|
-
«Ключи от счастья детского» называлась одна из статей Соловейчика. Пожалуй, так могла быть озаглавлена любая из его работ. Но со временем стало заметнее, что тема эта может быть воспринята из любой его книги и обратным образом: как разговор о тех «ключах» к общей нашей жизни, которые хранятся «младшим миром».
-
Утром 26 апреля Татьяна Викторовна Бабушкина погибла в автодорожной катастрофе под Москвой. Наша страна потеряла одного из последних великих отечественных педагогов. ...Её никто бы не решился назвать «учёным» – но для крупнейших учёных-исследователей она была важнейшим равноправным собеседником. Татьяна Викторовна не столько создавала, сколько намечала еле уловимые методики из сцепляющихся и разбегающихся приёмов, её бытовой разговор мог вдруг приобретать черты точной философской речи, всё изобретаемое ею дышало и передавалось из рук в руки, и, вроде бы, не должно было приобретать чёткого и устойчивого облика. Опыты, наблюдения, практика работы, приёмы, взгляды, оценки, выводы Татьяны Бабушкиной выглядят завершающим дополнением в том радикальном пересмотре дидактики младшего возраста, который был осуществлён в нашей стране в последней четверти двадцатого века.
-
Задачи системы образования не только в том, чтобы обучить ученика основам технологии и культуры, но и в создании моста между интимным миром ребёнка и публичным миром общества с целью гармоничного баланса между ними. Стремление педагогов сделать обучение публичной, широко обсуждаемой деятельностью детей имеет свои «подводные камни». Публичное в его прямой форме губительно для души, которая не может прочитать его смыслы и становится беззащитной перед обществом. Именно интимное образует координаты духовного роста.
-
Статья Василия Сухомлинского о его отношении к идеям и педагогическому наследию А.С. Макаренко. Написана в 1967 г., впервые была опубликована лишь в 1989 г.
-
1.«Очень часто один и тот же метод приводит к прямо противоположным результатам. У ребёнка, перекормленного родительской любовью, любое ˝внушение˝ вызывает протест, установка границ - желание их нарушить. Но тот, кто был обделён внимани...
-
Цель проекта: организация полноценного воспитательно-образовательного сотрудничества школы с семьями её учащихся для совместного выявления и решения сложных социально-педагогических проблем как семьи, так и школы. Методология: школьно-семейное хозяйственно-организационно-культурное проектирование с реализацией проектных решений «в материале» (не только на бумаге и на презентации) и с объективным сквозным оцениванием образова-тельных результатов участия школьников в проектной деятельности (по пред-метным дисциплинам и по компетентностям). Об опыте реализации проекта см. в статье. Ширман М., Симакин А., Халимов Я. «Школа-Семья». Реализация проекта в 1988-2006 гг.
-
В статье представлен опыт реализации проекта, связанный с организацией сотрудничества школы с семьями её учащихся, в том числе через школьно-семейное хозяйственно-организационно-культурное проектирование. Об общем замысле проекта см. в статье Ширман М. О проекте «Импульс». Проектные предложения «Школа-Семья».
-
Задача состоит в том, чтобы все дети обнаружили у себя качества действующего человека, ценили их, сохраняли, демонстрировали другим, чтобы последние могли действовать аналогично… Теперь ребёнок выполняет «учебное задание» уже не для взрослого, а от желания совместно действовать со своими товарищами. В это время он напряжённо внимателен к другим и к качеству своей работы. В этом и состоит переход знаний и умений от одного ребёнка к другому.
-
Каждый из авторов этого номера описывает одну из современных образовательных практик, обсуждает возможные условия их осуществления. Собранные вместе эти описания представляют читателю широкую панораму мира альтернативного образования. Большая часть описываемых проектов направлена на поиск путей построения образования с опорой на личный опыт, интерес, личностный смысл участников. Да и сами эти проекты, чаще всего, являются результатом инициативы конкретных людей, желающих выстроить жизнь вокруг себя (и, соответственно, образование) несколько по-иному. Для инициаторов, авторов, участников этих феноменов важно, чтобы окружающая жизнь становилась и средой, где происходит образование, и собственно предметом изучения, а затем и изменения. В большинстве описываемых практик вокруг них формируются социокультурные сообщества, которые и являются основными носителями ценностей, педагогической средой, ресурсом поддержки дальнейшего существования и развития этих явлений.
-
22 выпуска журнала за эти годы были посвящены подростковой педагогике. Не стоит подробно описывать проблемы, с которыми сталкиваются взрослые, имеющие дело с подростками, как в школе, так и вне её стен. Чаще всего подростковый возраст - это время противоречий, раздирающих самого подростка и противопоставляющих его остальному миру. Прежде всего, миру взрослых. Взаимное непонимание порождает взаимное неприятие, взаимное неприятие выстраивает стену между двумя поколениями. Порой эта стена превращается в баррикаду. Но есть взрослые, которые находят в себе силы, желание, умение, перейти на другую сторону этой стены, НА СТОРОНУ ПОДРОСТКА, и начинают вместе с ребятами выстраивать свой мир, в котором взрослые и ребята - не враги, а друзья, вместе делающие общее дело, если и не абсолютно понимающие друга друга, то, по крайней мере, стремящиеся к пониманию, мир в котором только и может по-настоящему расти и взрослеть подросток. В этот период журнал выходил регулярно и был доступен по подписке. А статьи журнала выкладывались в интернете на сайте www.altruism.ru, созданном Михаилом Кордонским.
|