬ КАТАЛОГА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Каталог КИС строится как непрерывно расширяющийся диалог личных взглядов на элементы этой среды. Создание каталога является одновременно содержанием и результатом (непрерывно изменяющимся) совместного (детей и взрослых) исследовательского движения по КИС (и ее каталогизации). Любой элемент КИС может явиться предметом авторского аннотирования как со стороны как взрослых, так и детей. При этом возможно создание разных систем индивидуальных маркеров (оснований для каталогизации). На какой-то ступени начинается диалог аннотаций, спор аннотаций, а так же диалог авторских маркировочных систем.

Аннотирующее (диалогическое) движение по КИС – это и есть образовательная модель, модельная основа Вероятностного образования.

 

Элементы базовой маркировки:

 

1. Книга (автор, название), CD-ROM, аудио или видеопленка

2. Месторасположение (модуль, стеллаж, полка)

3. Группа индивидуальных маркеров (постоянно расширяющаяся). Каждый ребенок или взрослый имеет право предложить свой маркер как основу упорядочения и каталогизации библиотеки. Например, расположить книги по размеру (при этом очень скоро возникает содержательный вопрос: а как определить размер книги? Исходя из количества страниц? Из толщины? Внешней величины фолианта? Веса? Количества печатных знаков? – понятно, что все это разные основания и разные схемы упорядочения. Понятно так же, что это вполне исследовательский проект.

4. Группа опирающихся на предложенные индивидуальные маркеры индивидуализированных каталогов (индивидуальные «библиотеки в библиотеке»)

5. Постепенно расширяющаяся группа участников того или иного «маркерного проекта»

6. Индивидуальные аннотации – на любой элемент КИС. Диалог аннотаций.

7. Коллективные рейтинги элементов КИС

8. Экспертиза аннотаций и рейтингов

Правом задавать свою систему каталогизирующих маркеров (в любом количестве), писать аннотации на любой элемент КИС (и в любом количестве) и принимать участие в составлении коллективного рейтинга обладает любой участник образовательного процесса.

Право экспертизы делегируется лишь представителям «взрослого» мира.

 

Электронный путеводитель

Интерактивный путеводитель, позволяющий вступать в виртуальный диалог с библиотечным пространством и строить множество авторских моделей каталогизации библиотечной среды (множество виртуальных личных библиотек), а так же создавать множество аннотаций на каждую книгу или другой информационный носитель.

Каждый создатель личной виртуальной библиотеки создает свою систему маркеров, свою систему упорядочения и каталогизации (свою систему расстановки книг или других информационных носителей по виртуальным полкам).

На каждую книгу может оказаться написано множество аннотаций; каждая книга может оказаться «членом» множества личных виртуальных библиотек.

Важно, чтобы любая книга, описываемая и каталогизируемая в виртуальном библиотечном пространстве, существовала в реальности – в открытом библиотечном доступе.

Кроме того создается видео-, аудио и электронный архив модельных практикумов и семинаров как культурно-избыточная среда педобразования (библиотека практикума). Создаются архив модельных «образовательных событий» для педагогов с электронным путеводителем и интерактивная библиотека самообразования.

ВТОРАЯ ИПОСТАСЬ ПЕДАГОГА

Быть педагогом Вероятностного образования – это значит обладать высокой гибкостью и динамичностью в открытом диалогическом взаимодействии как в детском, так и в профессиональном педагогическом сообществе. Педагогу вероятностного образования необходимо уметь организовывать свою деятельность как в урочном, так и во внеурочном пространстве.

В первом случае он ориентирован на формирование новой образовательной предметности в формальных границах урока. Во втором случае он выступает как организатор избыточной культурно-информационной среды (и соответствующей этой среде взросло-детской деятельности) в заведомо внеурочном пространстве. Причем он пытается представить эту деятельность как целостную общеобразовательную – ведь работа с неким достаточно обширным и специально формируемым культурно-информационным пространством – это и есть по сути «общее образование».

Таким образом, педагог вероятностного образования может существовать в нескольких ипостасях:

- внутри предметно-урочного содержания, «взрывая» его течение теми или иными вероятностными ходами (и простраивая возможность вероятностного диалога со стандартным учебным содержанием)

- за пределами предметно-урочного содержания, моделируя и описывая те или иные открытые образовательные среды, создаваемые во взаимодействии и в диалоге с ребенком.

При этом педагог-организатор культурно-информационной среды – это не «вспомогательный персонал», а педагог непосредственно, поскольку организация и упорядочение (непрерывное) культурно-информационной среды есть мощный образовательный процесс. Педагога, берущемуся за такую роль, нужно быть готовым по крайней мере к следующему:

- к проектной работе по упорядочиванию хаотически расползающейся деятельности (проблема каталогизации и упорядочения образовательной деятельности вероятностного типа); к систематизирующей работе с дневниками образовательной деятельности, с меточными листами и т.д.

- к необходимости видеть в систематизации и каталогизации разрастающейся культурно-информационной среды (сначала – чужой, затем – своей) образовательный проект. Этот проект осуществляется как совместная детско-взрослая деятельность и выступает как форма образования для детей и форма педобразования (и просто образования) для взрослых;

- к парадоксализующей работе с учебниками: к технологии превращения стандартизованных учебников в вероятностные модели;

- к формированию психологического доверия к своей интуиции;

- к ценности «ошибочного» (работа на доверие к своей ошибке);

- к особой логике этапов образовательного процесса: провокация – работа с откликами – движение по вероятностной траектории – простраивание целостности post festum (рефлексия и теоретический анализ);

- а также обладать достаточной психологической защитой.

Литература

1.      Балабан М.А. Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков

2.      Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. – М.: Изд-во политической литературы, 1991. – 416 с.

3.      Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1979. - 288 с.

4.      Возрастные возможности усвоения знаний. Под ред. Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В. – М., Просвещение, 1966. – 444 с.

5.      Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 480 с.

6.      Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.

7.      Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986

8.      Дольто Ф. На стороне ребенка. – С-Пб.: Петербург-ХХI век, 1997. – 528 с.

9.      Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова, М.И. Лисиной. – М., 1978. – 163 с.

10.    Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1980. – 168 с.

11.    Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2х тт. Т.1. – М., Педагогика, 1982, с.242-476.

12.    Крайг Г. Психология развития. С-Пб., 2000.

13.    Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1988.

14.    Лобок А.М. Подсознательный Маркс. Екатеринбург, 1993.

15. Лобок А.М. Антропология мифа. Екатеринбург, 1996.


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/19
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/19
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© shperk & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?