|
-
Статья Василия Сухомлинского о его отношении к идеям и педагогическому наследию А.С. Макаренко. Написана в 1967 г., впервые была опубликована лишь в 1989 г.
-
Журнал «На путях к новой школе» 2001-2005: проект «На стороне подростка» 22 выпуска журнала за эти годы были посвящены подростковой педагогике. Не стоит подробно описывать проблемы, с которыми сталкиваются взрослые, имеющие дело с подростками, как в школе, так и вне её стен. Чаще всего подростковый возраст - это время противоречий, раздирающих самого подростка и противопоставляющих его остальному миру. Прежде всего, миру взрослых. Взаимное непонимание порождает взаимное неприятие, взаимное неприятие выстраивает стену между двумя поколениями. Порой эта стена превращается в баррикаду. Но есть взрослые, которые находят в себе силы, желание, умение, перейти на другую сторону этой стены, НА СТОРОНУ ПОДРОСТКА, и начинают вместе с ребятами выстраивать свой мир, в котором взрослые и ребята - не враги, а друзья, вместе делающие общее дело, если и не абсолютно понимающие друга друга, то, по крайней мере, стремящиеся к пониманию, мир в котором только и может по-настоящему расти и взрослеть подросток. В этот период журнал выходил регулярно и был доступен по подписке. А статьи журнала выкладывались в интернете на сайте www.altruism.ru, созданном Михаилом Кордонским.
-
Каждый из авторов этого номера описывает одну из современных образовательных практик, обсуждает возможные условия их осуществления. Собранные вместе эти описания представляют читателю широкую панораму мира альтернативного образования. Большая часть описываемых проектов направлена на поиск путей построения образования с опорой на личный опыт, интерес, личностный смысл участников. Да и сами эти проекты, чаще всего, являются результатом инициативы конкретных людей, желающих выстроить жизнь вокруг себя (и, соответственно, образование) несколько по-иному. Для инициаторов, авторов, участников этих феноменов важно, чтобы окружающая жизнь становилась и средой, где происходит образование, и собственно предметом изучения, а затем и изменения. В большинстве описываемых практик вокруг них формируются социокультурные сообщества, которые и являются основными носителями ценностей, педагогической средой, ресурсом поддержки дальнейшего существования и развития этих явлений.
-
В данной статье автор рассуждает о вине за сложившуюся в современной России общественно-политическую ситуацию. Автор приходит к выводу, что только принимая на себя лично часть такой вины, можно по мере сил пытаться изменить ситуацию. В статье поднимаются вопросы альтернативного образования, свободы личности, идеологии и открытости.
-
Возобновив в 1989 году выпуск журнала «На путях к новой школе», мы предоставляем страницы журнала тем, кто всерьёз строит новую школу – порой в самых трудных и неблагодарных обстоятельствах.
-
Журнал «На путях к новой школе» 2001-2005: проект «На стороне подростка» 22 выпуска журнала за эти годы были посвящены подростковой педагогике. Не стоит подробно описывать проблемы, с которыми сталкиваются взрослые, имеющие дело с подростками, как в школе, так и вне её стен. Чаще всего подростковый возраст - это время противоречий, раздирающих самого подростка и противопоставляющих его остальному миру. Прежде всего, миру взрослых. Взаимное непонимание порождает взаимное неприятие, взаимное неприятие выстраивает стену между двумя поколениями. Порой эта стена превращается в баррикаду. Но есть взрослые, которые находят в себе силы, желание, умение, перейти на другую сторону этой стены, НА СТОРОНУ ПОДРОСТКА, и начинают вместе с ребятами выстраивать свой мир, в котором взрослые и ребята - не враги, а друзья, вместе делающие общее дело, если и не абсолютно понимающие друга друга, то, по крайней мере, стремящиеся к пониманию, мир в котором только и может по-настоящему расти и взрослеть подросток. В этот период журнал выходил регулярно и был доступен по подписке. А статьи журнала выкладывались в интернете на сайте www.altruism.ru, созданном Михаилом Кордонским.
-
Как альтернативным школам (или же просто школам «не совсем таким, как все») удаётся взаимодействовать с окружающим миром: и ради открытости школы к партнёрству с другими организациями, и ради попытки помочь детям применять на практике то, что они изучают в школе, и ради взаимодействия подростков с окружающим миром? Помогает или мешает открытость? Как выживают педагогические практики в социальном пространстве? Статьи это выпуска журнала так или иначе связаны с таким кругом ключевых вопросов
-
В далеком 1918 году в Чите Иннокентий Николаевич Жуков придумал и развернул удивительную по своей увлекательности игру для детей 10-14 лет. "Эта игра, едва лишь прикоснувшись к могучей силе природы в душе ребенка, сразу же развернулась в игру детей в масштабах города" В 1922 году в фантастическом проекте Жуков выдвигает 12 тезисов в пользу создания при Наркомпросе штатной должности Робинзона Крузо.
-
Известной 116-ой одесской ФМШ уже нет на педагогической карте Украины, остались лишь воспоминания тех, кто был причастен к жизни этого уникального сообщества. О том, "как это было" рассказывает выпускник 116-ой, наш постоянный автор, педагог и журналист Михаил Кордонский.
-
13 июля 1989 года во Всероссийском лагере "Орленок" состоялась встреча комсомольцев с известным педагогом-публицистом Симоном Львовичем Соловейчиком. Тогда Соловейчик, отвечая на один из вопросов, сказал, что на то, чтобы школа изменилась, потребуется 75 лет. Прошло больше 14 лет. Хватит ли оставшихся 60, чтобы воплотить те идеалы, о которых шла тогда речь?
|