Как первоначальная «клеточка», «росток» ШДК складывалась, наполнялась жизнью из множества разнородных источников и тенденций. Смысловые акценты у каждого из первых «подвижников ШДК» были заметны свои. Их общий замысел был переполнен противоречиями: но ведь именно умение понимать и выдерживать противоречия, из которых соткана жизнь, провозглашалось здесь в качестве важнейшей задачи обучения.
Так вспыхнул этот общенациональный исследовательский проект, не похожий по своему характеру ни на один из предшествовавших. Школу диалога культур ожидала и своеобразная судьба. Классы и школы ШДК практически никогда не создавались только на базе собственной концепции; они всегда складывались в сочетаниях, в диалоге с иной педагогической практикой, с опытом, интересами и убеждениями тех людей и школ, которые за неё брались. Характер распространения методов и идей диалогистов оказался подобным, «изоморфным» самой их концепции, стал нечаянным воплощением мысли о возможности продуктивного диалога разных педагогических культур.
Очень немногие остались верны задачам целостного воплощения замыслов ШДК. Но множество учителей и школ вели своё профессиональное дело в «диалоге с диалогом культур»; а огромный массив идей, методов, описаний, присущая учителям-диалогистам энергия, острота заявляемых проблем и их многоплановость, оригинальность решений и неожиданность результатов позволяют считать линию диалогического образования едва ли не самым ярким экспериментальным направлением прошедших двадцати лет.
Полезные ссылки:
Сайт Центра "Диалог культура XXI" -- активное действующее сообщество Школы диалога культур и наиболее полная библиотека по теме.
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/13/2 - работа Сергея Юрьевича Курганова, посвящённая изучению истории в 5-6 классах.
http://www.zarplata.ru/a-id-13722.html - статья о ШДК.
http://community.livejournal.com/dialogical_edu/ - Cообщество "Dialogical Education" в Живом Журнале